Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Штурманская жизнь флота

ПЕРВЫЕ ШТУРМАНСКИЕ ШАГИ

 

Первые шаги и становление молодых офицеров никогда не были простыми, ни в советском ВМФ, ни в нынешнем российском флоте. Готовых рецептов службы для вступившего на палубу корабля офицера не существует, но опыт службы ветеранов флота зачастую оказывается бесценным, особенно в начале офицерской службы. Главный штурман Балтийского флота капитан 1 ранга в отставке БЕЛЯКОВ Борис Владимирович недавно отметил 80-летний юбилей, но он и сегодня в штурманском строю. На прошедшей встрече со штурманами Балтийского флота ветеран флота и заслуженный штурман рассказал не только о своей службе на флоте, а она у него была богатой событиями, но и дал практические советы по становлению штурманов в должности корабельного и флагманского штурмана. Эмоциональные примеры из флотской службы, фрагменты встречи с капитаном 1 ранга Беляковым Б.В. будут интересны как молодым офицерам, так и тем, кто прослужил на флоте много лет.

Главный штурман Балтийского флота

капитан 1 ранга Луйк Э.Э.

ПЕРВЫЕ ШТУРМАНСКИЕ ШАГИ НА ФЛОТЕ

(по материалам встречи со штурманами Балтийского флота 25 августа 2010 года)

Флотская форма приглянулась мне послевоенному мальчишке в 1946 году, т.е. 65 лет назад. По сию пору с гордостью одеваю её по торжественным и знаковым дням. Прослужил же я на кораблях и соединениях флота 43 года. Полагаю, что вы сознательно встали на стезю служения Отечеству и флоту. Добрый путь вам!

Мы, ветераны флота с болью в сердце взираем на нынешнее состояние российского флота, которому отдали лучшие свои годы… Радуемся первым, пока ещё скромным шагам к его возрождению. С надеждой смотрим на вас молодых сильных духом и верой. Нынешние перемены в вооруженных силах и, в частности на флоте это не чья-то прихоть или чей-то каприз. Это веление времени - путь к очередному возрождению российского флота.

По случаю вспомнил свой приход на флот. Практику, учёбу и стажировку я проходил на линкоре «Севастополь», крейсерах «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Ворошилов» и новейшем по тому времени эсминце проекта 30-БИС «Бесстрашный». Втянулся в эскадренную школу и не мыслил иной карьеры. Мои наставники поддерживали моё стремление. У меня на этот счёт было вполне здоровое честолюбие. Но планы не сбылись…

На ОВР мы смотрели как на страшилку, в который направляют выпускников либо неудачников, либо с подмоченной репутацией. Туда я и угодил, хотя без излишней скромности доложу вам, что с учёбой у меня было всё в порядке. Попросился и получил назначение на Камчатку, только не на эсминец, а в ОВР на бывший американский тральщик, полученный Советским Союзом для ТОФ по Ленд Лизу. Я не смогу передать своего душевного состояния: это крах карьеры, стыд перед однокашниками, молодой женой, разочарование в выборе службы… Неприятие всего, что могло придти в воспалённую лейтенантскую голову… Долго стоял на склоне сопки у здания отдела кадров, горестно смотрел на задымленные корабли внизу в ковше Авачинской бухты. Наконец пришло осознание, что заднего хода…нет… Наступили ОВРовские будни. Это: многочасовые учебные выходы на координирование тральных галсов с использованием контактных, электромагнитных, акустических тралов, поиск и расстрел плавающих и выброшенных на берег мин, доставка на отдалённые пункты людей и грузов, снятие жителей посёлков накрытых цунами, охрана государственной границы и зон регулируемого рыболовства и т.д.

За три года я прошёл хорошую морскую школу, и меня назначили дивизионным штурманом. В этой должности участвовал в послевоенном боевом тралении. В ОВР-е я впервые глубоко осознал и это мнение пронёс через всю службу, что такое корабельный офицер-профессионал, и каков путь к нему.

Далее чередой прошли противолодочные корабли, эсминцы, крейсеры и далее, но там было всё несоизмеримо легче, проще, а главное я был ОВРовской службой ко всему подготовлен…

На флот наше поколение шло с вполне определённой мотивацией. Опыт 27 летней службы в должностях от дивизионного до флагманского штурмана флота даёт мне право сделать некоторые выводы. Мы учились лучше, качественнее. Знали для чего эта учёба нужна. В смутные девяностые годы, молодёжь поступала зачастую в ВМУ для получения образования «на халяву», «для галочки». Просто им нужен диплом. Такие люди никогда не становились и никогда не станут флотскими офицерами. Они всегда были ярмом на флоте. И справедливы настоящие порядки: плохо служишь – уйди со службы. Мы, к большому сожалению, слишком долго шли к такому решению!

С началом корабельной службы я бы рекомендовал определиться с её дальнейшим направлением: по специальности или по командной, или иной линии. Вам станет легче определить приоритеты своих усилий в работе, может быть заявить об этом своим непосредственным начальникам, либо дивизионному (флагманскому) штурману…

Где, на каком корабле и с чего начать службу?

Вспоминается такой эпизод. На флот, немного припозднившись, прибыл выпускник Бакинского военно-морского училища Матузенко. Беседую с ним. Училище окончил с Красным дипломом, просил назначить его на противолодочный корабль. Но к тому времени на МПК, и на СКР Балтийской базы все вакансии были заполнены. И тут совершенно внепланово освободилась должность командира БЧ-1-4-РТС на морском тральщике «Семен Рошаль». Предлагаю ему её. Отказывается. Неделю безуспешно уговаривал, клятвенно обещал перевести на корабль ПЛО при первой же вакансии. На меня обрушился каскад протеста: «Мечтал всю учёбу только на корабль ПЛО, рушится карьера». Напористо обращается с вопросом: «А Вы сами-то представляете, что такое тральщик? Пойду на всё, что угодно, но на тральщик и в ОВР ни за что!!! Буду писать жалобу» и т.п. Пришлось власть употребить…

По истечении месяца два – три вызывает командир базы и спрашивает: «Что это на тебя жалобы пишут, дескать, без согласования с офицером переводишь его с тральщика на СКР... Понял - это Матузенко. Иду к нему на корабль. В каскаде категорического протеста слышу знакомое, только места поменялись: «Вы знаете, что такое тральщик, какой это корабль? Я никуда с него и из ОВРа уходить не собираюсь, и у меня никто не спрашивал, согласия, и я никогда его не дам…» Позвонил начальнику отдела кадров, и приказ о назначении отменили. Офицер успешно прошёл ступени службы в ОВР, дослужился до капитана 1 ранга в должности начальника тыла базы. Я не упускал случая напомнить ему об этом обоюдно приятном эпизоде.

Те, кто посвятил себя нашей профессии, любили, гордились и гордимся ею по сию пору. Часть же, проявив недюжинные способности на штурманском поприще, продвинулись по службе и стали достойными командирами кораблей и соединений, искусными операторами в штабах. Все они с признательностью относятся к своему первому и главному на флоте «штурманскому ремеслу», «за чашкой чая» вспоминают лейтенантские будни и забористые штурманские байки.

Меня, как бывшего флагманского штурмана флота, огорчает уровень вашей подготовки.

На флоте периодически остро возникала проблема так называемого «человеческого фактора». Мы занялись наблюдением за поведением наших командиров и штурманов кораблей в море. Картина выявилась удручающая: многие командиры знают, но не выполняют уставные обязанности по обеспечению безаварийного плавания. В наших усилиях мы упустили и не учитывали российский менталитет и не достаточно строго требовали осуществлять контроль за тем, как командир корабля выполняет обязанности первого штурмана, как выполняет свои обязанности штурман корабля.

Опыт показывает, что проблема человеческого фактора существует и поныне.

Кто сегодня по уровню образования, нравственным принципам, пониманием сути профессии имеет право быть офицером флота, штурманом корабля, подводной лодки? Офицер – профессионал.

Профессионал обязан постоянно учиться. Опыт такой учёбы у нас есть, он у ветеранов флота. Я не имею в виду плановую учёбу. Профессионалом-штурманом может стать тот, кто самостоятельно оттачивает свою подготовку.

Кто унаследовав всё лучшее от старших поколений, нынешние военные моряки, с честью несут Андреевской флаг над просторами Мирового океана, выполняют задачи боевой службы, охраняют гражданские суда от пиратов, принимают участие в морских маневрах и походах, представляя Россию в морских маневрах во время визитов во многие страны.

Какие бы формы боевой подготовки и учёбы не проводились на берегу, мастерство и профессионализм командира и штурмана, обеспечивающие безопасное плавание и военное кораблевождение, формируются только в море.

Ещё о профессионализме. Нынешняя навигация, основанная на использовании спутников Земли, качественно другая как по методам наблюдений, так и по достигаемой точности. Навигация прошлого века иногда представляется уже архаичной, и её достижения – никому не нужными. Однако нужно не забывать – мы люди военные, появление компьютера не должно исключать ни логарифмической линейки, ни даже устного счёта, интуиции и смекалки.

С самыми добрыми пожеланиями в службе, в жизни, удачи во всём.

капитан 1 ранга в отставке Беляков Б.В.

Балтийск, 25 августа 2010 г .

Выступление капитана 1 ранга Белякова В.В. на сборах штурманов Балтийского флота
Советы ветерана штурману корабля
Штурманы Вавдеюк и Епифанов - одни из лучших по итогам штурманской подготовки в 2010 году.


О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom