Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

100-летию со дня рождения Адмирала Флота Советского Союза ГОРШКОВА С.Г.

ЭПОХА ГОРШКОВА

Валентин Козлов контр - адмирал в отставке.

Член Союзов журналистов и писателей РФ,

Ассоциации морской прессы Санкт-Петербурга

 

Горшков Сергей Георгиевич (р. 26.02.1910 - ум. 13.05.1988)

Адмирал Флота Советского Союза (1967), дважды Герой Советского Союза (1965, 1982), лауреат Государственной (1980) и Ленинской (1985) премий. В ВМФ с 1927 г. Окончил ВМУ им Фрунзе (1931), курсы командиров эсминцев (1937), курсы усовершенствования высшего командного состава при ВМА (1941). С 1931 служил на кораблях ЧФ, с 1932 командир СКР, ЭСМ, бригады ЭСМ ТОФ, с 1939 комбриг ЭСМ ЧФ. К началу ВОВ комбриг крейсеров ЧФ, затем командующий Азовской военной флотилией, в 1942 зам. командира Новороссийским оборонным районом, с февр. 1943 командующий Азовской В.Фл, а в 1944 Дунайской В.Фл. С янв.1944 командовал эскадрой ЧФ, 1948-1951 начальник штаба, с августа 1951 командующий ЧФ. С июля 1955 1-й зам Главкома ВМФ, с янв.1956 Главком ВМФ - зам Минобороны, с 1986 в группе Генеральных инспекторов МО. Депутат Верховного Совета 4-11 созывов. Награжден 18 орденами СССР, и 11 иностранными и многими медалями. Скончался 13 мая 1988 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище .

 

"В прошлом нашего флота, богатом событиями и именами, нет другого примера, когда бы в одном лице столь удивительным образом сочетались три выдающихся таланта: флотоводца, администратора и военного мыслителя. Именно в этом, а не в чем - нибудь ином следует искать разгадку "феномена Горшкова" - его тридцатилетнего пребывания "у штурвала ВМФ".

Главнокомандующий ВМФ адмирал В.С. Высоцкий

Имя Сергея Георгиевича Горшкова-Адмирала Флота Советского Союза вошло в один ряд с именами выдающихся известных всему миру военачальников и флотоводцев ХХ века. Почти тридцатилетнее руководство им (июль 1956 - декабрь 1985 гг.) сложнейшей военно-морской организационно человеко-технической системой, в период глобального блокового противостояния - "холодной войны", не имело прецедентов в истории отечественного, да и зарубежных флотов. Его заслуга в глубоких научных подходах и математической логике обоснования принимаемых решений, что проявилось в выборе стратегии развития флота и способности претворить ее в государственную доктринальную политику.

Воплощать это в действительность было сложно. Советский лидер Н.С. Хрущев и министр обороны Г.К. Жуков, да и Генеральный штаб не очень-то благоволили к флоту. Печально закончилось для наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова (снятие с должности) стремление к принятию нужной стране первой послевоенной кораблестроительной программы. Проявив должную дипломатию "в коридорах власти" С.Г. Горшков вскоре после своего назначения главкомом добился утверждения второй программы строительства флота. По десятилетним программам развивался флот и в последующий период, недаром назывался он "золотым веком кораблестроения"

Юбилей дня рождения Сергея Георгиевича - событие всенародного значения, ибо многогранная его деятельность стала эпохой в истории нашей морской державы. Она отражала: создание впервые океанского флота, самого мощного за всю историю существования Российского государства (за 1956 - 1985 гг. построено около 700 ПЛ, треть из них атомные, более 1000 надводных кораблей, создана морская авиация) и образование боевой службы ВМФ - новой формы поддержания его в высшей степени боеготовности в мирное время. Такая форма позволила реализовать, несмотря на большие сложности, концепцию глобального присутствия советского флота в Мировом океане, что дало значительный эффект для достижения стратегического паритета двух сверхдержав США и СССР, способствующего предотвращению третьей мировой войны. Ныне, трудно вообразить, что к примеру, в 1976 году на боевой службе в океанах и морях находилось 68 атомных ПЛ, из них более половины ракетных , 60 дизельных ПЛ и 111 надводных кораблей. Все это способствовало упрочению высокого международного авторитета нашего государства. Флот, руководимый С.Г. Горшковым, выступал важнейшим инструментом внешней политики и дипломатии. Его присутствие в Мировом океане способствовало стабилизации обстановки. Ни одно поползновение агрессивного характера США и стран НАТО не могло произойти без ответной реакции сил боевой службы. В то же время, Главком учил нас "Завоевывать друзей!", "Умело демонстрировать флаг ВМФ!". Сам он посетил около 40 стран с деловыми и официальными визитами. По его указанию постоянно росло число визитов кораблей в иностранные порты (только за 9 месяцев 1978-1979 гг. 120 кораблей и судов из состава боевой службы совершили 13 официальных визитов и 367 деловых заходов в 61 порт 38 государств). Развивалось по флотской линии и военно-техническое сотрудничество на взаимно-выгодных интересах, к 80-м годам уже более чем с 30 государствами. Из состава ВМФ в дружеские страны было поставлено свыше 900 кораблей и катеров, а вместе с промышленностью мы обеспечили экспортирование за рубеж более 100 подводных лодок и около 1600 кораблей и судов. В ответ (не имея своих баз) ВМФ получал возможность иметь в иностранных территориальных водах пункты материально-технического обеспечения сил боевой службы (ПМТО).

Читатель через цифры, построенных нашим гигантским "Минсудпромом" кораблей собственно для флота и переданных инозаказчикам, может представить каким мощным потенциалом (ВПК) обладал СССР в период т.н. "застоя"! Только судостроительных заводов было более 20! Государство не только повышало обороноспособность, но и укрепляло экономическую мощь. За период 1966-1986 гг национальный доход ее вырос в 4 раза, промышленное производство в 5 раз, основные фонды в 7 раз.

Эффективная деятельность руководителя флотского главкомата и заместителя министра обороны С.Г.Горшкова проявился не только в военной области. Являясь человеком выдающегося государственного ума, он оказал существенное влияние на развитие ряда отраслей промышленного производства страны, связанного с созданием сил и средств родов ВМФ. Кораблестроение стало заметным катализатором в этом направлении, как и в прикладной науке.

Он внес определенный вклад в теорию и практику проблемы "Человек и Мировой океан", как взаимодействие и общение человека с океаном. В своей монографии "Морская мощь государства" аргументировано указал на возрастание зависимости экономики от уровня возможности проникновения в тайны Мирового океана, который занимает почти три четверти поверхности нашей планеты и обладает колоссальными биологическими, энергетическими и минеральными ресурсами. Большинство населения нашей планеты и практически основной промышленный потенциал развитых государств сосредоточены на побережье Мирового океана в довольно узкой полосе до 500 км. Зарождение нашей цивилизации берет начало в океане и на его побережье. По заключению С.Г.Горшкова «Океан не разобщает, а объединяет народы многих стран». Россию омывают воды трех океанов и тринадцати морей. Сухопутными пограничными соседями являются 13 государств, а через Мировой океан она может осуществлять транспортные связи со 126 странами. Учитывая вышеизложенное и то, что во второй половине ХХ века многие районы океана стали плацдармами, откуда могут наноситься мощные удары по наземным объектам оружием морских носителей, Сергей Георгиевич дал обоснование необходимости иметь государству морскую мощь. Она, являясь составной частью экономической мощи, должна представлять военный, транспортный, промысловый и научно исследовательский флоты, а также отрасли промышленности и кадры, связанные с использованием богатств океанов и морей. По инициативе Сергея Георгиевича в 1982-1983 гг. состоялась Антарктическая экспедиция двух океанографических судов по маршруту первой русской экспедиции Ф.Беллинсгаузена и М. Лазарева. Он был ответственным редактором "Атласа океанов" и "Морского атласа" (т. 3).

Глубоко интересуясь морской историей, опытом использования флотов в войнах и на своем большом боевом опыте проведения десантных операций в ВОВ, Сергей Георгиевич стал автором многих идей и разработок по теории и практике военно-морского искусства. Его печатные труды (только открытых - более 200) и книги: "Морские десантные операции в ядерной войне", "Военно-морские флоты в войнах и мирное время", "Морская мощь государства", "На страже Отчизны", "На Южном приморском фланге", "Проблемы изучения и освоения мирового океана" пользовались большим интересом у флотских читателей, использовались в военно-морских учебных заведениях, некоторые переведены на иностранные языки. Все это сказывалось на привитии советским людям океанического мышления и уважения к ВМФ, симпатии общества к флотской службе.

В своем очерке я не останавливаюсь на биографической и служебной деятельности флотоводца в военное время, об этом много публиковалось в т.ч и автором этих строк в разных СМИ. Мне посчастливилось во второй половине своей длительной службы пройти непосредственно школу Адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова. Будучи в 70-80 гг. прошлого века начальником ведущего отдела Боевой подготовки ВМФ и начальником управления ГШ ВМФ по международному военному сотрудничеству, я входил в ближнее окружение главкома и был свидетелем многих событий и мероприятий, в которых проявлялись его высокие способности государственного и военного деятеля. Принимая участие в работе главкома по кругу своих обязанностей, сопровождая в командировках на флотские соединения, зарубежные рабочие и официальные поездки, присутствуя на многих разномасштабных учениях, их разборах, совещаниях, заседаниях военного совета ВМФ, был свидетелем его высокой работоспособности, организованности и собранности, в том числе и в напряженной обстановке. В своих публикациях, посвященных 90, и 95-летию Сергея Георгиевича, в книге - "Жизнь, посвященная флоту" (2003 С-П), как и в рецензии на книгу автора М. Монакова "Главком" (2008 М) мне представляется, достаточно полно отражены основные вехи его жизни и службы, в том числе в военные годы. Затронуты в них и болевые проблемы советского ВМФ: о неполной сбалансированности, недостатках в создании инфраструктуры разных видов обеспечения, как и социальной сфере.

Об этих проблемах не смолкают споры до сих пор. О них, а заодно и надуманных обвинений в адрес С.Г. Горшкова, иногда и пасквильного характера, появляются сообщения в разных печатных изданиях и телепередачах в основном связанных с очернительством советского периода. Большинство из публикаторов этой категории, в т.ч. и из флотской среды, мало знали С.Г. Горшкова и лично не соприкасались непосредственно с работой главкома, но остались чем-то недовольны им в своей службе. Другие, коньюктурно настроенные, излагают в информационных нападках на Россию подобные домыслы, в угоду западному веянию, черпая сомнительные сведения из флотских баек, слухов или из "желтых" газетных полос. Между тем, пороча прошлое и пережитое, искажая историческую правду, они не удосуживаются дать читателю сравнения, а во что же превратился ВМФ России на пороге 21 века? Куда делась "морская мощь великой морской державы", которую создавал наш народ? В данной юбилейной публикации, после вышеизложенных своих обобщений, решил дополнить их ретроспективными выдержками из воспоминаний и высказываний о выдающемся флотоводце ХХ века, лиц, близко знавших Главкома, непосредственно соприкасавшихся с ним по работе в разные годы. Немало полезного можно и необходимо почерпнуть из них нынешним создателям "нового облика Армии и Флота"

  - Бывший Главком ВМФ 1986 - 1992 гг. Адмирал флота Чернавин В.Н.

"Многогранный талант Сергея Георгиевича Горшкова проявился не только в сфере государственной деятельности. Он вошел в мировую военную историю и как выдающийся военно-морской мыслитель, создатель теории морской мощи государства. Он внес неоценимый вклад в развитие отечественной военно-морской науки, в разработку теории стратегического применения ВМФ, оперативного искусства и тактики ВМФ. Его деятельность оказала решающее влияние на зарождение и развитие новых предметных направлений военно-морской науки, таких как теория вооружения и теория управления ВМФ. Он сделал все, что было в его силах, чтобы результаты научно-технической революции нашли практическое применение в строительстве флота, его боевой и повседневной деятельности. С.Г. Горшкову мы обязаны многими выдающимися достижениями нашей атомной промышленности, ракетно-космической отрасли, радиоэлектроники и кибернетики, а его личный вклад в изучении земной гидросферы нам еще только предстоит по-настоящему осмыслить и должным образом оценить. Точно так же нам еще предстоит в полной мере оценить и реальный вклад Сергея Георгиевича в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Под его руководством были проведены крупные морские операции, оказавшие существенное влияние на общую стратегическую обстановку на южном приморском фланге советско-германского фронта..."

- Бывший командующий СФ адмирал А.П. Михайловский

« На высших академических курса (ВАК при академии Генштаба) где я обучался 1983 г.практиковалось выступление с лекциями высших военачальников. Среди таких лекторов оказался и Сергей Георгиевич, который мастерски построил свою лекцию и быстро овладел вниманием аудитории. Он кратко изложил основы океанской стратегии США и направления развития ВМС стран НАТО, Японии и Китая, охарактеризовал уровни их оперативной и боевой подготовки. Рассказал о развитии инфраструктуры океанских и морских театров. Показал роль советского ВМФ в будущей войне и его место в составе Вооруженных сил, подчеркнув, что ВМФ является универсальным их видом и представляет точную, хотя и уменьшенную копию, на флоте имеется все, чем обладают войска. Затем, главком дал характеристику современному состоянию родов сил и оперативно-стратегических объединений, какими формами и методами они решают задачи, поддерживают боеготовность, изложил основы боевой службы. В заключении, он нарисовал впечатляющую картину перспектив развития техники, тактики и оперативного искусства ВМФ. Горшков сошел с трибуны под аплодисменты зала. Впоследствии мне не раз приходилось слышать от армейских коллег высокую оценку разума и воли флотоводца. "Силен у вас Главком - изрекали генералы - Вот бы нам такого!..."

- Бывший командующий БФ,СФ, 1-й зам. ГК ВМФ адмирал флота И.М. Капитанец

«Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков сумел в сложные времена внутриполитических баталий в СССР построить океанский флот и создать его морскую школу. Самое ценное, что было и есть в морской школе - это люди: адмиралы, офицеры и матросы, носители традиций и святых понятий о Родине, чести, воинском долге и верности своему Отечеству... Трудами послевоенного поколения ученых, конструкторов, корабелов и моряков был создан и подготовлен к полномасштабным действиям на всем пространстве Мирового океана мощный ракетно-ядерный океанский флот, основу которого составляли подводные силы и морская авиация. Впервые в мировой истории Россия бросила вызов старым морским державам. Достигнув ядерного паритета с ВМС США, ВМФ стал стратегическим видом Вооруженных сил...

Я считаю, себя учеником С.Г. Горшкова и отношусь к послевоенному поколению, которое непосредственно участвовало в освоении новых кораблей и их применении на океанских и морских театрах военных действий... ВМФ не просто вышел в океан - он был способен решать задачи по обеспечению национальной безопасности СССР с морских направлений, нес активную боевую службу в годы холодной войны. В этом большая заслуга командующих флотами адмиралов прошедших морскую школу С.Г. Горшкова: Н.И. Ховрин,В.Н. Чернавин, В.П. Маслов, Э.М. Спиридонов, В.В. Сидоров, А.П. Михайловский, А.М. Калинин, К.В. Макров, В.П. Иванов, М.Н. Хронопуло, Г.А. Хватов, Ф.И. Громов и командующих ВВС флотов: генерал-полковник Г.А. Кузнецов, В.И. Воронов, В.И. Павловский, В.П. Потапов, В.Г. Дейнека... Боеготовность кораблей и авиации флота были одним из основных направлений в многогранной деятельности Главкома ВМФ. В памяти он держал все основные группировки флотов и принимал меры к их формированию и пополнению...

Создание океанского флота, теория и практика его применения на океанских и морских театрах были под силу только флотоводческому таланту С.Г. Горшкова..."

-Бывший начальник Главного управления кораблестроения ВМФ вице –адмирал Р.Д.Филонович

«Тридцать лет службы под руководством главкома С.Г.Горшкова позволяют утверждать, что он был начальником, умело руководящим корпусом военных инженеров и вооруженцев ВМФ. Постоянно находясь в курсе всех кораблестроительных проблем, глубоко вникая в их суть, постоянно стремился к внедрению новых перспективных решений военного кораблестроения во флотскую практику. За эту черту его глубоко уважали не только флотские инженеры, но и промышленники: главные конструкторы, директора НИИ, КБ, заводов-строителей, руководители министерств и ведомств. Необходимо отметить, что он не удовлетворялся только докладами и информацией о состоянии дел с разработкой проектов военной техники, ходом строительства кораблей. Любил лично посещать заводы, конструкторские бюро ,НИИ, причем эти посещения не носили просто ознакомительный характер. Начиная с обхода помещений какой либо организации, Сергей Георгиевич знакомился с людьми, что позволяло ему близко знать ведущих специалистов. Общение с ними проходило живо и интересно, почти всегда доброжелательно…На протяжении многих лет они видели в Адмирале Флота Советского Союза не только руководителя ВМФ, но и глубокознающего дело человека, с которым можно вести диалог по существу вопроса, затрагивая его глубинные детали…В своей книге « Морская мощь государства» С.Г.Горшков обстоятельно говорит о необходимости создания сбалансированного флота и исходных данных для этого… Осуществить в полной мере всего нам не удалось, так как многое в планах корректировалось велением времени и фактической обстановкой тех лет в угоду увеличения строительства боевых кораблей…То же и о приемке от промышленности кораблей с замечаниями и обязательствами их устранения после сдачи корабля.

Здесь главком учитывал, что сдавались корабли (в первую очередь АПЛ) в конце года, когда любая задержка в условиях ледостава приводила к невозможности его перевода, на том же СФ из завода в Северодвинске во флотское соединение на целых полгода. Реакция на заключение госприемки после испытаний АПЛ, о невозможности ее приемки в связи с рядом замечаний, на устранение которых потребуется дополнительное время: « … Это значит, что лодка войдет в первую линию только к концу следующего года, и еще полгода семьи офицеров будут жить без своих мужей и отцов. Вы говорите, что нельзя принимать корабль, не думая об этом. Надо ПЛ принимать с замечаниями и срочно переводить к месту постоянного базирования. По вопросам требующим решения правительства подготовьте докладную записку , по всему остальному - совместное решение с обязательствами промышленности устранить замечания в базе в течении двух, трех недель…»

- Бывший начальник Оперативного управления ГШ ВМФ, Командующий БФ адмирал В.П. Иванов :

«Мне посчастливилось в 1979-1985 гг. служить под руководством выдающегося флотоводца, государственного деятеля, дважды Героя Советского Союза, Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова сначала заместителем, а вскоре начальником Оперативного управления. Я должен сказать, что всю свою жизнь он полностью отдавал службе, строительству и развитию ВМФ, его боевому использованию... Многие новые тактические, оперативные и стратегические приемы, а также организационные основы флотских объединений были разработаны именно С.Г. Горшковым. Ну, хотя бы взять противоавианосные дивизии многоцелевых подводных атомных лодок, создание 5-й оперативной эскадры на Средиземном море, как и эскадр на Северном и Тихоокеанском флотах...

Сергей Георгиевич в моей памяти остался высокопорядочным человеком. По характеру был незлобивым, если ты ошибался, он мог покритиковать, не повышая голоса, и вскоре переходил на нормальные отношения. Он ценил людей, правильно воспринимающих замечания и критику. Я, как начальник ведущего Оперативного управления, постоянно сопровождал главкома, имея при себе портфель с основными справочными и рабочими документами по деятельности ВМФ. По ходу работы записывал его указания, затем контролировал их исполнения. Бывая на всех флотах, я наблюдал, как, везде разбираясь в обстановке, он умело и быстро вникал в суть дела, никогда "не рубил с плеча", с уважением относился к личному составу, почитал и продвигал по службе деловых, находчивых офицеров.

Наш Главком создал свою концепцию в судостроительной промышленности, не боялся брать ответственности на себя, принимал в особых случаях недовведенные корабли в опытную эксплуатацию. Они переводились во флотские соединения, где "доводились до ума" личным составом, специалистами промышленности, с участием представителей конструкторских бюро. (Это способствовало сокращению времени освоения кораблей экипажами, выявлению конструктивно-технических недостатков, отработки ими задач боевой подготовки, доп. В.К.) А ныне новейшая лодка "Санкт-Петербург (проектировалась еще с 1991 г), спущенная на воду "Адмиралтейскими верфями" осенью 2004 г., до сей поры не завершила испытания.

Я Сергея Георгиевича глубоко уважал и уважать буду, и мне не нравится, когда некоторые наши военачальники в период командования ВМФ С.Г. Горшковым ходили перед ним, как говорится, на цыпочках, сейчас пытаются очернить его. Якобы, не создал полноценную систему обеспечения. В то время основные средства уходили на строительство боевых кораблей и мы вынуждены были чем-то поскупиться. Но плановые все виды ремонта проводились, личный состав обучался должным образом в базе и в море, много сил и внимания уделялось военно-морскому образованию офицеров. Это надо бы вспомнить сегодня тем, кто пытается все ранее созданное урезать, создать малопонятные " ВУНЦы", выгнав все училища из морской столицы в Кронштадт..."

В отношении военного образования, приведу заключение профессионала этого направления –капитана 1 ранга А.Г.Уварова- профессора, бывшего специалиста ГУ ВУЗов минобороны, заместителя начальника В.В.М. Инженерного училища.

«С.Г.Горшков способствовал совершенствованию высшего военно-морского образования, постоянно интересовался состоянием училищ, лично принимал участие в подборе достойных опытных офицеров, адмиралов на руководящие вузовские должности. Ежегодно заслушивал начальников о положении дел и итогах выпускных экзаменов, проводил встречи с молодыми офицерами, окончивших с отличием училища и академии.

Близко зная систему подготовки офицеров инженерного профиля тех лет, отмечу, что усилиями профессорско-преподавательского состава, выработанной ими методике обучения и на созданной предметной учебной базе, обучаемым давались потребные знания, позволявшие тем же инженер-механикам, быстро осваивать новую технику. В учебных заведениях велась и большая научная - исследовательская работа. Советская школа военного образования пользовалось большим авторитетом за рубежом. Тысячи флотских офицеров, обучавшихся у нас, с благодарностью отзывались о полученных знаниях в советских ВУЗах. Поспешная нынешняя реорганизация военного образования приведет к потере, годами создаваемого учебно-научного потенциала, как и педагогов специалистов высокого класса, нанесет ущерб учебной - лабораторной базе, создаваемой для высокотехнологичной военной техники, в первую очередь атомной..."

- Бывший Главный терапевт ВМФ,полковник м\с В.П.Малыгин

«… Я остановлюсь на некоторых человеческих качествах С.Г.Горшкова, которые помогли бы понять и объяснить высокую эффективность его многолетней деятельности на высоком, ответственном посту… Уважение, восхищение, порой, и удивление вызывали поразительная работоспособность, потрясающая память, умение адекватно реагировать на самые сложные, тяжелые, подчас трагические ситуации. Такое доступно только физически и духовно здоровым людям… Большим испытаниям подвергался его организм, тем более уже после 60-летнего возраста, при смене часовых поясов и климатических условий посещая флоты, а тем более при заграничных визитах в страны разных континентов. Несмотря на это он сохранял высокую работоспособность, бодрость духа, ясность мышления и оптимизм.

Положительный эмоциальный настрой способствовал сохранению здоровья Главкома, так же, как и разумное выполнение труда и отдыха. По утрам он вставал около 7 часов, ложился спать после 23 часов. Рабочий день его зачастую превышал 12 часов. Утренних физзарядок никогда не делал, любил купание в море и в бассейне, уважал финскую сауну, демонстрируя высокую выносливость к жаре, за что в Хельсинки он получил диплом и специальную грамоту. Не придерживаясь какой-либо диеты, он питался сбалансировано, никогда не переедал, а тем более не перепивал, но не был аскетом. В зрелом возрасте бросил курение, хотя в годы войны курил много. С врачами был корректен, но к некоторым их рекомендациям относился критически. Он не любил принимать лекарств, особенно болеутоляющих и снотворных. ... Реакция его на различные события и чрезвычайные происшествия была своевременной и адекватной… Он мог «распечь» виновных, мог страстно спорить, отстаивая свое мнение, но с его стороны никогда не проявлялось реактивного состояния. Не позволял ни себе, ни другим фамильярности, считая, что они ведут к неуважению… Оставшись без привычных активных дел, Сергей Георгиевич близко воспринимал горбачевские перестроечные события и т.н. «новые мышления», переживал за флот. После тяжелого заболевания его не стало 13 мая 1988г …»

Из завещания С.Г. детям и внукам: «Я никогда ни перед кем не заискивал и не искал протекций. Все, чего я добился в своей жизни, это заслужено честным и упорным трудом во имя блага и процветания Родины.. »

Об увековечении имени прославленного флотоводца. В 1990 г. был назван авианесущий крейсер, а в 2006 г. строящийся фрегат (кстати, С.Г. Горшков возродил русскую традицию присвоения имен строящимся кораблям). Кроме памятника, как дважды Герою, в городе Коломне (где прошли детские годы Сергея Горшкова) ему воздвигнут в 2002 г. памятник и мемориальная доска в Новороссийске, за заслуги в руководстве обороной города 1942 г.

В настоящее время, по инициативе Всеукраинской ассоциации ветеранов-подводников, к 100-летнему юбилею С.Г. Горшкова, готовится установка памятника (того же скульптора - Станислава Чижа, что и в Новороссийске) в г. Каменец-Подольский Хмельницкой обл., где родился будущий главком. Дало согласие на предложение ветеранов Московская городская дума аналогичный памятник установить и в столице на территории Морского мемориала, в Сев. Тушино.

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom