ГВАРДЕЙСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ НЕСАМОХОДНЫЙ ТРАП
Командировка заканчивалась. В очередной раз с огромным удовольствием и предвкушением непредсказуемого восторга ждал отлета своего военного борта. Самолет готовился к взлету, военные пассажиры заняли места согласно купленных билетов (в соответствии с табелем о рангах), многие возбуждены и веселы. Улетая с энского аэродрома на материк, оставались самые светлые чувства о гостеприимном крае и замечательных людях-подводниках …
Удовольствие в ожидании отлета было совсем не оттого, что лечу домой. Причина радостного ожидания отлета была в другом. В который раз хотелось увидеть удивительную картину энского аэродрома - … отъезд трапа от борта самолета. Да-да, отъезд авиатрапа. Эту картину хоть и сложно описать словами, но сделать это непременно нужно. Видел я это зрелище не один десяток раз, а может и сотню, так как летаю в эти края только каперангом более десяти лет.
Но вначале немного о гордости энского военного аэродрома – его единственном в авиапарке авиаотряда авиатрапе. Авиатрап – это чудо военно-инженерной мысли, представляет из себя бело-голубую конструкцию черными поручнями и обрезиненными ступеньками. Отличал чудо-трап от его гражданских собратьев в сугубо гражданских аэропортах ЭКИПАЖ АВИАТРАПА, состоявший из шести крепко сложенных офицеров и прапорщиков Военно-воздушных сил нашего флота. В экипаже авиатрапа выделяются рулевой (у гражданских трапов он тоже есть, но это единственный и водитель, и управляющий, и так сказать начальник трапа). Еще пятеро – это главная двигательная установка авиатрапа с суммарной мощностью, как вы понимаете, пять ч.с. (человеко-сил). В зависимости от движения трапа вперед или назад, летчики – богатыри располагаются так, чтобы обеспечить минимально необходимое усилие для поступательного движения трапа к самолету или от него. При движении трапа на передний ход к самолету по два летчика (члена экипажа авиатрапа) впрягаются в упряжку слева и справа, еще один толкает авиатрап в кормовую часть. При движении трапа от самолета задним ходом все члены экипажа толкают своего «кормильца», сосредоточившись в районе водителя и упершись в угловую конструкцию.
ВОДИТЕЛЬ, безусловно, самая ответственная фигура в экипаже гвардейского авиационного трапа. Его работа намного ответственнее, сложнее и опаснее работы своего гражданского коллеги. В первую очередь это связано с вопросами управления авиатрапом при причаливании к борту самолета в районе люка-двери, управление этим маневром должно быть филигранно точным. Во время маневра у водителя нет права на ошибку, подъезд к самолету необходимо выполнить с первого раза. «Движущая сила» экипажа за неточный подъезд к самолету водителя не прощает, на неточности во время маневра реагирует сразу крепким словом, часто многоэтажным (изредка используется ненормативная лексика, но это скорее исключение, чем правило). Короче, маневр не допускает никаких просчетов и отклонений вправо-влево, тем более дополнительных заходов. Собратьям-пилотам, управляющим самолетом, в таких случаях легче, чем нашему водителю. Летчик, неверно рассчитавший заход на посадку, может вновь взмыть в небо и выполнить повторный заход на посадку. У водителя авиатрапа такого даже в мыслях быть не может. Ошибся один раз и ты больше не водитель, ты больше не сидишь за рулем авиатрапа, никуда не ведешь свою чудо-аваиамашину, а всю оставшуюся аэродромную жизнь толкаешь тот самый трап, водителем которого ты был.
К слову, за все свои полеты с этого аэродрома. я ни разу не видел, чтобы авиатрап не встал на предназначенное ему место с первого захода. Всегда так: Р-раз! И трап точно становится на место у борта самолета …
В зависимости оттого, каков ранг или чин прилетающего на энский аэродром самолета (т.е. количества и размера звезд на погонах комиссии внутри самолета), в управлении маневрами авиатрапа могут принимать участие и другие аэродромные лица, в том числе и авианачальники местных военно-воздушных сил. К примеру, под трехзвездного генерала сам местный авиагенерал может обеспечивать маневр подхода авиатрапа к многозвездному самолету … Регулируя движение, он может и трапик подтолкнуть, ведь именно этого усилия так не хватает для успешного завершения маневра.
Созерцать картину движения гвардейского авиационного несамоходного трапа для меня истинное удовольствие. Это минуты настоящей радости, ведь есть еще что-то вечное в жизни проверяющих, чем начинается и чем заканчивается каждая командировка. Увидев обычную картину, не меняющуюся год от года, начинаешь верить в вечное …
Выйти на знаменитый трап после его красивого подхода к борту самолета – это блаженство! У меня трап с авиаторами-рысаками добрая примета предстоящей работы в энском гарнизоне. Так было и в этот прилет. В иллюминатор я выглядывал с нетерпением. Была ночь, но в лучах прожекторов трап плыл волшебно. Описав дугу радиусом около 34-х метров, авиатрап мягко коснулся воздушного корабля … Моя работа в Энске, как и следовало ожидать, прошла нормально.
И вот отлет. Зайти в самолет я поспешил заранее, сел у левого иллюминатора, чтобы вид на трап был полнообзорный. В мыслях представлялся весь маневр отхода авиатрапа от самолета. Военные пассажиры почти все поднялись на борт. У трапа кучковались два экипажа, один – экипаж самолета, другой – экипаж авиатрапа. Оба экипажа многое связывает, они похожи друг на друга, одинаково одеты и одинаково сосредоточены. Оба экипажа завершают подготовку к вылету. Рядом с самолетом, почти подпирая трап стоит автомашина. Я невольно забеспокоился, как же выполнить маневр отъезда трапа от борта самолета. уж слишком близко стоит машина и может помешать движению. Мысленно нарисовал траекторию движения авиатрапа по бетонке аэродрома, расставил движущую силу, просчитал угол разворота передних колес, чтобы обойти авто …
Дверь в самолет закрыта. Экипажи по местам, самолета – в самолете, трапа – у трапа.
Товсь! …но что это???! Трап покатился по другому, совсем не так, как я рассчитал. Не должен он двигаться по такой траектории … Я уперся лбом в иллюминатор, почти вылез из самолета, я был почти в панике …Трап не объезжает машину?!! И ЕГО НЕ ТОЛКАЮТ?! … Я не сразу понял и не сообразил, что машина у самолета стоит не случайно. Я не сразу заметил, что эта машина … ТЯНЕТ АВИАТРАП.
Да, да! Тянет трап машина, а не так как было всегда – не толкают его богатыри-авиаторы. Они как-то кучкой неприкаянных идут за трапом и только водила - рулевой ловко выруливает за машиной. Я испытал разочарование, расстроился не по детски. В душе смятение, буря чувств … Из всех чувств во мне побеждало радостное: неужели трап теперь будет двигаться без усилий авиаторов?!
Да, нет! Не может быть. Чуток поразмыслив, я понял, что это скорее случайная акция (за отдельную эквивалентную плату) Ну оттянули сегодня трап машиной – молодцы! Столько лет катали, а тут или эквивалента много, или сообразительность появилась. Так-то все это, да не так. А как вы, уважаемые, будете подтягивать трап к самолету машиной после того, как он подрулит после посадки в следующий раз?
Сразу же стало легче. Пока мысли о трапе бились в голове, самолет давно уже взлетел и парил над облаками.
В следующий раз прилечу на энский аэродром обязательно, беспокойство об авиатрапе в душе все-таки осталось …
Рулевого в военном экипаже ни в коем случае нельзя путать с водителем гражданского авиатрапа. Мера ответственности при управлении трапом у них несоизмерима. Гражданский водитель имеет свободу маневра и задний ход, у рулевого выбора нет – только вперед и только в цель, т.е. в дверь!
Человеко-сила в военном деле практически эквивалентна ЛОШАДИНОЙ СИЛЕ - устаревшей внесистемная единица мощности; обозначается л.с. (1 л.с = 75 кгс.м/с = 0,736 кВт).
Кормильцем авиатрап стал не для одного поколения летно-аэродромного персонала: есть несамоходный трап, есть его команда, есть дело, которое высокооплачиваемое в денежно-финансовом эквиваленте.
Эквивалентная плата в военном деле – это натуральный обмен типа «объем на объем» или «вес на объем», или «услуга на объем». «Объем», как правило стандартный – 0,5
Энск-Владивосток
январь 2007г.