Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

ЗАПИСКИ ФЛАГМАНСКОГО ШТУРМАНА
капитана 1 ранга Богомазова К.Я.

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «К-88»

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «К-61»

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-118"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-113"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-36"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-91"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-93"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-110"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-153"

- НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-107"

 

НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ "К-91"

"К-91" прибыла к месту постоянного базирования в бухту Ягельная из Северодвинска в декабре 1961 г . Подводную лодку встречали по большому сбору все корабли 18-й дивизии во главе с командиром дивизии контр-адмиралом И.Л. Пархомюком. Командир с филигранной точностью подошел к причалу. Тихо, без шума были поданы бросательные концы, заведены швартовы, подан трап. Он с юношеской легкостью сбежал по трапу и звонким голосом доложил контр-адмиралу о своем прибытии в состав 18-й дивизии.
Капитан 3 ранга Антонов В.А. оказался мне знакомым по Тихоокеанскому училищу. Он - выпускник 1952 года. На нашем курсе был младшим командиром. Я подумал, что В.А. Антонов за 9 лет после выпуска достиг многого: командир корабля 1 ранга, крейсерской с баллистическими ракетами подводной лодки.

На "К-91" у Антонова был дружный экипаж. Запомнился такой эпизод. В январе 1962 г . И.Л. Пархомюк по плану проводил строевой смотр всех экипажей подводных лодок. В конце строевого смотра по ритуалу - прохождение торжественным маршем с исполнением строевой песни. Красиво прошел экипаж "К-91" во главе с командиром В. Антоновым и хорошо исполнил строевую морскую песню, пели все офицеры, мичманы, старшины и матросы, пел и командир.

Первые:
Командир корабля капитан 3 ранга Антонов Вла¬димир Александрович.

Старпом капитан 3 ранга Преображенский Юрий Александрович.

Командир БЧ-1 капитан-лейтенант Захаров Вячеслав.

Командир ЭНГ старший лейтенант Огнев Семен.

 

"К-91" одна из первых подводных лодок пр.629 прошла модернизацию под ракетный комплекс Д-4, ее проект стал называться 629-А.

Но не столь безоблачно проходила дальнейшая служба у молодого командира. В феврале 1962 года на выходе в Баренцево море для отработки элементов задачи № 2 на "К-91" была залита забортной водой одна из ракетных шахт по вине молодого матроса. В это время происходила смена командования Северным флотом: адмирал Касатонов В. А. вступал в должность командующего. Ему были даны неограниченные полномочия по наведению порядка на флоте и самое главное - приостановить аварийность на подводных лодках. Основания были: в январе 1961 года затонула в Баренцевом море "С-80", в январе 1962 года в Екатерининской гавани погибла от взрыва "Б-37" и рядом с ней еще одна лодка, получив большие повреждения, затонула у причала.
В. Антонов попал под горячую руку Касатонова. Командование 18-й дивизии не смогло защитить молодого, грамотного, толкового командира от напористого волевого адмирала Касатонова, который поставил цель - любыми способами приостановить аварийность на флоте.
Капитана 2 ранга В. Антонова назначили старпомом командира "К-110" к командиру Шпунтову В.Ф. К чести Владимира Александровича, он не затаил обиду и не пал духом, на новой должности продолжал добросовестнейшим образом исполнять обязанности старпома.
Командир дивизии И.Л. Пархомюк через год представил А.А. Антонова на должность командира лодки. В мае 1963 года Владимир Александрович вновь поднимается на командирский мостик на ПЛ "К-107" пр.629, на которой проявились его блестящие командирские качества

В августе 1967 г . мне довелось на ПЛ "К-88", которой командовал капитан 1 ранга СП. Степочкин, прибыть в Северодвинск на завод "Звездочка" для перегрузки ракеты Р-21 с борта "К-88" в шахту подводной лодки "К-91", на которой заканчивались заводские мо-дернизационные работы и необходимо было проверить ракетный комплекс Д-4 путем фактического пуска ракеты Р-21.

В тот период командиром корабля был капитан 2 ранга Шабалин Лев Николаевич.

Старпомом капитан 3 ранга Кустарев Владимир Николаевич.

Командиром БЧ-1 капитан-лейтенант Новоселов Василий Дмитриевич.

