Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

МАЯК СКРЫПЛЁВА

.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА МАЯКА СКРЫПЛЁВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1859 году, когда правительство России распорядилось укрепить южное побережье Приморского края, генерал-губернатор Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский обратил особое внимание военного губернатора Приморской области контр-адмирала П.В. Казакевича на хорошо укрытую бухту Золотой Рог в заливе Петра Великого и приказал основать в ней военный пост Владивосток (от слов "владеть востоком").

20 июня 1860 года в бухту Золотой Рог вошел транспорт "Манчжур" (командир капитан-лейтенант А. К. Шефнер). С него на западный берег высадилось 40 солдат во главе с прапорщиком Н. В. Комаровым. Вскоре солдаты построили казарму, кухню и дом для офицеров, использовав для этого вековой лес, которым были покрыты берега бухты и близлежащие сопки. К осени в бухту на зимовку прибыл корвет "Гридень" под командованием капитан-лейтенанта Г. X . Эгершельда. В дальнейшем во Владивосток часто заходили корабли из состава русских эскадр, плававших в дальневосточных водах.

С 1862 года военный пост стал именоваться портом, а в 1880 году правительственным актом он был "возведен в степень города". До занятия русскими южное Приморье принадлежало Манчжурии. Район этот был пустынен и мало исследован. Уже в 1862 году комплексная гидрографическая экспедиция под командованием подполковника Корпуса флотских штурманов В.М. Бабкина на корвете "Новик" и клипере "Разбойник" приступила к описи побережья залива Петра Великого. Была произведена морская съемка всех бухт, заливов и островов и, в частности, острова в проливе Босфор-Восточный, названного именем командира корвета "Новик" капитан-лейтенанта (впоследствии контр-адмирала) Константина Григорьевича Скрыплева.

В 1862 году Бабкин обратился с докладом к командующему эскадрой Тихого океана контр-адмиралу А. А. Попову, в котором обосновал необходимость специальных гидрографических работ по дальнейшему исследованию залива Петра Великого и его навигационному ограждению. Командование эскадрой и Сибирского флотского экипажа внимательно изучили доклад Бабкина с результатами его исследований и в 1863 году обратились в Гидрографический департамент с предложением устройства в заливе и при подходах к нему пяти маяков, в том числе и на острове Скрыплева. Этот остров, лежащий при входе с востока в пролив Босфор-Восточный представляет собой обрывистую скалу, вытянувшуюся клином к юго-востоку и только с северной стороны оканчивающуюся каменистой косой, имеющей продолжение в виде рифа. Вершина острова покрыта травой, а крутой скат к западу - мелким лесом.

Постройка маяка началась в 1865 году на юго-восточной, самой возвышенной части острова. Денег было выделено на первом этапе мало, и строительство, едва успев начаться, вскоре остановилось. Возобновили его лишь через три года, в 1868 году. Для возведения зданий использовали в основном подручные материалы и уже бывшие в использовании и отреставрированные в Ревельской маячной мастерской лампы и рефлекторы. Возглавлял строительство инженер Татаринов. 20 ноября 1876 года на маяке впервые вспыхнул огонь. Извещением №137 от 26 ноября 1876 года Гидрографический департамент объявил по Морскому ведомству, что "...в заливе Петр Великий с 20-го числа сего ноября начато освещение Скрыплевского маяка, недавно отстроенного на острове того же имени при восточном входе в пролив Босфор-Восточный. Огонь маяка постоянный белого цвета, находится на возвышении 160 футов над уровнем моря; математический горизонт 14,5 мили. Осветительный аппарат отражательный, состоит из 16 ламп..."

С 1 марта 1877 года маяк, представлявший собой невысокую каменную четырехгранную белую башню с фонарем красного цвета, начал регулярное освещение постоянным белым огнем. При маяке находилась казарма, дом смотрителя, баня, сарай и помещение с опреснительным аппаратом. На южном мысе острова установили под навесом колокол для туманных сигналов. Обслуживала маяк команда матросов во главе с унтер-офицером от Сибирского флотского экипажа. Несколько лет спустя военную команду заменили на вольнонаемных китайцев, которые успешно справлялись с обязанностями и стоили казне дешевле.

Маяк Скрыплева строился с учетом угла освещения планируемого к постройке в конце 1870-х годов соседнего маяка Аскольд. В 1877 году место установки маяка Аскольд изменили, вследствие чего Уссурийский залив оказался освещаем только Скрыплевским маяком. Это потребовало увеличения дальности видимости его огня, и в 1878 году осветительный аппарат маяка переделали, увеличив в нем число ламп и рефлекторов с 16 до 20. Двухпудовый колокол заменили на восьмипудовый. Так как колокол был плохо слышен при восточных ветрах судам, идущим со стороны Уссурийского залива, в 1879 году на восточном, наиболее близком к фарватеру, мысе острова установили медную четверть-пудовую пушку.

Следующий, 1880 год был редким по числу и силе осенних бурь. В городе со многих домов были сорваны крыши, с корнем вырваны деревья, выброшены на берег небольшие суда. Но маяк, открытый всем ветрам, эти бури выдержал.

Остров Скрыплева по своему географическому положению между берегом и островом Русский был отличным передовым наблюдательным пунктом перед входом в главную базу флота. Эту его особенность стали использовать с первых же дней перевода во Владивосток Сибир­ской военной флотилии. С постройкой маяка обязанности поста наблюдения были возложены на маячников. На острове установили мачту с реей для своевременного извещения порта об идущих с моря судах о всех происшествиях. Днем на мачте поднимались шары, а ночью фонари. Сигналы передавались на мыс Голдобина, где был опознавательный пункт, а оттуда уже на береговой телеграф во Владивосток.

Порт Владивосток рос очень быстро. Посетивший его в 1880-х годах путешественник Д. И. Шрейдер писал: "...город, влачивший до сих пор жалкое существование, оживился. Начиная с 1881 года, со времени окончательного решения об оставлении порта во Владивостоке, грустные времена начинают отходить в область преданий, город мало-помалу стал терять облик окраинного города. Бухта оживилась судами, там и сям начали возникать постройки, застучали молоты, задымились кузницы, зашныряли по рейду паровые баркасы. Все чаще в порту стали появляться суда из дальней Европы". Оживлению мореплавания способствовало и начало строительства Уссурийской железной дороги. Старый маяк с отражательным осветительным аппаратом уже перестал удовлетворять требованиям времени.

30 июня 1889 года главный командир портов Восточного океана контр-адмирал П.И. Ермолаев обратился в Морское министерство за разрешением немедленно приступить к постройке новой башни Скрыплевского маяка взамен старой, признанной особой комиссией неблагонадежной. Он доложил заключение комиссии: "маячный фонарь с восточной половины, обращенной в сторону господствующих туманов и дождей, совершенно прогнил... Крыша башни течет. Во время ветров фонарь шатается... смотритель не рискует держать там вахтенных... Фундамент сделан по старой китайской системе, то есть состоит просто из груды неправильного камня, засыпанного щебнем и залитого сверху известью. Камни лежат без всякой пригонки, имеют между собой такие щели, в которые свободно проходит руки до локтя...".

Новая четырехгранная башня была возведена в 1889 году из кирпича. В фонарном сооружении, покрытом медью, установили новый диоптрический светооптический аппарат 3-го разряда, закупленный в Париже у фирмы "Соттер Лемоньер". Высоту огня оставили прежней. Новая башня высотой 6,3 м начала освещение 27 ноября 1889 года. В 1892 году вблизи юго-восточной оконечности острова установили сирену, но из-за отсутствия на острове пресной воды задействовать ее не смогли. Строители предлагали доставлять воду из Владивостока, но из-за дороговизны это предложение в 1893 году было окончательно отвергнуто. Решили для получения пресной воды использовать на месте опреснители, для чего у частных лиц во Владивостоке заказали четыре цистерны. Но и от этого пришлось отказаться, так как воду для цистерн пришлось бы поднимать к зданию сирены на высоту 26 м. В конечном итоге, по предложению опытного строителя маяков К.И. Леопольда, паровую сирену разобрали и вместо нее установили более современную пневматическую, приводившуюся в действие керосиновым двигателем. Она начала действовать 4 августа 1897 года.

В 1914 году для усиления огня на маяке установили новый светооптический аппарат с керосино-калильной установкой. Маяк стал светить белым группопроблесковым огнем на расстояние до 19,5 мили. В 1917-1920 годах маяк работал нерегулярно. Текучесть кадров была очень большой - за год менялся практически весь обслуживающий персонал. Смотритель жаловался, что "люди несут вахту плохо, спят на вахте, из-за полной неграмотности на фалах телеграфа поднимают не те сигналы". Комиссия, проверявшая маяк в 1919 году, констатировала, что все здания нуждаются в ремонте, две цистерны для питьевой воды поржавели и хранить воду, доставляемую для бытовых нужд на катерах из Владивостока, негде, команда в любой момент может остаться без воды. Гидрометеорологическая и ледовая станции работают неудовлетворительно. Из-за неквалифицированных специалистов осветительный аппарат пришел в совершенную негодность и восстановлению не подлежит. В это время во Владивостоке хозяйничали японские интервенты, и организовать ремонт было невозможно. Беспокоили маячников и незваные гости. В 1918 году на остров высадился вооруженный отряд чехословаков. Он забрал керосин и пороховые заряды для пушки. После этого маяк перестал подавать туманные сигналы, так необходимые здесь в ненастную погоду.

После установления во Владивостоке советской власти все здания маяка были отремонтированы. В 1930-х годах навигационное оборудование пополнилось новой системой туманной сигнализации, радиомаяком и световым прожектором типа ВРА-60. На балконе башни смонтировали резервный осветительный ацетиленовый аппарат Ф-300 и аппарат специального назначения Ф-140.

После Великой Отечественной войны маяк был реконструирован. В настоящее время он представляет собой белую восьмигранную ка­менную башню с фонарным сооружением высотой 12 м у белого одно­этажного каменного здания. Маячный комплекс включает в себя, кроме светового маяка, светящего красным проблесковым огнем на расстояние до 20 миль, и радиомаяк.

«МАЯКИ РОССИИ»,

А.Комарицын В.Корякин, В.Романов, Спб,2001г.

 

.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom