Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Штурманская жизнь флота

ШТУРМАНСКИЕ МИЛИ 2004-го ГОДА

25 января – День штурмана ВМФ

Отмечая профессиональный праздник, День штурмана ВМФ, Штурманская служба ТОФ вступила в Новый учебный год. Оглядываясь назад, приятно отметить, что задачи прошедшего 2004-го года штурманами решены и решены успешно. Мерилом качества решения задач Штурманской службой флота является отсутствие навигационной аварийности и предпосылок к ней на кораблях и судах флота, высокая точность и безопасность плавания в море, качественное решение навигационных задач кораблевождения в сложных навигационных и гидрометеорологических условиях.

Штурманская служба в 2004 году решала задачи вместе с флотом, штурманские боевые части подводных лодок, кораблей и судов – непосредственно в море в дальних морских походах, в районах боевой подготовки при отработке учебно-боевых задач.

Высокую оценку получили за решение задач боевой службы штурманские боевые части атомных подводных лодок «Святой Георгий Победоносец», «Самара», «Томск»., возглавляемые штурманами капитан-лейтенантами Мартыновым О.А., Бердниковым А.В., капитаном 3 ранга Губиным И.А. Тщательная базовая подготовка, исключительно качественная техническая подготовка морских средств навигации на подводных лодках позволили достичь хороших результатов в море. Плавание в походе без определения места в течении более 5-ти суток было у подводников нормой, но и требовало кропотливейшей, внимательной штурманской работы от всей штурманской боевой части, а было подкреплено уверенностью и опытом личного состава.

В более сложных условиях подводного плавания оказались экипаж и штурмана «Самары» и «Томска». Им в ходе похода была поставлена дополнительная задача – провести специальное учение и определить возможности навигационного комплекса при его использовании в режимах, которые на Тихоокеанском флоте до этого не использовались. В предыдущих походах результат таких учений был получен далеко не однозначный и, казалось, что резервы по точности и времени скрытного плавания подводных лодок исчерпаны. Высокая техническая подготовка личного состава и настойчивость штурманов, убежденность командиров капитанов 1 ранга Михайлова Э.А. и Дмитриева В.В. доказали, что у навигационных комплексов есть еще резервы и запас по точности плавания, при полноценном техническом обслуживании, глубоких теоретических знаниях и практической отработке всего личного состава может быть высокий результат и у боевой части и у экипажа при решении любой поставленной задачи.

Отряды боевых кораблей ТОФ в 2004-м году в океаны не ходили, решали международные задачи официальных и дружественных визитов к своим соседям – морякам Республики Корея и Японии. Однако, по сложности навигационно-гидрографических и гидрометеорологических условий, в которых корабли решали задачи, эти походы оказались нисколько не проще океанских.

С официальным визитом в порт Инчхон (Чемульпо) Республики Корея гвркр «Варяг», бпк «Адмирал Трибуц», мпк «Кореец» и морской буксир «МБ-37» ходили в феврале, визит был посвящен 100-летию героического боя русских кораблей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» во время русско-японской войны 1904-0905гг. Погодные условия на переходе Японским, Восточно-Китайским и Желтым морями были достаточно жесткими. Штормовое море проверяло морскую выучку наших моряков. Условия зимнего плавания стали хорошей морской школой, особенно для экипажа малого противолодочного корабля. Командиры и штурманы кораблей показали хорошую профессиональную выучку при плавании в сложном в навигационном отношении районе на подходах к порту Инчхон. Корабли самостоятельно без лоцмана в темное время суток шли узким извилистым фарватером, среди многочисленных островов, скал и отмелей при сильном приливоотливном течении, достигавшем 5-ти узлов. Проход шлюзами даже с лоцманами требовал от экипажей собранности и отлаженной работы. Российские корабли в порту Инчхон отшвартовались исключительно четко и красиво – это было отмечено корейскими моряками и в местных газетах.

Погода не баловала корабли и при возвращении во Владивосток, выход из порта был задержан на сутки. Прошедший накануне глубокий циклон не позволил пройти по полной воде через шлюзы и согнал воду с судоходного русла, обмелив его до опасно малых глубин. Корейские лоцманы не гарантировали безопасный выход российских кораблей. К стати, грамотное решение командование по задержке выхода из порта Инчхон и начала движения отряда кораблей позволили избежать худшего – в эти сутки в Желтом море от проходившего циклона потерпели кораблекрушение два крупнотоннажных иностранных судна.

В этом походе отличились флагманский штурман бригады противолодочных кораблей капитан 3 ранга Наумов Д.Н., штурманы «Варяга» гвардии капитан 3 ранга Защепин А.В., гвардии старший лейтенант Минаев Р.В., судоводители Ржанов С.Н., Южаков И.А., неплохо зарекомендовал себя командир штурманской боевой части мпк «Кореец» лейтенант Титяев Е.И.

В августе-сентябре ОБК ТОФ в составе бпк «Маршал Шапошников», бдк «БДК-11» и рка «Р-29» ходили в поход с визитом в ВМБ МССО Японии порт Куре. Маршрут перехода был выбран кратчайший и пролегал во Внутреннее Японское море через пролив Каммон, разделяющий острова Хонсю и Кюсю. Российские (и советские) военные корабли этим маршрутом не ходили никогда прежде и были понятны сомнения флагманских штурманов при разработке этого маршрута, некоторая неуверенность командиров и корабельных штурманов при подходе к проливу Каммон. А навигационные условия плавания проливом Каммон действительно сложные. При протяженности 15 миль, глубинах 12-18 метров, средней судоходной ширине фарватера около 20 кабельтовых в проливе Каммон извилистый фарватер имеет 13 колен, минимальная ширина пролива 2,7 кабельтова, а приливо-отливное течение достигает 9-ти узлов. Кроме того, в проливе интенсивное двустороннее движение судов и, не так часто выпадающая возможность, пройти под навесным мостом-автострадой. Свои коррективы внесла и погода, опережая приближающийся к Японским островам тайфун «CHABA», российские корабли на сутки раньше вошли во Внутреннее Японское море и штормовали более суток на защищенном рейде залива Хиросима. Тщательная навигационная подготовка, хорошая отработка корабельных расчетов ГКП-БИП-штурман к плаванию в сложных навигационных и гидрометеорологических условиях позволили кораблям безопасно в темное время суток пройти сложные участки плавания во Внутреннем японском море. Причем, лоцманскими услугами командиры пользовались только там, где лоцманская проводка была обязательной – в проливе Каммон и при заходе в порт Куре. Ракетный катер «Р-29» в порт Куре входил без лоцмана, четко выполнив маневр подхода к причалу и швартовку.

При выходе из Куре, оценив навигационную и гидрометеорологическую обстановку, самостоятельно без лоцмана выходили из порта ракетный катер и бдк «БДК-11».

Успех решения поставленных задач в походе, точность и безопасность плавания обеспечивалась находящимися на кораблях флагманскими и корабельными штурманами капитаном 1 ранга Шпирко С.В., капитаном 3 ранга Наумовым Д.Н., капитан-лейтенантами Ковалевым А.В., Любимовым А.С., старшими лейтенантами Нойман А.С., Козырь К.Е.

С высоким качеством задачи боевой службы решали в прошедшем году корабли разведки и их штурманы. С удовольствием отмечаю, что по организации штурманской службы на кораблях, качеству навигационной подготовки к каждому выходу в море, решению навигационных задач кораблевождения и обеспечению безопасности плавания в море корабли разведки – лучшие на флоте. Штурманская служба соединения, руководимая дивизионным штурманом капитаном 3 ранга Щербак С.И. – лучшая по итогам года среди соединений флотского подчинения. В этом заслуга и корабельных штурманов капитан-лейтенантов Дробязко Ю.С., Феоктистова В.А., Сусликова С.В., лейтенанта Гилева М.Ю.

Среди других задач, в решение которых внесен достойный штурманский вклад, хочется отметить подготовку и участие штурманских служб соединений и штурманских боевых частей в учениях «Мобильность-2004», качественное навигационное обеспечение практических ракетных пусков рплсн «Святой Георгий Победоносец» и свс «Маршал Крылов», а также лоцманские проводки иностранных военных кораблей, заходивших с визитами в порты Владивосток и Петропавловск-Камчатский.

Штурманскими боевыми частями и службами успешно решаются главные задачи – обеспечиваются навигационная безопасность и заданная точность плавания подводных лодок, кораблей и судов при выполнении задач в море. Хочется отметить хорошую организаторскую и личную работу флагманских и корабельных штурманов, командования штурманского факультета и преподавателей ТОВМИ им.Макарова, учебной сети флота капитанов 1 ранга Морозкина О.В., Шпирко С.В., Спивак А.С., Сумского С.Н., Плишко В.В., Гилева Ю.С., Пасешниченко В.Н., Рожкова Ю.В., капитанов 2 ранга Бондаренко Р.Н., Ровенского А.В., Сморщек Д.Н., Евдошенко А.А., Желдакова И.И., Козлова С.А., Ипатова Ю.В., Склянчук И.С., Шмакова А.С., капитанов 3 ранга Щербак С.И., Кулик С.А., Чекопасова А.А., Губина И.В., Донского А.А., Ивасык А.А., Защепина А.В., капитан-лейтенантов Любимова А.С., мартынова О.А., Воронцова Е.И., Бердникова А.В., офицеров и специалистов Гидрографической службы флота капитанов 1 ранга Пронина В.Э., Яковлева А.А., Кобылинского Л.В., капитанов 2 ранга Титова О.А., Ефремова А.В., специалистов Соснина Б.А., Ахметова Х.Р., Рубцова В.К. и других.

2005-й год для Штурманской службы ТОФ предстоит не менее сложным. Вместе с флотом штурманам предстоит готовиться и решать ответственные задачи океанского плавания, командно-штабных учений «Восток-2005», боевых служб и дежурств, боевой подготовки. Решать поставленные задачи необходимо с высочайшим качеством, так как 2005-й год объявлен в ВМФ «Годом качества подготовки сил и войск» и потребует от офицерского состава качественной планомерной работы по организации и планированию повседневной деятельности штурманских служб и штурманских боевых частей, по обучению своих подчиненных и повышению уровня своих знаний.

В начале нового учебного года, критично оценив состояние дел в Штурманских службах объединений и соединений, штурманских боевых частях кораблей, проанализировав личную работу каждого флагманского , дивизионного и корабельного штурмана, вынужден отметить, что сегодня штурманские службы и боевые части подготовлены для решения задач в простых условиях обстановки, ряд командиров и корабельных штурманов в море требуют постоянного контроля со стороны командования соединений и флагманских штурманов. Содержание личного заведования, боевых постов и командных пунктов, отработка повседневной организации штурманской службы на кораблях флота далека от уставной. С низким качеством отработаны специальные задачи в штурманских боевых частях соединений кораблей охраны водного района, десантных кораблей Приморской флотилии, противолодочных кораблей ОКВС. Не отвечает предъявляемым требованиям и уровень штурманской подготовки вахтенных офицеров на многих кораблях флота.

Причины недостатков в организации штурманской службы и штурманской подготовки проанализированы, подробно разобраны с флагманскими штурманами, офицерским составом штурманских боевых частей, намечены конкретные пути улучшения организации штурманской службы и штурманской подготовки. Упор в штурманских службах в 2005-м году должен быть сделан на главное – повышение качества по всем направлениям деятельности штурмана.

Поздравляю штурманов с профессиональным праздником Днем штурмана ВМФ! Желаю настойчивости и целеустремленности в решении поставленных перед флотом задач!

Попутного вам ветра и семь футов под килем!

Сажаев М.И.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom