ОХ УЖ ЭТА ТЕХНИКА. А МОЖЕТ МЫ?
Я очень люблю смотреть фильмы о мореплавателях и просто о моряках. И если обывателя больше интересует любовная интрижка главного героя или результат дуэли какого-нибудь пирата с благородным доном, то меня всегда привлекала техническая сторона вопроса. Как наши предки не боялись выходить в открытый океан, как находили путь к одиноко расположенному острову? Как и на основании чего составлялись первые навигационные карты? Как выглядели первые навигационные приборы? Иногда такая возможность появлялась, и тогда для меня фильм был интересен, несмотря на посредственную игру актёров. Если этого не было, то горечь сожаления долго не покидала меня. Ведь представьте себе, как мог Христофор Колумб несколько раз пересечь Атлантический океан туда и обратно, не имея почти никакого навигационного обеспечения? А кругосветное плавание Фернандо Магеллана? Вернулись не все, но ведь вернулись! Представьте себя на их месте. Какими знаниями надо было обладать, чтобы днём по Солнцу определять долготу места, а ночью по Полярной звезде - широту. Всё это наносить на карту, которая была составлена непонятно кем, по описаниям якобы очевидцев, и продолжать плавание в никуда.
В те времена технический прогресс сильно зависел от мореплавания. Золото, картофель, пряности, чай, а затем кофе – вот далеко неполный перечень товаров, с которыми Европа познакомилась благодаря морским мечтателям и авантюристам. Прогресс влиял и на оснащение кораблей. Появились магнитные компасы, лаги, секстаны, вполне приличные навигационные карты. Появилась наука первые военно-морские учебные заведения. Сейчас уже мало кто знает, но первым светским учебным заведением в России была Навигацкая школа, где готовили морских специалистов.
Прогресс в морском деле влиял и на другие отрасли знаний. Требовалось знать и прогнозировать погоду изучать богатства океана, строить порты, обживать побережье. Словом, на смену землепроходцам - одиночкам шли «заряженные» на работу люди. Они с собой свои правила жизни, иногда воевали с соседями, отстаивали своё право на жизнь на освоенных территориях.
Я горжусь тем, что на каком-то этапе мне довелось поучаствовать в этом процессе. Хотя все территория на момент моего первого выхода в море уже были поделены между разными государствами, но технический прогресс не останавливался ни на минуту изобретали и создавали новую технику. На это работали целые научно-производственные объединения. И ничего, что наша техника была готова работать на предстоящую войну. Свою страну и свой народ тоже надо защищать. А завтра на основе военных разработок можно создать и что-нибудь общедоступное.
Сейчас магазины завалены спутниковыми приемоиндикаторами, металлоискателями. Портативными рациями, эхолотами для моторных лодок. Можно приобрести и портативную радиолокационную станцию. Были бы деньги. А когда-то эти товары были достоянием только Министерства обороны.
Любая техника любит хороший уход и т. ошибок в её эксплуатации. Наш лодочный комплекс состоял из отдельных приборов, связанных функционально, и значительно облегчал работу штурмана. Комплект можно было использовать даже в высоких широтах, где компасы «разбегаются и показывают погоду», ведь везде юг. Было одно «но». Комплекс требовал внимательности при его эксплуатации. К чему может привести банальная ошибка - один выключенный тумблер - и посвящено дальнейшее повествование.
Северный флот, 1977 год. В масштабе флота планируется провести противолодочное учение разно родных сил «Щука-77». Через все районы, где поиск осуществляют подводные лодки, надводные корабли, а также авиация флота, задумано провести ракетную АПЛ, изображающую противника. Мы, получив задание, вышли в море и направились в свой район. Для занятия района нам следовало от острова Кильдин и идти курсом 0, то есть строго на север, и иметь генеральную скорость 12 узлов. Понимая, что в районе поиска мне поспать не удастся, после покладки на курс 0 я прилёг на койку, благо что на нашем проекте она находится в штурманской рубке, и благополучно уснул. На вахту заступил молодой лейтенант. Карта № 12 000 масштабом 1: 200 000 заканчивалась, и молодой лейтенант перешёл на другую карту № И 114 с масштабом 1 : 500 000. Он всё сделал правильно, только не контролировал счисление координат по прибору 6 (он стоял рядом с прокладчиком, и для этого нужно было только повернуть голову). А тумблер приращения ?j на «масштабнике», это прибор 5, был выключен. Кто его выключил, мы так и не выяснили. Но факт остаётся фактом: всё, что лейтенант выставил - не сработало. На автопрокладчике уже стояла другая карта, другого масштаба, а светящийся «зайчик» автопрокладчика, показывающий на карте место подводной лодки, летел по карте масштаба 1 : 500 000 со скоростью масштаба 1: 200 000. Ошибка в месте накапливалась со «страшной» быстротой. Лейтенант бодро доложил в центральный пост о том, что до указанного нам района остаётся совсем немного, и предложил
уменьшить ход. Разобраться спросонья в сложившейся ситуации было делом нескольких минут. Теперь надо докладывать командиру и принимать меры. Дело усугублялось тем, что недавно у нас в экипаже произошла смена командования, и это был первый выход командира с новым для него экипажем.
Честно говоря, я никогда не боялся ответственности в таких ситуациях, считая, что горькая правда лучше всякого вранья. Тем более, у меня к тому времени уже была репутация грамотного штурмана. Новый командир, капитан 2 ранга Никитин В. В., на удивление воспринял случившееся спокойно. Потом, в приватной беседе, он сказал, что мой поступок вызвал у него чувство уважения и уверенности во мне, как «человеке команды». Наверное, это надо учесть всем тем, кто собирается заниматься обманом и подлогом, при этом стараясь сохранять лицо. Практика жизни показала, что от ошибок не застрахован никто, но вовремя признать свои ошибки, когда их можно исправить, дано не каждому. Но в условиях подводной лодки, когда жизнь всех зависит от действий одного, сокрытие правды чревато большой бедой.
Казалось, всё уже позади, ошибка обнаружена, меры принимаются, но здесь прозвучал доклад акустика: - Шум по пеленгу... вариации шумов отсутствуют..., предполагаю — подводная лодка.
Оказывается, вслед за нами развёртывались другие подводные лодки, и одна из них заняла район, в котором мы задержались, сбросив ход.
Представьте ситуацию, в которой мы были бы обнаружены. Доклад командира этой лодки звучал бы так: «Широта... долгота... обнаружена иностранная подводная лодка». Я не знаю, как бы реагировало командование КСФ на такой доклад во время проведения противолодочного учения разнородных сил, но вполне вероятно, что часть сил, а может быть и все силы, задействованные в учении, были бы брошены на «работу» с этой, т. е. нашей лодкой. От такой перспективы у меня похолодело внутри, и я представил, как на ковре у командующего Первой флотилии (дальше меня в силу моей малой значимости не пустил бы) я даю объяснения по поводу срыва учений Северного флота и выключенного тумблера приращения широты ?j. Помните, в фильме «На войне, как на войне», командир полка запрашивает по связи:
- Малежкин, вы почему на связь не выходили?
- Товарищ полковник, я рычажок забыл нажать!
Ну а прозвище мне коллеги придумали бы достойное. К счастью, всё закончилось хорошо. Подводная лодка была на перископной глубине, и командир пытался доложить о занятии района. Нас они не слышали. Свой район мы заняли вовремя, по крайней мере по документам. В назначенном нам районе мы обнаружили кого следует, передали контакт группе эсминцев и вообще стали героями дня. Так иногда бывает. А с техникой надо обращаться аккуратно, и не только с навигационным комплексом.