Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>

История штурманской службы

ИСТОРИЯ ШТУРМАНСКОГО ДЕЛА И МОРЕПЛАВАНИЯ


Еще об одной офицерской профессии стоит рассказать подробнее. Ее представителей называли по-разному, например "пилотами". Однако впоследствии у моряков утвердился термин "штурман" (от голландского stur — руль и man — человек). Указать капитану выгодный курс, определить место корабля в море, его скорость, продолжительность плавания, наносить на карту навигационные опасности, следить за исправностью навигационных приборов — вот далеко не полный перечень задач штурманской службы. Решение их требовало знаний навигации, мореходной астрономии, а также умения пользоваться соответствующими инструментами, картами и пособиями, то есть полноценным штурманом мог быть только достаточно образованный и трудолюбивый человек. 

На заре океанского мореплавания, когда знания и опыт по судовождению передавались от отца к сыну или особо доверенному ученику и многое в штурманской службе зависело от индивидуального мастерства, к штурманам относились с должным почтением. Но по мере того, как печатные руководства и инструкции размножались в типографиях Европы, а навигационные приборы совершенствовались, штурманская служба теряла свой престиж. Точнее говоря, представители "благородного" сословия, не желая корпеть над математикой, астрономией и прочими премудростями штурманской науки, сочли возможным уступить их лицам "низкого" происхождения". 

Все это порождало некую стену отчужденности между военнослужащими и штурманами. 

Константин Михайлович Станюкович так описывал положение штурмана на кораблях русского флота: "Для привилегированных патрициев, флотских офицеров отличия и почести, так сказать, сливки службы, а для плебея штурмана — вечное подчиненное положение, труженическая ответственная работа и ничего впереди... Флотские офицеры гнушались "подлым" недворянским цифирным делом (недаром и штурманов презрительно называли "цифирники")... Ни один из моряков не подумал бы выдать дочь за штурманского офицера. Начальство третировало штурмана с презрительной грубостью, сослуживцы — с небрежным превосходством. В старину про штурмана даже была сложена песенка: 

Штурман! Дальше от комода! 

Штурман! Чашку разобьешь! 


Это был обыкновенно молчаливый, загнанный человек, зачастую выпивавший, с грубыми манерами, вечный труженик, педантичный морской служака, молча и, по-видимому, без ропота тянувший лямку и переносивший грубости капитанов старого закала, но в глубине души оскорбленный и нередко ожесточенный, питавший глухую и непримиримую вражду ко всем флотским, только потому, что они флотские." 

Неслучайно госпожа Простакова из фонвизинской комедии "Недоросль" полагала, что география не дворянская наука. Изучение ее она считала обязанностью извозчиков. 

Первоначально на кораблях русского флота в плавании существовало три штурманских вахты. В шканечном журнале каждый штурман делал свои записи и отмечал результаты своих обсерваций. Такая практика порождала зачастую весьма существенный разброс данных, так как штурманы вели наблюдения и расчеты независимо друг от друга. В начале XIX века была введена должность старшего штурмана, который руководил работой трех своих помощников. Были также приняты некоторые меры по смягчению дискриминации штурманской профессии. Штурманам прибавили оклад, а командирам кораблей предоставили право переводить особо отличившихся штурманов в категорию флотских офицеров (военнослужащих). И, наконец, штурманов вместе с другими "художественными" офицерами допустили в офицерскую кают-компанию . 

25 января — День штурмана и Штурманской службы ВМФ. Этот праздник был введен в 1966 году, а его дата тесно связана с созданием регулярного флота. На рубеже XVII и XVIII веков в России было еще очень мало кораблей, но уже тогда возникла острая потребность в морских специалистах. И вот, указом Петра I от 14 (25) января 1701 года в Москве была открыта Школа математических и навигацких наук. В ней впервые в нашей стране стали на научной основе преподавать и разрабатывать теорию кораблевождения. Этот день и стал датой основания Штурманской службы Российского флота.

Прогресс цивилизации и экономики в Европе вызвал бурное развитие судоходства. К XV веку в Португалии создаются каравеллы, способные совершать многомесячные плавания. Начинается эпоха Великих географических открытий. В это время резко возрастает роль штурмана, от мастерства которого зависела безопасность, своевременное прибытие судна в назначенный порт, а значит и успех каждой заморской экспедиции.

На фоне этой огромной ответственности вопиющим парадоксом выглядело положение штурманов в корабельной иерархии. Их кропотливая, повседневная работа считалась неблагородной и недостойной знатных людей. С 1745 года Адмиралтейств-коллегия запретила дворянам проходить службу в штурманах. Вплоть до 1757 года они относились к унтер-офицерам, питались из общего котла с командой и подвергались телесным наказаниям. И только в 1885 году произошла коренная реорганизация штурманской службы, в результате которой на должности штурманов стали назначать морских офицеров.

Периплии

Когда в далекой древности человек впервые вышел к океану, он был поражен и испуган его безбрежными просторами. Но однажды суровая необходимость и врожденное любопытство заставили его выйти в море, чтобы посмотреть, что там за далеко вдающимся в море мысом или недалеким островом. Это и были первые шаги мореходства и штурманской профессии. Первые плавания совершались вдоль берегов. Но шло время, накапливались опыт и знания, их надо было как-то зафиксировать, чтобы передавать последующим поколениям. Так возникли первые лоции, тогда их называли «периплиями».

 Наибольший интерес для нас представляет перипл Понта Евксинского. Его автор Флавий Арриан в первой половине 130-х годов совершил плавание вдоль берегов Чёрного моря и составил их описание. Он привел названия прибрежных городов и расстояния между ними указал опасности морского пути и места удобных стоянок. Среди этих фактических данных появляются и фрагменты известных мифов, например, о корабле Арго, о вершине, к которой был прикован Прометей или рассказ об острове Змеиный, где находилось святилище Ахилла. Приводятся сведения о народах Восточного Причерноморья и имена их правителей.

Портуланы, вагенеры и морские атласы

Карта (1375 года), выполненная на основе стандартного портулана

В XII веке появились карты-лоции, которые назывались портуланами. На них показывали порты, острова, заливы и реки, а малоизученные районы заполняли изображениями мифических чудовищ. Основой для портуланов служил качественный пергамент из овечьей шкуры размером примерно 100?60 см. Многие портуланы имели масштабную линейку и сетку румбов, а направление «север — юг» соответствовало не географическим, а магнитным меридианам. Портуланы изготавливались тысячами, но к настоящему времени их сохранилось не более полутора сотен, в том числе четыре магрибского происхождения.

Первоначально портуланы имели восточную ориентацию. По представлению древних далеко на востоке находился «Пруд Солнца» — современное Каспийское море, из вод которого поднималось животворящее небесное светило. В противоположной стороне — на западе, помещалось «царство теней». Там жил бог Океан, и ни одному из смертных не было возврата из его владений. По появившимся позднее библейским преданиям на востоке находился рай, откуда ожидалось второе пришествие Христа. Эти верования оказались настолько сильны, что север стали помещать в верхней части карты только с XIV века.

В XVI столетии портуланы стали уходить в историю. В 1569 году фламандский математик и картограф Меркатор составил свою первую карту в равноугольной цилиндрической проекции, а голландский картограф и мореплаватель Лука Вагенер, издававший карты, которые стали во всем мире называть вагенерами, ввeл в обиход морской атлас. Это был крупный шаг в науке навигации и картографии, который не утратил своего значения и до наших дней. Интересно, что в изданный в 1592 году атлас Вагенара была включена крупномасштабная карта берегов Белого моря и Ледовитого океана.

Карта — вагенер устья Темзы

Первые гидрографические исследования и морская культура поморов

С развитием мореплавания стала складываться и одна из важнейших штурманских наук — гидрография. Мы можем гордиться тем, что одним из древнейших «гидрографов» был русский князь Глеб, сделавший зимой 1068 года по льду промеры ширины и глубины Керченского пролива. Мраморная плита (Тмутарака?нский ка?мень) с высеченными на ней результатами этих промеров была найдена в 1792 году на Таманском полуострове. На севере русские поморы издавна устанавливали по берегам опознавательные знаки в виде крестов, груд плавника или камней, известных под названием «гурий».

Надпись на Тмутараканском камне с результатами промеров Керченского пролива

Поморы пользовались магнитным компасом еще в XIII—XIV веках, они и положили у нас начало переходу к штурманским методам судовождения. Самобытная морская культура северного поморья позволила создать и первые чисто славянские прообразы морских карт. Подтверждением этому является карта голландца Исаака Массы, изданная в 1609 году. Она досталась ему от русского помора. На карте Массы обозначен остров Вайгач, а Новая Земля разделена на два острова. Подобные карты, их называли «чертежи», делали без градусной сетки и обозначения масштаба.

Для их составления расспрашивали бывалых людей о том, какие пункты в какой стороне находятся и на сколько дневных переходов удалены. Так с помощью «сведомцев» и «бывальцев» рождались «расспросные карты». В 1627 г. была составлена «Книга Большому чертежу», в которую была включена «Роспись поморским рекам берегу Ледовитого океана». У поморов навигационный опыт закреплялся и в рукописных лоциях. В них подробно описывались не только береговые приметы, но и направления ветров, распорядок приливных течений, правила предсказания погоды по цвету морской воды, облакам и оттенкам неба.

Первые гидрографические работы у нас начались в 1696 году при создании Азовского флота. Составление карт тогда считалось делом государственной важности, им занимались выпускники Навигацкой школы и Морской академии. Они же заложили основы развития в России морской навигации и мореходной астрономии, а также прославили русскую науку беспримерными подвигами и выдающимися открытиями. Среди них грандиозное по масштабу и значению картографирование северного и восточного побережья России от Архангельска до устья Амура.

Вклад русских моряков и ученых в развитие мореплавания

Слово «штурман» стали употреблять у нас только с 1697 года, да и то в форме «стюрман». В 1714 году в книге «Генеральные сигналы» упоминается «штюрман», а современная форма «штурман» впервые была употреблена в Морском уставе 1720 года. Огромным вкладом в Штурманскую науку стали крупные географические открытия русских моряков. Благодаря им с карты Мира исчезло множество белых пятен и ошибок. О подвигах моряков, об их славе говорят многочисленные русские имена и названия на карте мира.

К разработке теоретических вопросов мореплавания были привлечены многие известные ученые Петербургской академии наук. Например, работы Л. Эйлера позволили существенно повысить точность определения долготы места. Неоценимый вклад в развитие штурманской науки внес М.В. Ломоносов. В 1759 году он впервые указал на необходимость создания теории Земного магнетизма, изучения морских течений, научного предсказания погоды. Для накопления мореходного опыта он предлагал издавать книги с описанием всех плаваний. Таким образом, к концу XVIII века кораблевождение получило серьезную научную основу.

В 1815 году И.Ф. Крузенштерн принялся за разбор громадной массы сведений о плаваниях в южных морях. Строго сортируя собранные материалы по степени их достоверности, он создал «Атлас южного моря», который был издан в 1823 году и сразу признан учеными и моряками всего мира. С тех пор многие поколения русских мореплавателей достойно продолжали заложенную И.Ф. Крузенштерном традицию — служить флоту и науке, что значительно обогатило практику кораблевождения и штурманское дело.

Памятник П.К. Пахтусову

В начале XIX века для повышения точности морских обсерваций стали указывать вероятные пределы погрешности измерений. Впервые это сделал подпоручик корпуса флотских штурманов Петр Кузьмич Пахтусов. Трудности и лишения во время полярных исследований оборвали его жизнь в 36 лет. Но и за этот короткий срок он успел составить точное описание Новой Земли и собрать огромный материал для лоции Карского моря. Отдавая должное заслугам П.К. Пахтусова, штурмана Российского Военно-Морского флота собрали средства, на которые в 1886 году ему был установлен памятник в Кронштадте.

Отечеству, Флоту и Науке

Возникновение новых фундаментальных знаний и стремительное развитие вычислительной техники привели к существенным изменениям и в прикладных науках кораблевождения. Неизменными остаются только общие принципы и традиции российской штурманской службы. Важнейшим из них и актуальным для всех эпох мореплавания стало положение о том, что первым штурманом на корабле является его командир. Этот принцип был закреплен еще в Морском уставе 1720 года. А благороднейшей традицией российских морских офицеров является беззаветное служение Отечеству, Флоту и Науке!

Cсылка: История штурманского дела

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2016 GodCom&shturman