ПРИХОДЬКО Б.Ф. Автографические этюды (штурмансие страницы).
УЧИЛИЩЕ. КУРСАНТСКИЕ ГОДЫ.
Поступил в Тихоокеанское Высшее
Военно-Морское училище им. С.О. Макарова на штурманский факультет в 1956 году
во Владивостоке по комсомольскому набору. Была тогда такая форма работы с
молодежью. Наш комсомольский набор от
школы №1 г. Благовещенска на Амуре состоял из восьми выпускников.
Офицерами выпущены двое, из них один
на флот, второй в ракетные войска. Отсев начался уже на этапе вступительных
экзаменов и затем продолжился до самого выпускного курса. Основными мотивами отчислений из училища были: низкая
успеваемость, отсутствие морских качеств, болезни, недисциплинированность.
Сыграли определенную роль и очередное
сокращение Вооруженных сил в 1959-61 гг. (1.5 млн.), политическая волна борьбы с так
называемой “жуковщиной” и непродуманные
действия по сокращению обычных
вооружений, которые в целом создавали благоприятную почву для усиления
столь негативных процессов. И уходили с военной службы не всегда самые худшие.
Так, “по здоровью” перед самым выпуском ушел мой однокашник по училищу
Тихоступов Виктор Константинович, впоследствии капитан дальнего плавания
Дальневосточного морского пароходства, Герой Социалистического Труда,
получивший эту высокую награду за участие в доставке морем военных грузов в
воюющий Вьетнам. (я проводил его в последний путь в 2008г.)
Особое внимание хочется обратить на
отработанную в училище систему, позволявшую дать будущему моряку комплекс
необходимых для морской службы качеств. Говорю об этом потому, что осознал и ощутил
на себе высокую эффективность этой системы и не понаслышке знаю о современных
проблемах в военно-морском образовании.
Начиналась она сразу при зачислении в
училище с 2-3-х суточных походов на баркасах и морских ялах под парусами и на веслах по заливу Петра
Великого по двухмесячной программе курса молодого бойца в специальном училищном
лагере, находящемся в бухте Миноносок
(залив Славянка). Напряженная физическая и военная подготовка, включавшая в
себя и регулярные 10-километровые марш-броски с боевой стрельбой из карабинов,
с боевым гранатометанием, ежеутренние заплывы были благотворны для молодого
организма физически и дали запас прочности психологический.
После первого курса обучения мы
проходили учебную практику на учебном судне “Тобол”. Это бывшая плавбаза на
угольном топливе дореволюционной постройки. Как шутили моряки, при “красной”
трубе судно развивало ход 6 узлов, а, попав в шторм в Японском море, оно качалось до самого
Петропавловска-Камчатского. На этом судне мы все лето 1957 года “оморячивались” от Владивостока до
бухты Провидения на Чукотке и обратно c заходом во все заливы и порты Дальнего
Востока. Несли штурманскую вахту в специально оборудованном штурманском классе
на 50 человек. Познали прелести работы морских кочегаров у угольных топок и
реальность песенных строк: “На палубу вышел, а палубы нет…”. Проживали в
носовом кубрике с двухярусными койками, на входе в который находился гальюн.
Паровые магистрали проходили через гальюн, поэтому запах мочи ощущался не
только в кубрике, но и мили на две с подветренной стороны “Тобола”. На шкафуте
стояла открытая бочка с солеными огурцами для облегчения борьбы организма
будущего моряка с качкой. Бочки
пополнялись каждые сутки. После этой практики несколько курсантов по
собственному желанию были отчислены на флот для прохождения срочной службы.
“Выжившие” же чувствовали себя на море
уверенней и количество ошибочно выбравших судьбу военного моряка резко
уменьшилось.
После второго курса мы проходили
практику на крейсере “Суворов” в
Советской гавани, где командиром БЧ-1 был капитан 3 ранга Сахаров, с которым
меня судьба повторно свела в 1974 году в ТОВВМУ во время сдачи вступительных
экзаменов в Военно-Морскую академию. Он запомнился мне своей
доброжелательностью и корректностью. Крейсер сделал продолжительный поход с выходом в Тихий океан
и нам впервые выдали нагрудные знаки “За дальний поход” с удостоверениями, что
было предметом нашей гордости и зависти курсантов других факультетов.
