Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>

Персональные штурманские странички: ЮРИЙ ВЕДЕРНИКОВ

Российское мореплавание на Тихом океане
за триста семьдесят пять лет своей истории.
Хроника судоходства и кораблекрушений,
1639-2014 годы

«... Писать о величии прошлого не имеет смысла
без твердой веры в величие будущего…»

Антон Керсновский,
русский военный историк

Введение
История Дальнего Востока России подходит к своему четырехсотлетнему рубежу - осенью 1639 года русские первопроходцы вышли к берегам Великого океана, положив начала мореплавания в этих водах. Обобщению опыта русского мореплавания в дальневосточных морях и в водах Тихого океана и посвящена данная книга.
Безусловно, мы не являемся первым в изучении русского мореплавания на Дальнем Востоке и в Тихом океане. Многие аспекты были детально изучены до нас, пример чего – комплекс классических работ А.И. Алексеева, посвященных русскому освоению Дальнего Востока и истории Русской Америки. Аспекты русского дальневосточного судоходства во второй половине XIX – начале XX веков отражены в работах В.П. Бянкина, Б.Н. Болгурцева, Р.В. Кондратенко и других исследователей. События Русско- японской войны на море являлись предметом изучения в многочисленных работах множества авторов, равно как предвоенный и военный периоды истории советского Тихоокеанского флота. Послевоенный советский период рассмотрен нами на базе огромного количества источников, в т.ч. и размещенных в интернет-пространстве. Нашей же задачей стало обобщение опыта дальневосточного и тихоокеанского мореплавания России за все 375 лет своей истории.
Периодизация истории дальневосточного и тихоокеанского мореплавания России приведена «в привязке» к социально-экономической ситуации, доминирующей в рассматриваемое время. Материал изложен в хронологической последовательности, и рассмотрен в аспектах торгового судоходства и военного флота, морских промыслов и рыболовства, судостроения и судоремонта, морского образования и научных исследо ваний, аварийно-спасательного дела и работы портов, а с 1970-х гг. и освоения нефтяных ресурсов Охотского моря. Это привело к некоторой мозаичности текста и конспективности его изложения, но и позволило комплексно, спектрально и сравнительно рассмотреть развитие русского, советского и российского мореплавания и морепользования.
В процессе исследования мы применяли термин «тихоокеанская стратегия», осознавая некоторую натянутость его использования, хотя бы и потому, что стратегия требует формализации. Однако под «тихоокеанской стратегией» мы понимаем мировоззренческую позицию, как авторский (исследовательский, если хотите) взгляд на ход и развитие событий.
Отсутствие подробностей при описании кораблекрушений объективно обусловлено как недостатком соответствующей, как правило, архивной, информации, так и невозможностью вместить объем имеемой (пусть и сравнительно небольшой) архивной информации в одну книгу. Полагаем, что архивная работа целесообразна, да и физически возможна по индивидуальному случаю - предмету поиска, и тогда она вполне исполняема. Наша же задача в этом аспекте - через обобщение информации создать предмет приложения сил современных и будущих подводных исследователей.
В данной работе мы несколько изменили своей традиции «подтверждать цифру ссылкой». Приведенные ссылки содержат авторские комментарии тех или иных случаев или подтверждают факты, чье содержание однозначно требует ссылки на источник. Такому положению вещей в немалой степени способствовало и громадное количество использованных источников.
Кратко определим географические рамки работы. Нами собирались и систематизировались данные о судоходстве и кораблекрушениях, имевшие место в «географическом» Тихом океане и Восточном секторе Арктики (до пролива Вилькицкого), а так же в водах Индийского океана, т.е. в «типичном ареале» русских, советских и российских моряков - дальневосточников и тихоокеанцев.
Наименование географических мест и исторические события отражены по правилам написания и исчисления того времени и/или в формате, отраженном в источнике.
В хрониках кораблекрушений рассмотрены случаи гибели иностранных кораблей и судов, случившиеся в современных российских территориальных водах. Исследования судоходства и кораблекрушений на сибирских и дальневосточных реках нами, за редкими исключениями, не производились. Всяческие бедствия с летательными аппаратами не рассматривались.
Полагаем, что материальным воплощением памяти погибших может стать мартиролог кораблей и судов, отлитый в металле и установленный, как элемент ансамбля Морского храма, строящегося во Владивостоке.

Желающим и заинтересованным в общении – e-mail: v2381010@yandex.ru
Юрий Владимирович Ведерников,
действительный член Русского Географического Общества –
Общества изучения Амурского края,
Владивосток, февраль 1986 г. – февраль 2016 г.

 

Прочитать выдержки из книги Ведерникова Ю.В. "Российское мореплавание на Тихом океане за триста семьдесят пять лет своей истории. Хроника судоходства и кораблекрушений, 1639-2014 годы" можно здесь.

 

Возврат на персональную страничку Юрия Ведерникова

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2016 GodCom&shturman