Командиром ЭНГ лейтенант Бондарчук Василий Максимович.
В это время на "К-91" проводились швартовные испытания корабля в целом после модернизации. Мне этот поход был очень даже нужен, так как знал о предстоящей работе в составе Госкомиссии по приемке "К-91" от промышленности.
Пока шли погрузочно-разгрузочные работы ракеты Р-21 с борта на борт, я предварительно ознакомился с состоянием дел в штурманской боевой части.
В БЧ-1 произошли кадровые перестановки. Капитан 3 ранга С.А. Огнев перешёл в помощники командира, командирам БЧ-1 стал капитан-лейтенант В.Д. Новоселов. Я его знал хорошо, когда он был командиром ЭНГ на этой же подводной лодке.
Командиром ЭНГ назначили лейтенанта В.М. Бондарчука, которого я знал достаточно хорошо, так он выпускник училища им. Фрунзе этого года и стажировку проходил у нас на дивизии на ПЛ "К-107". Училище он закончил с отличием.
Семен Алексеевич Огнев своевременно ушёл по командной линии, задержись он ещё хотя бы год и застрял бы в штурманах. А при этом раскладе он пойдёт далеко: старпом, командир ПЛ, замкомдива, командир 16-й дивизии подводных лодок, контр-адмирал...
На подводной лодке было такое ее состояние: не верилось, что она через месяц выйдет в море на ходовые и государственные испытания. Но трудовая активность заводского коллектива, сдатчиков-специалистов была очень высокая.

Главные работы в БЧ-1 проводились в гиропосту, где мне довелось познакомиться со всеми ответственными сдатчиками систем и приборов НК "Сигма". Остались в памяти такие личности как представитель заказчика (военпред) капитан 3 ранга Владимир Петров и ответственный сдатчик АНС "Сегмент" от ЛОМО Виктор Трофимов.
Петрову я сразу же задал вопрос относительно подкрепления фундаментов-площадок гировертикалей и гироазимутов НК. Петров отрицательно покачал головой, но сказал, что будет сделано.

...В конце сентября Гос.комиссия под председательством капитана 1 ранга В.П. Рыкова приступила к работе на подводной лодке. Надо отдать должное Валентину Павловичу - он сумел организовать работу комиссии в правильном направлении. Он обладал личными высокими качествами опытного моряка-подводника, командира подводной лодки. Обаятельный, культурный человек, знающий свое дело до мельчайших подробностей. С ним часто можно было видеть директора завода "Звездочка" Просянкина и главного строителя. На выходе в море на ходовые и госиспытания он вел себя достаточно спокойно и с достоинствам. Думаю, что Валентин Павлович заслуженно получил звание Героя соц.труда, находясь на ответственной должности по приемке подводных лодок от промышленности. Обычно он заходил в штурманскую рубку с вопросом: "Ну, как дела, Сусанин?" И штурман с хорошим настроением раскрепощено докладывал обстановку Председателю Госприемки. Были замечания и по электромеханической боевой части, и по штурманской, которые также решили устранять, но Акт приемки подписывать. Самое главное - ракетная стрельба выполнена успешно. Ведь ради ракетного комплекса и проводилась модернизация.

В середине декабря подводная лодка "К-91" ошвартовалась в бухте Ягельная. На ее борту находить бригада сдатчиков АНС "Сегмент" во главе с В. Трофимовым. Они были готовы к сдаче АНС, но хмурое северное декабрьское небо не позволило им производить замеры высот светил на переходе из Северодвинска. Самое главное светило - Солнце находилась под горизонтам.

Вскоре из Северодвинска подошла подводная лодка "К-36", которая одновременно с "К-91" проходила модернизацию. На "К-36" также не была принята АНС "Сегмент". Теперь я был ответственный за приемку "Сегмента" на двух подводных лодках.
Бригада ЛОМО, все-таки натренировавшись на своей технике, успешно сдала "Сегмент". НК "Сигма" на подводной лодке "К-91" работал надежно.
В мае месяце "К-91" успешно выполнила плановую ракетную стрельбу. Лев Николаевич Шабалин грамотно и уверенно управлял подводной лодкой. Он получил очередное воинская звание-капитан 1 ранга.

В БЧ-1 сформировался дружный коллектив. Очень толковые офицеры В. Новоселов и В. Бондарчук.
В мае месяце прошел неофициальный слух, что на ТОФе во время несения Боевой службы погибла подлодка пр.629А "К-129". Была названа фамилия командира, им был капитан 2 ранга Кобзарь. Вскоре пришло приказание нашему комдиву И.Ф. Ускову о том, чтобы готовить подводные лодки "К-91" и "К-36" к переходу к месту постоянного базирования на Камчатку.

В 1969-70 гг. экипаж ПЛ "К-91" во главе с Л.Н, Шабалиным успешно выполнил план боевой подготовки и завоевал первое место на ТОФ по ракетной подготовке. Лев Николаевич Шабалин был награжден орденом Красной Звезды. Командира "К-91" за его высокие организаторские способности и личное обаяние любили все моряки-подводники от старпома до вестового.

 

НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «К-93»

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom