Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

НАВИГАЦИОННАЯ АППАРАТУРА «БРИЗ»: «ШТУРМАНСКИЕ СЕКРЕТИКИ» ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Командиры кораблей и капитаны судов, штурмана и судоводители прелесть навигационной аппаратуры типа «Бриз» для определения места, измерения абсолютной скорости и путевого угла ощутили сразу. Возможность использования НАП «Бриз» по спутниковым навигационным системам ГЛОНАСС-GPS практически в любое время весьма привлекательна и упростила традиционную работу штурмана в ряде случаев корабельной практики до предела. Обычным в штурманской деятельности на многих кораблях и судах стало почти стопроцентное использование для определения места НАП «Бриз», приемников GPS.

Вместе с тем, анализ использования НАП «Бриз» показывает, что применять аппаратуру для решения задач кораблевождения можно эффективнее, если знать «штурманские секретики» при ее эксплуатации. Вот некоторые из них:

  • Определения места предпочтительнее делать через равные промежутки времени (30 минут, 1 час, 2 часа, 4 часа). По невязкам обсерваций в этом случае легко рассчитывается снос корабля (судна) – направление сноса совпадает с направлением невязки, величина сноса определяется простым арифметическим действием – делением величины невязки на время в часах.
  • Записи об определении места в навигационном журнале рекомендуется делать по следующей форме: время, отсчет лага, тип аппаратуры («Бриз-Н (К, ПЛ), GPS), по какой спутниковой навигационной системе работает НАП (ГЛОНАСС, НАВСТАР, ГНСС и т.д.), в какой системе координат получено обсервованное место (СК-42, WGS-84 и т.д.), точность обсервации, направление и величина невязки. Например: «10.00 ОЛ=125,4 НАП «Бриз-ПЛ», ГНСС, WGS-84, ?о = 35°07.42 сев., ?о=121°54,82 вост., Мо=40 метров, С=250° – 0,6 мили».
  • НАП «Бриз» позволяет довольно быстро определить погрешности относительного лага. Для этого ведутся наблюдения за скоростью корабля, измеренной относительным лагом, и скоростью на табло навигационной аппаратуры «Бриз». Кроме того, анализируется снос, полученный по невязкам обсерваций. Разница между относительной скоростью и скоростью по НАП «Бриз» более 0,3 – 0,5 узла должна насторожить штурмана и найти способы уточнения поправок лага, течения в районе плавания и т.д.
  • Для определения абсолютной скорости корабля с высокой точностью, необходимо пользоваться не показаниями с табло НАП «Бриз», а рассчитать ее по координатам. Для этого на фиксированные моменты времени (с точностью до секунды) записываются координаты исходной и конечной точек съема отсчетов. Расстояние между двумя точками рассчитывается с использованием средств вычислительной техники или «Мореходных таблиц» решением обратной геодезической задачи. Скорость вычисляется простым делением полученного расстояния на время между обсервованными точками.
  • Упрощенным способом расчета скорости корабля является частный случай, когда корабль ложится на курс 00 или 1800. в этом случае фиксируется время прохождения кораблем одной морской мили. Разделив расстояние, равное одной морской миле, на время, за которое корабль прошел это расстояние, получим скорость движения корабля. В этом способе необходимо учитывать, что 1 морская миля ? 1852 метра, а зависит от широты места.
  • При необходимости точного знания взаимных скоростей кораблей (например, при совместном плавании, приеме жидких грузов от танкера на ходу и т.п.), может использоваться скорость с табло навигационной аппаратуры на взаимно маневрирующих кораблях.
  • Рассчитав точку поворота на карте, удобно выбрать для поворота в качестве контрольного поворотного параметра широту или долготу. Сняв значение широты (или долготы) с карты в точке поворота, дождаться выхода корабля на поворотный координатный параметр и дать команду на руль. Об этом способе выбора поворотной координаты более подробно. Способ «ПОВОРОТНОЙ КООРДИНАТЫ» - используется при повороте корабля на новый курс - в качестве навигационного параметра для определения момента поворота на новый курс используется одна из обсервованных координат:

— широта ?о – если поворот производится на курс, близкий к 900 (2700) ±300 ;

— долгота ?о – если поворот производится на курс, близкий к 00 (1800) ±300.

Выполнение расчетов для поворота на новый курс понятно из рисунка 1 и не требует дополнительных пояснений.

Способ «КОНТРОЛЬНОЙ КООРДИНАТЫ» (рисунок 2) - используется при контроле положения корабля относительно линии рекомендованного курса при плавании в заданной полосе движения. Предварительно на участок движения корабля в заданной полосе производятся расчеты координат для контрольных точек, причем одна из координат (например, широта ?ок ) выбирается для удобства целочисленной, а по другой координате рассчитываются допустимые значения, находясь в пределах которых корабль не выходит из заданной полосы движения (?о1 - ?о2). Во время плавания рекомендованным курсом с выходом на контрольную широту ?о измеряется значение контрольной долготы ?о . Если значение ?о находится в пределах (?о1 - ?о2), то корабль находится в заданной полосе движения. Способы «Поворотной координаты» и «Контрольной координаты» рекомендуется использовать в сочетании с хорошо зарекомендовавшими себя в практике кораблевождения способами поворота корабля по визуальному пеленгу на ориентир, по измеренной радиолокационной дистанции до берега (поворотной дистанции, траверзной дистанции).

Наверное у штурманов и судоводителей найдется еще не один «штурманский секретик» использования навигационной аппаратуры «Бриз» в целях навигации и безопасности плавания. Как и всякий навигационный инструмент, НАП «Бриз» штурман должен знать и грамотно использовать в своей профессиональной работе. Предостеречь хочется от одного: никакая современная высокоточная навигационная аппаратура (и даже НАП «Бриз») не сможет заменить кропотливую, аккуратную, внимательную и точную работу штурмана. НАП «Бриз» может стать надежным помощником штурмана и командира только при грамотной его эксплуатации.

Сажаев М.И.

Владивосток, 2006

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom