Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>

Библиотека штурмана

.:1:. | .:2:. | .:3:. | .:Штурманские учебники:. | .:Штурманские статьи:.

 
 
СУДОВОДИТЕЛЬ - ПРОЧТИ!
 
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ:
- МППСС-72 не имеют права на существование (Е.В. Найденов, кдп, ктн)

- НЕОБХОДИМЫ НОВЫЕ МППСС (Е.В. Найденов, кдп,ктн)

- ТЯЖЕЛЫЕ АВАРИИ ТРЕБУЮТ НОВЫХ МППСС (Е.В. Найденов, кдп, ктн)

Общие принципы организации ходовой навигационной вахты в различных условиях плавания

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА

 

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ.

 

Введение. Часть 1.
Часть 2. КАРТЫ И ЛОЦИИ.
Часть 3. ПУТЕВОДНЫЕ СВЕТИЛА.

Часть 4. Корректура морских карт и понятие о лоции.

Часть 5. Цена ошибки

Аварийная навигация (почти по Жюль-Верну)

   
   
 

ШТУРМАНСКИЕ СТАТЬИ

 

ШТУРМАНСКАЯ КУЛЬТУРА - ВАЖНЕЙШАЯ МОРСКАЯ ТРАДИЦИЯ. В МГУ им. адм. Г.И. Невельского состоялась научно-практическая конференция «Современное образование и культура: традиции и инновации». Большая часть выступлений на конференции была посвящена культурным морским традициям, их поддержке и сохранению. Этой важной теме посвящен доклад М.И. Сажаева, начальника кафедры кораблевождения ТОВВМУ им. С.О. Макарова
ВОЗВРАЩЕНИЕ АСТРОНАВИГАЦИИ. Спустя 15 лет в военно-морской академии США курсантам снова начнут преподавать методы навигации, основанные на астрономических наблюдениях.
ПРАВИЛЬНОЕ ПОДДЕРЖАНИЕ СУДОВОЙ КОЛЛЕКЦИИ КАРТ. В статье обращается внимание на некоторые аспекты, с которыми сталкивается молодой штурман при поддержании в надлежащем состоянии судовой коллекции карт.

ПРАКТИЧЕСКАЯ АСТРОНОМИЯ: МЕТОД СОМНЕРА и МЕТОД СЕНТ-ИЛЕРА.

Метод Сомнера - исторически первый графический метод определения местоположения по небесным светилам, был опубликован в 1843 году и произвел настоящую революцию в практической астрономии и астронавигации. Вместо круга равных высот в методе Сомнера используется хорда круга равных высот, то есть прямая линия, которую можно легко нанести на карту. В современной профессиональной навигации этот метод используется редко - по ряду причин его вытеснил более совершенный метод переносов; тем не менее, метод Сомнера обладает очень важными достоинствами: он очень просто выводится теоретически и не требует для нанесения линий положения на карту угломерного инструмента типа транспортира или протрактора. Все, что требуется — это карта, линейка и карандаш... При всех своих достоинствах, метод Сомнера обладает и недостатками. Самый главный из них — необходимость достаточно тщательно подбирать светила для расчетов: нельзя использовать светила, расположенные в данный момент вблизи от местного меридиана (т.е. строго на севере/юге, или, что то же самое, вблизи верхней/нижней кульминации). Метод астрономического определения, не зависящий от выбора направления на светило - метод переносов - был предложен французским мореплавателем Сент-Илером в 1875 году и очень скоро стал основным в практической астрономии. Несмотря на то, что теоретическое обоснование метода переносов достаточно сложное и требует знания дифференциального исчисления, на практике он оказывается удобным и точным. Тем не менее, в отличие от метода Сомнера, данный метод требует для построения линий положения наличия мерного циркуля и угломерного инструмента типа транспортира или протрактора.

Время и расстояние как угловые величины. Почти все измерения в практической астрономии сводятся к измерениям углов. Прежде всего это связано с тем, что объекты, которые изучает астрономия, в 99.99% случаев находятся на таком удаленном (по любым меркам) расстоянии, что само понятие «расстояние» превращается в нечто неопределенное. Поэтому в практической астрономии измеряются не реальные расстояния до звезд, а только угловые расстояния между ними; в большинстве случаев то же самое справедливо в отношении Солнца, Луны и планет. Если же говорить о расстояниях, измеренных по поверхности земного шара, любое такое расстояние прямо пропорционально центральному углу дуги большого круга. Читать далее ...
Морской GPS-навигатор на базе Android-планшета - статья посящена использованию планшета под ОС Android и ноутбука под ОС Windows для морской навигации. Задача статьи - обрисовать идею. И уберечь моряка от нудного перебора-тестирования-поиска надёжно работающего софта. Ибо в нынешнем мире, где большинство гуманоидов стараются при минимальной ответственности впарить ближнему максимум ненужности, реальная информация вносит каплю добрости и экономит океан времени. Подробности ...
Интернет-лекция заместителя. директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Клюева В.В. на тему «Законодательное и нормативное регулирование в области морского и внутреннего водного транспорта». Видеозапись лекции можно посмотреть здесь...
СОВРЕМЕННЫЙ АНЕМОМЕТР - WINDMETER. Анемометр - метеорологический прибор для измерения скорости ветра. До сих пор на кораблях основным типом используемых анемометров являются механические чашечные анемометры. Вместе с тем, сегодня есть достаточно много типов простых измерителей скорости ветра, приспособленных к современным технологиям. Познакомьтесь с устройством WINDMETER - это простое по конструкции дополнение к смартфону, использование не требует комментариев, подробности здесь ...

GPS - велосипед. Команда энтузиастов представила новый интересный проект на платформе Kickstarter под названием FlyKly, который представляет собой велосипедное смарт-колесо с поддержкой GPS, управляемое через специальный интерфейс смартфона. Колесо позволяет превратить обычный велосипед в велосипед с электромотором, батареей и электронным блоком управления.

GPS-часы. Компания Garmin анонсировала первые GPS-часы премиум-класса, разработанные специально для летчиков. Часы D2 Pilot Watch получили ряд фирменных навигационных функций Garmin, встроенный высотомер с регулируемым индикатором давления, высотные оповещения, отображение местного и мирового времени
Процесс создания электронной навигационной карты. Данная статья представляет собой экскурс в процесс создания электронной навигационной карты и попытку ответить на вопрос: «Почему штурману знания об этом могут быть полезны?».
КТО ОРИЕНТИРУЕТ АРМИЮ И ФЛОТ В ПРОСТРАНСТВЕ. С. В. Козлов – начальник Военно-топографического управления Генерального штаба ВС РФ, контр-адмирал
Стоим на якоре … А где мы? Постановка на якорь, тема, казалось бы очень простая, но с другой стороны и очень обширная, затрагивающая множество аспектов деятельности судна в целом, – начиная от навигации и управления судном и заканчивая техникой безопасности экипажа и правилами эксплуатации якорно-швартовного устройства. Читаем статью на страничке key4mate.
Недостатки системы GPS могут стать реальной угрозой. Последние исследования показали, что помехи и GPS-спуфинг являются реальной угрозой для надежности и точности системы GPS и могут быть использованы террористами. GPS терроризм. Статья Михаила Войтенко о GPS-терроризме, угрожающем мировому судоходству ... GPS-навигация на службе террористов.
Тренажерные системы: классификация, особенности, специфика предложений. В морской отрасли существует ряд специальностей, представители которых во время обучения обязаны проходить тренажерную подготовку. В связи с этим образовательные учреждения приобретают современные тренажеры, обеспечивающие проведение курсов по определенным направлениям в соответствии с существующими требованиями.
Развитие концепции e-Navigation. Для того чтобы в целом e-Navigation вступила в силу, необходимо, чтобы идея профессионализма распространилась на более широкую группу людей, а не только на моряков.
КОМАРОВСКИЙ Ю.А. (к.т.н.,МГУ им. адм.Г.И. Невельского, Владивосток). Применение бортовых GPS-приемников для определения элементов установившейся циркуляции судна на постоянном течении. Стандарты Международной морской организации требуют обязательного проведения натурных испытаний поворотливости судов. Обычно с этой целью используются идентифицированные математические модели судна в качестве прогностических алгоритмов для выполнения прогноза результатов маневрирования. В данной статье предложен способ, основанный на измерениях судовым GPS-приемником координат траектории маневрирующего судна. Способ прост, легко реализуем и не требует априорных сведений о динамике судна на установившейся циркуляции. Показано, что для повышения точности получения маневренных характеристик малотоннажных судов требуется увеличение точности определения координат GPS-приемника. Прием дифференциальных поправок даже вблизи станции DGPS не приводит к значительному повышению точности координат судового GPS-приемника.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ШТУРМАНУ

Журнал " Navigation & Communication Magazine №5-2011": статьи для судоводителей:

Инновационные системы обучения. Обучение на тренажерах в море – логическое продолжение обучающих программ на берегу.

ЭКНИС и знаки изолированной подводной опасности. Понимание настроек отображения и знание системы символов конкретной электронной картографической навигационно-информационной системы жизненно необходимо для безопасной навигации. 

О моделировании сложных ситуаций в учебном процессе. Трагические события, связанные с крушением круизного лайнера "Costa Concordia", дают студентам-морякам возможность вживую наблюдать потенциально разрушительные последствия ошибок в навигации. Предлагаемое исследование Факультета морского транспорта Университета Любляны показывает, как такие случаи могут быть использованы для моделирования похожих ситуаций в учебном процессе. Статья из журнала Navigation & Communication Magazine №2-2012.
НАВИГАЦИОННАЯ ПРОКЛАДКА ПО ГАЗЕТЕ. За свою службу мне пришлось совершить несколько штурманских кунштюков. Нет, конечно, до подвига самого великого навигатора всех времён Негоро, приведшего корабль с помощью топора вместо Америки в точное место побережья Африки, мне далеко. Хотя и до уровня матроса Железняка, который "шёл на Одессу, а вышел к Херсону" я не падал. Но различного занимательного таки случалось. В частности, мною был освоен нетрадиционный штурманский метод ПРОКЛАДКИ ПО ГАЗЕТЕ.
СУДОВОДИТЕЛЬ - НЕ СПИ!!! Новенький танкер-химовоз "Seachem Osprey", гружёный ксилолом, прошёл Панамский канал и лёг на курс на Южную Корею поперёк всего Тихого океана. Что может быть прекраснее для штурмана, чем почти месячный океанский переход вдали от всяких мерзких навигационных опастностей, скал, рифов и мелей? Но и на этой беспредельной водной поверхности нашлось кое-что, что подпортило тропический круиз ...
Записки по гидрографии №284 - 2012 г. Содержит указатель статей и публикаций журнала "Записки по гидрографии" с №243 - 1998 г. по №282 - 2011 г.
Разрыв мозга. Факты противоречат опыту и теории
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ И МОРСКОЙ ПРАКТИКИ (Коллектив авторов: А.М. Столяренко, Г.А. Броневицкий, Ю.П. Зуев, В.Я. Коркин. Введение в военно-морскую психологию, 1970)
История Гидрографической службы
Находчивый штурман
Секретики использования НАП типа "Бриз"
Б. Борисенко - Тральная полоса
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ШТУРМАНСКОГО УЧИЛИЩА 1798 - 1871. Составлен А.И. Зеленым. Кронштадт, 1872.
Штурманский офицерский класс ВМФ России
 
Зарождение штурманского дела и штурманской службы на севере России
Славные навигаторы российские (И.Глушанков)

БОРЦОВ А.С. Развитие навигационно-гидрографического обеспечения боевой деятельности отечественных подводных лодок в период 1914 - 1945 годов.

РАЙХМАН И.М. ВОСПОМИНАНИЯ ФЛАГМАНСКОГО ШТУРМАНА
Ведерников Ю.В. Российское мореплавание на Тихом океане за триста семьдесят пять лет своей истории. Хроника судоходства и кораблекрушений, 1639-2014 годы.
ОСИЧАНСКИЙ П.И. СПАСИТЕ НАС НА СУШЕ (Уроки морских катастроф - главы из книги)
КОДЕКС ПРОВЕДЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЙ АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ НА МОРЕ - CODE FOR INVESTIGATION OF MARINE CASUALTIES AND INCIDENTS.
ШТУРМАНА ГЛАЗАМИ МИНЁРА
Исторические предпосылки создания организационной структуры Штурманской службы ВМФ ("История Штурманской службы флота России", М., БРЭ, 2003)
  Руководство Штурманской службой Военно-Морского флота. ("История Штурманской службы флота России", М., БРЭ, 2003)
  Этапы становления и сегодняшний день Штурманской службы Балтийского флота ("История Штурманской службы флота России", М., БРЭ, 2003)

ГРУЗДЕВ Николай Михайлович "РАССУЖДЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ "НАВИГАЦИЯ И ЛОЦИЯ"

Галичский А.В., Гарматенко С.И. "Штурманский офицерский класс: история и перспективы" (75-летию кафедры кораблевождения ВСОК ВМФ посвящается)

Йолтуховский В.М. "Знаменитые люди Тихоокеанского флота" (флотоводцы, Герои, деятели русского флота, командный, политический, инженерный состав, специалисты ВМФ, исследователи Тихого океана, учёные, педагоги, литераторы)

Биографический справочник. Серия "Личности Военно-Морского Флота"

БАЙКИ СТАРОГО ШТУРМАНА
АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАЙ (Павел Иевлев)
ПАМЯТИ КРАСНОАРМЕЙЦА ЛЕОНТИЯ САЖАЕВА, ПОГИБШЕГО ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ ГОРОДА - ГЕРОЯ ЛЕНИНГРАДА
ТРАГЕДИИ ТИХООКЕАНСКОГО ПОДПЛАВА. Владимир Бойко. Севастополь, 2016
   

.:1:. | .:2:. | .:3:. | .:Штурманские учебники:. | .:Штурманские статьи:.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2016 GodCom&shturman