После третьего курса практику
проходили на эсминце проекта “56” “Выдержанный”. Эсминец выполнил
несколько боевых упражнений артиллерийским и торпедным оружием, совершил
переход из Владивостока в Петропавловск-Камчатский и обратно.
По окончании практики после каждого
курса мы сдавали экзамены и зачеты на допуск к самостоятельному управлению
боевыми постами, отделениями, командами, группами. Таким образом, прошли все ступени начальной военной службы
от матроса до офицера-командира первичного звена.
Окончил Тихоокеанское Высшее
Военно-морское училище в 1960 году в числе первых. Получил диплом штурмана
надводного корабля, хотя в выпускной аттестации был рекомендован к назначению
на подводную лодку. Да и стажировку после
4 курса прошел на подводной лодке
Камчатской военной флотилии. К тому же будучи на стажировке на подводной лодке, находящейся в
боевом дежурстве и по фактической боевой тревоге вышедшей в океан, “загремел”
на полный срок боевой службы. Командир
ПЛ (номер запамятовал) капитан 2 ранга Жичкин А.В. Если будет возможность, то
этот эпизод изложу подробнее, тем более, что у него было продолжение. Как
показал мой опыт дальнейшей службы, наше
Тихоокеанское Военно-Морское училище им. С.О. Макарова тогда готовило офицеров
к службе на боевых кораблях всех классов
лучше, чем остальные училища:
теоретическая подготовка не уступала, а по моральным и физическим качествам мои однокашники были выше на голову
“рижан”, “фрунзаков” и “ленкомовцев”.
Пусть на меня не обижаются мои друзья - сослуживцы из их числа, это мое
мнение и я не претендую на их оценки.
Оглядываясь назад, я с благодарностью
понимаю и высоко оцениваю труды
командного и преподавательского состава родного училища по выращиванию настоящих военных моряков. А ведь многие из
нас море впервые увидели только во Владивостоке. Училище было для нас родным
домом – оно нас учило, воспитывало, обихаживало, кормило и поило. А
командиры-воспитатели и преподаватели заменили нам родителей и несли на своих
плечах их многотрудные заботы.
Начальник училища – контр-адмирал
Плотников Петр Прокопьевич (затем вице-адмирал) требовательный, подтянутый и
заботливый командир, знавший в лицо каждого курсанта. В 1974 году на одной из
улиц Ленинграда меня по фамилии окликнул пожилой человек в гражданском пальто.
Он поинтересовался моими делами - службой, семьей, здоровьем. Это оказался Петр Прокопьевич. Он давно ушел в запас, но
помнил большинство своих учеников. Память о нем хранится в музее училища и в
наших сердцах.
Командир роты, проведший нас все 4
курса, капитан – лейтенант Третьяков Виктор Павлович. Добрейший человек,
заботливый воспитатель. Бывший чемпион по боксу г. Баку. Судя по габаритам - в
тяжелых весовых категориях. Всюду был с нами, даже сопровождал на поезде в
Совгавань, на пароходе на Камчатку и на курсантских практиках. В конфликтных
ситуациях всегда стоял на нашей стороне. Помню как с железнодорожного вокзала
г. Хабаровска он за свой счет возил нас, курсантов, на такси в аэропорт посмотреть на только
появившиеся реактивные пассажирские самолеты. Добирались мы тогда на поезде до
Совгавани на практику и застряли на 5 часов в Хабаровске. После нашего выпуска
Виктор Павлович с семьей уехал на постоянное место жительства в г. Калининград.
Я назвал только первое и высшее
звено в дружном коллективе наших воспитателей. А между ними находились десятки
таких же заботливых учителей,
командиров, работников
материально – технического и продовольственного
обеспечения. Спасибо Вам!
За 70 лет существования училище
(слово “институт” – совершенно не соответствует предназначению учебного
заведения и режет слух) выпустило около 19 тысяч офицеров, из них – 262
адмирала, 16 Героев Советского Союза, 2 Главнокомандующих ВМФ России, 4
выпускника стали начальниками родного училища. 7-8 ноября 2007 года мы
отпраздновали это событие. Предоставленный мне тост в ходе празднования
торжества я поднял “За командиров курсантских рот!”. На доске Почета с
перечислением знаменитых выпускников
надо написать фамилии этих тружеников-воспитателей!
Выпускники Тихоокеанского высшего военно-морского училища вице-адмирал Конев А.В., адмирал Сиденко К.С., вице-адмирал Приходько Б.Ф. |