Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Кафедра КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ ВСОК ВМФ

Штурманский офицерский класс, история и перспективы

«Штурмана – отродье хамское, до зелья и баб охочи. Однако дело свое знают. А посему – в кабаки и другие питейные заведения препятствий не чинить. Но в Ассамблею не пущать, ибо слово вымолвить не могут и буйство учинить не замедлят»

Петр I

В 2007 году исполняется 75 лет со дня образования кафедры кораблевождения Высших специальных офицерских классов Военно-морского флота. Более трех тысяч офицеров флота прошли через штурманский класс, пополняя ряды высококлассных штурманов ВМФ. История штурманского офицерского класса, кафедры кораблевождения давшей путевку в океанское плавание многим офицерам флота – это славная страница в летописи штурманского образования России.

  Создание Штурманского офицерского класса

Исторические корни создания Штурманского офицерского класса уходят во вторую половину ХVIII в., когда на основании практического опыта сражений и дальних плаваний, развития военно-морского искусства была осознана необходимость повышения уровня тактической и специальной подготовки флотских офицеров. Созданные в России в ХVIII в Навигацкая школа, Морская академия, Морской корпус, штурманские роты и штурманские училища достаточно хорошо решали задачу подготовки офицерских кадров. Однако эти учебные заведения являлись лишь первой ступенью обучения офицеров.

Необходимость дополнительной подготовки офицеров была определена Адмиралтейским регламентом, введенным в действие 5 апреля 1722   г. Он предписывал офицерам (лейтенантам и унтер лейтенантам) после окончания Морской академии дальнейшее совершенствование в науках. Учитывая, что возможность самообразования в период службы на кораблях была ограничена из-за отсутствия пособий, материальной части, свободного времени, многие известные флотоводцы высказывали предложения о необходимости создания специальных учебных заведений для дополнительной подготовки офицеров.

Первая официальная школа такой подготовки была создана во время реформ по укреплению флота, предпринятых императором Павлом I. По его Высочайшему Повелению от 26 января 1797 г. в Кронштадте, Роченсальме, Ревеле, Николаеве и Севастополе были учреждены специальные офицерские классы, «…как для флагманов, капитанов, так и офицеров, в которых собираться ежедневно всем тем, кои того дня службой заняты не будут. В классах проходить все нужные для морского офицера науки, как-то: тактику, эволюцию, навигацию, практику и о корабельной архитектуре; равномерно читать новый Устав».

Техническая революция в стране, переход в 60-е годы ХIХ века к строительству броненосного флота привели руководство Морским ведомством к пониманию необходимости создания учебных заведений, которые позволили бы в короткий срок осуществить переподготовку значительного числа офицеров. Эта проблема нашла свое разрешение в создании нескольких учебных центров – Офицерских классов, в том числе штурманских.

На их создание в значительной мере повлияли и накопившиеся проблемы в штурманской подготовке флотских офицеров. Еще с 20-40-х годов Х V III века было закреплено разделение службы на так называемую «флотскую» или «линейную» и «специальную». В «линейную» службу шли дворяне после выпуска из Морской академии (Морского шляхетного кадетского корпуса с 1752 г.). В «специальную» на должности штурманов - разночинцы из выпускников штурманских рот (штурманских училищ). В 1827 г. все штурмана были объединены в Корпус флотских штурманов (КФШ).

Хороший уровень подготовки штурманов в Штурманских ротах и училищах обеспечивал российский флот высококвалифицированными специалистами. Но ненормальность их служебного положения (ограничения в продвижении по службе и в производстве в чины, обособленность от строевого офицерского состава флота) вызывала настоятельную потребность преобразования штурманской части во флоте.

С другой стороны, строевые флотские офицеры не стремились к занятию штурманских должностей и к совершенствованию своей штурманской подготовки. Ведущие морские специалисты не раз отмечали их недостаточный уровень образования по кораблевождению и полную зависимость от штурмана корабля. Занимая командирские должности, флотские офицеры зачастую не обладали глубокими знаниями по вопросам определения места корабля и путеисчисления. Тревожность такого положения была осознана и высшим морским командованием.

На протяжении 60 – 70   гг. XIX   в. не раз создавались специальные комиссии для рассмотрения данных проблем и выработке предложений по их разрешению.

Мнения относительно сущности реформ разделились на два основных:

- «достигнуть цели уничтожением отличия штурманов от флотских офицеров, сравнив их с последними в служебной карьере и прочих привилегиях;

- упразднить Корпус Флотских Штурманов, так как его существование вредно влияет на флотских офицеров, устраняя их от занятий по кораблевождению, составляющих одно из необходимейших знаний истинного моряка».

В 1885 г . императором Александром III были утверждены Правила об упразднении Корпусов Флотских Штурманов и Морской Артиллерии. В соответствии с ними прием в Техническое училище Морского ведомства на штурманское отделение прекращается. Должности корабельных штурманов должны были постепенно замещаться строевыми офицерами, окончившими Морское училище (морской корпус). Для этого в нем было введено усиленное преподавание таких дисциплин кораблевождения, как астрономия, навигация и лоция.

Однако, как не раз отмечалось опытными специалистами, «при прохождении в Морском корпусе мореходных предметов наряду с предметами других специальностей морского дела, не может выработаться из юноши офицер, хотя бы теоретически вполне подготовленный к несению ответственной обязанности штурмана. Лишь после опыта плавания у офицера могут возникнуть запросы по специальности, и тут-то нужна высшая школа, которая могла бы дать ответы на эти вопросы».

Учитывая эти мнения, а также недостаточность подготовки по кораблевождению в Морском училище, Управляющий Морским Министерством адмирал И.А. Шестаков приказом № 38 от 14 марта 1887   г. ввел в действие Инструкцию о занятиях флотских офицеров штурманским делом. В соответствии с этой инструкцией при главных портах России (Кронштадском, Ревельском, Николаевском и Владивостокском) были организованы специальные Штурманские офицерские классы для проведения занятий по астрономии, девиации магнитных компасов и лоции. Кроме этого, в Инструкции были определены правила исполнения флотскими офицерами обязанностей младшего и старшего штурманских офицеров и организация штурманской подготовки на кораблях.

«…Чтобы еще более способствовать практическому усвоению флотскими офицерами штурманских обязанностей, предложить:

Главным Командирам и Командирам портов, по представлению судовых командиров, назначать зимою обер-офицеров флота: для астрономических наблюдений; ведения хронометрического журнала; определения девиации.

Первые два занятия производить под руководством помощника астронома и третье - под указанием заведующего магнитной обсерваторией. В портах, где нет астрономической и магнитной обсерваторий, для занятий с офицерами по пунктам назначать одного офицера штурманского или флотского.

…Офицеров назначать по одному с каждого из судов 1, 2 и 3 рангов, идущих в плавание, за исключением миноносок и миноносцев, отрядов артиллерийского и минного и тех судов, где по комплектации положено менее трех офицеров и обер-офицеров.

Общий, ближайший, надзор за этими занятиями на берегу поручить одному из судовых командиров, имя которого сообщать Главному Морскому Штабу.

По офицерам, признанным знающими основательно штурманское дело, вести особые списки и лучших из них назначать в плавание преимущественно перед другими. К 1 января доставлять в Главный Морской Штаб списки флотских офицеров, признанных способными к самостоятельному исполнению обязанностей старшего судового штурманского офицера...».

Штурманские офицерские классы в Кронштадте и Николаеве (затем в Севастополе) организовывались каждый год. В других портах они формировались по мере необходимости. Организационно классы подчинялись командиру порта. Преподавательский состав подбирался из флагманских штурманов и офицеров Гидрографической службы. Занятия проводились, в основном, в зимние месяцы – с конца ноября по март.

Для поступления в классы корабельные офицеры подавали рапорта по команде. Командиры кораблей и старшие штурманские офицеры были обязаны подтвердить способность офицеров к штурманскому делу. Свидетельство об окончании штурманского офицерского класса заносилось в послужной список выпускника и указывалось в издаваемых ежегодно с начала ХХ века списках офицерского состава ВМФ.

Слушатели изучали такие предметы, как астрономия, девиация, лоция и метеорология, учебная практика проводилась 2 – 4 недели на специально выделенных учебных судах.

Штурманский офицерский класс в Севастополе действовал до принятия в 1910 г . начальником Главного Морского штаба ( ГМШ) решения об его объединении с Временным штурманским офицерским классом при Главном Гидрографическом управлении (ГГУ). Владивостокский штурманский офицерский класс осуществлял подготовку штурманов до 1917 г .

Штурманские офицерские классы при главных портах России за 23 года своего существования (до 1910 г .) подготовили сотни штурманских офицеров и, в целом, решили возложенную на них задачу. В них прошли обучение многие известные в будущем офицеры и адмиралы. Так, в 1896 г . их окончил Н.М. Яковлев (в 1907 – 1912 гг. – начальник Главного Морского штаба), в 1904 г . - Е.А. Беренс (командующий морскими и речными вооруженными силами РСФСР в 1919 – 1920 гг.) и М.А. Беренс (командующий русской эскадрой в Бизерте с 1921 по 1924 г .)

  Организация Штурманского офицерского класса при Главном Гидрографическом управлении

Как видно из анализа крушений судов у берегов России, в конце XIX – начале XX века навигационная аварийность значительно возросла. К тому же с уходом в 1904-1905 гг. значительной части кораблей Балтийского флота на Дальний Восток, штурманские офицерские классы в Кронштадте и Ревеле прекратили свое существование.

В связи с этим в конце 1903   г. ГГУ поднимает вопрос о необходимости изменения подготовки штурманских офицеров и прохождения ими службы. По согласованию с ГМШ была создана специальная комиссия по реорганизации штурманской подготовки. С 17 ноября 1903 по 12 апреля 1904   г. состоялось 10 заседаний комиссии. На них были выработаны следующие предложения. Во вновь организуемый штурманский офицерский класс при ГГУ принимать до 10 офицеров, получивших удостоверение от судового командира и проплававших в должности старшего штурмана 12 месяцев во внутреннем плавании или 18 месяцев – в заграничном. Офицеров, успешно окончивших класс, зачислять циркуляром ГМШ в 1 разряд. В программу обучения включить лоцию, компасное дело, навигацию, астрономию, съемку, метеорологию, тактику. Особое внимание предлагалось обратить на прохождение тактики. Необходимостью изучения, по мнению комиссии, является то, что «во время боя командир бывает настолько занят, что входить в эволюционное управление кораблем ему не представляется возможности и поневоле эта обязанность ляжет на штурманов, а также и потому, что штурманские офицеры являются в бою единственными помощниками по управлению судами». Обучение в классе должно заканчиваться практическим плаванием.

В апреле 1904   г. работа комиссии была прервана из-за начавшейся войны с Японией. Между тем частые случаи крушения судов в 1904–1908   гг., поступление на флот судов с новыми системами оружия и навигационными приборами побудили ГГУ в 1908   г. вновь обратить внимание ГМШ «на слишком опасную для дела неподготовленность и мало опытность судовых штурманских офицеров».

По докладам Начальника Морских сил Балтийского моря Н.О. Эссена и командиров портов “…крушения и посадки судов на мель приняли эпидемический характер . С уничтожением Корпуса Флотских штурманов и введения курса штурманского дела в Морском корпусе (1885 г.) были допущены крупные ошибки в оценке знаний и опыта будущих штурманских офицеров”. Основными причинами сложившейся ситуации они считали слабую штурманскую подготовку будущих офицеров в Морском корпусе, отсутствие систематизированной специальной практической подготовки штурманских офицеров перед назначением на должность старшего штурмана, а также недостаточность 6-месячной стажировки перед назначением на эту должность.

Исходя из этого в 1908   г. по просьбе Н.О. Эссена ГГУ по согласованию с Морским министерством был организован в Санкт-Петербурге Временный Штурманский офицерский класс, “где бы офицеры флота могли освежить и пополнить свои теоретические знания по кораблевождению и, кроме того, запастись специальными практическими сведениями для успешного и толкового исполнения на корабле сложных обязанностей старшего штурманского офицера” . Занятия в классе начались в декабре 1908   г. В конце марта 1909   г. флотской комиссией под председательством капитана 1 ранга К.А. Плансона у слушателей класса были приняты экзамены по теоретической части обучения.

С учетом опыта работы Временного класса в марте 1909   г. при ГГУ была создана комиссия по изменению подготовки штурманских офицеров. Комиссией были изучены материалы работы комиссии 1903   г., а также записки о постановке штурманской специальности в английском флоте. В качестве основных рассматривались вопросы о лучшей постановке штурманского дела на флоте и соответствующей подготовке офицеров к исполнению штурманских обязанностей на судах.

Комиссия установила, что каждый флотский офицер должен обладать такими знаниями и опытом в штурманском деле, чтобы мог заменить штурманского офицера. В противном случае командиры миноносцев и больших судов, выходящие из флотских офицеров, могут оказаться недостаточно подготовленными к обеспечению безопасности плавания. Кроме того, во время боя обязанности штурмана, в случае его гибели, могут перейти к следующему офицеру.

Первой мерой по реализации поставленных задач комиссия наметила создание Штурманских офицерских классов. По вопросу о числе отдельных классов мнения членов комиссии разошлись. Одни считали, что следует иметь два класса - по одному на Балтийском и Черном морях. Для этого необходимо только расширить уже существующие штурманские классы. Другие, и их оказалось большинство, были уверены в необходимости иметь, по примеру существовавших Минного и Артиллерийского, единый Штурманский класс, который следовало оставить под руководством ГГУ. Курс обучения предполагался одногодичный: шесть месяцев теоретического и практического обучения на берегу и шесть месяцев – плавание под руководством инструкторов на специально выделенных судах.

Краткие штурманские курсы, существовавшие на флотах, следовало сохранить, как средство для подновления штурманских знаний тех офицеров, которые по служебным обязанностям могут ими пользоваться.

Выработанные комиссией предложения по дальнейшему функционированию Временного Штурманского офицерского класса (проект организации, программы обучения, штаты) начальник ГГУ доложил Адмиралтейств Совету, который на своем заседании 16 декабря 1909   г. утвердил их. Представление Адмиралтейств совета об организации Временного Штурманского офицерского класса на 12 слушателей при Главном Гидрографическом Управлении и выделении необходимых денежных средств было доложено морским министром вице-адмиралом С.А. Воеводским императору Николаю II и утверждено им 23 декабря 1909   г.

Временный Штурманский офицерский класс разместили вначале в Николаевской Морской академии, а затем в здании Адмиралтейства. Заведующим Классом был назначен капитан корпуса гидрографов Н.Н. Матусевич. Преподавательский состав Штурманского офицерского класса формировался из специалистов ГГУ, учреждений Морского ведомства и офицеров соединений и кораблей флота. К преподаванию привлекались наиболее выдающиеся специалисты в различных областях военно-морского дела – тактики, кораблевождения, океанографии, электротехники, кораблестроения, применения оружия.

Педагогическую деятельность в классе вели такие известные ученые и специалисты как Ю.М. Шокальский, Н.Н. Оглоблинский, А.И. Шейковский, В.Я. Павлинов, флагманские штурмана штаба командующего Морскими силами Балтийского моря - Б.А. Вилькицкий и В.М. Альтфатер; флагманские штурмана соединений и командиры кораблей С.И. Фролов, А.С. Полушкин, И.И. Конюшков, Д.И. Дараган, И.Н. Дмитриев, А.И. Неелов, Н.Н. Струйский, Н.Н. Глазов, Н.Н. Зубов, П.А. Новопашенный. Во время практики на учебном корабле к руководству занятиями привлекались флагманские штурмана соединений и наиболее опытные штурмана кораблей Балтийского флота.

Комплектование Класса слушателями производилось на добровольных началах из числа офицеров флота, прослуживших в звании мичмана не менее 2-х лет и в звании лейтенанта не более 3-х лет. Кандидаты в слушатели прибывали в Класс к 15 сентября и сдавали конкурсные вступительные экзамены по плоской и сферической тригонометрии, дифференциальному и интегральному исчислению, аналитической геометрии. Знания проверялись в объеме учебных программ Морского корпуса.

Теоретическое обучение занимало 5 месяцев, практика на кораблях - 2 месяца. Они направлялись на повышение образования по штурманской специальности с учетом новых методов и усовершенствований в кораблевождении и развитии тактики кораблей. В учебный план входили мореходная астрономия, навигация, девиация компасов, лоция, съемка и промер, океанография, тактика, тактическая навигация, английский язык, краткие курсы теории корабля и электротехники.

Рабочий день был установлен в 6 часов. Преподавание учебных дисциплин строилось с таким расчетом, чтобы избежать излишней теоретичности, дать обучаемому возможность самостоятельно разобраться в сущности изучаемых вопросов и уверенно применять полученные знания в период корабельной службы. В конце декабря слушатели сдавали проверочный экзамен. По окончании теоретического обучения проводились экзамены по дисциплинам, утвержденным Учебным советом Класса. Слушатели, не выдержавшие проверочного и теоретического экзаменов, отчислялись.

Практика проводилась на учебном корабле “Океан”, броненосном крейсере “Россия” и на других кораблях. На учебном корабле слушатели совершали двухмесячное заграничное плавание.

До или после плавания в течение двух недель проходила практика по девиации магнитных компасов и по морской описи. Каждый слушатель должен был с помощью имеющихся на корабле инструментов самостоятельно произвести рекогносцировочную опись (съемку, промер, геодезические измерения) и составить план небольшого района, например, бухты, части гавани.

По окончании практики особой комиссией, назначаемой Главным морским штабом, проводился практический экзамен. Слушателям, успешно окончившим Штурманский офицерский класс, присваивалась квалификация штурманского офицера 2-го разряда. Они получали право на ношение специального нагрудного знака и назначались старшими штурманами на корабли 2 ранга или штурманами дивизионов миноносцев 3 ранга. После 10 месяцев плавания в должности штурмана выпускники Класса допускались к исполнению обязанностей старшего штурмана на кораблях 1 ранга. Кроме этого, после нахождения в этой должности в течение установленного срока (не менее полутора лет) они имели преимущественное право поступления на Гидрографическое отделение Николаевской Морской академии.

Уже первых трех лет деятельности Класса оказалось достаточно, чтобы убедить всех в его пользе и целесообразности. В 1912   г. командующий Морскими Силами Балтийского моря докладывал Морскому министру: “Несмотря на то, что эта школа еще только организуется, она дала уже два выпуска офицеров, которые настолько хорошо подготовлены, что сразу могут быть назначены на должности штурманов на любые суда, как во внутреннее, так и в заграничное плавание”.

В ноябре 1912 г. для рассмотрения вопросов изменения подготовки штурманских офицеров и упорядочивания деятельности Штурманского офицерского класса была организована специальная комиссия. Ее председателем стал начальник ГГУ генерал-лейтенант А.И. Вилькицкий.

К июлю 1913   г. комиссия выработала проект Положения для постоянного Штурманского Офицерского класса, его штат на 30 человек, программы предметов и их обоснование.

18 октября 1913   г. состоялось заседание Морского Учебного Комитета, на котором были рассмотрены и одобрены проект Положения, штаты и программы предметов Штурманского офицерского класса.

Далее эти документы рассматривались в Министерстве финансов, государственным контролером и председателем Совета министров. В феврале 1915   г. законопроект об организации постоянного Штурманского офицерского класса поступил в Государственную думу. Однако до февральской революции 1917   г. так и не был принят.

За шесть лет своего существования Временный Штурманский офицерский класс подготовил около 90 штурманов. Среди них были такие известные в будущем педагоги и ученые, как доктора военно-морских наук, профессора Н.А. Сакеллари и Е.Е. Шведе, флагманский штурман Морских Сил Балтийского моря (1918 - 1921   гг.) и начальник Убекобалта (1921 – 1924   гг.) Н.Н. Струйский, начальник Гидрографического управления С.П. Блинов (1922 – 1928   гг.), доктор географических наук, профессор Н.И. Евгенов.

В 1914 г . прием во Временный Штурманский офицерский класс в связи с началом 1-й Мировой войны не производился. Однако уже 24 декабря 1914   г. Н.О. Эссен обращается к Морскому Министру и начальнику ГГУ с просьбой об его открытии в Гельсингфорсе. Заведующим классом был назначен Н.Н. Матусевич, а его помощником - флагманский штурман 2-й минной дивизии Е.К. Емельянов. Занятия со слушателями Временного Штурманского офицерского класса проводились до апреля 1918 г. Начавшийся в феврале 1918 г. роспуск старого флота привел к закрытию Временного Штурманского офицерского класса. В апреле 1918   г. принадлежавшее ему имущество было сдано на хранение в ГГУ.

За четыре военных выпуска класс подготовил около 80 квалифицированных специалистов, из которых выросла плеяда видных командиров и штурманов ВМФ СССР. В числе выпускников были: А.И. Берг, в будущем инженер-адмирал, академик, М.В. Викторов (в 1937-1938   гг. начальник Морских Сил СССР), Ю.Ф. Ралль (начальник штаба БФ в 1941–1943   гг.), К.А. Мигаловский (флагманский штурман ВМФ в 1926 – 1938 гг.), флагманские штурмана БФ - К.С. Ухов ( 1923 - 1925   гг.) и Д.П. Малинин (1 925 - 1926   гг.), доктор технических наук, профессор А.П. Белобров; известные педагоги и ученые П.А. Домогаров и Ю.В. Шельтинга.

  Штурманский офицерский класс в годы Гражданской войны и в межвоенный период (1918-1941)

26 октября 1918 г. приказом по Флоту и Морскому Ведомству № 734 создаются Соединенные Классы «…для подготовки специалистов командного состава флота». Подготовка предусматривалась по пяти профилям, в том числе по штурманскому.

Заведующим обучением в Штурманском классе был назначен Н.Н. Матусевич. Соединенные классы были развернуты в здании Военно-Морской академии на 11 линии Васильевского острова. Первый набор Штурманского офицерского класса советского периода был произведен в ноябре 1918   г. По результатам экзаменов в него были зачислены 44 слушателя, в основном – с кораблей Балтийского флота. С 1 декабря 1918   г. были начаты регулярные занятия. Они проводились в очень сложных условиях. На вновь созданных Классах отсутствовали необходимые учебные лаборатории и кабинеты, остро ощущался недостаток в учебниках и учебных пособиях. Только к середине декабря по настоятельной просьбе Н.Н. Матусевича ГГУ были выданы учебные пособия и таблицы по астрономии, по использованию гирокомпасов, руководства для чтения карт, 50 комплектов прокладочного инструмента, отпечатаны программы обучения. В декабре установлены магнитные компасы и гирокомпас «Сперри». В феврале на специально выделенные средства был приобретен хронометр, а из Управления по безопасности кораблевождения получен принадлежавший Штурманскому классу большой звездный глобус.

В конце марта начале апреля на Соединенных Классах состоялись выпускные экзамены, в Штурманском классе - по астрономии, навигации и лоции, тактической навигации, девиации компасов, мореходным инструментам, электротехнике, радио.

В декабре 1921 г. Соединенные классы переходят в распоряжение Военно-морской академии, где из Штурманского класса создается подготовительный курс для гидрографического отдела.

В декабре 1923 г. офицерские классы были воссозданы в виде Высших специальных курсов комсостава флота (ВСККФ) со сроком обучения 1,5 года. Курсы располагались во флигеле при Военно-морском училище (с 1926   г. - ВМУ им. М.В. Фрунзе) и административно ему подчинялись.

К преподаванию в Штурманском классе были привлечены известные педагоги и ученые Военно-морской академии и Военно-морского училища, а также специалисты Гидрографической службы, многие из которых читали ранее ту или иную дисциплину в Соединенных классах. По мореходной астрономии - Н.Н. Матусевич и А.П. Белобров; по навигации, лоции и мореходным инструментам - Н.Ф. Ваганов, Н.А. Сакеллари, Н.Ф. Рыбаков, К.С. Ухов; по тактической навигации - Н.Н. Зубов и П.А. Домогаров; по электромеханическим и навигационным приборам - Б.И. Кудревич и Д.С. Михайлов; по девиации - Б.П. Хлюстин и С.И. Фролов; по организации штурманской службы и службы связи - Е.Е. Шведе и В.К. Казанский; по морской описи - П.В. Мессер и П.А. Бровцын; по тактике - Н.Н. Струйский, по метеорологии и океанографии - Ю.М. Шокальский и М.В. Никитин. Заведующим Штурманским классом был назначен известный штурман, преподаватель Военно-Морской академии Н.А. Сакеллари.

В ноябре 1926 г. срок обучения был уменьшен до 12 месяцев. На учебу принимались офицеры не старше 32 лет, окончившие военно-морские училища, прослужившие на кораблях не менее 2-х лет и успешно сдавшие вступительные экзамены. В штурманский класс принимались 10 - 20 офицеров.

Учебная практика в 20-е годы проводилась в июне – августе. Сначала слушатели направлялись на 3-4 недели в Кронштадт или Петергоф. Здесь одна неделя отводилась на практические девиационные работы, сначала на берегу, а затем на вспомогательных судах – в море. Вторая неделя – на ознакомление с морской обсерваторией, службой времени и гидрографической службой флота. Затем в течение двух недель проводились береговые астрономические наблюдения и занятия по гидрографической съемке и промеру акватории порта и береговой черты.

После этого слушатели направлялись в 1,5 – 2-х месячное заграничное плавание, в основном, на пароходах Совторгфлота по маршруту Ленинград – Архангельск, Ленинград – Квебек, Ленинград – Одесса, Новороссийск -Ленинград, Ленинград - Поти, а с начала 30-х годов на учебных кораблях Балтийского и Черноморского флотов (учебных судах «Ленинградсовет», «Свирь» и «Комсомолец», крейсере «Коминтерн») под руководством преподавателей класса.

 

Практическое занятие по девиации магнитных компасов со слушателями СККС проводит А.П. Гедримович (в центре), Кронштадт, 1928 г .

В 1924 г. практическое заграничное плавание проводилась на посыльном судне «Воровский». Это был первый дальний поход корабля возрождаемого Российского Флота по маршруту Архангельск – Владивосток через Суэцкий канал с заходами в Плимут, Неаполь, Порт-Саид, Аден, Коломбо, Сингапур, Гонконг и Кантон. Руководителем учебной практики и старшим штурманом перехода был назначен Н.А. Сакеллари, его помощником – Н.Ф. Рыбаков.

Анализируя результаты этого похода, Н.Ф. Рыбаков писал: «Только дальние заграничные плавания вырабатывают настоящего моряка. Если для всего личного состава нужны дальние плавания, то для подготовки таких специалистов, как штурмана, большие походы, безусловно, необходимы: без них нет возможности выработать хорошего штурмана, который должен получить большую практику и в астрономических и в навигационных определениях места корабля в море и в изучении морской лоции».

К 1930   г. в соответствии с качественным и количественным ростом флота значительно увеличилось и число слушателей на СККС, в штурманском классе с 10 - 15 до 30 - 50 офицеров.

В связи со строительством большого подводного флота в феврале 1932 г. из 29 слушателей штурманского класса были выделены 20 офицеров для обучения по подводному профилю.

В июле этого года был произведен второй (летний) набор в класс штурманов-подводников на ускоренный курс обучения.

В июле 1932   г. отдельные классы СККС были переформированы в секторы. Приказом начальника Курсов № 199 «О кафедрах и их руководителях на 1932/33   гг.» от 19 октября 1932   г. были утверждены кафедры при специальных секторах, в том числе кафедры штурманской и гидрографической служб .

Командиром штурманского (первого) сектора и начальником кафедры штурманской службы был назначен преподаватель Штурманского класса А.И. Хирвонен (Градов).

В феврале 1933   г. после его назначения заместителем начальника учебно-технического отдела СККС, командиром штурманского сектора становится старший штурман линкора «Октябрьская Революция» А.Ф. Янсон, один из легендарных комиссаров Гражданской войны.

Очередной набор в штурманский сектор (декабрь 1933   г.), учитывая большой некомплект штурманов на флоте, оказался незначительным. На учебу были направлены только 6 командиров. Поэтому для пополнения флота специалистами-штурманами в декабре 1933   г. был произведен специальный дополнительный набор из командного состава Совторгфлота и студентов морских техникумов Ленинграда, Одессы, Ростова и Херсона (44 слушателя), а в ноябре 1934   г. - из студентов Ленинградского морского техникума (36 слушателей).

В эти годы преподавателями кафедры кораблевождения становятся флагманский штурман штаба Черноморского флота П.П. Глазков, флагманские штурмана соединений Балтийского флота Ю.В. Ладинский и С.Н. Тархов, штурман линкора «Марат» А.А. Романовский.

В начале января 1934   г. приказом начальника СККС были утверждены новые перечень и состав самостоятельных и отдельных кафедр. Кафедры штурманской и гидрографической служб были объединены в кафедру кораблевождения. Руководителем кафедры кораблевождения был назначен флагманский штурман штаба Балтийского флота Б.П. Новицкий, преподавателями - Д.П. Малинин, И.А. Положинцев и три специалиста-гидрографа – Г.К. Матвеев, А.Н. Клочков и Минин.

В ноябре 1935   г. кафедра кораблевождения переименовывается в кафедру кораблевождения и обеспечения мореплавания. На нее возлагается ведение таких дисциплин, как: навигация, лоция, мореходная астрономия, девиация, мореходные инструменты, электронавигационные приборы, гидрография, геодезия, гидрология, ограждение морей, служба погоды, организация и боевая подготовка БЧ-1, организация гидрографической службы.

В девиационном классе

В октябре 1937   г. курсы перебазировались в специально выстроенный комплекс зданий на Малой Охте, где они располагаются и в настоящее время. При штурманском секторе были созданы кабинеты навигации, мореходных инструментов, девиации и лаборатория электронавигационных приборов. Их заведующими были назначены Н.А. Манухин, В.Г. Тарасов, Н.И. Сурьянинов и С.В. Косов. Значительную работу по подготовке лабораторий и классных помещений к началу нового учебного года выполнили преподаватели и лаборанты штурманского сектора.

В предвоенный период напряженность учебного процесса значительно повысилась. Занятия начинались 1 декабря. Первый семестр продолжался до 18 февраля, после чего проводились экзаменационная сессия. После пятидневных зимних каникул снова продолжались теоретические занятия, а с 1 июля проводились государственные экзамены. Обучение завершалось более чем двухмесячной учебной практикой и выпускными экзаменами с 1 по 10 октября. Распорядок дня предусматривал ежедневные шестичасовые классные занятия и вечернюю 4-х часовую обязательную самостоятельную подготовку. Увольнение в город производилось только по праздничным, предвыходным и выходным дням.

В связи с войной в Испании учебная практика штурманского сектора проводилась в 1936 – 1937   гг. на Балтийском и Северном флотах. В 1937   г. слушатели участвовали в переходе по маршруту Мурманск – Кронштадт на учебном судне «Свирь». В 1938   г. 20 слушателей совершили переход на гидрографических судах «Полярный» и «Партизан» по маршруту Ленинград – Плимут – Бостон – Колон (Панамский канал) – Сан Франциско – Датч Харбор (Алеутские острова) – Петропавловск-Камчатский – Владивосток, а 32 слушателя – на учебном судне «Свирь» из Кронштадта в Мурманск. В 1939 г. слушатели штурманского класса приняли участие в переходе 4-х тральных кораблей по маршруту Кронштадт – Плимут – Норфолк (США) – Колон (Панамский канал) – Сан Франциско – Датч Харбор (Алеутские острова) - Владивосток.

Штурманский офицерский класс в годы Великой отечественной войны

С началом Великой отечественной войны в июле 1941 г. народным Комиссаром ВМФ Н.Г. Кузнецовым было принято решение о передислокации ВСК в Астрахань, а во второй половине августа 1942 г. - в Самарканд. С января 1942 г. в штурманском отделе начались занятия первого военного набора по программам военного времени с сокращенным 6-месячным сроком обучения. В программы военного времени входили следующие дисциплины: электронавигационные приборы, девиация магнитных компасов, гидрометеорология, мореходная астрономия, навигация и лоция, маневрирование, тактика ВМФ, служба штаба, организация службы и боевой подготовки БЧ-1, тактика ВВС ВМФ, английский язык.

Учебные планы и программы были коренным образом пересмотрены. Основное внимание было обращено на привитие слушателям практических навыков при выполнении ими своих обязанностей в морском бою. Классные занятия были продлены до 8 академических часов.

В июле 1943 г. приказом Народного комиссара ВМФ сроки обучения на ВСК были увеличены до 12 месяцев. В августе 1944   г. ВСК были перебазированы в Ленинград. С октября 1944 г. в штурманском отделе была возобновлена раздельная подготовка специалистов надводного и подводного профиля. Все поступавшие на учебу сдавали вступительные экзамены. Последний военный набор штурманского отдела ВСК состоял из 41 штурмана: 31 – с надводных кораблей и 10 – с подводных лодок. Занятия со слушателями проводились с сентября 1944 г. по май 1945 г.

Учебная практика в годы войны проводилась на кораблях Каспийской флотилии, Тихоокеанского флота и пароходах Дальневосточного морского пароходства, на которых они участвовали в переходах по маршрутам Владивосток – Петропавловск-Камчатский - Магадан, Владивосток – Сиэтл, Владивосток – Портленд.

Наряду с интенсивной подготовкой слушателей, коллектив кафедры кораблевождения вел напряженную научно-исследовательскую и изобретательскую работу по совершенствованию приемов и способов навигационно-гидрографического обеспечения боевых действий, использования технических средств в экстремальных ситуациях и при боевых повреждениях кораблей и подводных лодок. Преподаватели кафедры активно участвовали в обобщении опыта решения боевых задач и разработке различных наставлений и инструкций по боевому использованию штурманских приборов и навигационному обеспечению боевых действий .

Так, И.А. Положинцевым был разработан способ определения девиации магнитных компасов на восьми равноотстоящих компасных курсах по пеленгам неизвестной звезды при неизвестной поправке часов. К.П. Орешкин и И.Н. Терехов активно участвовали в научных разработках по обоснованию способов уничтожения электромагнитной девиации и создании первых электромагнитных компенсаторов.

В период войны выпускники штурманского офицерского класса занимали все должности флагманских штурманов флотов и флотилий, большинство должностей флагманских и дивизионных штурманов объединений и соединений, командиров штурманских боевых частей кораблей 1 и 2 ранга. Многие из выпускников встретили войну командирами кораблей, соединений и объединений.

Всего за годы войны дипломы об окончании штурманских офицерских классов СКОС получили 124 офицера .

Главным штурманом ВМФ все годы войны был Ф.Ф. Булыкин (выпускник 1932 г.). Флагманскими штурманами Северного флота – А.Е. Пастухов (1928 г.), Г.Е. Аладжанов (1938 г.) и П.П. Скородумов (1937 г.); Черноморского – В.Г. Паршин (1936 г.) и Ю.П. Ковель (1935 г.); Балтийского – Б.Н. Иосифов (1933   г.), Ю.В. Ладинский (1930   г.) и А.В. Забелло (1935   г.) , Тихоокеанского - Б.Н. Леднев (1935 г.) и В.Г. Паршин (1936 г.), Беломорской военной флотилии - П.Н. Васильев (1933 г.). Многие выпускники за мужество и отвагу были награждены орденами и медалями. Героями Советского Союза стали Б.А. Алексеев, В.Н. Алексеев, А.И. Маринеско, М.И. Хомяков.

Выпускники штурманских классов предвоенного и военного периода самоотверженно участвовали в боях за Советскую Родину. Не все из них встретили день победы.

В августе 1942 г. в Невской губе при уклонении от атак самолетов села па мель подводная лодка «С-9». При снятии ее с мели погиб флагманский штурман ОВРа Ленинградской военно-морской базы капитан 3 ранга И.В. Крылов, офицер исключительной храбрости и находчивости, выпускник и преподаватель штурманского класса в 1937 – 1941 гг.

В бою погибли дивизионные штурмана эскадры Черноморского флота Н.М Лебедев (на эсминце «Свободный» в Севастополе в июне 1942 г.) и К.И. Бормотин (6 октября 1943   г. на лидере «Харьков»), штурман эсминца «Свободный» А.К. Бугаев.

Не вернулись из боевых походов дивизионные штурмана подводных лодок Северного флота - Д.С. Масич. (погиб 9 августа 1942 г. на К-2), В.К. Васильев (погиб 12 мая 1942 г. на К-23), А.Г. Афанасьев (погиб 14 мая 1943  г. на М-122).

Вместе со своими экипажами погибли выпускники штурманского класса, ставшие командирами подводных лодок и надводных кораблей, А.А. Бащенко, А.С. Пудяков, В.Д. Нечкин, В.Н. Котельников, Г.А. Матвеев, А.С. Кононенко, П.М. Буряк, И.А. Сидоренко, Д.Ф. Гусаров.

Многие выпускники за мужество и отвагу были награждены орденами и медалями. Героями Советского Союза стали Б.А. Алексеев, В.Н. Алексеев, А.И. Маринеско, М.И. Хомяков.

Штурманский офицерский класс в послевоенный период (1945 – 2007)

В июле 1945 г. Специальные Курсы офицерского состава были переименованы в Высшие ордена Ленина Специальные Классы офицерского состава ВМФ (ВОЛСОК), вместо отделов организованы факультеты, в том числе - штурманский. В состав штурманского факультета вошли кафедры навигации, электронавигационных приборов, отдельные дисциплины «Маневрирование», «Радиотехнические средства кораблевождения», «Девиация магнитных компасов», «Гидрометеорология» и 6 - 10 учебных групп слушателей с профилем подготовки «Командир штурманской боевой части - дивизионный штурман».

Учитывая, что с 1938   г. в военно-морских училищах подготовка по отдельным специальностям была заменена единым общекомандным профилем подготовки офицеров для исполнения обязанностей вахтенного командира, основная тяжесть по их дополнительной подготовке в целях назначения на должности корабельного штурмана и флагманского штурмана была возложена на штурманский офицерский класс ВОЛСОК. Прием слушателей на классы был значительно увеличен. По штату количество слушателей-штурманов ежегодно должно было составлять: с 1946 по 1951   г. - 55 офицеров, с 1951 по 1953   г. - 120, с 1953 по 1954   г. – 110. Кроме этого, специальные офицерские классы с программами подготовки, соответствующими программам обучения на ВОЛСОК, создаются в 1951   г. при Тихоокеанском, Черноморском и Балтийском военно-морских училищах.

После воссоздания в военно-морских училищах в 1951 – 1952   гг. факультетов по отдельным специализациям штатный состав слушателей классов был существенно снижен. Этому способствовало и проводившееся с середины 50-х годов сокращение Вооруженных Сил СССР. На штурманский факультет ВОЛСОК полагалось принимать: с 1954 по 1957   г. – 60 офицеров, в 1957   г. - 30, в 1958   г. - 25, в 1959   г. – 45, в 1960   г. - 56.

В первые послевоенные годы перед приемом новых слушателей производилась их подготовка для сдачи вступительных экзаменов. В это время обращалось большое внимание на устранение у будущих слушателей пробелов в знании электротехники, физики, математики и других наук, на которые опиралась теоретическая часть всех специальных дисциплин. Для отбора лучших кандидатов преподаватели Классов выезжали на все флоты.

Учебные занятия проводились в течение 10 месяцев с декабря по октябрь. Вместо экзаменационной сессии в середине учебного года были введены курсовые зачеты. В 1946 г. завершился переход на программы обучения мирного времени. Все дисциплины читались только штатными преподавателями. Курсовые зачеты сдавались по гидрометеорологии, девиации, тактике ВМС, тактике ВВС, службе штаба и социально-экономическим предметам. Экзамены проводились на учебной практике по навигации и мореходной астрономии. Выпускные государственные экзамены слушатели сдавали по 4-м предметам: астрономии, навигации, электронавигационным приборам и маневрированию.

В первые послевоенные годы произошло значительное обновление преподавательского состава штурманского факультета. На Классы пришла большая группа участников Великой Отечественной войны. В 1946 г. - П.П. Скородумов (с должности флагманского штурмана Северного флота), в 1947 г. - Е.П. Соломатин (с должности помощника флагманского штурмана Черноморского флота), в 1948 г. - А.В. Быковцев и К.А. Сабанцев (с должностей дивизионных штурманов), в 1949 г. - А.Д. Марченко (с должности преподавателя ТОВВМУ). В 1947 г. на должность старшего преподавателя кафедры навигации был переведен главный штурман ВМФ контр-адмирал Ф.Ф. Булыкин. После окончания штурманского класса были оставлены преподавателями флагманские и дивизионные штурмана А.И. Назаров (1946 г.), Л.П. Новоселов (1949 г.), Б.И. Яцук (1949 г.), А.А. Львов (1950 г.), А.Ф. Метельков (1950 г.). В 1949 г. после окончания ВМА преподавателем кафедры навигации становится Л.П. Пеколок.

Начальником кафедры навигации в 1949   г. становится П.П. Скородумов, а в 1952   г. Е.П. Соломатин.

Учебная практика со слушателями штурманского класса в послевоенное десятилетие проводилась на кораблях и судах, совершавших межфлотские переходы, а также на боевых кораблях при обеспечении решения задач боевой подготовки.

В 1948 – 1953   гг. преподавателями кафедр и отдельных дисциплин штурманского факультета по заданию Главного штурмана ВМФ была осуществлена значительная работа по переработке программ обучения с целью максимального учета боевого опыта второй мировой войны и перспектив развития средств и систем кораблевождения.

Высокое качество проведенных исследований и большой педагогический опыт позволили в 1955 – 1960   гг. Г.П. Попеко и Е.П. Соломатину создать том I «Навигация», П.П. Скородумову - том III «Мореходная астрономия», а А.К. Загурьянову - том IV «Основы маневрирования» фундаментального теоретического труда – «Курс кораблевождения».

С 1952 по 1960 г. на штурманском факультете осуществлялась подготовка офицеров ВМФ стран народной демократии. В эти годы штурманский класс окончили 75 слушателей-штурманов: 12 – из ГДР, 11 – из Болгарии, 14 – из Польши, 22 – из КНР, 14 – из Румынии, 2 – из Албании.

В значительно более сложных условиях выполняли научные разработки преподаватели кафедры, которым приходилось сочетать их с педагогической деятельностью. Тем не менее, проявленные настойчивость и целеустремленность позволили завершить свои работы и стать учеными К.П. Орешкину, А.И. Смирнову, Г.П. Попеко, Л.П. Новоселову и Т.И. Карагодину, А.П. Ковалеву.

Особое внимание было уделено развитию учебно-лабораторной базы. В 1955 - 1957 гг. была выполнена разработка тренажера по обеспечению ведения навигационной прокладки и решения навигационно-тактических задач. В нем с использованием разработанных имитаторов круговых и секторных радиомаяков и РНС была смоделирована возможность выдачи навигационной информации на радиопеленгаторы и приемоиндикаторы одновременно по двум районам Мирового океана. Кроме этого в кабинете навигационной прокладки были смонтированы тренажеры первых астронавигационных систем-приставок к перископам типа ПРТ и ПЗМ. Установленные здесь же хронометры и радиоприемники сигналов точного времени позволяли отрабатывать навыки в несении службы времени.

На практическом занятии по устройству гирокомпаса «Курс-5». Слева-направо В.И. Цымбал, И.М. Селиванов и В.Х. Цатуров, 1974 г.

В лабораториях электронавигационных приборов были установлены поступившие на вооружение ВМФ современные типы гирокомпасов, лагов, автопрокладчиков и эхолотов.

Активное участие преподаватели штурманского факультета приняли и в разработке технико-экономических обоснований общеклассных тактических тренажеров и тренажеров по использованию различных видов оружия. Впоследствии эти тренажеры с успехом использовались для подготовки штурманов.

Учебная практика в эти годы проводилась на боевых кораблях при переходах с Балтики на Черное море или на Северный флот. В 1950   г. состоялся последний в ХХ веке сверхдальний поход слушателей штурманского офицерского класса. С 4 июля по 20 августа они совершили переход на учебном судне "Полюс" по маршруту Одесса – Суэцкий канал – Владивосток. Из 78 штурманов факультета в поход были направлены 62.

С октября 1960 г. факультеты Классов, готовившие флагманских специалистов, были объединены в один – факультет оружия и противолодочной обороны. В его состав были включены все кафедры и отдельные дисциплины штурманского факультета, объединенные в кафедру кораблевождения. Сюда же вошли и две учебные группы штурманов: офицеров-надводников и офицеров-подводников с профилем подготовки «флагманский штурман соединения надводных кораблей (подводных лодок)» и ежегодным набором 17 слушателей. Все учебные кабинеты были объединены в лабораторию кафедры кораблевождения. Вступительные экзамены были отменены, учебные занятия стали проводиться в течение 10 месяцев с октября по июль.

Отмена вступительных экзаменов привела к необходимости предварительной проверки поступающих на классы офицеров на флотах, организации с первых учебных занятий так называемого "входного контроля" знаний и умений слушателей и совершенствования методов текущего контроля за успеваемостью слушателей. С 1962 г. начинается внедрение так называемых "прогрессивных" и "программированных" методов обучения.

На входной контроль, проводившийся в первые две недели после начала занятий, выносились вопросы по основным разделам кораблевождения (навигации, техническим средствам кораблевождения, маневрированию). Для слушателей-штурманов их уровень соответствовал требованиям, предъявляемым к выпускнику ВВМУ и вахтенному штурману. Результаты "входного контроля" учитывались в методах, формах, способах индивидуального и группового обучения, что дальнейшем оказывало значительное влияние на качество освоения слушателями учебного материала и эффективность всего процесса обучения.

Кроме этого, широко практиковались методы проверки качества освоения пройденного материала методом проведения «летучек» перед началом каждого практического занятия. Летучки проводились по темам, которые были отработаны на прошедших ранее практических занятиях. Значительное внимание уделялось совершенствованию традиционных форм и способов проведения занятий. По меткому замечанию Г.П. Попеко: «Педагогу, не способному доходчиво и просто для слушателей прочитать лекцию или провести практическое занятие, используя только доску, указку, мел, линейку и собственную голову, никакие новаторские и прогрессивные методы не помогут».

Учебная практика в 50-60-е годы проводилась на боевых и вспомогательных кораблях ВМФ, как правило, при межфлотских переходах, а с 1972   г. - на учебных кораблях, в основном, по маршруту Кронштадт – Севастополь и Севастополь – Кронштадт.

В период практики отрабатывались навыки слушателей в решении различных задач счисления и определения места, оценки точности измерения навигационных параметров и точности места, в использования установленных в эти годы на кораблях приемоиндикаторов РНС «Лоран-А», «Лоран-С», «РСВТ-1», новых радиопеленгаторов. Выполнялась оценка точностных характеристик различных РНС и возможностей их использования по маршруту перехода.

1970 г. профили подготовки штурманских классов были изменены на «флагманский штурман соединения – командир БЧ-1 надводного корабля (подводной лодки) 1 ранга». В этом же году Главнокомандующим ВМФ было утверждено воссоздание на Классах при кафедре кораблевождения класса офицеров-гидрографов в количестве 12 офицеров. На должности преподавателей были назначены Г.С. Чернухо и Н.П. Егоров, а затем - П.Г. Коробочкин.

Занятие с офицерами гидрографами проводит кап 2 ранга Самотесов Ю.П.

В 70-90 годы преподавательский состав кафедры кораблевождения значительно меняется. На кафедру приходят новое поколение флагманских штурманов соединений и объединений, с академическим образованием и значительным опытом плавания на кораблях ракетно-ядерного флота: Г.Г. Фадеев, В.А. Власов, Б.А. Кулешов, М.П. Лузин, В.П. Илларионов, В.А. Михальский, В.И. Бегун. В.М. Анфимов, А.В. Галичский, В.В. Бутов, Ю.М. Гребнев, Н.И. Неупокоев, А.Г. Кушнарев, С.Ю. Зиновьев, В.И. Комченко, В.И. Каргин, С.Ф. Черный, В.И. Чернов. В 1992   г . после окончания целевой адъюнктуры при ВМорА и успешной защиты диссертаций на кафедру приходят А.В. Ванин и В.Г. Жаворонок.

Начальник кафедры кораблевождения 1985- 1988 г .г.

доктор военных наук, профессор Груздев Н.М.

В эти – же годы кафедру возглавляли замечательные штурмана - педагоги, такие как : Г.П. Попеко (1970-1971), О.Л. Куфарев (1971-1973), Г.Д. Валюнин (1973-1985), заслуженный деятель науки член-корреспондент академии транспорта доктор военных наук профессор Н.М. Груздев (1985-1988), В.А. Рябоконь (1988-1998), С.Ю. Зиновьев (1998–2002), С.И. Гарматенко (с 2002 по настоящее время).

Начальник кафедры кораблевождения

кап 1 ранга Гарматенко С.И.

 

Нельзя не отметить большего вклада личного состава лаборатории кафедры: В.В.Королева, В.Г.Федулова, В.С.Петровой, М.Н. Войтецкой, Краснова Л.Е., Поздеева В.М, Точилкиной Н.Н., Филипповой Л.Н., Фоминой Л.П., Терентьева В.В., Щетинина А.А. и многих других.

После длительного обоснования необходимости создания условий для совершенствования подготовки специалистов по гидрометеорологическому обеспечению боевых действий Главнокомандующий ВМФ утвердил в 1990 г. создание на ВСОК ВМФ соответствующего класса из 10 офицеров. Для их обучения были назначены ведущие специалисты Гидрометеорологической службы Северного флота В.А. Максаков и Н.С. Жданов.

Значительное совершенствование в 60 – 80 годы средств и способов вооруженной борьбы на море, накопленный опыт преподавания привели к необходимости существенного изменения программ обучения штурманов и командиров кораблей. Были разработаны и введены в действие вместо традиционных дисциплин новые учебные программы и дисциплины. (навигация, маневрирование, технические средства кораблевождения, мореходная астрономия): «Кораблевождение при ведении боевых действий», «Средства и методы коррекции кораблевождения», «Боевое использование автономных технических средств кораблевождения», «Математические основы кораблевождения». Особое внимание было уделено созданию новой для ВМФ дисциплины – «Штурманская служба».

Подготовка слушателей-штурманов была сконцентрирована на вопросах практического выполнения обязанностей флагманского штурмана в боевых и повседневных условиях. Была значительно расширена программа дисциплины «Кораблевождение при ведении боевых действий», увеличено время на изучение и использование вычислительной техники и пультов управления навигационными комплексами. Существенно возросло значение текущих методов контроля успеваемости слушателей.

Преподаватели кафедры принимали активное участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, направленных на совершенствование современных средств и способов вооруженной борьбы на море, в создании новых руководящих документов ВМФ, учебников и учебных пособий.

В 1978–1985   гг. В.А. Власов возглавил опытно-конструкторскую работу по совершенствованию и автоматизации методов диагностики и поиска неисправностей технических средств кораблевождения.

В 1975 – 1988   гг. В.А. Михальским были проведены научные исследования по развитию теоретических основ решения задач определения места, обработки навигационных параметров и оценки погрешностей измерений, обоснованы методы ведения обсервационного и корректируемого счисления, обнаружения грубых погрешностей в линиях положения, решения задачи выбора оптимального сочетания линий положения.

В 1984 - 1990   гг. под руководством А.В. Галичского выполнялась общефлотская научно-исследовательская работа по анализу и оценке существующих и разработке новых автоматизированных средств и способов решения задач боевой прокладки и ведения обстановки. Полученные в работе результаты позволили принять важные решения по развитию средств автоматизации управления силами флота и разработать «Руководство по ведению обстановки и боевой прокладки на надводных кораблях ВМФ».

В этот период В.П. Илларионовым, а затем и А.В. Галичским, было выполнено исследование способов автоматизации решения задач маневрирования кораблей и выработки оптимальных параметров управления ими, создано их специальное математическое обеспечение. При непосредственном участии В.П. Илларионова целый ряд полученных результатов был внедрен в автоматизированные системы управления надводных кораблей.

С 1988 по 2007 г. преподаватели кафедры разработали и приняли участие в разработке 26 НИР, выполнили 3 опытно-конструкторских работы. По их результатам были подготовлены правила штурманской подготовки надводных кораблей ВМФ, обоснованы разделы таких документов, как курсы подготовки подводных лодок и надводных кораблей. Проведено обоснование задач, решаемых штурманской и гидрографической службами ВМФ. Произведены обоснование принципов построения, разработка алгоритмов функционирования и программно-математического обеспечения АРМ флагманского штурмана и другие.

Активное участие в научно-исследовательской и методической работе позволило педагогам кафедры значительно повысить свой научный и педагогический потенциал. Успешно защитили диссертации и стали кандидатами военных наук Г.Д. Валюнин, В.П. Илларионов, А.В. Галичский, А.В. Ванин, С.Ю. Зиновьев, Г.С. Чернухо, В.А. Максаков, кандидатами технических наук – В.А. Власов, А.Г. Кушнарев, В.Г. Жаворонок, В.И. Каргин, В.В. Матвеев, кандидатом педагогических наук, а затем доктором военных наук - В.И. Бегун.

В 80-90-е годы происходит значительное обновление лабораторной базы кафедры. В кабинетах навигационной прокладки и радионавигации устанавливаются новые приемоиндикаторы спутниковых и радионавигационных систем, имитатор радионавигационных сигналов, преобразователи гиперболических координат. На вооружение кабинета электронавигационных приборов поступают новые средства курсоуказания, измерения скорости, глубины и ведения автоматической прокладки.

Использование ЭКВМ, программируемых микрокалькуляторов, персональных ЭВМ, пультов управления БИУС для выполнения навигационно-тактических расчетов позволило избавиться от трудоемких вычислений с использованием таблиц логарифмов, логарифмических линеек, уменьшить количество допускаемых ошибок при решении задач, представило возможность не только значительно интенсифицировать практическое обучение слушателей, но и привлечь их к разработке программ решения навигационных задач.

Консультацию со слушателем проводит

капитан 1 ранга Чернов В.В.

В проведении практических занятий по дисциплине «Кораблевождение при ведении боевых действий» стали широко использоваться такие виды занятий, как групповые упражнения и военные игры с использованием тактико-специального тренажера «Солартрон», с 2000 г. – «Мостик», с 2007 г. СТК «Регель». При подготовке к ним производились оперативно-тактические и навигационно-тактические расчеты, выполнялся анализ военно-географической обстановки и района боевых действий, вырабатывались предложения в решение командира корабля, разрабатывались боевые и практические документы по подготовке соединения к боевым действиям, планшеты боевого маневрирования и обеспечения безопасности плавания. Это позволило прививать слушателям практические навыки в использовании боевых возможностей подводных лодок и надводных кораблей, тактических групп при решении различных задач в сложных условиях и нестандартных ситуациях, добиваться профессиональной компетентности обучаемых, творческого овладения ими современных приемов и способов решения задач кораблевождения.

Индивидуальное обучение слушателей было направлено на развитие способности самостоятельно осваивать новые морские средства навигации и поступающие на вооружение средства автоматизации.

Дежурный гидрометеоролог докладывает прогноз погоды старшему руководителю практики Г.Д. Валюнину, ук «Гангут», апрель 1984 г.

Руководители учебной практики В.А. Михальский и А.В. Галичский,, ук «Гангут», июнь 1985 г.

С середины 90-х годов начинается значительное сокращение личного состава Классов, в том числе педагогов кафедры кораблевождения и слушателей штурманских групп. В 1995 г. прекращается набор в класс офицеров-гидрометеорологов. В 1997 г. состоялся последний штурманский поход, учебная практика штурманов стала проводиться в частях и научно-исследовательских организациях Ленинградской военно-морской базы.

В 2001 г. осуществляется переход на новую, академическую, систему проведения итогового контроля. Курсовые экзамены по профилирующим дисциплинам стали проводиться не после прохождения курса каждой из них, а в период сессии в первой половине июля. Вместо выпускных экзаменов по профилирующим дисциплинам вводится государственный комплексный выпускной экзамен с практической и теоретической частями.

К экзаменам допускались слушатели, выполнившие все плановые учебные мероприятия и отчитавшиеся по всем видам текущего и промежуточного контроля. При проведении экзаменов определялись объем и глубина знаний и навыков слушателей, их способность применять полученные знания и умения в практическом кораблевождении и при ведении боевых действий. В экзаменационные билеты включались два теоретических вопроса и две практические задачи, охватывавшие все разделы дисциплины. Курсовые экзамены принимались комиссией из 2-3 преподавателей. Отдельным слушателям, показывавшим в период обучения только отличные знания, по ее решению итоговые оценки на курсовых экзаменах выставлялись без проведения испытаний.

Выпускные экзамены принимала государственная комиссия, назначавшаяся приказом Главнокомандующего ВМФ. В 90-е годы председателем штурманской секции, был, как правило, крупный специалист из ГУНиО МО или ГНИНГИ, имевший значительный опыт службы в должности флагманского штурмана объединения.

С 2002 г. на Классах, и в том числе, на кафедре кораблевождения возобновилась подготовка специалистов для иностранных флотов (Сирии, Казахстана, Вьетнама, Алжира). В Штурманский офицерский класс для обучения по профилю «флагманский штурман соединения» были направлены два офицера ВМФ Алжирской республики. Учитывая, что они не заканчивали штурманский факультет ВВМУ, а были выпускниками университета, их подготовку пришлось начинать с азов штурманских наук. Несмотря на определенные трудности в общении, благодаря упорному труду педагогов кафедры (С.И.Гарматенко, А.В.Галичский, А.В.Ванин, О.Д.Катаев, В.В.Матвеев, В.Э.Новиков, В.И. Чернов) и настойчивости самих слушателей после 10 месяцев обучения они успешно сдали выпускные экзамены.

В 2002 г. на смену опытным педагогам на кафедру назначаются В.В. Матвеев (после окончания целевой адъюнктуры при ВМорА), О.Д. Катаев, Ю.П. Самотесов, В.Э. Новиков, В.В. Иванцов (после окончания ВМорА). Приглашается для преподавания в учебной группе офицеров-гидрографов ветеран кафедры Г.С. Чернухо.

В 2003 г. после длительной совместной работы кафедры кораблевождения и главного штурмана ВМФ на Классах создаются учебные группы штурманов подводников и надводников с 3-х месячным сроком обучения для их подготовки перед назначением на должности командиров штурманских боевых частей кораблей (пл) 1 и 2 ранга.

В 2003 г. адъюнктами при кафедре кораблевождения становятся выпускники Штурманского офицерского класса этого года В.В. Заслонкин и М.В. Тюлькин. В 2006 г. они успешно защищают кандидатские диссертации.

Адъюнкты кафедры Заслонкин В.В., Тюлькин М.В.

Нынешнее поколение преподавателей кафедры представляет собой сплав опыта практической деятельности на флоте и преподавательского мастерства, 60% преподавателей пришли с должностей флагманских штурманов объединений и соединений, 40% имеют ученую степень кандидат наук. Кафедра пополняется офицерами имеющими не на словах послужной список с уверенным плавательным цензом. В 2004 году на кафедру пришли флагманский штурман бригады кораблей ЧФ капитан 2 ранга В.В. Гапоненко и после окончания ВМА командир БЧ-1 подводного ракетоносца СФ капитан 2 ранга В.В. Иванцов. Передает свой опыт флагманского штурмана и преподавателя с большой буквы доцент, кандидат военных наук капитан 1 ранга запаса А.В. Галичский (флагманский штурман бригады противолодочных кораблей ЧФ), проводит большую наставническую работу флагманский штурман Сахалинской флотилии капитан 1 ранга запаса В.И. Чернов, который умеет простыми словами объяснить маневрирование кораблей не только на маневренном планшете, но и показать как это будет выглядеть в море.

Наличие глубоких теоретических знаний и большого практического опыта позволяет кафедре кораблевождения оставаться основной кузницей высокопрофессиональных офицеров штурманской службы ВМФ.

Ветераны и преподаватели кафедры кораблевождения 19 октября 2007 года

Всего с 1918 по 2007   г . в штурманском офицерском классе ВСОК ВМФ прошли обучение и стали высококвалифицированными специалистами 3008 офицеров.

В эти годы Штурманский офицерский класс окончили: И.С. Юмашев (военно-морской министр СССР в 1950–1951   гг., герой Советского Союза), Ю.А. Пантелеев (командующий ТОФ в 1950–1956   гг.), В.А. Фокин (1-й зам. ГК ВМФ в 1962 - 1964   гг.), В.А. Андреев (командующий ТОФ, начальник тыла ВМФ в 1961 – 1968 гг.) В.А. Алафузов (начальник ГМШ в 1944 – 1945  гг.), А.Н. Петров (начальник штаба БФ и 8 ВМФ в 1943 – 1951  гг.), В.А. Петровский (начальник ГУ ВМФ в 1944 – 1947  гг.); В.Ф. Андреев (начальник оперативного отдела ГШ ВМФ в 1968-1972 гг.), И.Д. Елисеев (зам. начальника ГШ ВМФ в 1965-1975 гг.), В.Н. Алексеев (1-й зам. начальника ГШ ВМФ в 1965 - 1975 гг.), Е.К. Самборский (заместитель наркома ММФ в 1939 - 1946   гг.). Ф лагманские штурмана ВМФ - Ф.Ф. Булыкин, М.Д. Куликов, И.Г. Иванов, В.Ф. Яросевич , А.Н. Мотрохов, Р.А. Зубков. Флагманские и Главные штурмана флотов - В.А. Добровольский, С.Н. Тархов, Э.В. Вальтер, С.Ф. Белоусов, А.Ф. Чекризов, В.Ф. Андреев, Я.Я. Лапушкин, Ю.В. Ладинский, К.В. Никонов, А.Е. Пастухов, П.П. Глазков, И.К. Палилов, Г.М. Горбачев, Б.И. Цезаревич, Ю.П. Ковель, Б.Н. Иосифов, Е.М. Симонов, А.В. Забелло, В.Г. Паршин Б.Н., Леднев, В.М. Климов, В.И. Дмитриев, А.С. Алексеев, В.Н. Дукальский, В.Ф. Паластров, Э.С. Бородин, Д.Э. Эрдман, А.Н. Яковлев, П.П. Серков, Л.И. Митин, Я.А. Ковалев, В.В. Колтуненко , В.В. Владимиров, О.Д. Куфарев, Б.В. Беляков, В.С. Горбич, В.С. Макода, В.М. Попов, Ю.А. Мяло , Н.С. Торопов, А.Г. Неговоров, В.А. Кондратьев, С.И . Гарматенко, В.С. Мальцев, М.И. Сажаев. Известные педагоги и ученые Н.Ю. Рыбалтовский, Л.А. Демин, Н.И. Сигачев, Н.М. Аранов, И.Д. Жонголович, В.Ф. Чернышев; Г.П. Попеко, М.И. Скворцов, Е.П. Глебов, Н.М.Груздев, А.В. Лаврентьев, В.Н. Фрадкин, В.А. Михальский, В.П. Апрелев, Р.А. Скубко, В.С. Болдырев , В.П. Илларионов, известный писатель-маринист Л.С. Соболев.

капитан 1 ранга запаса А.В.Галичский

капитан 1 ранга запаса С.И. Гарматенко

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom