Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Штурманская жизнь флота

РУБЕЖИ ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЫ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА

Доброй традицией Штурманской службы ТОФ стало накануне профессионального праздника, Дня штурмана военно-морского флота, подводить итоги уходящего учебного года и намечать рубежи на новый год. Поддерживая эту традицию, оглядываясь в ушедший год и оценивая качество решения штурманами стоящих перед ними и флотом задач, отрадно отметить, что задачи прошедшего учебного года штурманами решены с высоким качеством. Штурманская служба в 2006 году решала задачи вместе с флотом, штурманские боевые части подводных лодок, кораблей и судов – непосредственно в море в дальних морских походах, в районах боевой подготовки при отработке учебно-боевых задач. Штурманская служба постоянно находилась в авангарде флота и вместе с флотом добивалась успехов. Несомненным успехом можно считать оценку по итогам года – в Военно-морском флоте Штурманская служба ТОФ заняла 1-е место среди штурманских служб флотов. Такая высокая оценка, конечно же, результат повседневного напряженного труда корабельных и флагманских штурманов, офицерского и мичманского состава, всего личного состава штурманской службы.

2006-й год для штурманов уже традиционно, как и для всего флота, был годом морских и океанских плаваний, годом совместных военно-морских учений. Заметными событиями этого года были морские походы кораблей Тихоокеанского флота:

  • поход отряда боевых кораблей ТОФ в составе большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», большого десантного корабля «БДК-11», танкера «Печенга» и буксира-спасателя «СБ-522» в военно-морскую базу США Апра (о.Гуам);
  • морской поход памяти с ветеранами великой отечественной войны, выполненный большим десантным кораблем «Пересвет», по морскому побережью Дальнего Востока, посвященный 275-летию Тихоокеанского флота;
  • поход отряда боевых кораблей ТОФ в составе большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев», подводной лодки «Б-345», малого противолодочного корабля «Советская Гавань» и буксира-спасателя «СБ-522» в военно-морскую базу Майдзуру (Япония).
  • Отличительной особенностью походов кораблей ТОФ в ушедшем году было то, что корабли выполняли задачи в когда-то освоенных океанских и морских районах, но в силу объективных обстоятельств давно не посещаемых. Это относилось и к Марианским островам – на Гуаме моряки советского и современного российского ВМФ не были ни разу, и к военно-морской базе Майдзуру – военные корабли СССР и России в этот порт не заходили никогда, и к родным дальневосточным портам Магадан, Охотск – корабли тихоокеанского флота не были здесь более двадцати лет (для командиров и штурманов эти порты были такими же «иностранными»). Эти обстоятельства требовали особой тщательности при проработке маршрутов, выполнении навигационных расчетов, особенно при входе и швартове. Отработанная в штурманской службе система подготовки к дальним походам позволила в установленные сроки качественно подготовиться к каждому морскому походу.

    ПОХОД НА ГУАМ

    Поход на остров Гуам штурманам был профессионально интересен. Примечательным было то, что военные моряки Советского Союза и современной России на Марианские острова не заходили ни разу, а русские моряки посетили остров Гуам 189 лет назад. Командиром ОБК в походе был начальник штаба ТОФ вице-адмирал Сиденко К.С., известный своей исключительной требовательностью к себе и подчиненным, что дополнительно стимулировало и подготовку к походу, и выполнение обязанностей в море. Начальником походного штаба был назначен капитан 1 ранга Андрей Нелидин, имеющий богатейший опыт дальних морских походов и решения поставленных задач в море в качестве командира корабля. К тому же, кому неизвестна его любовь ко всякого рода боевым упражнениям – от стрельбы из автомата до ракетных пусков. Такая расстановка командного состава ОБК оказалась оптимальной для по-настоящему боевой службы, а не перехода в порт визита, береговой программы и спокойного возвращения. Поход был насыщен выполнением подготовительных и зачетных боевых упражнений из всех видов оружия, проведением комплексных противолодочных действий, интенсивными полетами корабельной авиации, совместными учениями с кораблями ВМС США.

    Особенности похода ОБК наложили свой отпечаток и на деятельность штурманской службы и штурманских боевых частей кораблей. На боевых кораблях штурманская служба была усилена флагманскими штурманами – на бпк «Маршал Шапошников» главным штурманом флота (он же являлся флагманским штурманом ОБК), на «БДК-11» флагманским штурманом соединения капитан-лейтенантом Сергеем Эйсмонт. На первом этапе плавания в день выхода, из-за неблагоприятных погодных условий в связи с выходом на Японские острова циклона, возникла необходимость изменить маршрут. Корабли пошли не Сангарским, а Корейским проливом, что потребовало оперативного выполнения навигационных расчетов. Изменение маршрута позволило ОБК минимальное время находиться в штормовой зоне, избежать длительного воздействия ветра и волнения. Кстати, менять пришлось и маршрут возвращения и тоже из-за погодных условий. Причем, при возвращении корабли и моряки попали в настоящий шторм. Двое суток ОБК находился под воздействием циклона, стремительно проходящего вдоль восточного побережья Японии. К чести моряков, испытания морской стихией они выдержали. Проход кораблей через штормовую зону у островов Нампо был вынужденным, несмотря на то, что ожидаемые сложные погодные условия штурманами и флотским гидрометеоцентром были спрогнозированы заранее. Отмечу, что ГМЦ ТОФ под руководством капитана 1 ранга Леонида Кобылинского, прогнозы как краткосрочные, так и долгосрочные дает с высочайшей степенью достоверности. И значительная доля успеха решения кораблями задач в море – это вклад наших флотских синоптиков, за что им большое спасибо от всех моряков-тихоокеанцев и, прежде всего, штурманов.

    Подойдя к острову Гуам, корабли выполнили постановку на якорь на банке Гальвес. В навигационном отношении банка Гальвес – это подводный вулкан с минимальной глубиной над кратером чуть более 50-ти метров. Корабли ночью встали буквально друг возле друга, зацепившись якорями за вершину кратера вулкана. С трудом верилось, что здесь можно удержаться на якорях, но погода была благоприятная и корабли в течении суток завершили подготовку к заходу в иностранный порт. Штурмана это время посвятили подготовке к входу в бухту Апра и швартовке (место швартовки было изменено в последние сутки перед заходом). Несмотря на лоцманское обеспечение входа в порт российских кораблей, от штурманов требовалась повышенная внимательность и особый контроль за безопасностью плавания. Вход в Апру из-за сильного бокового течения нужно было производить на ходу 10-12 узлов, с уменьшением до 6 узлов сразу после прохода входных буев, так как судоходный участок фарватера в бухте довольно узок. К чести штурманов, к работе в таких сложных условиях они оказались подготовлены достаточно хорошо. Лоцман заводил российские корабли по очереди и в целом работа с нашими штурманами у него получалась слаженной и синхронной. Недоволен остался лоцман работой командира и штурманов «БДК-11», излишняя командирская самоуверенность и отсутствие настойчивости корабельного и флагманского штурмана в выдаче рекомендаций командиру, заставили его поволноваться. Хотя маневры десантного корабля при поворотах и были безопасными, но вместе с тем они были запоздалыми. На берегу он оценил работу штурманов-десантников удовлетворительно и не высказал критических замечаний, но действия расчета ГКП-БИП-штурман «БДК-11» стали темой отдельного разбора среди штурманов флота.

    Во время визита кораблей ТОФ на Гуам российские офицеры-штурмана имели прекрасную возможность познакомиться с работой в море своих коллег – американских штурманов. Во время совместных российско-американских учений был произведен обмен офицерами связи и наблюдателями, в числе которых были штурмана. Увиденная профессиональным взглядом работа американских коллег подробно освещалась во флотской печати.

    Прекрасно зарекомендовали себя в «гуамском походе»: командир БЧ-1 бпк «Маршал Шапошников» капитан 3 ранга Александр Любимов (не случайно сейчас он назначен флагманским штурманом соединения противолодочных кораблей ПрФлРС), капитан смтн «Печенга» КДП Владимир Шиляев и его третий помощник Александр Литвиненко, капитан «СБ-522» КДП Владимир Шатинский. Судоводительский состав танкера «Печенга», как всегда, работал с филигранную точностью при подходе к кораблям и их заправке на ходу. Особо приятно за командира БЧ-1 «БДК-11» капитан-лейтенанта Михаила Касьянова, он уверенно встал на ноги, ему можно доверять самостоятельное плавание.

    Хорошую школу морской и штурманской практики получили в походе курсанты-штурмана ТОВМИ им.Макарова. Пятнадцать «без пяти минут офицеров» (пятикурсников) стажировались на бпк и бдк. Совмещение похода со стажировкой определило и повышенную требовательность к ним со стороны командования ОБК, флагманских штурманов. С честью выдержали все испытания морем, кораблями и офицерами-штурманами выпускники Павел Гайдаев, Дмитрий Мартыщенко, Владислав Бебих, Александр Угоренко. Уроки корабельной и штурманской практики ими оказались востребованы сразу же после выпуска из института. Так, лейтенант Александр Угоренко, прошедший стажировку на бпк «Маршал Шапошников» в этом походе, был назначен командиром электронавигационной группы на бпк «Адмирал Пантелеев» и в октябрьском походе в порт Майдзуру пошел самостоятельно. Приобретенные им практические навыки во время походов на «БДК-11» в вмб Куре (Япония) в 2004 году и на Гуам позволили в кратчайший срок освоить объем штурманских обязанностей по занимаемой должности, подготовить морские средства навигации к походу и самостоятельно нести штурманскую вахту в море. Становление Александра Угоренко, как штурмана и офицера происходило на моих глазах (я был участником этих двух походов) и отрадно видеть, что заложенный в него потенциал реализуется на практике – он первым из выпускников-штурманов через месяц был допущен к самостоятельному исполнению обязанностей, прекрасно показал себя в морском походе, качественно подготовился к нового учебного года. Штурманская практика курсантов ТОВМИ им.Макарова на кораблях флота стала обязательной и неотъемлемой частью всех походов и дает положительные результаты в практической подготовке будущих офицеров.

    ПОХОД ПАМЯТИ

    Поход памяти большого десантного корабля «Пересвет», проходивший в 2006 году, был уже традиционным, но наряду с военно-патриотическими задачами, для командиров, штурманов и вахтенных офицеров был еще и по-настоящему штурманским походом. Маршрут похода памяти, в отличии от похода 2005 года, был проложен в Охотское море до портов Магадан и Охотск. Заход в Советскую Гавань, Преображение и Корсаков был не новым.

    Вновь штурманским стал поход для курсантов 4-го курса штурманского факультета ТОВМИ им.Макарова. Большинство офицеров и курсанты-штурмана впервые прошли вдоль побережья Приморья и «открыли для себя» известные, но почти «иностранные» заливы Владимира и Ольги, Советская Гавань и Анива, порты Холмск, Магадан и Охотск. Морской школой кораблевождения стали для них заходы в дальневосточные российские порты Японского и Охотского морей, плавание проливами Лаперуза и Татарским. Грамотными, заботливыми и требовательными наставниками для штурманов в этом походе были командир соединения десантных кораблей капитан 1-го ранга Олег Журавлев, помощник флагманского штурмана Приморской флотилии капитан 2-го ранга Алексей Данилов и офицер-преподаватель кафедры кораблевождения ТОВМИ им.Макарова капитаны 2 ранга Артур Аванесов. Опыт, приобретенный офицерами и курсантами в походе, станет для них надежным багажом в дальнейшей службе. Артур Аванесов в походе был не только преподавателем курсантов-третьекурсников, он оказал большую помощь штурманам корабля в решении навигационных задач кораблевождения и обеспечении безопасности плавания. Штурманы большого десантного корабля «Пересвет» в этом походе показали свою зрелость, в очередной раз подтвердили, что задачи плавания в сложных навигационных условиях им по плечу. Не обошлось, конечно же и без сложностей, погодных и навигационных. Охотское море проверило моряков на штормовую зрелость, крепче всех оказались … ветераны. Они своим примером показали молодым морякам, как переносить тяготы и лишения морской службы. Сложные навигационные условия были связаны в основном с тем, что вход в порты десантного корабля и выход из них происходил в темное время суток. Береговые мероприятия похода памяти завершались, как правило, поздно вечером, а график движения был напряженным. Лоцманскими услугами «Пересвет» не пользовался, поэтому штурманам требовалась внимательность в работе, точность и быстрота расчетов, учет быстроменяющегося сноса ветром и течением. Комбриг работу штурманов в походе оценил положительно. Для Алексея Данилова, флагманского штурмана в походе, многие задачи в этом качестве пришлось решать впервые, но возложенные на него задачи он выполнил достойно. В конце прошедшего года Алексей Данилов назначен на самостоятельную должность флагманского штурмана соединения ракетных кораблей, а похода памяти для него стал хорошим началом самостоятельной работы в море.

    ПОХОД В МАЙДЗУРУ

    Поход кораблей ТОФ в японскую военно-морскую базу Майдзуру в прошедшем году был завершающим. Походы к своим ближайшим соседям в Японию для штурманов интересны в профессиональном плане, ведь каждый японский порт по-своему своеобразен и имеет особые навигационные условия для захода в него кораблей и судов. В последние годы корабли ТОФ посетили практически все военно-морские базы морских сил самообороны Японии: Йокосуку, Сасебо, Куре. Штурмана и командиры «открыли» для себя «неизвестные» ранее российским военным морякам японские проливы Урага, Бунго, Каммон и прошли впервые Внутренним Японским морем. Казалось, что короткий полуторасуточный переход до Майдзуру, хорошо изученные в навигационном отношении подходы к заливу Вакаса и бухте Майдзуру не создадут проблем в этом походе. Отдельные моряки называли предстоящий поход прогулкой с экскурсией. Но море не терпит небрежного отношения к себе, не прощает безответственности и халатности в подготовке техники, кораблей и людей. Любое самое небольшое пренебрежение при подготовке к выходу в море становится большой проблемой в море.

    Переход от Владивостока до Майдзуру оказался сложным для подводной лодки «Б-345», через несколько часов после начала движения возникли неисправности дизельгенератора, в результате чего произошла задержка движения с последующим ограничением генеральной скорости. Причина неисправности на ПЛ связана с тем, что техника, практически выработавшая свой ресурс, к походу должным образом подготовлена не была. Устранение неисправности на лодке лишило ОБК резерва времени и скорости, что было необходимо при маневрировании на подходах к заливу Вакаса и расхождении с рыболовными судами. Особенностью захода в Майдзуру стала лоцманская проводка. Заход с лоцманом был предусмотрен только для флагманского корабля, остальные входили самостоятельно.

    К самостоятельному входу в иностранный порт корабли были готовы, корабельные расчеты ГКП-БИП-штурман заблаговременно проверены на тренировках и учениях. Штурманские службы на кораблях возглавили флагманские штурманы: на бпк «Адмирал Пантелеев» капитан 2 ранга Дмитрий Сморщек (флагманский штурман ОБК), мпк «Советская Гавань» капитан 2 ранга Геннадий Гусев, подводной лодке «Б-345» главный штурман флота. Высокий уровень штурманской подготовки командира и штурмана бпк «Адмирал Пантелеев» позволил компенсировать лоцманские неточности. Несмотря на то, что и для командира БЧ-1 старшего лейтенанта Артема Колпащикова, и для командира ЭНГ лейтенанта Александра Угоренко поход в Майдзуру был первым самостоятельным морским походом, справились они со своими обязанностями отлично. Их рекомендации при плавании в узкости были своевременными, обоснованными и точными, а командир чувствовал уверенность, заходя в незнакомый порт. Японский лоцман, видя четкую и слаженную работу пантелеевских штурманов и уверенность командира, в их работу не вмешивался. После швартовки, сходя с корабля, лоцман крепко пожал командиру руку и сказал, что русским японские лоцмана не нужны, они сами знают, как заходить в японские порты. Заход и швартовка к военному причалу малого противолодочного корабля «Советская Гавань», буксира-спасателя «СБ-522» и подводной лодки без лоцманов после бпк воспринимался как само собой разумеющееся, к тому же швартовались российские корабли по-морскому делово и четко.

    Возвращение из похода ОБК простым не стало, свои коррективы внесла погода. Накануне выхода ОБК из Майдзуру по востоку Японии прошел глубокий циклон, погода по маршруту перехода в первый день ожидалась штормовая. Учитывая ее последующее улучшение, а также техническую готовность кораблей (на ПЛ неисправности были устранены), выход кораблей на совместные учения по поиску и спасанию на море был выполнен в назначенное время. Первыми в район учения вышли японские эсминцы «Харуна» и «Симакадзе» , за ними бпк «Адмирал Пантелеев» и мпк «Советская Гавань». За ними последовали буксир-спасатель «СБ-522» и подводная лодка «Б-345».

     

     

     

     

    Море встретило корабли свежим ветром и сильным волнением. Начатое совместное учение «SAREX-2006» из-за сильного волнения и качки, затрудняющих маневрирование на малых дистанциях, использование вертолетов по совместному решению руководителя учения командующего 3-ей флотилией эсминцев МССО Японии контр-адмирала Юкитака Миядзаки и командира ОБК ТОФ вице-адмирала Чиркова В.В. было прекращено и корабли возвращены на внутренний рейд Майдзуру до улучшения погоды. Еще в более сложном положении оказалась подводная лодка. Выйдя из бухты на встречную волну, при сильной качке вновь подвел дизельгенератор.

    Идти в штормовое море с ограничениями основных средств движения было опасно. Лодка и буксир-спасатель также возвратились в порт. В течении двух суток российские корабли находились на рейде Майдзуру, а с улучшением погоды начали движение во Владивосток. Вынужденное возвращение и заход в Майдзуру были для штурманов кораблей дополнительной возможностью отработать свои практические навыки по кораблевождению в сложных навигационных и гидрометеорологических условиях. Работа командира ПЛ «Б-345» капитана 2 ранга Александра Бардовского и его штурмана старшего лейтенанта Николая Морозова на мостике подводной лодки по обеспечению безопасности плавания при выходе из бухты Майдзуру была ритмичной и удивительно спокойной, создавалось впечатление, что подводники выходят из родного Улисса.

    Штурманскую боевую часть подводной лодки хочется отметить особо. Для командира БЧ-1 старшего лейтенанта Николая Морозова и командира ЭНГ старшего лейтенанта Дениса Кочерева самостоятельный поход был первым, им вместе с экипажем приходилось преодолевать трудности походной подводной службы, связанные с высокой температурой в отсеках, неисправностями, влиянием качки. При этом им под жесткой опекой главного штурмана флота нужно было решать навигационные задачки, выполнять астрономические наблюдения (первые в своей офицерской службе), отрабатывать использование всех средств определения места, тренироваться по заходу в иностранный порт … Трудности и опека штурманов подводной лодки не сломили, поставленные задачи они выполнили успешно. Вернувшись в родную базу, старший лейтенант Денис Кочерев сразу же убыл к новому месту службы – командиром штурманской боевой части на соседнюю подводную лодку, готовить свою боевую часть к новым походам. Хочется пожелать ему успехов и штурманской удачи.

