Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

МАЯК ГАМОВА

.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:.

МАЯК ГАМОВА

 

О районе плавания вблизи полуострова Гамова лоция пишет следующие строки: «От мыса Гамова до мыса Брюса берег тянется на 23 мили к NNE. Он скалист и очень изрезан бухтами, из которых наиболее значительны бухты Теляковского, Бойсмана и Баклан. К берегу подступают отроги горных хребтов, которые постепенно понижаются по мере приближения к заливу Петра Великого. Склоны гор, за исключением береговых обрывов, поросли лиственным лесом. Вблизи берега попадаются небольшие группы хвойных деревьев, растущие на скалистых высоких местах. В районе бухт Бойсмана и Баклан горы несколько отступают в глубь материка, уступая место низменной равнине. Визуальными и радиолокационными ориентирами в описываемом районе являются мысы Гамова, Сосновый, Клерка и Брюса, группа островов Римского-Корсакова и острова Сибирякова и Антипенко. Берег между мысами Гамова и Брюса приглубый, особенно его южная часть.

При плавании вдоль берега наибольшую опасность представляют островки Максимова, Астафьева, банка Бонсдорфа и кекуры Бакланьи. Местами вдоль берега разбросаны надводные, осыхающие и подводные камни. Грунт вблизи берега песок, ил, а у скалистых и обрывистых мысов встречается галька и камень.

Мыс Гамова - юго-восточная оконечность полуострова Гамова - высокий, обрывистый и приглубый. Он служит основным ориентиром для судов, следующих из залива Посьета в Амурский залив. На экране РЛС с S и W изображением мыса Гамова четкое и соответствует очертаниям его на картах.

Маяк Гамова сооружен в 1,8 кбт к NNE от мыса Гамова. При маяке имеется радиомаяк и звукостгпальная установка.

Камень с глубиной 0,6 м лежит в 1 кбт к SSE от мыса Гамова. Во время волнения над камнем наблюдаются буруны. Затонувшее судно находится в 8,8 мили к S от мыса Гамова».

(адм.№1401 Лоция северо-западного берега Японского моря от реки Туманная до мыса Белкина).

ИСТОРИЯ МАЯКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маяк носит название мыса, на котором установлен. Мыс Гамова - юго-восточная оконечность одноименного полуострова в Японском море у залива Посьета. Описан в 1854 году офицерами фрегата "Паллада", следовавшего с вице-адмиралом Е.В. Путятиным от берегов Японии и Китая к устью Амура. Назван именем одного из младших офицеров фрегата гардемарина (впоследствии генерал-майора) Дмитрия Ивановича Гамова.

Вопрос о постановке в этом месте маяка впервые был поднят заведующим лоцманской и маячной частью Сибирской флотилии полковником Корпуса флотских штурманов В.М. Бабкиным, который в 1860-1863 годах руководил гидрографической описью Русского берега Японского моря. Однако в то время судоходство здесь еще только начинало развиваться, и предложение Бабкина касалось в основном перспективного планирования. Вновь к этому вопросу вернулись в 1889 году при подготовке 6-летнего (1892-1897) плана постройки и переоборудования плавучих и береговых маяков на побережье России. Но и на этот раз предложение гидрографов построить маяк встретило Полуостров Гамова возражение Главного морского штаба: "Посьет удален от общих судовых путей и играет пока еще небольшую роль в местном мореплавании". По настоянию военного губернатора Приморской области генерал-лейтенанта Н.М.Чичагова, считавшего, что навигационное ограждение опасностей в водах Приморья будет только способствовать развитию мореплавания и освоению этого края, строительство маяка все же было включено в план на 1903 год.

Что представлял из себя мыс Гамова и почему требовалось его навигационное ограждение, красочно описал путешественник Д. И. Шрейдер, побывавший в районе мыса в 1895 году: " Скоро налево от нас показался окутанный мглистой дымкой гигантский утес, далеко отбрасываемый с высоты двух тысяч футов в море отрогом Туманной горы, господствующей над полуостровом Гамова. Этот колосс давал нам о себе знать еще задолго до того, как мы его на горизонте увидели, бешеным грохотом, стуком и громом, несшимся нам навстречу оттуда. Вахтенный офицер и команда сразу настораживаются, делаются необычайно серьезными и вперяют глаза по направлению к чуть видневшейся их опытному и привычному глазу серой стопе Туманной горы. С Гамовым шутки опасны: он вечно бурлит и бушует, у его подно­жья непрестанно разбиваются мощные волны, отбрасываются им обратно и производят здесь такое волнение, что на далекое расстояние от него даже для больших океанских судов затрудняется плавание. Нужна большая осторожность, осмотрительность, опытность, ловкость, чтобы огибая этот исполинский утес, не попасть в эту ужасную толчею, которая даже для большого корабля не всегда безопасна... Мыс Гамова, наконец, остался у нас позади, и команда легче вздохнула. Море опять стало гладко и спокойно". В 1901 году комиссия под председательством капитана Моисеева исследовала полуостров и выбрала место для маяка в 200 м от оконечности мыса на высоте 52 м от уровня моря. Здание сирены было предложено построить у самого южного обрыва его на обнаженной скале.

17 ноября 1901 года Морской технический комитет утвердил проект маяка, разработанный Дирекцией маяков Восточного океана. На строительство было отпущено 99 481 руб., главным строителем назначили техника строительной части Владивостока Турковича. Светооптический аппарат 2-го разряда был заказан во Франции у фирмы "Барбье". Строительство началось в апреле 1903 года. Когда строители прибыли на мыс, оказалось, что знак, оставленный в 1901 году комиссией Моисеева, исчез, отыскать его не удалось. Пришлось разыскивать бывших членов комиссии по всему Дальнему Востоку и вновь везти их на мыс Гамова. К 1904 году были проложены дороги к бухтам Алексеева и Опасная, заложен фундамент башни, но из-за войны с Японией работы пришлось прекратить. Возобновили их только в 1906 году. Строительство маяка было закончено в июле 1907 года. Пробное освещение его 16 июля наблюдал с миноносца "Монгучай" помощник директора маяков Восточного океана подполковник Корпуса флотских штурманов А.А. Ковшинов. 2 августа маяк был представлен комиссии под председательством капитана 2 ранга Рюмина. Официально он был принят "в казну", т. е. в ведение Тихоокеанского флота, 26 августа 1907 года.

Маяк, внешний вид которого сохранился до настоящего времени, представляет собой белую каменную восьмигранную башню с фонарным сооружением у одноэтажного каменного здания. Дальность видимости огня светооптического аппарата 2-го разряда, установленного на высоте 19 м от основания и 68 м от уровня моря, составляла при постройке 17 миль. Рядом с башней выстроили сигнальную мачту для переговоров с проходящими судами флажным семафором, а на самой оконечности мыса установили колокол и сирену. К окончанию строительства на маяк перевели из Посьета метеостанцию, так что метеонаблюдения на мысе начались с августа 1907 года.

В 1981 году маяк реконструирован. В настоящее время он круглый год освещает сектор моря от 17 до 250° белым проблесковым огнем на расстояние до 22 миль. На маяке имеются радиомаяк и наутофон ЛИЕЖ-300. При таком навигационном оборудовании мыс теперь легко опознается мореплавателями в любое время суток и при любой погоде и не представляет такой большой опасности, как раньше.

«МАЯКИ РОССИИ», А.Комарицын В.Корякин, В.Романов, Спб, 2001 г.

   

ГАМОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (Биография)

ФОТОГРАФИИ

     

 

.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom