Сафронов В.И. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОФИЦЕРАМ
Практические
советы офицерам – как стать высококлассным профессионалом (командиром,
начальником)
1. Как определить круг служебно-должностных
обязанностей и их объём.
Давайте разберёмся
не спеша и по порядку.
Первое – надо
определиться с перечнем документов, в которых расписаны обязанности общие и по
занимаемой должности. В этот перечень входят:
а) Федеральные законы;
б) нормативно-правовые акты;
в) Уставы ВС РФ;
г) Уставы, наставления, курсы и указания
по родам сил;
д) инструкции по эксплуатации вооружения и
техники;
е) положения, приказы и распоряжения с
должностными обязанностями.
Второе – из
указанных выше документов выписать свои персональные обязанности и общие
обязанности военнослужащих в одно место, т.е. в свою рабочую тетрадь – личную.
Теперь пойдём
дальше.
2. Как исполнять эти обязанности.
Обязанности
необходимо распределить по значимости: общие, служба, оружие, техника,
живучесть, работа с личным составом, караульная служба, быт и т.д.
Затем выписать
столбиком по каждому кругу свои обязанности с левой стороны листа.
После этого
начинаешь изучать по порядку сверху вниз каждую и думаешь о следующем:
- какими действиями её исполнять –
делаю сам, проверяю лично или через кого-то или по бумагам и т.п.;
- с какой частотой исполнять эту
обязанность – каждый день или раз в неделю, месяц или квартал;
- в какие сроки, кому и о чём
докладывать об исполнении;
- каким способом вести учёт и анализ
исполнения обязанности;
- с кем посоветоваться или кого
попросить о помощи при возникновении трудностей при исполнении этой
обязанности;
- что ты можешь сделать сам для
более лучшего исполнения данной обязанности помимо указанных в документе.
И вот эти свои соображения
записываешь с правой стороны листа. Когда пройдёшь по всем обязанностям таким
способом, то ты можешь считать для себя, что свои служебно-должностные
обязанности на первом этапе изучил.
Изучил, но не освоил.
3. А что нужно сделать для освоения.
Для многих офицеров это представляет большую сложность.
Чтобы исполнять
обязанности в полном объёме и в установленные сроки каждому офицеру необходим
личный типовой распорядок дня и недели.
Недельный распоhядок дня
время/день |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
8.00-8.10 |
прибытие |
прибытие |
предполётный
отдых |
прибытие |
прибытие |
предполётный
отдых |
прибытие |
8.10-8.30 |
приём |
доклад |
приём докладов |
приём докладов |
|||
8.30-8.40 |
доклад нач. МА |
работа с документами |
работа с документами |
работа с документами |
|||
8.40-9.00 |
работа с документами |
||||||
9.00-13.00 |
|
предполётный
отдых |
|
предполётный
отдых |
осмотр
АС и гарнизона |
||
9.00-14.00 |
предварительная
подготовка |
предварительная
подготовка |
|||||
10.00-10.10 |
прибытие |
прибытие |
|||||
10.10-10.30 |
приём докладов |
приём докладов |
|||||
10.30-11.00 |
работа с документами |
работа с документами |
|||||
11.00-16.00 |
ПД (КП) |
ПХД |
|||||
13.00-16.00 |
предполётная подготовка |
предполётная подготовка |
|||||
14.00-15.00 |
обеденный перерыв |
|
обеденный перерыв |
|
обеденный перерыв |
обед |
|
15.00-16.00 |
работа с документами |
работа с документами |
гарнизонное планирование |
отдых |
|||
16.00-17.30 |
доклады подпись |
лётное планирование |
доклады подпись |
доклады подпись |
|||
16.00-24.00 |
|
полёты |
|
полёты |
|
||
17.30-18.30 |
самоподготовка |
самоподготовка |
самоподготовка |
самоподготовка |
|||
18.30 |
убытие |
убытие |
убытие |
||||
00.00-01.30 |
|
разбор полётов |
|
|
разбор полётов |
|
Товарищи офицеры!
Вы поймите, что это
главный инструмент в организации вашей личной работы, без которого ежедневная
текучка вас затянет в болото вечной нехватки времени и исполнения обязанностей
превратится в суматошную чехарду.
Ниже размещён
примерный типовой распорядок дня и недели для командира авиационной части. Он
не является догмой, а даёт вам понимание – как нужно распределять своё
служебное и личное время при исполнении своих служебных обязанностей с целью
достижения максимальной эффективности в работе.
Поэтому дерзайте,
делайте с учётом своих возможностей и конкретной обстановки – лишь бы польза
была для дела!
Но это не всё.
4.
Перейдём к
планированию личной работы по исполнению служебных обязанностей.
Если
вы не научитесь планировать свою работу на день, неделю, месяц и квартал, то у
вас не будет положительного результата и вы всегда в глазах старших начальников
будете выглядеть неперспективным офицером, а в конечном итоге они перестанут
обращать на вас внимание.
Для
планов личной работы вам надо завести рабочую тетрадь, в которой должны быть
нижеперечисленные разделы:
-
общие и служебно-должностные обязанности согласно п.1 Советов;
-
указания, приказы и распоряжения об исполнении своих и других обязанностей;
-
личные планы работы на день, неделю и месяц;
-
общий раздел, в котором надо записывать всё, что вам интересно и понадобится в
работе;
-
раздел боевой и мобилизационной готовностей;
-
раздел лётно-тактической подготовки;
-
боевая подготовка;
-
безопасность полётов;
-
безопасность военной службы;
-
наземная (командирская) подготовка;
-
организация службы, хранение оружия;
-
секретное и служебное делопроизводство;
-
управление и связь;
-
войсковое хозяйство;
-
воинская дисциплина;
-
работа с кадрами;
-
раздел обеспечения и быта;
-
разное.
Эта
тетрадь должна быть у каждого офицера, она должна стать твоим постоянным и
незаменимым спутником военной службы, если ты пришёл служить отечеству
настоящим образом, а не для личной выгоды.
Личная
рабочая тетрадь – это твой учитель, советчик и друг, который тебя никогда не
подведёт, а всегда выручит и поможет в трудную минуту.
И
ещё. Великий гений говорил: «Всякий план – есть мерило, критерий, маяк, веха…»
Крепко
– крепко зарубите себе на носу: - главное содержание планов деятельности – это
ожидаемый результат.
Чем
скорее вы усвоите эти советы, тем быстрее станете профессионалами своего дела.
5. Как делать анализ проделанной работы.
Что
при этом нужно делать?
-
отметить, что выполнено и как;
-
что не выполнено и по каким причинам;
-
каков результат выполнения;
-
что помогало выполнять, а что мешало;
-
какие особенности при этом сопровождали выполнение;
-
наметить свои дальнейшие действия.
Проведение
анализа помогает лучше планировать свою работу на дальнейший период, учитывая
все плюсы и минусы предыдущего.
Став
командиром (начальником) и отдавая приказ подчинённому, всегда руководствуйтесь
следующим:
-
скажи мне, что я должен делать;
-
дай возможность самому делать;
-
скажи мне, как идут мои дела;
-
помоги мне, когда я в этом нуждаюсь;
-
вознагради меня сообразно моему вкладу.
А
теперь перейдём к учёбе.
6. Как заниматься самообразованием.
Самообразование офицера любого ранга является важнейшей составляющей частью его продвижения по служебной лестнице.
Оно состоит из
двух способов, которые между собой постоянно пересекаются и оказывают друг на
друга положительное влияние. А именно:
- первый способ.
Он заключается в
том, что тебе надо научиться смотреть на действия и поступки командиров
(начальников), старших и сослуживцев, осмысливать увиденное и услышанное, и
брать себе на вооружение их положительный опыт.
Кроме того, нужно
учиться у всех, кто тебя окружает, с кем ты общаешься на службе, в быту и на
отдыхе.
Запомни – рано или
позже твоё наблюдение пригодится, как бы ни казалось оно парадоксальным на
первый взгляд. Известная истина – «учиться на ошибках других», как никогда
важна в твоём самообразовании, которое у тебя должно быть всю жизнь.
- второй способ.
Суть его состоит в
постоянном накапливании знаний, умений и навыков, их осмысливании один на один
с собой и на основании этого ты должен вырабатывать для своей служебной
деятельности качественную и эффективную модель исполнения своих обязанностей.
Для этого в своём
типовом распорядке дня и недели надо оставлять время для работы с руководящими
документами, с учебниками, литературой и с другой информацией из разных
источников.
Эту информацию тебе
нужно разложить по разделам своих обязанностей, определить значимость и
потребность полученных таким образом знаний и трансформировать их для твоей
личной работы.
В идеале ты обязан
постоянно искать что-то новое в твоей сфере служебной деятельности, ни в коем
случае не почивать на достигнутом, всегда иметь чувство неудовлетворённости,
что можно было сделать лучше – вот такой подход к самообразованию обязательно
даст тебе бескрайние возможности стать профессионалом дела.
7. Учись работать с документами.
Я уверен, что
применив предыдущие советы, ты уже стал, пусть небольшим, но начальником.
Умение работать с
документами даёт возможность сэкономить время с одной стороны, а с другой –
приучает к исполнительности и деловитости в работе подчинённ6ых.
Методология работы
с документами заключается в следующем:
- изучить (а не
ознакомиться) полученное указание, сделать выписки в свою личную рабочую
тетрадь и определить срок исполнения;
- поставить задачу
(отписать) подчинённому – исполнителю указания и назначить время доклада тебе
об исполнении – за 3 дня до времени твоего доклада в вышестоящий штаб;
- за 3 дня вызвать
исполнителя к себе для доклада о том, что сделано и внести свои коррективы;
- за день до
установленного срока рассмотреть проект доклада, сделать тут же корректуру,
подписать и отправить, но обязательно убедиться в этом.
Эту же методологию
применяйте, когда даёте поручение (приказание) подчинённым и всегда помните о
том, что должен быть резерв времени на устранение недоработок.
И хочу
посоветовать вам, молодым командирам и начальникам, что исполнение в срок
указаний старших штабов с оценкой удовлетворительно важнее, чем на отлично, но
в прошедшем времени. Кто выигрывает время, тот победитель. Поэтому и надо
воспитывать в себе и подчинённых стремление опередить противника, не только в
ходе редких учений, а в нашей повседневной, иногда кажущейся рутинной, но
необходимой деятельности по своевременному исполнению указаний и приказов.
8. Учись влиять на подчиненных.
а)
Как расположить к себе людей:
1.Проявлять искренний интерес к
другим.
2.Улыбайтесь чаше.
3. Помните, что для человека звук
его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи.
4.Будьте хорошим слушателем.
Поощряйте других рассказывать Вам о себе.
5.Ведите разговор в круге интересов
Вашего собеседника.
6.Давайте людям почувствовать их
значимость и делайте это искренне.
б) 12
способов убеждать в своей точке зрения:
1.Единственный способ добиться
наилучшего результата в споре – это уклониться от спора.
2.Проявляйте уважение к мнению
других.
3.Если вы не правы, признайте это
сразу и чистосердечно.
4.В начале проявите свое дружеское
отношение.
5.Пусть Ваш собеседник с самого
начала будет вынужден отвечать Вам – да.
6.Давайте собеседнику возможность
выговориться.
7.Пусть Ваш собеседник почувствует,
что идея принадлежит ему.
8.Честно пытайтесь увидеть вещи с
точки зрения другого.
9.Проявляйте сочувствие к мыслям и
желаниям других людей.
10Взывайте к благородным
побуждениям.
11.Придавайте своим идеям
наглядность – пиарте их.
12.Бросайте вызов.
в)
Как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования:
1.Начинайте с похвалы и искреннего
признания достоинств человека.
2.Обращая внимание людей на их
ошибки, делайте это в косвенной форме.
3.Прежде чем критиковать другого,
скажите о своих собственных ошибках.
4.Задавайте вопросы вместо того,
чтобы давать приказания.
5.Дайте человеку возможность спасти
свое лицо.
6.Хвалите человека за каждый, даже
самый скромный его успех и будьте при этом искренне в своем признании и щедры в
похвале.
7.Создайте человеку доброе имя,
чтобы он стал жить, в соответствии с ним.
8.Шире пользуйтесь поощрением.
Сделайте так, чтобы недостаток, который Вы видите в человеке, выглядел легко
исправимым, а дело, которым Вы хотите его завлечь, легко выполнимым.
9.Делайте так, чтобы людям было
приятно выполнять то, что Вы хотите.
Добавлю
только одно – людей надо ценить и уважать, добиваться своего влияния на них
мирными способами. Но! Если нет времени и надо атаковать, то тогда – жесткий и
конкретный приказ!
На
первом месте стоит изучение своих подчиненных,
но не по личным делам только.
В
своей рабочей тетради в разделе «работа с кадрами» ты должен иметь данные и о
членах семьи подчиненного, и результаты личного собеседования, а также
планировать и проводить посещение подчиненных во внеслужебное время,
осуществлять общие мероприятия для всего коллектива (туризм, рыбалка, выезд на
природу, экскурсии и т.п.) и самое главное – не зазнаваться, не отрываться от
коллектива и не считать себя пупом земли..
Железным
правилом должно быть обращение к подчиненным по имени отчеству (кроме строевых
мероприятий) и и ни как иначе, в том числеи во время неформальной обстановки. К
подчиненным рядового состава – только по Уставу и с уважением, не унижая его
личного достоинства, потому что рядовой и так ограничен, больше некуда.
Ну,
а теперь, ты, зная методику планирования работы, обязан научить и заставить
подчиненных составить планы личной работы на месяц, представлять их тебе на
рассмотрение и утверждение.
По
окончании месяца заслушивать каждого об исполнении личного плана и анализ своей
работы.
В
ходе таких заслушиваний ты приучаешь подчиненных к исполнению обязанностей,
вносишь свои замечания, даешь советы и изучаешь обстановку в коллективе.
Естественно,
любой командир обязан создать свою систему знания обстановки во вверенном ему
подразделении (доклады, отчеты, обходы, беседы, наблюдения, тренировки, занятия
и т.д.), которая и позволит ему с полным знанием дела проводить заслушивание
подчиненных, рассматривать и утверждать их планы личной работы.
Выделю
еще один важный пункт в работе с подчиненными – прием выпускников (молодого
пополнения):
-
торжественная встреча – построение (со знаменем) всего личного состава;
-
представление каждого;
-
распределение;
-
закрепление кураторов;
-
составление программы становления в должности;
-
индивидуальные собеседования.
А
затем учить всех, опираясь на мои практические советы.