    В походе не было нареканий к «совгаванским» штурманам, они показали себя с самой лучшей стороны. Штурман мпк «Советская гавань» старший лейтенант Анатолий Земляной за два года после выпуска из ТОВМИ им.Макарова вырос в профессиональном плане настолько, что ему спокойно можно доверять самостоятельное плавание в любых условиях. Он не теряется, его работа при подготовке к выходу в море и в походе вдумчивая, несуетливая, расчеты точные, рекомендации своевременные. Анатолий Земляной, «середнячек» в институте, стал твердым «хорошистом» на флоте. Моряки мпк «Советская Гавань», впервые участвовавшие в походе в иностранный порт, доказали, что им доверять можно любые задачи.

    Не столько заметными, но не менее сложными и ответственными, были подготовка и решение задач боевой службы и боевого дежурства штурманскими боевыми частями подводных лодок, кораблей и судов флота. Высокую оценку получили за решение задач боевой службы штурманские боевые части атомных подводных лодок «Святой Георгий Победоносец», «Зеленоград», «Кузбасс», «Томск», «Омск» возглавляемые штурманами капитаном 3 ранга Антоном Алехиным, капитан-лейтенантами Андреем Поляковым, Евгением Зориным, Денисом Тарабаровым. Тщательная базовая подготовка, исключительно качественная техническая подготовка морских средств навигации на подводных лодках позволили достичь хороших результатов в море.

    Неимоверно трудно в условиях сегодняшнего дня поддерживать техническую готовность кораблей и морских средств навигации. Преодолев технические трудности, с высоким качеством был проведен ремонт навигационного комплекса на ракетном подводном крейсере «Петропавловск-Камчатский» и он перешел к постоянному месту базирования на Камчатку. Специалистами групп технического обслуживания, гидрографической и штурманской служб обеспечивается высокая техническая готовность морских средств навигации и средств навигационного оборудования, в кратчайший срок устраняются неисправности. О качестве работы «штурманских технарей» убедительно говорят факты. В дальних походах кораблей флота отказов и неисправностей штурманской техники не было. Точность выработки навигационных данных обеспечила выполнение боевых упражнений, практических ракетных пусков с подводных лодок и надводных кораблей с хорошими и отличными результатами. Это заслуга в первую очередь специалистов, обслуживающих морские средства навигации Бориса Соснина, Валентина Рубцова, Шейхмагомеда Гороева, Олега Рогача, Юрия Попова, Хадиуллы Ахметова, офицеров гидрографической и штурманской служб капитанов 1 ранга Владимира Пронина, Андрея Яковлева, Андрея Зенькова, Виктора Портнягина, Олега Морозкина, капитанов 2 ранга Романа Бондаренко, Евгения Антонова, Игоря Желдакова, Сергея Кулика, капитана 3 ранга Алексея Ситникова и других.

    С высоким качеством задачи боевой службы решали в прошедшем году корабли соединения капитана 1-го ранга Юрия Мартынова и их штурманы. С удовольствием отмечаю, что по организации штурманской службы на кораблях, качеству навигационной подготовки к каждому выходу в море, решению навигационных задач кораблевождения и обеспечению безопасности плавания в море корабли этого соединения – лучшие на флоте. Штурманская служба соединения, руководимая дивизионным штурманом капитаном 3-го ранга Сергеем Щербаком уже не первый год лучшая по среди соединений флотского подчинения. В конце года Сергей Щербак ушел к новому месту службы, его сменил капитан-лейтенант Константин Андреюк, ответственный, грамотный и пытливый штурман. Уверен, что смена флагманских штурманов сохранит лучшие традиции кораблей соединения – точное и безопасное кораблевождение.

    В 2006 году Штурманская служба приняла пополнение молодых штурманов. Более половины выпускников штурманского факультета Тихоокеанского военно-морского института им.С.О.Макарова пришли на первичные штурманские должности непосредственно в штурманские боевые части кораблей и подводных лодок флота. Большинство из них назначены на корабли постоянной готовности. Многие быстро встали на ноги, освоились со своей должностью, уверенно начали службу. Среди тех, кто первыми допустились к самостоятельному исполнению обязанностей, самостоятельно вышли в море и зарекомендовали себя с лучшей стороны лейтенанты Андрей Гаевой, Антон Кочкин, Сергей Ли, Дмитрий Мартыщенко, Александр Угоренко, Владислав Бебих, Илья Тутаров, Павел Гайдаев. В тоже время отмечается устойчивая тенденция к снижению качества штурманской подготовки в военно-морских институтах. В штурманской службе флота есть офицеры, которые в течении года сдают зачеты на допуск к самостоятельному исполнению обязанностей, не могут освоить первичную должность. Это опасная тенденция и та проблема, над которой нужно работать совместно преподавателям военно-морских институтов, флагманским и корабельным штурманам, командирам кораблей. Ведь от профессионализма штурмана напрямую зависит безопасность плавания корабля. Повышать уровень штурманской подготовки офицерского и личного состава подводных лодок, кораблей и судов, обеспечивать навигационную безопасность плавания и грамотную эксплуатацию морских средств навигации – это сегодня важнейшая задача флагманских штурманов.

    Штурманскими боевыми частями и службами успешно решаются главные задачи – обеспечиваются навигационная безопасность и заданная точность плавания подводных лодок, кораблей и судов при выполнении задач в море. Хочется отметить хорошую организаторскую и личную работу флагманских, корабельных штурманов и судоводительского состава, командования штурманского факультета и преподавателей ТОВМИ им.Макарова, учебной сети флота капитанов 1 ранга Олега Морозкина, Сергея Сумского, Валерия Плишко, Александра Инешина, Андрея Шмакова, Сергея Козлова, Юрия Рожкова, капитанов 2 ранга Романа Бондаренко, Дмитрия Сморщек, Игоря Желдакова, Сергея Кулик, Алексея Зайцева, Юрия Ипатова, Артура Аванесова, Геннадия Гусева, Николая Щербину, капитанов 3 ранга Валерия Утукина, Алексея Данилова, Александра Любимова, Николая Кочеткова, Андрея Чекопасова, капитан-лейтенантов Константина Андреюк, Алексея Сапрыкина, Евгения Сергиенко, судоводителей Александра Косякова, Алексея Денисова, Дмитрия Дягилева, Владимира Захаренкова, Алесандра Синько, Сергея Братковского и других.

    2007-й год для Штурманской службы флота будет не простым. Вместе с флотом штурманам предстоит готовиться и решать ответственные задачи океанского плавания, командно-штабных учений, боевых служб и дежурств, боевой подготовки. Решать поставленные задачи с высочайшим качеством – это обязанность каждого офицера, мичмана, старшины и матроса. Зимний период необходимо посвятить качественной отработке и сдаче первых специальных задач, отработке повседневной и боевой организации штурманских боевых частей, подготовке кораблей и судов к плаванию. Уверен, что штурманам поставленные задачи по плечу и решены они будут с высоким качеством!

    В профессиональный праздник хочу поблагодарить корабельных и флагманских штурманов за личный вклад в укрепление боевой готовности нашего флота, поддержание высокой организации штурманской службы, настойчивость и требовательность в организации штурманской подготовки на кораблях и соединениях, качественное решение поставленных задач, преданность штурманскому делу.

    С профессиональным праздником, дорогие штурмана!

    Главный штурман ТОФ
    капитан 1 ранга Сажаев М.И.
    Владивосток, 25 января 2007г.

    О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom