Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>

Штурманская жизнь флота

25 января - День штурмана Военно-Морского Флота.

Интервью с главным штурманом Черноморского флота

 

История российских военно-морских штурманов обязана появлению этой важной должности на флоте  Петру I, который еще в 1701 году издал соответствующий Указ.  В нём было дословно сказано «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению».  Так как специальной даты назначено не было, отмечали его дважды в году – в день весеннего и осеннего равноденствий.

И только в 1997 году  на основании приказа Главнокомандующего ВМФ эти важные по своей должности  в ВМФ люди получили собственный профессиональный праздник – День штурмана Военно-Морского Флота, датой которого назначен день издания императорского Указа – 25 января.

Штурман — это человек, который прокладывает курс кораблей и судов, контролирует исправность навигационных приборов, а также исчисляет перемещение корабля или судна, выдает свои рекомендации командиру по маневрированию и расхождению с другими кораблями и судами. 

В преддверии праздника мы встретились с главным штурманом Краснознаменного Черноморского флота капитаном 1 ранга Александром Плохотнюком и взяли у него интервью.

- Александр Владимирович, как появился ваш профессиональный праздник?

- Эта военная профессия появилась в России одновременно с возникновением флота и первое серьезное учебное заведение, где готовили штурманов самой высшей категории  было образовано в 1701 году. Тогда по указу Петра Первого в Москве была основана Школа навигационных наук. Находилось это учебное заведение в Сухаревой Башне, которая не дожила, к сожалению, до наших времен и была снесена, согласно генеральному плану развития Москвы. Это важное для флота событие (основание школы) произошло в январе 1701 года. Сей  день можно считать официальной точкой отчета  нашей специальности.  Петр Первый прекрасно понимал, что хороший штурман – это залог успешного похода или операции. Поэтому, согласно еще одному приказу царя – штурманов нужно было оберегать, как зеницу ока. Причем, не только защищать и прятать во время боя, чтобы враг не смог настигнуть специалиста, но и даже во время гражданской жизни.  

- Товарищ капитан 1 ранга, долгим ли был ваш путь на штурманский олимп Черноморского флота?

- Судите сами. В 1990 году я окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и  был назначен командиром электронавигационной группы (ЭНГ) штурманской боевой части  противолодочного крейсера «Москва». После двух лет крейсерской службы стал командиром БЧ-1 сторожевого корабля «Разительный». Еще через два года стал слушателем Высших специальных офицерских классов. После их окончания  целых пять лет исполнял должность командира БЧ-1 ракетного крейсера «Адмирал Головко». Окончил Военно-морскую академию. Назначен флагманским штурманом бригады противолодочных кораблей, затем флагманским штурманом  дивизии кораблей. После этого три года был старшим офицером штурманской службы ЧФ, два года заместителем главного штурмана ЧФ. С 2009 года исполняю должность главного штурмана ЧФ.

- Вы прошли все ступени штурманской служебной лестницы. Надо полагать это сотни тысяч пройденных миль во время боевых служб. А есть ли у вас награды?

- Да, из государственных наград - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, другие медали.

- Как выглядит наш флот по наплаванности кораблей в минувшем  году?

- Наш флот поставил рекорд, которого не знал многие годы, несмотря на очень активное плавание за последние пять и даже более лет. В 2015 году наплаванность составила 767 500 миль. Из них на боевой службе 235 700 миль! Для сравнения: в 2014 году наши корабли и суда прошли 544 000 миль. Рост в полтора раза! В 2013 году  этот показатель составил немногим более 272 000 миль. За этими цифрами огромный напряженный труд моряков-черноморцев.  Корабли и суда флота осуществляют плавание в акваториях   Тихого, Индийского,  Атлантического океанов, всех морей, включая  как южные, так и северные. Новейшие подводные лодки «Новороссийск» и «Ростов-на -Дону» успешно осуществили по два межфлотских перехода: с Балтики на Север и с Северного флота на Черноморский. Три боевые службы совершил флагман флота ГРКР «Москва», пройдя более 40 000 миль. Спасательное судно «Эпрон» уже не первый месяц  действует в акватории Индийского океана. Средиземное море уже давно стало для черноморцев родным. Большие десантные корабли, сторожевые корабли находятся там на постоянной основе и за год совершают по несколько боевых служб. БДК «Новочеркасск», например, в ходе десяти боевых служб прошел за 170 ходовых суток 29 970 миль. Командиру БЧ-1 капитан-лейтенанту Александру Титову пришлось немало потрудиться.

-Какие задачи приходится решать штурманской  службе Черноморского флота?

- Их семь. Они поставлены нам штурманской  службой ВМФ. Не буду останавливаться на них, широкому кругу читателей это будет не очень интересно.

- Пожалуй, но думаю одной из очень важных и непростых задач на сегодня является формирование экипажей новых надводных и подводных кораблей, судов обеспечения?

- Это действительно так. Тем более, что вот уже четыре года мы не имеем выпускников военных вузов по линии штурманов.  Но даже, несмотря на  острый дефицит специалистов штурманов мы сумели укомплектовать командирами БЧ-1 все новейшие корабли. Поверьте, сделать это было очень не просто.

- И сегодня вы можете их назвать?

- Конечно. На подводной лодке  «Новороссийск» командиром БЧ-1 является старший лейтенант Александр Дудукин, на  «Ростове-на-Дону» - капитан-лейтенант Вадим  Родкин. Они сумели совершить по два межфлотских перехода, прошли акватории Балтийского, Северного, Норвежского, Баренцева, Средиземного, Мраморного, Черного  морей, Атлантики.  Скажу более, мы сумели укомплектовать все шесть экипажей новейших подводных лодок 636.3 проекта. А это двенадцать офицеров, ибо кроме командира БЧ-1 там по штату еще один офицер, командир группы. Если говорить об  экипажах ПЛ «Великий Новгород» и «Колпино», то там командирами БЧ-1 стали капитан-лейтенант Александр Лебедев и старший лейтенант Максим Попов. Сейчас они вместе со своими экипажами проходят учебу в учебном центре в Обнинске.

Мы укомплектовали командирами БЧ-1 и три новейших сторожевых корабля. Это «Адмирал Григорович», который уже завершает государственные испытания, «Адмирал Эссин», «Адмирал Макаров». В этом немалая заслуга флагштурмана дивизии надводных кораблей капитан-лейтенанта  Станислава Курбанова. Обкатку проходят и набираются опыта командиры БЧ-1 и двух новейших малых ракетных кораблей «Серпухов» и «Зеленый Дол», которые уже сдали первую курсовую задачу и отрабатывают в море К-2. Штурманскую БЧ на  «Серпухове» возглавляет старший лейтенант Егор Егоров, а на  «Зеленом Доле» старший лейтенант Яков Якимиди.

- Александр Владимирович, очевидно новые корабли и подводные лодки оснащены и новыми навигационными комплексами, современным штурманским оборудованием?

- Безусловно. И специалистам штурманских боевых частей приходится их осваивать. Если говорить о новых морских средствах навигации, то на ЧФ сейчас 22 типа техники. Подводники изучают их в Обнинске, надводники в старейшем и самом прославленном флотском вузе России, бывшем Высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе, которое мне посчастливилось заканчивать. Назову лишь некоторые из них. Это навигационные комплексы «Андога», «Ладога», электронные навигационно-информационные системы «Сегмент», «Аляска», малогабаритные инерциальные навигационные системы «Кама»,  магнито-индукционные компасы КФ-1, эхолоты НЭЛ 20 К, НЭЛ 1000 и многое другое.

Техника движется вперед и специалисты штурманской службы должны в совершенстве владеть новой техникой. Это  одно из условий безаварийного плавания.

Кстати, хочу отметить, что на ЧФ с 1994 года нет навигационных происшествий, которые произошли бы из-за навигационных ошибок командиров  кораблей, штурманов и вахтенных офицеров. Это очень серьезный  показатель  и оценка нашей работы.

- Товарищ капитан 1 ранга, кого из специалистов штурманской службы ЧФ вы бы хотели отметить в преддверии вашего профессионального праздника?

- Это старший офицер нашей службы капитан 2 ранга Михаил Парфентьев, флагманский штурман Крымской ВМБ капитан 2 ранга Олег Гуторов, дивизионный штурман малых ракетных кораблей капитан 3 ранга Сергей Передерий, дивизионный штурман тактической группы морских тральщиков капитан-лейтенант Сергей Лабков, командир БЧ-1 БДК «Азов» капитан 3 ранга Владимир Жданов, командир БЧ-1 СКР «Ладный» капитан-лейтенант Максим Довнар, инженер БЧ-1 БДК «Николай Фильченков» старший лейтенант Александр Алексеенко, командир БЧ-1 МРК «Мираж» лейтенант Станислав Походощук, техник навигационного комплекса БЧ-1 РКВП «Самум» мичман Андрей Баринов, старший рулевой МРК «Штиль» старшина 2 статьи контрактной службы Александр Шашкин.

- И последний вопрос. Как будете отмечать свой профессиональный праздник?

 -  Скромно (мой собеседник улыбается). Сегодня вся наша штурманская служба при обилии задач очень скромная по количеству специалистов: это я и мой ближайший помощник капитан 2 ранга Михаил Валерьевич Парфентьев. В клубе одной из воинских частей пройдет торжественное собрание, где мы отметим лучших специалистов нашей службы, поблагодарим их за самоотверженный труд во благо нашей великой морской державы России и её Черноморского флота.

Спасибо за интервью. Как говорят моряки, так держать! Перефразируя известную поговорку, хочется сказать «Точность – вежливость штурманов». Успехов вам в вашей нелегкой службе.

Владимир ПАСЯКИН.

Фото автора

Сылка: Новости Севастополя

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ КУРСАНТОВ НА ШТУРМАНСКОМ ПРАЗДНИКЕ:

- посвящается штурманам флота

- гимн Морского корпуса Петра Великого

 

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2016 GodCom&shturman