Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

Тренажерные системы: классификация, особенности, специфика предложений



В статье речь пойдет о компаниях-производителях и новых системах обучения на тренажерах.
Несмотря на узость и специфику рынка, на данном направлении работает большое количество компаний. Рассказывает Александр Соколов, генеральный директор ЗАО «Транзас Морские Технологии»: «В настоящее время рынок тренажерных комплексов в нашей стране достаточно широк. Он постоянно развивается, появляются новые компании-разработчики, создаются новые продукты. Несомненно, конкуренция в этой отрасли высока. Но необходимо отметить, что не всегда продукция, предлагаемая на рынке, соответствует высоким требованиям к современным тренажерным системам. Зачастую производители предлагают решения, не отличающиеся высоким качеством, но привлекающие заказчиков более низкой ценой. Нужно понимать, что применение подобных тренажеров негативно сказывается на уровне подготовки специалистов».
По его словам, спрос на тренажерные системы в России остается стабильно высоким. С одной стороны, это объясняется тем, что в морской отрасли существует ряд специальностей, представители которых во время обучения обязаны проходить тренажерную подготовку. В связи с этим образовательные учреждения приобретают современные тренажеры, обеспечивающие проведение курсов по определенным направлениям в соответствии с существующими требованиями. С другой стороны, сегодня руководители учебных заведений и судоходных компаний понимают все преимущества тренажерной подготовки и сами заинтересованы в оснащении собственных образовательных центров подобными системами». 

Денис Федоров, исполнительный директор ООО «СТОРМ»: «Заказчиками являются отраслевые учебные заведения и учебно-тренажерные центры, администрации морских портов, судоходные и крюинговые компании. Рынок является достаточно «узким», компаний много, поэтому и конкуренция высока. Но мы видим в этом положительную сторону. Конкурентная борьба заставляет нас идти в ногу со временем и разрабатывать не просто тренажеры, предназначенные для решения локальных задач приобретения и проверки практических навыков, а комплексные решения для подготовки специалистов водного транспорта с использованием инновационных технологий». 

В целом, каждая компания стремится к созданию комплексных решений. Например, компания «СТОРМ» предложила учебным заведениям применить технологию комплексной подготовки специалистов водного транспорта, названную «СТОРМ-М». 

Согласно данной технологии:
1) для получения теоретических знаний предлагается использовать разработанные «СТОРМ» мультимедийные обучающие модули (электронные учебники);
2) для приобретения практических умений и навыков рекомендуется устанавливать тренажеры и мультимедийные тренажерные программы;
3) для проведения аттестации предлагается применять разработанные совместно с ГМА им. адм. 
С. О. Макарова программные комплексы проверки знаний «Дельта-Тест», одобренные к внедрению в учебные заведения Федеральным агентством морского и речного транспорта.
При этом теоретическое обучение и проверку знаний возможно проводить в дистанционном режиме с использованием разработанных систем дистанционного обучения «СТОРМ» и дистанционного тестирования WEB-DELTA. В этих системах библиотека мультимедийных обучающих модулей, база данных тестовых заданий и отчетов о результатах тестирования хранятся централизованно на сервере, а доступ к ней пользователи получают через сеть Интернет. Информация о результатах подготовки может быть аккумулирована в разработанной компанией системе по учету свидетельств. 

Александр Соколов, «Транзас Морские Технологии»: «Мы производим всю линейку тренажерных систем для морской и речной отрасли: навигационные и рыбопромысловые тренажеры, тренажеры машинного отделения, крановых и якорных операций, тренажеры ГМССБ, операторов СУДС. Одним из новых и крайне востребованных направлений деятельности компании является производство тренажеров для нефтегазовой отрасли, в том числе систем для отработки грузобалластных операций на судах». 

Отличительной чертой решений «Транзас» является возможность интеграции тренажеров и создания единого комплекса, так называемого виртуального судна. Такой комплекс позволяет проводить отработку взаимодействия различных специалистов в общем виртуальном пространстве. При этом возможна интеграция не только морских тренажеров, но и тренажера СУДС, вертолетного симулятора, тренажера буровой платформы, тренажеров по отработке действий в кризисных ситуациях, что дает возможность создания комплексных совместных упражнений. Все тренажеры «Транзас» имеют общий интерфейс для программного обеспечения и простую конфигурацию, что гарантирует легкость интеграции. 

Другими преимуществами тренажеров «Транзас» являются возможность адаптации под нужды конкретного заказчика, а также модульная структура, которая обеспечивает возможность поэтапного построения тренажерных комплексов. Помимо этого, благодаря используемым технологиям, на одном тренажере возможно моделирование различных типов судов, что позволяет существенно снизить расходы на оснащение тренажерных центров». 

Сергей Айзинов, начальник Морского учебно-тренажерного центра ГМА им. адм. С. О. Макарова, обратил внимание на особенности международного рынка: «Международная практика тренажеростроения незначительно отличается от российской, использующей исключительно компьютерный тип тренажеров. В зарубежных тренажерных центрах применяются также тренажеры модельного типа. Так, навигационные модельные тренажеры используются для повышения квалификации морских лоцманов и капитанов крупнотоннажных судов в тренажерных центрах в Гренобле (Франция), Ворсаше (Великобритания) и Илаве (Польша). Среди компьютерных также основное место занимают навигационные тренажеры, доля которых, по данным ежегодного издания Lloyd Ship Manager (Maritime Training Guide), составляет порядка 30 %». 
По его словам, спектр компаний – производителей тренажерных комплексов достаточно широк и представляет все применяемые уровни компьютерных тренажеров с точки зрения их сложности и степени адекватности:
1) однокомпьютерные программы для самостоятельной подготовки, так называемые Computer-Based Training;
2) однокомпьютерные тренажеры-симуляторы (PC-Based), моделирующие работу судового оборудования (например, радиостанций ГМССБ различных фирм-производителей), с возможностью интерактивного обучения;
3) сетевые тренажеры, позволяющие отрабатывать взаимодействие нескольких обучаемых в режиме реального времени (например, взаимодействие судовой и береговой радиостанций при заходе судна в порт);
4) полномасштабные тренажеры, моделирующие рабочее место обучаемого с высоким уровнем эргономической адекватности (например, полномасштабный «мостик» судна или судовая радиостанция, выполненная в виде псевдоконсолей с реальными органами управления).

Особенности обучения 
Стоимость тренажерных комплексов составляет от десятков тысяч до миллионов долларов США, в связи с чем затраты на подготовку и переподготовку персонала оказываются значительными. В настоящее время различными фирмами-производителями выпускаются многочисленные типы тренажеров. Они различаются по цене, функциональности, дидактическим возможностям, количеству и типу решаемых задач, удобству использования и т. д.

Рассказывает Сергей Айзинов, Морской учебно-тренажерный центр ГМА им. адм. С. О. Макарова: 
«В авиации зачастую в сами тренажеры закладываются типовые или шаблонные упражнения, которые являются обязательными к исполнению по окончании обучения. При оценке выполнения этих упражнений заранее заложены параметры или критерии такой оценки. Таким образом, тренажер при выполнении обучаемым упражнений осуществляет и автоматический контроль навыков. В морских тренажерах такой подход не получил широкого распространения. В то же время ряд производителей тренажеров, например компании «Транзас» (Россия) и «Кенгсберг» (Норвегия), включают в качестве опции функцию автоматического или автоматизированного контроля навыков обучаемого. В этом, на мой взгляд, большая перспектива использования тренажеров не только как обучающего инструмента, но и как инструмента контроля уровня компетентности». 

В Морском УТЦ ГМА имени адмирала С. О. Макарова есть свой опыт оценки эффективности тренажерной подготовки, был проведен анализ результатов тестовых испытаний слушателей, проходивших переподготовку по программе «Оператор ГМССБ». Важнейшим показателем эффективности тренажерной подготовки являются результаты обучения по сравнению с входным (начальным) уровнем компетентности специалиста. В рамках эксперимента было проведено тестирование 240 слушателей указанных курсов. Все слушатели имели стартовый уровень компетентности, отличный от нулевого (т. е. они предварительно прошли первичную подготовку и, как правило, имели пятилетний опыт использования средств и процедур радиосвязи ГМССБ). Тестирование производилось перед началом занятий и по завершении курса с применением одобренного Федеральным агентством морского и речного транспорта программного комплекса проверки знаний судовых радиоспециалистов «Дельта-ГМССБ». База данных экзаменационных заданий была предварительно оттестирована в процессе опытной эксплуатации и согласована с Росморречфлотом с целью исключения возможных некорректных вопросов. Результаты тестирования представлены в графическом виде (см. рис. 1).

График показывает заметный рост результатов проверки знаний по результатам тренажерной подготовки по сравнению со стартовым уровнем слушателей курсов. Среднее значение результатов квалификационного экзамена составляет 84,5 балла, в то время как среднее значение входного тестирования – 62,7 балла. 

«Повышение уровня компетентности специалиста в среднем на 35 % по результатам обучения в учебно-тренажерном центре отвечает на вопрос о целесообразности переподготовки членов экипажей судов. Итоги проведенного эксперимента были представлены российской делегацией на Подкомитетах STW и COMSAR Международной морской организации и вызвали широкий резонанс в кругах специалистов», – рассказал Сергей Айзинов, Морской учебно-тренажерный центр ГМА им. адм. С. О. Макарова.
Во многих отраслях нельзя говорить о полноценной подготовке специалиста, если он обладает лишь теоретическими знаниями. 

В морской сфере, где даже самая незначительная ошибка в итоге может привести к катастрофическим последствиям, практическая подготовка имеет особое значение. Тренажеры дают уникальную возможность получить практические навыки управления реальными судами и работы 
с оборудованием. 

Андрей Куликов

Статья опубликована:

http://ncmagazine.ru/index.php?page=polnotsennaya-podgotovka---2

 

 

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom