"П"
ПАРАЛЛЕЛЬ - линия пересечения земной поверхности плоскостью, параллельной экватору.
ПАРГЕЛИИ - ложные солнца, светлые пятна на небе по обе стороны от Солнца, разновидность гало.
ПАТРОН - шкипер в странах романских языков.
ПЕЛЕНГ истинный - угол в плоскости истинного горизонта между северной частью истинного меридиана и направлением на ориентир (объект). Истинный пеленг измеряется от северной части меридиана наблюдателя вправо от 0,0 до 360,0 градусов. Сложилась традиция - в астрономии - азимут, в навигации - пеленг.
Пеленгатор - прибор, установленный на компасе, служащий для взятия пеленгов или направлений на земные предметы или небесные светила.
Переплут - миф. - восточнославянское божество, покровитель речников и моряков.
ПЕРИГЕЙ - астроном. - точка лунной орбиты, ближайшая к Земле.
ПЕРИГЕЛИЙ - астроном. - точка орбиты Земли или другой планеты, ближайшая к Солнцу.
ПЕРИСКОП - прибор для визуального наблюдения за надводной обстановкой из подводной лодки.
ПИЛОТ - устар. - тоже, что лоцман, штурман. В этих значениях просуществовало в течении всего XVIII века. Позднее вытеснено словом лоцман.
ПИРС - 1. причал, выступающий от берега в строну акватории. Служит для швартовки судов с двух сторон, его примениение существенно увеличивает причальную линию. 2. название приемоиндикатора советского производства для определения места по радионавигационной системе "Декка".
ПЛАН - навигационная карта масштаба 1:25 000 и крупнее.
ПЛАНЕТА - спутник Солнца, мореходное светило.
Верхняя планета - планета, орбита которой находится дальше от Солнца, чем земная орбита.
Нижняя планета - планета, орбита которой находится между Солнцем и Землей.
Противостояние планеты - положение планеты, когда Земля находится между нею и Солнцем.
Соединение планеты - положение планеты на прямой Солнце - Земля: нижнее соединение - положение планеты между Солнцем и Землей, верхнее - положение планеты дальше от Солнца, чем от Земли.
Элонгация планеты - положение планеты в точке, в которой она имеет наибольшее угловое отстояние от Солнца.
Современные названия планет - латинского происхождения. В русском языке сосуществовали греческие и латинские названия, последние окончательно утвердились в 19 веке под влиянием европейских языков. В свою очередб, латинские названия - перевод греческих, а греки после походов Александра Македонского (356-323 до н.э.) дали планетам имена богов по подобию вавилонских названий. Аристотелю были известны названия планет и собственно греческие, и вавилонские. Двойное название Венеры у греков объясняктся тем, что в тот период еще не определили, что утром и вечером видна одна и таже планета.
|
Русское название | Греческое название | Значение |
---|---|---|---|
Меркурий | Гермес | Сверкающий | |
Венера | Афродита | Вечерний Несущий свет |
|
Марс | Арес | Огненный | |
Юпитер | Зевс | Сияющий | |
Сатурн | Кронос | Блистающий |
ПЛАНШЕТ - лист бумаги или другого материала, пригодный для письма карандашем, с сеткой, служит для графического решения задач кораблевождения.
ПЛОТТЕР - автопрокладчик.
ПОГОДА - метеорол. - состояние атмосферы в данном месте и в данное время.
В море погоду не хвалят, а то испортится. Если солнце село в воду, жди хорошую погоду. Погода как раз для похода. Погода правит морями. Сидеть у моря и ждать погоды. Старый моряк и за неделю знает, что ему погода обещает. У природы нет плохой погоды.
ПОДНЯТЬ карту - предварительно изучить карту будущего перехода, отмечая при этом важные и нужные ориентиры, выделяя навигационные опасности.
ПОДЪЕМ (спуск) Военно-морского флага - ежедневный ритуал на всех кораблях во время стоянки. Подъем производится в 08.00, в воскресенье и праздничные дни - в 09.00. При этом происходит построение личного состава по "большому сбору". Спуск производится с заходом солнца, в полярную ночь или день - по приказу командующего флотом. В походе Военно-морской флаг не спускается.
ПОЛУДЕННИК - 1. меридиан. 2. ветер южных румбов.
ПОЛУНОЧНИК - ветер северных румбов.
ПОЛУШИРОТА - элемент теоретического чертежа: совокупность проекций шпангоутов, ватерлинии и батоксов. Чертеж выглядит как половина судна, вид сверху.
ПОЛЮС - астроном. - особая точка на небесной сфере, пересечение сферы с осью её вращения.
ПОЛЮС географический - две точки на Земле, место пересечения оси вращения Земли и земной поверхности, широта = 90 град.
ПОЛЮС мира - точка пересечения небесной сферы и оси мира.
ПОЛЮС освещения - центр круга равных высот, проекция светила на земную поверхность, точка на Земле, в которой светило находится в зените.
Полярное расстояние - величина, обратная склонению.
Полярное сияние - свечение ночного неба, высоких слоев атмосферы.
ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА - звезда второй величины, "альфа" Малой Медведицы. Находится вблизи полюса мира. Используется моряками для простого и быстрого определения широты и поправки курса.
ПОМОЩНИК капитана судна - должность на судне, лицо командного состава, заместитель капитана с четко определенными обязанностями и заведованием. Не всегда является синонимом слова штурман, т.е. не все помощники - судоводители и будущие капитаны. Судоводителями являются: старший помощник капитана, второй помощник капитана, третий помощник капитана (штурманский помощник), четвертый помощник капитана.
ПОПРАВКА - разность между истинной величиной и показаниями прибора. Определяется путем сличения инструментальной величины и верной, например, общая поправка компаса складывается из девиации и склонения, определяется по створу или по азумуту светила. Вводится в показания прибора по мнемоническому правилу: неверное + поправка = верное.
ПОРТ - участок берега и прилегающий район и акватория, где размещен комплекс сооружений и устройств для полного обслуживания судов.
ПОРТ - иногда портик, лацпорт - вырез в борту судна, корабля, который служит для высадки десанта, грузовых работ, бункеровки. На парусных судах через них велась стрельба из пушек.
ПОЦЕЛУИ (поцелуйчики) - так радисты и бухгалтеры судовладельческих предприяий называли частные радиограммы и вычеты из зарплаты за них. Личные радиограммы обычно заканчивались словом "целую". При современных средствах связи слово забывается.
ПРЕЦЕССИЯ - астроном. - медленное движение оси вращения Земли по круговому конусу, ось которого перпендикулярна плоскости орбиты Земли. Угол между осью и образующей конуса равен 23 град. 27 мин.
ПРИКОЛ - поставить на прикол, встать на прикол - так говорят о бездействующих судах - без экипажа, без работы и т.д. Причины различны, чаще всего экономические. "Становись на прикол!" - так говорили на Волге, что значило: причаливай барку к приколу - вбитому в берег окованному колу с крюком.
ПРИЧАЛ - пристань, причальная стенка - гидротехническое сооружение, специально оборудованное и предназначенное для стоянки и обработки судов, расположено вдоль берега. Причал и пристань не являются полными синонимами. Причал - это капитально и специальное сооружение, пристань - любое место, пригодное для стоянки судна.
ПРОКЛАДКА - графическое изображение на карте пути судна.
ПРОЛИВ - относительно узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее водные бассейны. Правовой режим проливов определяется международными соглашениями или национальными законодательством в зависимости от того, входит ли он в открытое или территориально море.
ПРОМАХ - неверный, ошибочны поступок, оплошность, грубая ошибка.
ПРОМИЛЛЕ - 1/1000 доля содержимого какого-либо вещества в жидкости. Условное обозначение о/оо. В промилле измеряется соленость морской воды, а также алкоголя в крови: 0,08 о/оо является предельно допустимой дозой для допуска моряка на вахту согласно резолюции ИМО.
Прорезание строя (линии баталии) - тактический прием кораблей парусного флота, позволявший нарушить линию баталии противника и сосредоточить усилия против отсеченной части его сил. В момент прохождения между двумя вражескими кораблями, находящимися в линии баталии, корабль, прорезающий строй, получал возможность вести сильный огонь артиллерией обоих бортов одновременно против двух кораблей противника. Огнем поражались носовая и кормовая части двух кораблей противника, личный состав, находящийся на верхней палубе, а также рангоут вражеских кораблей. С другой стороны, огонь противника был в этот момент сла бым, т.к. носовых и кормовых орудий на парусных судах было во много раз меньше, чем бортовых орудий. Прорезание строя противника в нескольких местах давало возможность атаковать его окруженные суда с двух сторон - "взять противника в два огня". Этот тактический прием наиболее успешно применялся в русском (адмиралы Ф.Ф.Ушаков и Д.Н.Сенявин) и английском (адмиралы Д.Родней и Г.Нельсон) флотах.
Протрактор – специальный инструмент при помощи которого можно построить два угла с общей вершиной в центре протрактора. Протрактор состоит из азимутального круга, разбитого на градусы от 0 до 180 градусов вправо и влево, и трёх линеек. Средняя линейка прикреплена к азимутальному кругу и неподвижна. Край средней линейки совпадает с делением азимутального круга 0 градусов. Крайние линейки подвижны. При помощи индексов на подвижных линейках и отсчётных барабанов углы устанавливаются с точностью 0,5'. Для получения обсервованного места корабля на протракторе устанавливаются измеренные углы между ориентирами. С помощью протрактора на карту наносится место судна по двум углам.
ПРОХОД - узкий участок акватории между сушей и навигационными опасностями, по которому можно безопасно пройти.
ПУТЬ (путевой угол) - направление, по которому фактически движется судно относительно воды или дна. Расстояние, проходимое судном.
В эизни всего три пути - в море, под венец и в тюрьму. Как ни ворочай, прямой путь короче. Пути морские неисповедимы.