«Восток»
Шхуна парусно-винтовая. Построена в Англии под названием «Fearless» («Бесстрашная»). В 1852 г. приобретена вице-адмиралом Е.В.Путятиным для Морского ведомства за 3300 фунтов стерлингов и переименована в «Восток». Корпус железный. Двухмачтовая. Водоизмещение – 210 т, длина – 35,4 м, ширина – 7,0 м. осадка – 2, 8 м, мощность – 40 л.с., скорость под машиной – 9 узлов, под парусами и машиной – 14 узлов, автономность плавания по углю – 15 дней (30 тонн), орудий малого калибра – 4, аппарат для опреснения воды. Экипаж: офицеров – 6, нижних чинов – 31 чел. Командир – лейтенант В.А.Римский-Корсаков. Первое паровое судно России на Тихом океане.
Совместно с фрегатом «Паллада» с 6 января по 10 августа 1853 г. перешла из Портсмута в Нагасаки (Япония). Осенью этого же года экипаж шхуны описал западный берег Сахалина от мыса Крильон до мыса Невельского. В 1854 г. выполнены гидрографические работы в южной части Амурского лимана от пролива Невельского до устья Амура. «Восток» стал первым в мире судном, вошедшим в устье Амура из Татарского пролива. Впервые в истории русского мореплавания на Тихом океане экипаж «Востока» произвел в заливе Дуэ острова Сахалин бункеровку 30 тонн угля. В 1853 – 1854 гг. шхуна в условиях Крымской войны выполняла различные ответственные поручения Е.В.Путятина и генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева в морях Дальнего Востока. В мае 1855 г. осуществляла лоцманскую проводку судов Петропавловского порта из залива Де-Кастри на рейд Николаевского поста.
В 1854 г. включена в состав судов Петропавловского порта с базированием на Николаевский порт. В 1855 – 1859 гг. (с 1856 г. в составе Сибирской флотилии) плавала на Нижнем Амуре, осуществляя лоцманскую проводку судов, выполняя гидрографические и лоцмейстерские работы в Амурском лимане.
С 11 июля по 18 сентября 1860 г. под командованием лейтенанта П.А.Овсянкина обеспечивала выполнение гидрографических и топографических работ на северо-западном побережье Японского моря от залива Святой Ольги до бухты Находка залива Америка. При этом были открыты бухты Евстафия, Судзухе (Киевка), Сяухе (Соколовская), Пфусунг (Моряк-Рыболов), Валентина, Мелководная, Преображения, Успения, Юзгоу (Краковка), Врангеля. Материалы работ послужили основой для издания Гидрографическим департаментом Морского министерства первой отечественной морской карты на данный район. В последующие годы шхуна занималась транспортировкой военных грузов и команд, лоцмейстерскими и прочими работами.
В 1868 г. с борта шхуны производил хронометрические, астрономические и магнитные исследования известный гидрограф лейтенант К.С.Старицкий в Николаевске, Де-Кастри, в проливе Невельского, на западном побережье острова Сахалин от Дуэ до острова Монерон, в Императорской Гавани, в Татарском проливе.
В 1874 г. «Восток» обеспечивал топографические работы Особой экспедиции военно-топографического отдела Восточно-Сибирского военного округа под руководством подполковника Корпуса военных топографов Л.А.Большева на северо-западном побережье Японского моря на участке от залива Де-Кастри до бухты Пластун протяженностью 1036 верст. В течение трех летних месяцев высаживавшиеся на берег топографы инструментально сняли: береговую полосу шириной в три версты протяженностью до 800 верст, глазомерно – 757 кв. верст. В 10 пунктах велись метеорологические наблюдения. Собраны сведения о приливо-отливных явлениях, геологическом строении берегов. Велись заметки о флоре и фауне, о коренных жителях. Собрана этнографическая коллекция. Отчетные карты экспедиции демонстрировались в Зимнем дворце императору Александру II .
В 1875 г. на шхуне выполнялись комплексные исследования лейтенантом М.Л.Онацевичем в Охотском море: астрономические и магнитные наблюдения на Шантарских островах, в Тугурской и Гижигинской губах, в Аяне, Ямске; морская опись берега от мыса Верхоламского до Охотска; шлюпочный промер и глазомерная съемка залива Амахтонский в Тауйской губе; измерено в открытой части моря несколько больших глубин, проведены гидрологические измерения. В Корсаковском порту, заливе Св.Ольги, на мысе Гамова (залив Посьета) проведены астрономические наблюдения.
В связи с осложнением международной обстановки, связанной с напряженностью отношений России с Турцией, за которой стояла Великобритания и вероятностью возможности войны шхуна под командованием лейтенанта О.В.Старка 26 октября 1876 г. вышла из Владивостока в Сан-Франциско, где вошла в состав отряда контр-адмирала О.П.Пузино (21.12.76 – 3.5.77). В начале сентября 1877 г. возвратилась во Владивосток.
В 1878 г. под руководством капитан-лейтенанта Э.В.Майделя выполнен судовой промер северной части Татарского пролива между заливом Де-Кастри и мысом Жонкиер для проектирования прокладки подводного кабеля с материка на Сахалин; судовой промер между мысами Лазарева и Сущева, опись берега и астрономические наблюдения между мысами Лазарева и Чихачева в Амурском лимане, контрольный промер в проливе Невельского; геодезические работы в заливе Де-Кастри. Шлюпочный промер на рейде Дуэ. В Японском море: шлюпочный промер и топографическая съемка бухты Козьмина (залив Америка)и бухты Наездник (остров Аскольд); гидрологические измерения на переходах; магнитные наблюдения в Де-Кастри, заливе Св.Ольги и Владивостоке.
В 1881 – 1883 гг. в составе Отдельной съемки Восточного океана под руководством подполковника КФШ А.С.Стенина шхуна обеспечивала масштабные работы в заливе Петра Великого: развитие триангуляции на материке и островах в западной части залива, топографическую съемку полуострова Клерка, островов Де-Ливрона, Гильтебрандта, Дурново, Редклифа (Стенина); выполняла морской промер между островами Римского-Клрсакова и островом Редклиф; обеспечивала шлюпочный промер у полуострова Клерка, островов Римского-Корсакова и Редклифа.
При обследовании подходов к острову Редклиф шхуна (командир капитан-лейтенант С.И.Рыков) 26.6.83 г. наскочила на каменистую подводную гряду, не обозначенную на карте. Попытки снять ее с камней не увенчались успехом. 6.7.83 г. под воздействием сильного волнения моря шхуна затонула. 10.2.84 г. исключена из списков флота.
Плодотворная деятельность шхуны «Восток» в водах Дальнего Востока продолжалась 30 лет – своего рода высшее достижение среди исследовательских судов отечественного флота на Тихом океане в Х1Х – ХХ вв.
На шхуне «Восток» совершали плавания видные морские, сухопутные и государственные деятели России: В.А.Римский-Корсаков, командовавший судном по 1856 г., стал директором Морского корпуса (1861 – 1871) в период проведения морской реформы, контр-адмирал; вице-адмирал Е.В.Путятин, впоследствии адмирал, министр просвещения, генерал-адъютант, член Государственного совета; писатель И.А.Гончаров при переходе с фрегата «Паллады» в Аян в 1854 г; генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев в 1854 г., генерал-адъютант (1857), с 1858 г. граф Муравьев-Амурский, с 1861 г. пожизненный член Государственного совета; начальник Амурской экспедиции контр-адмирал Г.И.Невельской, исследователь морей Дальнего Востока (1854 – 1855), впоследствии адмирал. На шхуне «Восток» (командир капитан-лейтенант В.И.Рыков) с 10 мая по 16 июня 1863 г. проходил летнюю морскую практику в Татарском проливе кадет Николаевского-на-Амуре морского училища С.О.Макаров.
В честь шхуны «Восток» в Японском море названы физико-географические объекты: банка в заливе Де-Кастри, открытая экипажем судна в 1853 г.; залив в заливе Петра Великого (1859); бухта в заливе Восток (1862); риф на острове Монерон, обследованный шхуной (1868).
Славное название шхуны «Восток» унаследовало гидрографическое судно «Восток» Гидрографической службы ТОФ (1964 – 2001).
В 1988 г. Центрнаучфильм снял документальный очерк «Тайна шхуны «Восток» (Альманах кинопутешествий № 228). Научный консультант А.И.Груздев.
В 1989 г. во Владивостоке создан и продолжает функционировать Клуб подводного поиска памятников истории и археологии «Восток». Экспедицией Клуба поднят ряд предметов с места гибели шхуны «Восток», которые переданы в музей им.В.К.Арсеньева и в Общество изучения Амурского края.