ШТУРМАНСКИЙ ПУТЬ
Желание стать офицером подводником закладывалось у меня еще до поступления в училище. И большую роль сыграл в этом фильм «Добровольцы», где была показана сила человеческого духа. Во время учебы в училище появился загадочный ореол бунтаря героя – подводника, непризнанного государством, но существовавшим в легендах. Рассказы о командире подводной лодки С-13 капитане 3 ранга Маринеско довершили свое дело, на четвертом курсе обучения был направлен на практику в Полярной - подводные лодки 4 эскпл СФ. Многое было на той практике непонятно, особенно то, что касалось службы – сидение офицеров в команде сутками и «годковщина», с которой боролись все, но которая оставалась. Ореол, который звучал в речах бывалых офицеров, стимулировал дальнейшую учебу и желание служить на подводных лодках Северного флота. Далее стажировка, и там судьба свела тогда еще с капитан-лейтенантом Н.Пахомовым, в дальнейшем командир бригады пл, командующий Беломорской военно-морской базы, вице-адмирал. Он дал жизненный пример в отношении к делу, если хочешь чего-то добиться, то этому надо отдавать себя всецело, а так-же я впервые увидел офицера флота который не брал в рот спиртного, что по тем временам было невероятно, но это в дальнейшем и повлияло на мою жизнь.
В 1976 году, закончив высшее военно-морское краснознаменное училище имени С.М.Кирова был направлен служить на 4 эскпл г.Полярный. Первыми словами, которыми я был встречен знакомыми офицерами, переступив КПП были:
«Вот и случилась мечта идиота
И стал он лейтенантом флота…»
Они были обидны и содержали горькую иронию. В дальнейшем не раз убеждался над бесправностью и невозможностью офицеров, проходящих службу на эскадре уйти со службы. Только через невероятное количество грубых проступков – пьянки с невыходом на службу, десятки судов офицерской чести могли освободить человека от святой обязанности службе по защите Родины – уволиться в запас.
Мой первый командир - капитан 2 ранга Г.Щербаков, умница и матершинник, но не простой матершинник, а высочайшего класса - в языке его мат был песней, встретил меня простыми русскими словами «Лейтенант е… твою мать». Если вспомнить книгу А.Покровского «72 метра», то это была своеобразная не похожая на современных командиров плеяда офицеров, не только умеющих материться, но и не боящихся принять решение и взять ответственность на себя. Своей придирчивостью и требовательностью, порой переходящей в манию преследования он научил меня быть грамотным и высокообразованным офицером. Его неожиданно каверзные (по причине разнообразности) вопросы по специальности заставляли еще глубже изучать ее, что в дальнейшем мне и позволило выделяться из среды своих товарищей по училищу.
Экипаж Б-853, которым он командовал, был сплоченным и дружным. За год до моего прихода, экипаж прошел годовую автономку и был представлен уникальными офицерами – прекрасно знающими свое дело, такими как, командир БЧ-5 старший лейтенант В.Половинкин (доктор наук, профессор, капитан 1 ранга запаса), командир БЧ-1 старший лейтенант П.Кузнецов, знающий наизусть все электрические схемы штурманских приборов (затерялся на просторах Советского Союза) командир БЧ-3 лейтенант Н.Кожедуб и другие. Уровень подготовки личного состава, высочайший. В течении месяца сдал на допуск к самостоятельному дежурству по подводной лодке и получил допуск к самостоятельному управлению рулевой группой. Во многом быстрой сдаче на допуска повлиял тот факт, что матросы знали устройство подводной лодки так хорошо, что электрик мог показать трюмно-балластную систему, а моторист рассказать о канализации главного тока так же профессионально, как и электрик. В таком экипаже быть малограмотным офицером, значит подвергнуть себя насмешками со стороны всего личного состава. Придирчивость командира и его привычка обвешивать офицеров по поводу и без повода взысканиями сделала «прививку» к ним на всю жизнь. Каждый офицер получал в течении дня по несколько взысканий за все мелочи службы, начиная от внешнего вида, замечаниями по приборке и кончая такими банальными, как - «проспал». Повезло мне и тем, что первые два месяца я провел в море (пл обеспечивала испытания системы дальней связи), что позволило освоить свои обязанности и уверенно нести штурманскую вахту. Потом ремонт в п.Тиват и десятимесячная автономка. Эта автономка многому научила, особенно дала большую астрономическую практику - определяли место при каждом удобном случае, 3-4 раза за ночь и даже подход к берегу осуществляли только по астрономии, соблюдая превыше всего скрытность плавания. После этого похода я полностью поверил в себя, поверил, что стал полноценным штурманом. Помогло и то, что на протяжении десяти месяцев при смене вахты было заведено задавать сменщику пять вопросов, на которые он должен был ответить при сдаче вахты. Этими, на первый взгляд мелочами, проверялась общая эрудиция и стимулировалась моя штурманская подготовка.
Единственно, что было отрицательным в службе - это полное отсутствие выходных дней, за два года службы их было три дня, заболел – вот и получились выходные, а так же так называемый ненормированный рабочий день, который заканчивался после 23.00 и оставалось только идти в гости к таким же как и ты сам холостякам офицерам. Это отношение сказалось и на моей личной жизни, даже на мою собственную свадьбу меня не отпустили, чтобы жениться пришлось совершить грубый проступок – не выйти на службу.
Следующая подводная лодка Б-435 (в настоящая время находится в составе военно-морских сил Украины) дала мне практику ремонта штурманских приборов. Если на Б-853 я занимался «бумагами», то теперь ремонтом материальной части. Подводная лодка готовилась идти в средний ремонт на КМОЛЗ в г.Кронштадт. И мне пришлось убедиться на практике обоснованность сроков ремонтов – все начало ломаться. Выходили в море с одним исправным компасом, а приходили на другом, отремонтированном. Эта ремонтная подготовка в дальнейшем мне очень пригодилась, когда был назначен начальником отделения технических средств навигации гидрографической службы Черноморского флота. В продолжении освоения техники много добрых слов отношу и своему бригадному инструктору электрику штурманскому мичману Д.Лозенко, который своей дотошностью в работе и каверзными вопросами стимулировал мою любознательность в изучении техники. Но последовал перевод на Б-59 и очередная уже только восьмимесячная боевая служба. Удивительное положение – в то время, на 4 эскадре подводных лодок, боевая служба 2-3 месяца и менее считалась прогулкой. В «боевой счет» шли автономки продолжительностью более полугода. Самое замечательное умение, что я получил во время службы на Б-59, это была «плановая работа» под руководством одного из лучших командиров подводных лодок г.Полярный капитана 2 ранга Субачуса Антанаса-Альгидраса Иозофовича. Если практика службы на эскадре состояла в том, что вечером после доклада командира пл командиру соединения мы узнавали о том, чем надо было заниматься в течении рабочего дня и мы начинали (до 23.00 в лучшем случае) аврально вкалывать, то Субачус научил меня плановой работе.
Б-59. Боевая служба, Средиземное море |
---|
Плавание в районах, где радионавигация по своим характеристикам работала ненадежно, в секторах неуверенного приема сигналов секторных радиомаяков навсегда приучила штурманов 4 эскадры анализировать свои определения места, постоянно проверяя свое счисление и при каждом удобном случае определять место по звездам. Тот, кто этого не делал, навсегда «прославил» себя стомильными невязками и вошел в историю штурманской службы. Боевая служба окончательно закрепила мою астрономическую подготовку, проштудированный учебник «Морская астронавигация» Р.А.Скубко был проверен на практике и позволил в дальнейшем держать себя «на равных» с преподавателями ВСОК ВМФ на учебе в 1982-1983 г.г.
Учеба на ВСОК это целая страница в жизни. В 1982 году, «встав» в средний ремонт на КМОЛЗ в г. Кронштадт, я погрузился в сложную «ремонтную» жизнь. Насколько позволяло время, интересовался жизнью Балтийских подводников, уровнем их подготовки. Что поразительно отличало их от нас Северян, это уверенность в постоянстве жизни. Если наша жизнь была связана с постоянными командировками и переездами, то они (так-же как и Черноморцы) жили оседлой размеренной жизнью. Несколько по другому относилось к ним и командование: отсутствие постоянных оргпериодов и посиделок до полуночи. Наличие выходных, после службы в Полярном – было сказочным подарком, а возможность ходить в театр – воспринимались как сказки Шехиризады.
Если оценивать уровень штурманской подготовки, то благодаря многочисленным и длительным океанским походам уровень штурманской подготовки у «северян» был существенно выше.
В восьмидесятых годах на ВСОК была собрана замечательная плеяда преподавателей, фанатиков своего дела, отзывчивых и требовательных к нам слушателям. В отличии от обучения в Военно-морской академии, где к нам по первому году обучения относились как к студентам, на ВСОК с самого начала преподаватели относились к нам как к коллегам-штурманам. Они готовили на, как свою замену. Домашние задания были трудны и многочисленны, летучки проводились каждый день и иногда даже по три в день. А сколько контрольных работ и зачетов. Высочайшая эрудиция преподавателя (офицера подводника) капитана 1 ранга В.Власова позволяла объяснять ему инерциальную навигацию на пальцах, а законы гироскопа остались в памяти на всю жизнь. Никогда не встречал лучшего преподавателя по морским средствам навигации. Умение держать аудиторию в напряжении и снимать напряжение только одной фразой делало его всеобщим штурманским любимцем. Профессиональная увлеченность кап 1 ранга В.Михальского притягивала, и каждый из нас выполнял для него целый комплекс расчетных работ. ВНОСовская работа учила нас осуществлять первые шаги в научной работе, учила правильно делать выводы и излагать их на бумаге. С благодарностью вспоминаю это время и горжусь тем, что я, благодаря их работе со мной, стал преподавателем такого прекрасного учебного заведения как Высшие специальные офицерские классы.
Окончание в 1983 году и направление для дальнейшей службы на Север – флагманским штурманом 161 бригады подводных лодок (первого соединения подводных лодок Северного флота) стала для меня самым трудным и очень ответственным этапом моей службы.
Офицеры штаба 161 брпл. День ВМФ г.Полярный 1985 год |
---|
Флагманский штурман исполнял обязанности не только свои, но и в отсутствии начальника штаба брал на себя его работу. Сложность работы флагманским штурманом была потому, что несмотря на то что я закончил ВСОК, меня и моих товарищей учили быть грамотным штурманом, в нас вливали знания устройства и эксплуатации техники, забывая, что мы готовились в будущем быть офицерами штаба - управлять штурманской службой соединения и работать на КП штаба соединения. Как таковой работы в штабе соединения нас ни кто и не учил. Пришлось начинать с нуля. С благодарностью вспоминаю командира бригады капитана 1 ранга В.Мохова, который своим личным примером показал, что должен представлять из себя офицер штаба. Он был и первый штурман на соединении, и первый акустик и даже первый механик. Когда после неудачной четырехчасовой дифферентовки подводной лодки, когда все «механические силы», включая Зам по ЭМЧ эскадры опустили руки, он указал причину и как ее устранить. Через час лодка была удифферентована.
Чтобы занять свое место в штабе пришлось много работать. И как показала моя практика, только на третий год исполнения обязанностей я стал полноправным флагманским штурманом соединения, стал авторитетом с которым уже считались и старшие товарищи у которых я учился будучи лейтенантом. Служба на Севере была на износ. Как следствие этой работы (я еще дополнительно к обязанностям ФШ исполнял в полном объеме в течении 10 месяцев обязанности начальника штаба бригады), болезнь и необходимость переменить климат на более южный.В 1987 году был назначен дивизионным штурманом первого соединения подводных лодок Черноморского флота (475 однпл 14 дпл). Самостоятельная работа без опеки, без лишней дерготни и ночных сидений позволила в течении полугода поднять штурманскую службу на высокий уровень (и постепенно восстановить утраченное здоровье). Командиру соединения капитану 1 ранга А.Луценко понравился опытный требовательный флагманский штурман, который занялся обучением всех, все плавание взял под свой контроль. Это не могло остаться незамеченным и главным штурманом ЧФ капитаном 1 ранга Б.Кучиным, великолепным организатором и требовательным офицером. Через год я был направлен в академию, которую и закончил 1991 году. По возвращению смена рода деятельности – был назначен начальником отделения эксплуатации технических средств навигации гидрографической службы, что позволило с другой стороны взглянуть на штурманскую службу. Освоение этой новой должности дала мне много преимуществ перед другими штурманами в дальнейшем. Я изнутри, а не на бумаге увидел организацию навигационно-гидрографического обеспечения. Работа с новыми документами и в вышестоящем штабе потребовали и другого уровня штабной культуры. Необходимо было разрабатывать документы и по эксплуатации морских средств навигации и по боевой подготовке. В разработке документов нельзя не отметить большую роль в моем обучении уметь писать штабные документы капитана 1 ранга Курочкина Л.Е. Он всегда требовал краткости написания – каждое предложение должно состоять из 6-8 слов. Это требование отточило стиль, умение ясно выражать свои мысли. Любимое его выражение – пиши лапидарно. Это было то, чему почему то не учат ни в одном учебном заведении – умение кратко составить справку доклад, разработать неустановленный различными правилами документ... Служба на трех флотах, знание руководящих документов и особенностей театров плавания позволили проявить себя и здесь. Но связь со штурманской службой никогда не обрывалась.
Возвращение в штурманскую службу произошло в 1995 году. Совместная с Главным штурманом Черноморского флота капитаном 1 ранга Б.Кучиным в течении 4 лет работа на кораблях привела к закономерному назначению меня на должность его заместителя. А не прошло и года я был назначен Главным штурманом Черноморского флота – начальником штурманской службы.
Главные штурмана Черноморского флота, выпускники ВСОК ВМФ капитаны 1 ранга Гарматенко С.И. и Мальцев В.С. |
---|
Очень ответственная должность требовала как минимум 12 часового рабочего дня, да и дома приходилось заниматься вопросами организации штурманской службы, беря уходя со службы с собой «задание на дом». В результате были разработаны четыре частных наставления штурманской службы, которые положили начало восстановлению утраченных позиций штурманами. За ними последовали директивы штаба флота по организации послепоходового анализа, подготовки к осенне-зимнему периоду. Из-за высокой служебной загрузки наставления по штурманской службе и другие директивы штаба флота в большей мере писались в море или ночами дома, днем в рабочее время времени на эту работу не хватало. Должность Главного штурмана никогда не была кабинетной, она требовала проводить работу с людьми на кораблях, обучать и контролировать штурманскую подготовку офицеров постоянно и тем более в море. Этому способствовал и заместитель командующего ЧФ вице-адмирал Г.Сучков, который и сам не любил сидеть в кабинете и как только в море выходила одна из подводных лодок сам шел на выход и с собой «забирал» группу офицеров, в которой практически постоянно был и я.
Просматривая свою служебную деятельность я хочу отметить, что на мой взгляд только служба на трех флотах позволила мне получить высокий кругозор (не книжный) и исполнять качественно все должности. Она мне позволила внести в штурманскую службу Черноморского флота лучшие элементы штурманской службы Северного и Балтийского флотов, позволила на практике создать систему штурманской подготовки. А исполнение должности главного штурмана заставила задуматься о том, что уровень подготовки современного флагманского штурмана должен позволять разбираться в управлении разнородными силами, а это за собой влечет то, что он должен выходить в море на различных кораблях постигая тактику действия их классов на деле, а не по книгам. Тем более, что деятельность офицера штаба на КП соединения противолодочных кораблей или на КП соединения подводных лодок это полная противоположность: различное оружие, разная тактика действий сил и разная оперативная нагрузка. Служба только на надводных кораблях или подводных лодках даст только менталитет – подводника или надводника.