Портрет молодого штурмана, пришедшего на флот
Проблемам обучения и воспитания офицеров, особенно молодых, на страницах флотской печати уделяется достаточное внимание. О молодых специалистах-штурманах, о том, каким должен быть выпускник военно-морского института и каким он нужен флоту в штурманской среде корабельных офицеров, флагманских штурманов соединений, объединений и флотов, а также среди преподавателей военно-морских учебных заведений давно ведется дискуссия. Преобладающими недостатками в подготовке многих молодых офицеров-штурманов по-прежнему остаются:
— растерянность и неуверенность в сложной обстановке;
— недостаточная требовательность к себе и к своим подчиненным;
— необходимость постоянного контроля со стороны командования;
— отсутствие инициативы в выполнении служебных обязанностей;
— неразвитое трудолюбие;
— невыдержанность;
— тяжелое перенесение тягот и лишений военной службы;
— низкая исполнительность;
— отсутствие чувства ответственности за порученное дело;
— слабое знание своей специальности.
Эти недостатки приведены в порядке их преобладания. Из систематизированных сведений видно, что основные недостатки молодых офицеров проявляются как следствие слабой воли и низкой ответственности за порученное дело. На основе анализа и исследований, проведенных в Санкт-Петербургском ВМИ с привлечением опытных штурманов кораблей ВМФ (офицерский состав кораблей, слушатели ВСОК ВМФ, адъюнкты, преподаватели кафедр кораблевождения и технических средств кораблевождения), достаточно обоснованно выработаны определенные требования к выпускникам штурманских факультетов ВМИ, сформулированы приоритетные качества, которыми должны обладать штурмана кораблей1. К профессионально важным качествам относятся профессионализм, ответственность, воля, контроль и самоконтроль, способность анализа обстановки и принятия решений, аккуратность, исполнительность (собранность). Наиболее важным отмечено развитое чувство ответственности за точное исполнение обязанностей по занимаемой должности. Безответственность проявляется: в неисполнительности, в пренебрежении (незнании) требований руководящих документов, в отступлениях от пунктуального выполнения требований инструкций и предписаний, в небрежном и халатном выполнении работы, в снижении требовательности к себе и подчиненным, в несвоевременности анализа обстановки и принятия решений, в недостаточной аккуратности и других нарушениях, снижающих качество решения задач боевой подготовки и обеспечения безопасности плавания.
1Контр-адмирал О.Демьянченко, начальник Санкт-Петербургского ВМИ, А.Лаврентьев, доктор военных наук, профессор Санкт-Петербургского ВМИ. «Каким должен быть выпускник военно-морского института?». Морской сборник №6, 2004г.
По разработанной профессором Лаврентьевым А.В. «Методике оценки профессионально важных качеств штурмана»2 в 2005 году при проведении государственных экзаменов и при защите выпускных квалификационных работ (ВКР) в Тихоокеанском военно-морском институте имени С.О.Макарова на штурманском факультете такая работа была выполнена.
2А.В.Лаврентьев. «Формирование профессионально важных качеств у выпускников военно-морских институтов», Материалы пятой Российской научно-технической конференции «Современное состояние и проблемы навигации и океанографии»: сборник «Труды конференции «НО-2004», т.1, с.45
При этом оценка каждого выпускника-штурмана производилась по двум «формулам»:
1. по «формуле штурмана», сформулированной контр-адмиралом Алексиным В.И. (Главным штурманом ВМФ 1986-1998гг.): «Ответственность в кубе, плюс знания в квадрате, плюс исполнительность (собранность), плюс аккуратность, плюс самоконтроль обеспечивают точность и безопасность плавания, и эффективность применения оружия».
Ш = ОТВЕСТВЕННОСТЬ3 + ЗНАНИЯ2 + ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ (СОБРАННОСТЬ) + АККУРАТНОСТЬ + САМОКОНТРОЛЬ
Эта штурманская формула давно прижилась в штурманской среде и достаточно точно позволяет оценить штурмана любого уровня – от штурмана корабля до главного штурмана флота включительно.
2. по «формуле профессионально важных качеств»:
П = ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ) + ВОЛЯ + МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
В этой формуле принят более обобщенный подход к профессионально важным качествам любого офицера.
Оценки выпускникам ставили как строевые начальники (начальник факультета, его заместители и начальник курса), так и на специальных кафедрах (начальники и преподаватели кафедр кораблевождения(КВ) и технических средств кораблевождения(ТСК). При оценке использовалась четырех бальная система.
Оценки, полученные по этим формулам, по сути, идентичны и отличаются в основном принятой шкалой распределения оценок (таблица 1). Так, в первой формуле «Ш» оценка находится в пределах от 18 до 165, а во второй «П» - от 6 до 15. Распределив оценки профессионально важных качеств штурмана (ПВК-Ш) по уровню на высокий, хороший, средний и низкий, можно объективно оценить не только индивидуально офицера, но и всю исследуемую группу. В нашем случае – это оценка выпускников штурманского факультета, молодое пополнение офицеров-штурманов флота.
Таблица 1
ПВК-Ш Уровень профессионально важных качеств штурмана |
Ш оценка по «формуле штурмана» |
П оценка по «формуле профессионально важных качеств» |
Высокий |
92 - 165 |
13 - 15 |
Хороший |
45 - 91 |
10 - 12 |
Средний |
25 - 44 |
8 - 10 |
Низкий |
18 - 24 |
6 - 7 |
Каждый выпускник получил индивидуальную оценку, которая учитывается флагманскими штурманами соединений с прибытием молодых офицеров на корабли в штурманские боевые части. Эта оценка не является «черной меткой» даже для тех выпускников, кто имеет низкий уровень профессионально важных качеств. Такая оценка является хорошим дополнением к служебной характеристике, написанной строевыми начальниками выпускника, и к приложению к диплому с оценками за период обучения в военно-морском институте. Для самих выпускников индивидуальные оценки тоже важны для правильной самооценки.
Результаты исследования профессионально важных качеств штурмана (ПВК-Ш) курсантов выпускного курса штурманского факультета ТОВМИ им.С.О.Макарова выявили, что из 60-ти выпускников уровень ПВК-Ш:
— высокий – 22 %; | — хороший – 47 %; |
— средний – 23 %; |
— низкий – 8 %. |
Таким образом, более половины (69 %) выпускников штурманского факультета ТОВМИ им.Макарова 2005 года имеют высокий и хороший уровень профессиональной подготовки. В тоже время среди выпускников есть офицеры (8 %), которые по своим профессиональным качествам не готовы к исполнению обязанностей по первичной должности в штурманской боевой части корабля, а тем более самостоятельному исполнению должности на тех кораблях, где штурман один. При распределении выпускников-штурманов учитывались, в том числе и результаты выполненных исследований и индивидуальный уровень оценки ПВК-Ш.
Для оценки все всего выпускного курса выведены средние показатели. Средние показатели профессионально важных качеств ПВК-Ш составили:
— по «формуле штурмана»: Шср = 67,6
— по «формуле ПВК»: Пср = 10,5
Средние показатели могут использоваться для сравнения качества подготовки отдельных групп, например, всего выпуска штурманов в нашем случае. Сами средние оценки не показательны, а вот тенденция их изменения имеет важное значение.
Особенностью распределения выпускников-штурманов является то, что значительная их часть назначается для дальнейшего прохождения службы на пограничные корабли. При выпуске на корабли флота назначены 58 % молодых штурманов, на пограничные корабли – 42 %. Интересным является распределение флотских и пограничных офицеров-штурманов по уровню ПВК-Ш.
Большинство выпускников с высоким уровнем ПВК идут служить на корабли флота. На пограничные корабли, как правило, выпускники идут по собственному желанию, большинство из них имеют хороший уровень ПВК. Распределение выпускников со средним и низким уровнем ПВК, к сожалению, не в пользу флота. Выпускников с низким уровнем на флоте и у пограничников практически одинаково.
Распределение выпускников-штурманов на кораблях флота тоже интересно для анализа. Выпускники с высоким уровнем ПВК предпочитают служить на атомных подводных лодках и на больших надводных кораблях. На дизельные подводные лодки распределены выпускники с высоким и хорошим уровнем ПВК.
Большинство офицеров, назначенных на малые корабли и катера, имеют хороший и средний уровень ПВК. Назначение выпускников с низким уровнем ПВК на атомные подводные лодки является следствием несовершенства системы распределения при выпуске.
Говоря о портрете молодого штурмана, пришедшего сегодня на корабль, можно отметить, что уровень профессионально важных качеств штурмана у него достаточно высокий (высокий или хороший по принятой шкале). В него заложен достаточный багаж штурманских знаний и навыков, ему привито чувство ответственности, большинство обладает необходимыми качествами исполнительного, аккуратного и самостоятельного офицера. В тоже время, к самостоятельной работе многие молодые офицеры не приучены, требуют контроля со стороны командиров и флагманских штурманов, особенно на первом этапе службы. Адаптация к корабельной службе и исполнению обязанностей на корабле в основном проходит быстро, но большинству требуется хороший наставник, который поможет на первых порах, обучая на практике по принципу «Делай, как я!».
Сажаев М.И.
Владивосток
январь, 2006г.