Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ

Формирование кафедры, которая в настоящее время называется кафедрой «Технических средств кораблевождения», началось практически сразу с подписания директивы Генерального штаба о создании военно-морского училища в г. Владивостоке на сопке Саперная.

Сначала была создана кафедра «Кораблевождения», среди дисциплин, которой изучалось магнитно-компасное дело и существующие в то время электронавигационные приборы.

5 мая 1940 года Постановлением Совета народных комиссаров СССР училище было переведено в разряд высших. Было сформировано 17 кафедр, среди которых была кафедры электронавигационных приборов и девиации.

Кафедры принимали участие в подготовке вахтенных офицеров, вто время разделения по конкретным специальностям не было. Выпускник училища придя на флот мог выполнять обязанности и штурмана, и артиллериста, и минера. Поэтому шла многоплановая и всесторонняя подготовка. С 1950 года уже началась конкретная специальная подготовка, начали готовить штурманов и артиллеристов.

Из известных первых начальников этих кафедр имеются данные только о капитане 2 ранга Назарове Алексее Георгиевиче, который руководил кафедрой электронавигационных приборов с 1947 по 1957 год.

8 февраля 1955г. были сформированы 3 факультета: штурманский, артиллерийский и миноторпедный. На базе двух кафедр (ЭНП и Девиации) была создана кафедра Технических средств кораблевождения, которая существует и по настоящее время.

Совершенствование кафедры, ее расширение и усложнение дисциплин происходило синхронно с усложнением штурманской техники, появлением новых типов кораблей и расширением задач, решаемых флотом. Особенно бурное развитие технических средств навигации происходило в шестидесятые годы, когда Военно-морской флот СССР выходил в океан и в связи с появлением первых ракетных подводных лодок, оружие которых требовало более высоких точностей выработки навигационных данных стрельбы. Появились навигационные комплексы, которые совершенствуются непрерывно, реализуются новые физические принципы их построения. Каждый новый прибор, система или навигационный комплекс, принимаемые на вооружение кораблей ВМФ, устанавливались на кафедре, осваивались преподавателями и включались в учебный процесс. Так в середине 70-х годов на кафедру поступил новейший перспективный и первый инерциальный навигационный комплекс ракетных подводных лодок, который находится на вооружении до настоящего времени. В кратчайшие сроки он был установлен и введен в учебный процесс силами личного состава кафедры и представителями промышленности. В этом большая заслуга преподавателей Карасева В.В., Ипатова В.В., Косолапова В.Я., Сидорко С.П.,

В настоящее время в лабораториях кафедры установлены и поддерживаются в рабочем состоянии все основные образцы технических средств навигации, с которыми выпускник может встретиться на кораблях и судах ВМФ и Федеральной пограничной службы.

Не смотря на то, что все приборы и системы действующие, некоторые из них могут функционировать в полном объеме только на плавающем корабле. Поэтому для отработки навыков и умений по регулировкам и проверкам основных приборов, которые устанавливаются практически на всех кораблях и судах, на кафедре руками преподавательского и лаборантского состава созданы и исправно функционируют тренажеры:

- «Ламинария» – для отработки практических навыков регулировки относительных лагов в условиях, приближенных к фактическим,

- «Девиация» - для отработки практических навыков определения и уничтожения девиации магнитных компасов,

- «Радиодевиация» - для отработки практических навыков определения и уничтожения радиодевиации ДВРП «Румб»,

- «Шторм»- для отработки практических навыков навигационного использования астронавигационной системы «Волна».

Основная масса приборов может работать и производить реальные измерения как на корабле.

В настоящее время в связи с отсутствием финансирования и сокращением количества ППС и лаборантского состава резко возросла учебная нагрузка преподавателей. Это привело к снижению эффективности других видов педагогической деятельности, в том числе и развития учебно-материальной базы.

Кафедра в течение всего времени существования постоянно поддерживает тесную связь с главными штурманами ТОФ и Управлением Гидрографической службы. Это позволяет своевременно корректировать учебный процесс в свете изменяющихся требований по подготовке специалистов штурманской специальности и поддерживать на современном уровне материально-техническую базу кафедры. Любой новый прибор или система, поступающие на флот, устанавливаются на кафедре и включаются в учебный процесс. Это позволяет готовить специалистов, отвечающих требованиям настоящего момента.

Основная нагрузка по подготовке высококвалифицированных специалистов ложится на профессорско-преподавательский состав. С момента основания кафедры на должности преподавателей приходили и назначались практически лучшие представители штурманской специальности, имеющие большой опыт практической работы, академическое образование и желающие передать свой опыт и знания новому поколению штурманов. Методическими разработками некоторых преподавателей 60-70-х годов курсанты пользуются и в настоящее время, так как их актуальность, глубина раскрытия вопросов и методика изложения имеют высокий уровень. Авторами таких методических пособий являются Чаплинский Н.А., Волошин А.Г., Тарелкин С.В., Арнаутович А.С., Безобразов Н.В. и другие.

Многие из них после службы на кафедре продолжили службу в центральных управлениях Гидрографической службы и флота. Большой практический опыт и отличное знание специальности позволили в 80-х годах при освоении флотом новых навигационных комплексов обучать не только курсантов, но и действующих штурманов со стратегических подводных лодок. В конце 80-х годов преподаватели кафедры участвовали в подготовке экипажей подводных лодок ВМС Индии.

В 1975 году преподаватель кафедры кандидат технических наук капитан 2 ранга Тарелкин С.В. исполнял обязанности флагманского штурмана оперативного соединения, выполнявшего боевое траление в Суэцком канале.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры имеет большой опыт флотской службы, многие неоднократно участвовали в боевых службах и длительных походах, получили высокие образования по специальности в стенах Военно-морской академии. Они достойно продолжают традиции кафедры даже в столь сложное для страны и флота время. Более половины преподавателей имеют ученые степени и звания. Все это позволяет организовать и постоянно совершенствовать учебный процесс.

На кафедре для обеспечения требуемого качества подготовки специалиста ведется постоянная работа по подготовке и изданию учебных пособий и методик, в которых отражается современный уровень освещаемых вопросов.

Кафедра на протяжении всего времени существования и в настоящее время выполняет научно-исследовательские работы по заданиям Гидрографической службы ТОФ и отдела «Кораблевождения» штаба ТОФ, направленные на повышение эффективности использования тех или иных морских средств навигации и совершенствование методик подготовки специалистов штурманской специальности. Качественному выполнению этих работ способствует высокий уровень профессиональной подготовки исполнителей и большой практический опыт. Некоторые из этих работ использованы в диссертациях Сегаля Л.Е., Борякова И.Е., Коростелева В.В., Печеказова М.С., Касича А.А. и других.

Вторым основным направлением НИР на кафедре является совершенствование методик преподавания дисциплин. Это поиск путей повышения эффективности различных видов учебных занятий, выработка рекомендаций по внедрению прогрессивных форм и методов обучения, корректура учебных планов и программ.

На кафедре внедрены и применяются уже в течение многих лет такие прогрессивные формы и методы обучения, как проблемный, деловых игр, опорных сигналов и другие. Они позволяют активизировать работу курсантов на занятиях, прививать стремление расширять и совершенствовать знания, раскрывать связи и взаимозависимости дисциплин, изучаемых на различных кафедрах. Наиболее активно внедряют эти методы преподаватели Дорофеев А.И., Болдырев А.И., Коростелев В.В., Печеказов М.С., Касич А.А. и др.

Кроме выше отмеченного на кафедре идет непрерывный поиск наиболее оптимальных видов текущего контроля знаний курсантов, направленных на активизацию их работы и привития навыков систематизации знаний, умения выделять главное при изучении того или иного материала. Большую помощь в реализации оптимальных методов контроля знаний курсантов оказывает наличие на кафедре компьютеров, полученных от спонсоров в 1996 году. Они существенно облегчают работу по созданию различных видов учебно-методических материалов, производству расчетно-графических работ курсантами, разработке математических моделей при выполнении НИР и подготовке диссертационных работ преподавателями кафедры, разработке и оформлению дипломных и курсовых работ. Кроме этого на кафедре ведутся работы по созданию контролирующих и обучающих программ для курсантов.

Качество подготовки курсантов штурманской специальности, их уровень знаний и умений позволяет выпускникам при добросовестном и инициативном исполнении своих обязанностей достигать высоких должностей, как по командной линии, так и по специальности. Примером могут служить Начальник ГУНиО МО РФ адмирал Комарицын А.А., Главные штурмана ВМФ контр-адмиралы Алексин В.И. и Бабинов Е.И., Главный штурман ТОФ контр-адмирал Худояров Е.И., Начальник ГС ТОФ капитан 1 ранга Суслонов М.П., доктор технических наук Лаврентьев А.В., профессора Дорофеев А.И., Сидорко С.П.

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom