Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

СТАНОВЛЕНИЕ ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЫ МОРСКИХ СИЛ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

21 апреля 1932 года были образованы Морские Силы Дальнего Востока, их Командующим стал молодой, энергичный флагман флота 1 ранга Викторов М.В. В сформированный штаб МСДВ флагманским штурманом назначается 28-летний выпускник Военно-морской Академии капитан 2 ранга Лапушкин Яков Яковлевич.

Назначение Лапушкина на Дальний Восток не было случайным. За его плечами к этому времени была 11-летняя служба в Рабоче-крестьянском Красном флоте – матросом на учебном судне «Океан», обучение в военно-морском училище в г.Ленинграде, плавание штурманом на легендарном эсминце Балтийского флота «Азард». «Азард» знаменит боевыми действиями во время Первой мировой войны, потоплением английской подводной лодки «L-55» 4 июня 1919г. В Копорском заливе.

Учитывая разностороннюю штурманско-гидрографическую подготовку Лапушкина Я.Я., командование назначило его флагманским штурманом созданных Морских сил Дальнего Востока (МСДВ).

В 1932 году началось большое строительство баз и оборонительных укреплений на побережье Японского моря, были заложены основы мощного советского флота на Тихом океане. МСДВ пополнялись новыми кораблями и подводными лодками, только за год с февраля 1933 по февраль 1934г. количество кораблей увеличилось в 10 раз. В 1933-1934гг. были сформированы бригады средних ПЛ типа «Щ», малых ПЛ типа «М», бригада траления и заграждения, отряд торпедных катеров, формировались соединения, части и учреждения Береговой обороны.

В состав МСДВ были включены Владивостокский военный порт, управление безопасности кораблевождения Дальнего Востока (УБЕКОДАЛЬВОСТ) с судами и плавсредствами, Амурская лоцдистанция. Местами базирования морских сил стали о.Русский с бухтами, б.Улисс и занимаемая УБЕКО береговая линия б.Золотой Рог.

К концу 1934г. сформированы Владивостокский укрепрайон, охрана водного района главной военно-морской базы Владивостока, Владимиро-Ольгинский и Де-Кастринский укрепрайоны береговой обороны МСДВ. В корабельный состав морских сил вошли минные заградители «Ставрополь», «Томск», «Эривань», сторожевой корабль «Красный Вымпел», буксиры «Диомид», «Славянка», «Босфор», «Скрыплев», «Воевода», «Геркулес», «Патрокл» для переоборудования в тральщики, пароходы «Приморье» и «Чукча» для использования в качестве гидрографических судов.

Выбор мест базирования кораблей, соединений и частей проводился лично Командующим МСДВ Викторовым М.В. при непосредственном участии флагманского штурмана Лапушкина Я.Я. Рекогносцировка побережья для выбора пунктов базирования производилась преимущественно с СКР «Красный вымпел», заходившего в каждую бухточку от мыса Поворотный до Татарского пролива. Личная оценка Командующего и его флагманского штурмана географических и навигационно-гидрографических условий позволила сформировать оптимальную систему базирования флота на многие годы вперед.

К началу 1935г. МСДВ настолько выросли, что по существу уже представляли собой вполне организационно-сформированный флот. Правительством было принято решение о переименовании МСДВ в Тихоокеанский флот.

Интенсивной и напряженной была на флоте боевая учеба и боевая подготовка личного состава. В 1935 году флот по результатам боевой и политической подготовки стал лучшим среди других флотов в Советском Союзе. Среди награжденных за успехи в БП и ПП орденом Красной Звезды – флагманский штурман флота, орден в Кремле вручал М.И.Калинин.

1936 года на Тихоокеанском флоте был отмечен автономными плаваниями подводных лодок 5-й морской бригады ПЛ. с 11 января по 20 февраля в течении 40 суток находилась в зимнем автономном плавании ПЛ «Щ-117», командир Египко Н.П. Все это время подводная лодка без захода в базу находилась в море, в подводном положении она была 340 часов 35 минут, пройдено 3022,3 мили, из них под водой 315,6 мили. По времени нахождения в море это превышало двойной срок автономности подводных лодок типа «Щ». За поход командир и военком были награждены орденами «Красной Звезды», остальные члены экипажа – орденом «Знак Почета». Впервые в истории ВМФ весь экипаж стал орденоносным.

Вслед за «Щ-117» автономные плавания совершили подводные лодки «Щ-122», командир Брук А.В., в море находились 52 суток с 8 марта по 28 апреля и «Щ-123», командир Зайдулин И.М., плавание продолжалось рекордное время 66 суток с 27 апреля по 1 июля. Этими походами подводных лодок были заложены основы непрерывного несения боевой службы на отдаленных морских рубежах.

В 1936г. Начались первые переходы кораблей на ТОФ Северным морским путем. С 3 июля по 17 октября из Кронштадта во Владивосток перешли эсминцы «Войков» и «Сталин» под командованием капитана 3 ранга Сухорукова и капитан-лейтенанта Обухова В.Н. Корабли переходили в составе спецэкспедиции под руководством начальника Главсевморпути Шмидта О.Ю.

В 1937 году ТОФ пополнился гидрографическими судами «Океан» и «Охотск», командиры капитан 3 ранга Равдин А.В. и капитан-лейтенант Михайлов П.П., перешедшими за 109 суток из Ленинграда во Владивосток по СМП. Экспедицию возглавлял военный гидрограф Лавров А.М., в походный штаб входил известный штурман Рыбалтовский Н.Ю.

Сложнейшим оказался переход по СМП гидрографического судна «Камчадал», командир капитан 3 ранга Вершинский А.И.. Выйдя 25 июля из Ленинграда, обогнув Скандинавский полуостров, зайдя на несколько суток в Мурманск, 30 августа в море Лаптевых судно попало в тяжелейшие льды и дрейфовало 8 месяцев в северной части Хатангского залива. Только 30 сентября 1938 года гс «Камчадал» прибыл во Владивосток.

В 1938г. Лапушкин Я.Я. в должности флагманского штурмана отряда кораблей участвовал в переходе гидрографических судов «Полярный» и «Партизан» из Ленинграда во Владивосток через Плимут, Бостон Панамский канал, Сан-Франциско, Датч-Харбор, Петропавловск-Камчатский под руководством Л.А.Владимирского. Это был первый большой океанский поход, порученный молодым офицерам, окончившим военно-морское училище в советский период. Командиром «Полярного» был капитан-лейтенант Ипатов А.П., «Партизана» - капитан 3 ранга Тюньков П.А., штурманами кораблей – старшие лейтенанты Петров Б.Ф., Ковель Ю.П., Чалый В.Ф. Особая ответственная задача в походе легла на командиров и штурманов, которым впервые пришлось самостоятельно вести корабли в такое большое и ответственное плавание. Несмотря на обычный набор навигационных инструментов, отсутствие на кораблях радиолокации, весь переход характеризовался высокой точностью кораблевождения. Решающая роль в этом принадлежала флагманскому штурману. Интересной особенностью в походе было то, что на гису «Полярный» все командные должности исполняли слушатели штурманских классов Военно-морской Академии им.Ворошилова.

В 1939г. Лапушкин назначен начальником Гидрографического управления ВМФ. На его плечи легла большая и ответственная работа по НГО действий ВМФ в Великой отечественной войне. В эти годы его нередко можно было видеть непосредственно в частях и на кораблях действующих флотов. Работа по оперативному гидрографическому обеспечению боевой деятельности ВМФ во время войны была выполнена гидрографическим управлением, его производственными и научными подразделениями.

Действующие флоты бесперебойно получали необходимые карты, руководства и пособия, средства гидрографическо-штурманской техники и специального навигационного оборудования. Ведущая роль в этом принадлежала начальнику управления – Лапушкину Я.Я. За участие в организации НГО Новороссийской десантной операции в ноябре 1943г. награжден орденом Нахимова 1-й степени. Гидрографическое управление под его управлением полностью обеспечило решение сложных задач, поставленных перед Гидрографической службой войной.

В 1947г. необоснованно репрессирован. После реабилитации в 1953г. вернулся в Гидрографическое управление, где возглавил работы по составлению и изданию Морского атласа и многотомного труда «Курс кораблевождения». «Курс КВ» был разработан по инициативе Лапушкина Я.Я. Развитие новых технических средств навигации и разработка методики их использования, новые требования к повышенной точности кораблевождения поставили на очередь и вопрос создания нового пособия для штурманов, построенного на единой методологической основе, взамен начавших терять свое значение разрозненных пособий по навигации, лоции, мореходной астрономии, маневрированию и описанию отдельных мореходных приборов. Одновременно с этим Лапушкин Я.Я. редактировал «Записки по гидрографии» и принимал участие в подготовке и издании целого ряда книг по штурманской тематике.

Награжден орденами Ленина, Нахимова 1-й степени, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, именным золотым кортиком (1954).

Лапушкин Я.Я. стоял у истоков зарождения Штурманской службы Морских Сил Дальнего Востока и Тихоокеанского флота. Под его руководством на флоте с высоким качеством решались задачи обеспечения навигационной безопасности плавания подводных лодок, кораблей и судов, навигационно-гидрографического обеспечения действий сил флота в море.

Лапушкиным Я.Я. заложены основы советской штурманской школы на Тихоокеанском флоте, позволяющие успешно решать кораблям задачи во все периоды становления и развития флота.

Сажаев М.И.
Владивосток, 2004г.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom