Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>

Штурманские новости

ТОЧНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, АККУРАТНОСТЬ

При подготовке штурманских специалистов для ВМФ применяются новейшие технологии

Важность штурманской службы на отечественном флоте была признана еще в петровские времена. Это специальность, которой действительно можно гордиться, это ответственная и творческая работа каждый день – и в море, и на берегу. Подготовка корабля к дальнему походу – объёмная работа с навигационными картами, лоциями, особенно если осваивается новый морской район. Ведь именно штурман первым изучает театр действий, чтобы оказать помощь командиру корабля, вахтенным офицерам и всем остальным службам, определить и установить меры безопасности, чтобы ничто не помешало кораблю в море выполнить все поставленные перед экипажем задачи. 
Сегодня на наши вопросы отвечает главный штурман Военно-морского флота РФ контр-адмирал Эдуард ЛУЙК.

– Много ли специалистов штурманской службы сегодня в Военно-морском флоте России?
– Штурманская служба – структурное подразделение Главного командования, небольшой аппарат главного штурмана руководит штурманскими службами. В ВМФ специалистов штурманской службы сегодня более 3000. Из них более 650 – офицеры, есть мичманы, старшины и матросы. В число штурманов мы включаем и курсантов штурманского факультета от первого до пятого курсов. 
Главный штурман Военно-морского флота – это начальник структурного подразделения Главного командования Военно-морского флота. Он руководит штурманской службой и штурманской подготовкой в ВМФ. Мне в специальном отношении подчинены штурманские службы флотов – Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии, а также мои непосредственные подчинённые по специальности. В состав штурманских служб флотов входят штурманские службы объединений, военно-морских баз, подвод­ных сил, штурманские службы соединений. Это дивизии, бригады подводных лодок и надводных кораблей, дивизионы, тактические группы. Начальное звено штурманских подразделений – штурманские боевые части на кораблях и подводных лодках. Кроме того, по вопросам подготовки кадров мне в специальном отношении подчиняются соответствующие кафедры, учебные циклы.
– На днях вы выступали с лекцией в старейшем военно-морском учебном заведении – Морском корпусе Петра Великого…
– Совершенно верно. Присутствовал весь состав этого учебного заведения, включая курсантов, преподавателей, руководство. Приятно было находиться там, потому что история учебного заведения напрямую связана с образованием штурманской службы на флоте. 
Днём образования штурманской службы исторически считается 25 января. Мы исчисляем историю штурманской службы с момента создания этого учебного заведения, при Петре I.
Для меня особенно приятно было увидеть первокурсников курса, которые внимательно слушали лекцию и с большим романтизмом относятся к ВМФ. 
– А каковы сегодня основные требования к подготовке будущих штурманов нашего ВМФ?
– Все требования к уровню подготовки тех, чья специальность официально называется «кораблевождение и эксплуатация морских средств навигации», соответствуют государственному стандарту. У нас это прежде всего готовность к выполнению обязанностей на первичной офицерской должности. То есть инженера или командира электронавигационной группы штурманской боевой части на надводном корабле или на подводной лодке. К этому курсантов готовят все 5 лет. Подготовка складывается из теоретической части в виде лекций и иных занятий и практической подготовки в море, на учебных кораблях, учебных катерах в период практик на флотах и стажировок. 
Любой штурман, выпускник военно-морского вуза, разумеется, способен заменить штурмана на гражданском судне и гарантированно обеспечить безопасность его плавания. А вот гражданский штурман без дополнительной подготовки штурмана военного не заменит.


В Военно-морском флоте сегодня насчитывается более 3000 специалистов штурманской службы


– Штурманская специальность сегодня популярна среди абитуриентов?

– В наших вузах традиционно высокий конкурс среди поступающих, в том числе и тех, кто мечтает стать флотским штурманом. В этом году, например, он превысил пять человек на место. Были отобраны лучшие. Прежде всего мы оценивали уровни их школьной подготовки по по математике, физике, русскому языку. В этом году штурманское дело начали осваивать 44 первокурсника в Военно-морском институте в Петродворце и 25 – в Тихоокеанском высшем Военно-морском училище имени С.О. Макарова во Владивостоке. 
Основная категория абитуриентов – школьники. Но есть и военнослужащие. Впервые за много лет штурманскую специальность выбрали ряд нахимовцев и кадет, что отрадно. Словом контингент традиционный, требования общеприняты, ничего дополнительного, особенного не предъявляем. 
– Не все знают, что у вас есть свои учебные корабли…
– В нашем распоряжении их два: «Перекоп» и «Смольный». Они прежде всего предназначены для выполнения задач дальних штурманских походов и длительного нахождения в море с курсантами на борту. В этом году на учебный корабль «Перекоп» впервые поставили тренажёрный комплекс «Регель», который обеспечивает 30 учебных мест для подготовки штурманов к освоению различных способов навигации. Все способы кораблевождения на этом тренажёрном комплексе реализованы. 
У нас появился новый эффективный механизм, инструмент для того, чтобы мы качественнее готовили штурманов к несению вахты – это учебные катера. В последние годы я лично оцениваю уровень подготовки выпускников в процессе практической части государственного экзамена. Мы выходим в море на катерах, и каждый выпускник лично несёт штурманскую вахту в течение одного часа под контролем государственной комиссии. Так вот. Все выпускники 2017 года подготовлены к самостоятельному несению штурманской вахты как специалисты, получили положительную оценку государственной комиссии. Многие из выпускников нынешнего года уже самостоятельно исполняют обязанности, в том числе на кораблях, которые находятся в дальних морских походах. Сроки адаптации, сроки допуска офицеров к самостоятельному исполнению обязанностей в результате интенсификации подготовки сократились фактически втрое. Раньше на дополнительную подготовку требовалось от 3 до 6 месяцев, сейчас – не более месяца. 
– Штурманские специалисты всегда отличались какой-то особой культурой. Как с этим сейчас? 
– Она по-прежнему формируется, шлифуется в ходе подготовки в вузе и во время службы на флоте. Прежде всего это высокая личная самодисциплина штурмана. Ему не обойтись без глубоких теоретических знаний. Но при этом всегда требуются творчество, находчивость, исключительная аккуратность. Неудивительно, что многие штурманы становятся успешными командирами кораблей. А затем и командирами соединений, объединений. К слову, главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков, главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Владимир Иванович Куроедов, нынешний главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Владимир Иванович Королёв по первоначальному образованию штурманы. 
Особое искусство – быть штурманом-подводником. Это исключительно ответственная специальность. Кроме штурмана и командира подводной лодки, никто в экипаже не знает, где она точно находится. 
На современных атомных подводных лодках мы имеем навигационные комплексы, обеспечивающие фантастическое хранение координат в течение нескольких суток и недель без определения места и всплытия в надводное положение. Но лишь правильная эксплуатация этих навигационных комплексов и позволяет добиваться такой фантастической точности. Она сегодня просто поражает.

 

Ссылка: Красная звезда, 15 сентября 2017 г.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2016 GodCom&shturman