ИСКУССТВО КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ
Одной из самых важных задач штурманской службы было и остаётся обеспечение безопасности мореплавания и кораблевождения
На Балтийском флоте с проверкой состояния штурманской службы побывал главный штурман Военно-морского флота России контр-адмирал Эдуард Луйк.
– Штурманская служба ВМФ – это верхний уровень управления специальной службой, – уточнил Эдуард Эндельевич. – Как центральный орган военного управления, в соответствии с приказом министра обороны РФ она обязана раз в два года проверять состояние подчинённых служб на флотах. Мы уже побывали с проверками на Тихоокеанском и Черноморском флотах. Сейчас работаем на Балтийском. Кроме соединений надводных кораблей, по отдельным вопросам был проверен район гидрографической службы БВМБ. В общей сложности серьёзному экзамену подверглись более 90 офицеров и капитанов судов вспомогательного флота. Также работа проводилась и на кафедре кораблевождения Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Уже сегодня могу констатировать: Балтийский флот значительно прибавил по сравнению с прошлыми годами. Этот результат – закономерное следствие длительной и системной работы руководителей службы во главе с главным штурманом БФ капитаном 1 ранга Германом Забродиным.
Ни для кого уже не секрет, что корабли, в том числе и Балтийского флота, постоянно несут вахту в Средиземном и Чёрном морях, противодействуют пиратам в районе Африканского Рога, совершают походы в другие районы дальней морской зоны. И здесь одной из самых важных задач штурманской службы было и остаётся обеспечение безопасности мореплавания и кораблевождения. В этом плане многое зависит от уровня квалификации личного состава БЧ-1, а также от штурманской подготовки всех корабельных офицеров.
– Решая вопросы безопасности плавания и кораблевождения, мы пришли к выводу, что основные усилия в подготовке офицеров нужно сосредоточить на кафедрах кораблевождения учебных заведений ВМФ, – рассказал контр-адмирал Эдуард Луйк. – То есть там, где люди специально изучают штурманское дело. На флоте учиться некогда, там нужно на практике применять полученные знания.
Новшеством для выпускников 2017 года станет то, что государственные экзамены они будут сдавать на учебном катере в море, решая конкретные задачи по кораблевождению. В данном случае курсанты смогут продемонстрировать не только свои теоретические знания, но и практические навыки, которые должны были получить в вузе, чтобы по прибытии на корабль быть готовыми к несению штурманской вахты.
Новшеством для выпускников 2017 года станет то, что государственные экзамены они будут сдавать на учебном катере в море.
Конечно, в БВМИ не готовят штурманов, а выпускают специалистов командного и инженерно-командного профиля. Однако в настоящее время ставится приоритетная задача: артиллеристы и ракетчики к выпуску должны иметь допуск к несению штурманской вахты. Для её реализации в БВМИ организован факультатив вахтенного офицера, создаются другие условия для успешного решения этой задачи.
Стоит добавить, что в Балтийском военно-морском институте есть свой учебный катер УК-167. После ремонта, который завершается 17 октября, он будет в полной мере использоваться для обучения курсантов.
В разговоре о совершенствовании системы подготовки офицеров, естественно, была затронута тема использования тренажёрной базы. В частности, главный штурман ВМФ отметил, что с вводом в строй в БВМИ тренажёра «Мостик-2000» у корабельных офицеров Балтийского флота появилась возможность, находясь в месте постоянной дислокации, не терять профессиональных навыков. Для этого был составлен график, в соответствии с которым в БВМИ прибывают военнослужащие с боевых кораблей для тренировки своих расчётов.
Как сказал контр-адмирал Эдуард Луйк:
– Тренажёр позволяет моделировать практически все сложные погодные условия и различные навигационные ситуации, с которыми экипажи кораблей могут столкнуться в море. В военно-морском учебном заведении недавно был установлен тренажёр и для одиночной подготовки «Регель».
С учётом того, что в последнее время боевой состав Военно-морского флота активно пополняется новыми кораблями, оснащёнными современным высокоточным оружием, стремительно меняются требования к квалификации флотских штурманов.
Казалось бы, техника становится точнее и совершеннее, а значит, работы для личного состава должно быть меньше. Но на практике всё оказывается иначе. Чем точнее вооружение, тем выше требования к точности плавания. Если несколько лет назад точность мореплавания измерялась кабельтовыми, то сегодня речь идёт о метрах.
В настоящее время 16 учебных подразделений занимаются подготовкой морских навигаторов. Кафедры кораблевождения находятся в БВМИ, военно-морском институте в Санкт-Петербурге, Тихоокеанском и Черноморском высших военно-морских училищах. Две кафедры технических средств кораблевождения действуют в Военно-морском институте и ТОВВМУ. В Военно-морской академии есть кафедра штурманской службы с сектором на классах, циклы подготовки существуют в трёх учебных центрах. Младших специалистов для флота готовят учебные подразделения в Кронштадте и Владивостоке. Кроме того, военные кафедры действуют в гражданских вузах: МГУ имени Г. Невельского и МГУ имени Ф. Ушакова в Новороссийске и Владивостоке соответственно. В Ломоносовском морском колледже выпускают для ВМФ специалистов на суда вспомогательного флота, гидрографические и спасательные суда. Там есть кафедра судовождения, которая является подчинённым подразделением Главного командования ВМФ. По словам главного штурмана ВМФ, деятельность всех этих подразделений нужно синхронизировать, чтобы они работали по единой программе и с едиными квалификационными требованиями. Кроме того, в ближайшее время будет активизирована работа, направленная на совершенствование системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения действий надводных и подводных сил ВМФ.
Владимир Дашевский
Ссылка: "Красная звезда", 13.10.2016