Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

Навигационная подготовка к походу;
 

- Содержание подготовки, Подготовка к автоматизированным расчетам, Определение поправок ТСН

 

 
СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ
 

В морях для штурмана - всегда все по другому:

Погода, видимость, снос ветром и течением

Поэтому и действовать всегда придется по иному,

И это возбуждает творчества волнение.

 

Чтобы готовым быть задачи все решать,

Чтоб обстановка новая не привела к шаблону,

Еще до выхода все варианты надо просчитать,

Довериться при этом непреложному закону.

 

Закон здесь штурманский таков:

Успех в морях - куется подготовкой,

Чтоб в море не было неправильных шагов,

Заранее сделать вариантов заготовки.

 

Узнать сначала надо цель похода,

И задан ли штабом ваш маршрут,

Задачи, выполняемые в процессе перехода,

Тогда по плану подготовки и мысли здравые придут.

 

Но вот маршрут проложен на карге генеральной,

Потом по каталогу - карты надо подобрать

Поставить план проверки ТСК реальный

Затем всю информацию о море надобно собрать.

 

Что важное в период подготовки?

Район движения нужно всесторонне знать,

Особенности в нем навигационной обстановки,

Системы СНО подробно раскрывать.

 

Узнать влияние атмосферы на движение,

Погода, штормы, видимость какие будут там?

Режимы гидрологии, циклонов устремление,

Что будет усложнять задачи штурманам?

 

Какие ожидаются течения?

Насколько достоверна информация о них?

Влиять как будут облачность, волнение,

Что надо будет делать в обстоятельствах таких?

 

Особо важно знать глубины,

Скалистым может оказаться дно морское,

И близкие к поверхности подводные вершины,

Опасны кораблю, как и препятствие любое.

 

Чтобы узнать возможен ли проход по малым водам.

Сравнить глубины с допустимыми должны,

В морях ведь не бывает брода,

Запас глубин под килем - заранее придержи.

 

Знаком тебе район иль не знаком,

Прокладку предварительную надобно составить,

И все расчеты выполнить при том,

Таблицу курсов выгодных представить.

 

Они должны опасность обходить,

Но не шарахаться от них, маршрут не соблюдая,

Здесь про погрешности никак нельзя забыть,

Предельную из них за расстояние принимая.

 

Учесть запретные все районы важно,

Границы зарубежных водных зон,

В чужие полигоны заходить не должно,

Границы их для всех судов закон.

 

Нельзя забыть проверить свежесть корректуры,

Без корректуры карты могут подвести,

Там обстановки может оказаться старая структура,

Неведая, курс по опасностям можно провести.

 

Учесть необходимо расстановку СНО,

Когда и где использовать их можно,

Режим работы их, плавограждение заодно,

Районы, где плавать надо очень осторожно.

 

В процессе предварительно прокладки,

Необходимо карты путевые «поднимать»,

И это нужно делать в обязательном порядке,

Чтобы места опасные быстро распознать.

 

К прокладке предварительной прилагаются расчеты,

Всех элементов линии путей,

Течения, освещенность, поправки для учета,

Прохода график контрольных рубежей.

 

Но главное произвести расчет,

Какая точность места в море ожидается,

И лишь тогда надеяться можно на «зачет»,

Коль риск аварий по расчету понижается.

 

Необходимо просчитать режим работы ТСКа,

Какие средства и когда включаются,

Тогда и точность места будет высока,

Поскольку график обсерваций выполняется.

 

А узкости проход – особо должно подготовить,

Там каждый курс вблизи опасности лежит,

Планшеты с сеткой надо заготовить,

Там смена обстановки – быстрее времени бежит.

 

Когда все сделано и завершились все расчеты,

На картах все отражено,

Когда ты знаешь результаты основных подсчетов,

Тогда на план у командира получай «Добро».

 

Доклад составь для командира четкий,

О сложностях похода расскажи,

Районы, где режим прохода жесткий,

Возможной точности таблицу или график доложи.

 

Не следует скрывать свои сомнения,

Где вероятность безопасности мала,

И докажи, потребуется где обеспечение,

Чтоб эта вероятность стала высока.

 

 
ПОДГОТОВКА К АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ РАСЧЕТАМ
 

Продумай как применить компьютер персональный,

Запрограммируй его задачами на данный переход,

Тогда эффект работы будет максимальный,

Избавлен будешь ты от множества забот.

 

Программы можно записать и на дискеты,

Учесть константы нужные в поход,

Их подготовка - четкая примета,

У штурмана к работе - деловой подход.

 

Поскольку безопасность - задача основная,

Конкретные параметры ее весьма нужны,

Их рассчитать - задача подготовки целевая,

Их формулы в мои учебники вошли.

 

Продумать надо организацию работы,

Какие ЭВМ в задачах штурмана окажутся нужны,

Проблема выбора исчезнет, а это трудная забота,

Ведь иногда лишь только калькуляторы важны.

 

НЦВМ работают по жестким алгоритмам,

Известно, что некоторые из них упрощены:

При обсервациях нет места калмоновским фильтрам,

И корреляции погрешностей кой-где не учтены.

 

Поэтому неплохо посмотреть матбазу в описаниях,

С сегодняшней теорией ее сравнить,

Чтобы достаточно было оснований,

Для некоторых задач НЦВМ на персоналку заменить.

 

Продумав все по технике расчетов,

Другую часть работы выполняй,

Из-за приборов чтоб в море не было просчетов,

На полигонах их надежней выверяй.

 

 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПРАВОК ТСН
 

Еще до выхода определи поправку СКУ*,

С теодолитом ее у стенки измеряют,

Для этого заявку дай в отдел ГУ*,

Он геодезистов в дело направляет.

 

Но если нет возможности такой

Тогда по ориентиру направление вычисляют

(Его коль координаты под рукой),

Компасный пеленг с пеленгатора снимают.

 

А для поправок в море выход должен быть,

Чтоб в полигоне девиацию проверить,

При этом нужно не забыть,

С включенной РУ * и без нее - девиацию замерить.

 

Большой объем работы предстоит,

На мерной линии - там лаги выверяют,

В процессе этого задача важная стоит:

Поправок лага, скоростей - таблицы составляют.

 

Но если мерной линии в ближайших водах нет,

То всю эту работу по точным обсервациям проводят;

Но и с радаром можно получить ответ,

Но точность не всегда для этого подходит.

 

Полученные при измерениях результаты,

Точнейшей обработке подлежат,

Запомни, довольным будешь лишь тогда ты,

Когда невязки в море - тревогой не грозят.

 

 

Комментарии:

- ТСН - технические средства навигации.

- СКУ - корабельная система курсоуказания.

- ГУ - гидрографическое управление.

- РУ - размагничивающее устройство корабля, предназначенное для охраны корабля от магнитных мин.

 

 

 

 

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom