|
Лаг - прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна. От голл. - log - полено, чурка. Объясняется тем, что скорость измеряли, бросая чурки с бака и замеряя по склянкам время их прохождения вдоль борта. Этот способ сегодня условно называется планширным лагом и применяется только при малых скоростях, когда современный лаг не работает. Дальнейшее развитие лага - с конца 16 века - секторный, с конца 19 века - механический лаг с вертушкой, с начала 20 века - гидродинамический. В наши дни испльзуются гидродинамический, индукционный и доплеровский лаги. Доплеровский - основан на эффекте Доплера, суть которого заключается в том, что длина волны или частота изменяются при движении источника волн относительно их приемника пропорционально скорости. |
|
Локсодромия – кривая на поверхности Земли, проходящая через две заданные точки и пересекающая все меридианы под одним и тем же углом. Если корабль идёт постоянным курсом, то линия курса на земной поверхности, составляя со всеми меридианами постоянный угол, будет представлять собой логарифмическую спираль - локсодромию. Термин ввел в 1578 г. португальский математик Педру Нуниш. |
|
ЛОЦМАН (голл. loodsman), должностное лицо - специалист по проводке судов (кораблей) на подходах к портам (пунктам базирования) и их акваториях, а также в сложных для плавания районах моря (участках рек), прливах и каналах. В России термин "лоцман" впервые введен Морским уставом. Лоцман обязан обеспечивать безаварийную проводку судов (кораблей) в указанных районах, постановку на якорь или бочку и снятие с них, швартовку к причалу или пирсу и перестановку судов (кораблей) в порту (пункте базирования). Вызов лоцмана на судно (корабль) осуществляется через лоцманские станции, которые обычно находятся в потах, на плавучих маяках или на лоцманских судах, курсирующих в определенных районах на подходах к порту. Прибывший на борт судна (корабля) лоцман предъявляет капитану (командиру) лоцманское удостоверение, подтверждающее его квалификацию, заполняемую и заверяемую капитаном (командиром). При исполнении своих обязанностей лоцман является советником капитана судна (командира корабля) и его присутствие на борту не снимает с последнего ответственности за управление судном (кораблем) и его безопасность. (Военно-морской энциклопедический словарь под ред. В.И. Куроедова, М.: Воениздат, 2006).
ЛОЦМАН - 1. = вождь, носник, пилот. Судоводитель, специалист по проводке судов в сложных акваториях, юридически - советник капитана, является работником лоцманской службы порта, контролируется и оперативно подчиняется капитану порта. 2. Шкипер, хозяин баржи. Впервые появилось в 1725 г. Заимствованно в Петровскую эпоху (голл. loodsman - loodsen - вести корабль, lood - путь). Другая версия: голл. loodsman от нем. leysager - человек, который определяет направление, указывает дорогу, сопровождает. Интернац.: есть в большинстве славянских языков и во всех германских, кроме англ.: pilot - итал. piloto practico - первый лоцман, позднее термин "поделили поровну": англичанам достался pilot, а итальянцам и испанцам - practico, piloto в этих языках сегодня обозначает звание штурмана в рабочем дипломе, т.е. судоводитель.
ВОЖДЬ - так в Новгороде назывался лоцман, в конце VIII века вытеснено заимствованным словом, у поморов в наши дни используется в поэтическом, возвышенном стиле.
На лоцмана надейся, а сам не плошай. Порт начинается (и кончается) с лоцмана.
(Полная морская энциклопедия / Н.С. Андрющенко. - М.: Астрель: АСТ, 2006) |
|
ЛУНА - астрон. - единственный естественный спутник Земли. Навигационное светило.
В новолунье - в море (на рыбалку), в полнолунье - сиди дома (на печи). Красная луна ветер вызывает, бледная - к дождю, белая - к вёдру, с ободком - к холоду. Луна молодая - рыба ловится, как шальная. |