Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>

Персональные штурманские странички

          

СТРАНУ УМЕЛИ ЗАЩИЩАТЬ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Моя профессия – офицер военно-морского флота. Моя флотская служба, которую полюбил раз и навсегда, продолжалась 36,5 календарных лет. 4,5 года служил на надводных кораблях, 8,5 – на подводных лодках командиром БЧ-1 и флагманским штурманом дивизии, 19 лет преподавал в военно-морских учебных заведениях, был начальником штурманских кафедр. Занимался подготовкой будущих офицеров корабельной службы. Почти ежегодно назначался старшим руководителем штурманской практики курсантов. Участвовал в походах на учебных и боевых кораблях с заходом в иностранные порты, такие как Рио-де-Жанейро, Сьенфуэгос, Гавана, Латакия (дважды), Шербур, Ливорно, Конакри, Хельсинки, Берген, Стокгольм. Уволился в запас в возрасте 57 лет. Продолжаю трудиться и поныне по своей штурманской специальности в военно-морском НИИ. Автор 12 книг. Пишу о своих командирах, с которыми довелось вместе ходить в учебно-боевые походы. Не о себе, а о них пишу. Пишу также о командующих и флагманах, с кем проходилось встречаться на выходах в море.
Мне посчастливилось быть штурманом на флагманском корабле Северного флота крейсере «Октябрьская революция», которым командовал замечательный офицер капитан 1-го ранга А. Г. Палехин. Он в 1941 году окончил Московский энергетический институт, получил диплом инженера-электрика, но поработать по специальности ему не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Был призван в ВМФ. Краснофлотец Палехин с винтовкой в руках защищал Севастополь в составе 25-й Чапаевской дивизии, потом в звании лейтенанта с 1942 года проходил службу на действующем Северном флоте. Был химиком в составе Карской (на острове Диксон), затем в Новоземельской, Печенгской военно-морских базах, а закончил войну старшим лейтенантом, начальником химслужбы на линкоре «Архангельск».
У А. Г. Палехина было огромное желание продолжить службу на кораблях Северного флота по командной линии. И ему удалось эту мечту осуществить. Пройдя все ступеньки служебного роста, он стал командиром крейсера «Октябрьская Революция». Он гордился своей принадлежностью к офицерам флота и, благодаря высокой работоспособности, организованности, умению работать с людьми, ставить интересы службы выше всех других, сумел первым в ВМФ сделать боевой корабль отличным. К нему с уважением относились командующие флотом адмиралы А. Т. Чабаненко и С. М. Лобов, высоко ценили его как талантливого командира и умелого воспитателя личного состава крейсера.
В море, во время учебно-боевых походов, исполняя обязанности вахтенного штурмана, я много раз докладывал обстановку на навигационной карте своему командиру и флагманам. Так или иначе, приходилось сталкиваться и общаться со многими проверяющими и наблюдающими из штаба флота – выдающимися профессионалами военно-морского дела. Для меня, молодого офицера, уже одно нахождение среди них, заслуженных, опытных, умудренных жизнью и прошедших войну офицеров и адмиралов было настоящей школой жизни. Тогда я не знал, что, например, адмирал С. М. Лобов, будучи капитан-лейтенантом и командиром эсминца «Резвый» в апреле 1946 года доставлял советскую делегацию на международный трибунал в Токио. Не знал, что старшие лейтенанты О. М. Мачинский и В. С. Бабий несколько часов находились в студеной воде Баренцова моря после того, как торпеды немецкой подводной лодки потопили эсминец, который шел в охране союзнического конвоя, и выжили, победили смерть.
Во время моей учебы на Классах, слушателем которых я был в 1959/1960 годах, моим командиром был начальник штурманского факультета ВОЛСОК ВМФ капитан 1-го ранга В. П. Морозов. Уже много позже я узнал, что он участвовал в советско-финской войне в 1939–1940 годах, буквально с первого дня Великой Отечественной войне и до марта 1945 года находился на командирском мостике боевых кораблей Северного флота, возглавлял 6-й дивизион тральщиков, ставший Краснознаменным. Он участвовал в войне с милитаристской Японией. Более 130 тысяч миль прошел В. П. Морозов в водах Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, охраняя союзные и внутренние конвои. Его имя вошло в историю Северного флота. Он остался в моей памяти как командир с твердым характером и как человек высокой культуры и интеллигентности. О его военных подвигах я рассказываю в этой книге, используя материалы военно-морского архива и записные книжки В. П. Морозова, сохранившиеся в его семье и переданные мне во время работы над этой книгой.
В Краснознаменном 6-м дивизионе было 10 тральщиков-«амиков». Это были хорошие американские корабли, переданные Советскому Союзу по ленд-лизу. Командиры изо дня в день водили свои корабли в боевые походы. Не обошлось без потерь: три тральщика («Т-114», «Т-118» и «Т-120») погибли при конвоировании судов. Вечная слава и память краснофлотцам, старшинам, мичманам и офицерам, погибшим в Карском море!
В поисках свидетелей трагических событий в Карском море я «вычислил» капитана 1 ранга в далёкой отставке В. А. Дементьева, с которым вместе проходил службу в Калининградском ВВМУ. Он был командиром БЧ-1 на тральщике «Т-120», а его командиром был капитан-лейтенант Дмитрий Лысов, имя которого присвоено построенному в 1973 году тральщику проекта 266М ДКБФ. Однако мы, сослуживцы В. А.Дементьева, не знали о его боевом героическом прошлом. По прошествии 70 с лишним лет мы ныне готовы с микроскопом разыскивать живых участников Великой Отечественной войны! А где были раньше? В нашем училище, к сожалению, даже стенда «Участники Великой Отечественной войны» не было…
И послевоенная биография В. П. Морозова – боевое траление на Тихоокеанском и Черноморском флотах, служба в Главной инспекции Вооруженных Сил и в системе военно-морских учебных заведений заслуживает глубокого уважения и исторического признания.
Благодарю свою судьбу, что в трех дальних походах я участвовал вместе с ветераном Северного флота адмиралом В. В. Михайлиным, который во время войны командовал Краснознаменным тральщиком «Т-110". Он по-отечески относился к курсантам и с большим желанием рассказывал о своей военной молодости. Я переписывался с адмиралом, когда он был уже в отставке. Он прислал свои воспоминания о боевых походах на Северном и Тихоокеанском флотах. Это уникальные исторические сведения!
После окончания ВОЛСОК ВМФ я получил назначение командиром БЧ-1 на подводные лодки с баллистическими ракетами. Выходил в море с командирами-подводниками, которые участвовали в боевых походах ещё во время войны.
Многие не понаслышке знают Героев Советского Союза адмирала флота Г. М. Егорова, вице-адмирала А. И. Петелина, контр-адмирала Л. Г. Осипенко, а так же кавалера пяти орденов Красного Знамени вице-адмирала Я. Н. Глобу, первого командующего 3-й флотилией атомных подводных лодок вице-адмирала Г. Л. Неволина, контр-адмиралов И. Л. Пархомюка, С. С. Хомчика, В. В. Горонцова... Для флота – это легендарные люди, которые не только защищали страну во время войны, но и создавали новый океанский ракетно-ядерный флот.
Написал я в книге и о командирах-подводниках, которые воевали с гитлеровцами на сухопутном фронте. Это контр-адмирал В. В. Юшков, капитаны 1-го ранга Б. А. Караваев, А. А. Шейченко, капитан 2-го ранга А. Д. Мосичев.
Б. А. Караваев был моим первым командиром на подводной лодке. С ним я прошел много тысяч подводных и надводных миль. Для меня он был настоящим командиром, а в последствии стал другом. Борис Александрович – участник войны с милитаристской Японией.
В книге рассказано о командирах-подводниках, которые служили под флагом адмирала флота Егорова и которых я лично хорошо знал, неоднократно выходил с ними в море.
Мне довелось быть в подчинении у вице-адмиралов Г. Л. Неволина – подводника Тихоокеанского, Балтийского флотов, первого командующего 3-й флотилией атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения Северного флота, В. С. Пилипенко, во время войны катерника Черноморского флота, Героя Советского Союза, Г. Ф. Степанова, в те огненные годы – штурмана тральщика. С ними мне довелось пройти десятки тысяч морских миль.
Ещё в курсантские годы в Тихоокеанском военно-морском училище имени С. О. Макарова встретился я с командирами-фронтовиками. Это был сам начальник училища контр-адмирал А. Д. Баринов, во время войны – флагманский артиллерист Северного флота. Начальником нашего курса был капитан 1-го ранга П. К. Олейник – флагманский артиллерист Новороссийской ВМБ. Штурманские кафедры возглавляли капитаны 1-го ранга А. В. Николаев – штурман эсминца «Вице-адмирал Дрозд», капитан 1-го ранга И. П. Шпицберг – начальник гидрографической партии на Новой Земле. Преподаватели тоже в большинстве были участниками Великой Отечественной войны. Одним из них был капитан 3-го ранга (впоследствии капитан 1-го ранга) Михаил Савельевич Усвяцов.
Их имена не могут быть забыты. Они учили нас защищать Родину, вкладывали свой труд в становление и развитие самого мощного за всю историю России Военно-Морского флота.
В процессе работы над книгой я много времени провел в Центральном военно-морском архиве, перелистывая толстые папки персональных единиц хранения, связывался с родственниками героев моей книги, которые любезно предоставляли мне фотографии из семейных архивов и сохранившиеся, если они были, дневники военных времен. За оказанную поддержку и вдохновляющую помощь при написании книги автор выражает глубокую благодарность вице-адмиралу Г. Л. Неволину, контр-адмиралу И. А. Семенову, доктору военных наук капитану 1-го ранга Н. Н. Неронову, капитанам 1-го ранга А. С. Борцову, В. А. Ганину, А. Ф. Зенькову, Н. И. Леденеву, А. Л. Лифшицу, В. А. Михальскому, В. П. Рыкову, В. В. Старожицкому, Ю. Г. Хлыпале, капитанам 2-го ранга И. Б. Караваеву, М. Ю. Смирнову, капитан-лейтенантам М. А. Тимченко, А. И. Шарову и Е. А. Шейченко.
Благодарю Е. В. Бабий, Ж. П. Ганееву, С. Е. Григорьеву, А. Н. и Н. Н. Зиновьевых, А. А. Лучко, А. И. Сергееву, С. Е. Урбанович, В. Е. Филиппова.
Отдельная благодарность моим внучкам – студенткам Елене и Екатерине Касумовым за оказанную помощь при работе на компьютере.

 

К ЧИТАТЕЛЯМ

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2016 GodCom&shturman