ШТУРМАНСКАЯ СУДЬБА
Случай предопределил профессиональный выбор флотского офицера.
Штурманом Артём Мельник стал, можно сказать, случайно. Что-то там напутали в военкомате, и кубанская «абитура» прибыла в Санкт-Петербургский Военно-морской институт через день после окончания набора. И только на штурманском факультете экзамены начинались чуть позже. Поступать на эту славную морскую специальность и предложили опоздавшим. Артём согласился сразу: дед – отставной капитан 2 ранга и отец-суворовец, мечтавший о флотской службе, его отказа бы не поняли. Да и сам он уже довольно основательно нацелился на лейтенантские звёздочки и офицерский кортик.Учебная штурманская база бывшей «Фрунзевки», пожалуй, и по сей день остаётся лучшей не только в стране, но и в мире. Традиционно соответствует ей уровень профессорско-преподавательского состава – случайных людей там нет, сплошь настоящие «военно-морские волки». И науки они свои преподают не только по штурманским канонам, таблицам и цифровым выкладкам, но и с духом этой морской профессии.
Казалось бы, какая может быть лирика в инженерном предмете «технические средства ко-раблевождения»? Но капитан 2 ранга Михаил Шулякин мог так его преподнести курсантам, что они погружались в премудрости схем, как в сюжет захватывающего романа. Командирские качества курсанты-штурманы буквально впитывали из методик и манер поведения своего «курсового папы» капитана 3 ранга Эдуарда Голованова, который даже нарекания выдавал корректно, но проницательно.
И вот – лейтенантские звёздочки, кортик и предписание на Тихоокеанский флот. Должность лейтенанту Мельнику досталась хлопотная – штурман группы судов обеспечения вспомогательного флота. Были в ней и «бумажная», и техническая, и педагогическая, и мореходная составляющие. И каждая по-своему стала хорошей школой для молодого штурмана. Так и служил бы он с удовольствием, пока не грянули «оргштаты», и его должность попала под сокращение. Но море уже не отпускало. И пошёл офицер запаса Мельник помощником капитана на гражданский флот.
Штурманская служба в тральных силах флота требует порой филигранного мастерства
Однажды во время отпуска, когда увидел боевые корабли в Новороссийской бухте, что-то защемило в душе. Пошёл в бригаду ОВРа узнать, есть ли вакансии. Повезло – была. И снова надел погоны флотского офицера Артём Мельник, приняв должность командира штурманской боевой части базового тральщика «Минеральные Воды». Снова пришлось много работать с документацией, вникать в технические аспекты штурманского оборудования. Но «оргштаты» снова приложились к его карьере, переместив на должность инженера штурманской боевой части морского тральщика «Валентин Пикуль». Артём особо не опечалился, для него важной была возможность корабельной службы. Тем более что в прошлом году в дальнюю морскую зону «Валентин Пикуль» вышел первым кораблём в новейшей истории Новороссийской военно-морской базы. Поэтому его ходовая и штурманская вахты набирались проливного и средиземноморского опыта, так сказать, с чистого листа. Поэтому старший в походе командир дивизиона тральщиков капитан 2 ранга Всеволод Бобриков в первой месяц не считал для себя лишним заглянуть в штурманскую выгородку и контрольным вопросом взбодрить прокладчиков корабельного курса. Со временем такая необходимость отпала – командир БЧ-1 старший лейтенант Алексей Чаплыгин и инженер боевой части старший лейтенант Артём Мельник несли вахты с наработанной уверенностью и хорошим штурманским почерком.
– В условиях проливных узкостей с повышенной интенсивностью судоходства наши штурманы чётко контролировали обстановку и действовали с хладнокровием и уверенностью, – оценил действия офицеров БЧ-1 командир корабля капитан-лейтенант Александр Чупров. – Немалый вклад они внесли и в выполнение кораблём задач боевого траления у побережья Сирии.
Надо заметить, штурманская служба в тральных силах флота требует особого филигранного мастерства. Необходимо проложить тральные галсы так, чтобы не случилось «непаханого» моря между захватами тралов. Особо чётко при этом приходится выдерживать курс и скорость.
– Думаю, тральному расчёту в полной авральной амуниции на минной палубе, разогретой до 50 градусов, приходилось труднее, чем нам, – говорит старший лейтенант Артём Мельник. – Поэтому мы старались как можно лучше обеспечить их работу.
Сейчас «Валентин Пикуль» снова несёт службу в дальней морской зоне. Опыт его экипажа снова востребован морским дозором у берегов Сирии. Там же проявляется и профессионализм штурманского офицера Артёма Мельника. Кроме основных обязанностей он нештатно выполняет задачи помощника командира корабля по работе с личным составом. В промежутках между своими вахтами Артём успевает обойти весь корабль, вникнуть в обстановку и моральную атмосферу на боевых постах.
Когда в дальнем походе прошла замена немалой части матросов-срочников, он сам побеседовал с каждым из прибывших и постарался установить над новичками персональную опеку опытных моряков-контрактников во всех боевых частях. Придуманные нештатным «замполитом» именинная банка сгущёнки, музыкальный привет от экипажа и родственников греют души моряков в их дни рождений, крепят узы флотского братства.
-
Автор Владимир СОСНИЦКИЙ
Ссылка: Красная звезда, 11.07.2017