В 1991 году инициативная группа москвичей, связанных с поисковыми работами в лице А.В. Шумилова, А.К. Станюковича и В.Н. Звягина вышли на руководство Института Археологии АН СССР с хитроумным, надуманным, ничем не обоснованным предложением – дескать экспонируемый в Центральном Военно - Морском музее портрет капитан - командора Витуса Йонассена Беринга вовсе не портрет Великого мореплавателя, а дяди его матери поэта и историка Витуса Педерсена Беринга. А вот мы сформируем экспедицию, найдем финансирование, в бухте Командор острова Беринга найдем могилу капитан - командора, по его черепу большой специалист из НИИ судебной медицины профессор В.Н. Звягин вылепит подлинное лицо капитан - командора Витуса Йонассена Беринга. Лиц, решающих выдать Открытый лист, идея заворожила, и Станюкович его получил…
Мне это напоминает сцену, когда Остап Бендер в шахматном клубе сельца Васюки расписывал, какими станут Нью - Васюки, если послушают Остапа Бендера…
Экспедиция на дальние берега России, на остров Беринга сложилась благодаря организационному содружеству Международного общества «Подводный мир (Президент - очаровательная Наталья Шатунова), Института Археологии АН СССР, клубу «Приключение» при БММТ «Спутник», Санкт - Петербургского Добровольного общества «Память Балтики», московского предприятия «Форт». Экспедиция «Беринг -91» состояла их двух самостоятельных отрядов: археологического (начальник кандидат исторических наук, член Арктической Шпицбергенской экспедиции Института Археологии АН СССР Павел Юрьевич Черносвитов, ныне доктор культурологических наук) и подводно - археологического экспедиции общества «Память Балтики» (начальник, научный руководитель и руководитель водолазных работ кандидат исторических наук Константин Антонович Шопотов); с прибытием датских археологов мы стали именоваться «Советско - датская комплексная историко - культурная экспедиция «Беринг – 91» (начальник кандидат географических наук Александр Васильевич Шумилов).
Задача экспедиции: комплексное изучение и сохранение историко - культурного наследия Командорских островов, поиск могилы Беринга. Подводно – археологический отряд имел задачу обследования бухты Командор, поиск якорей пакетбота «Св. Петр», обследования озера Саранное, где погиб американский самолет «Каталина» и озера Гладковское на острове Медный, где Командорский зверозавод вел экспериментальное выращивание мидий. От Академии наук СССР работу экспедиции «Беринг -91» курировал доктор исторических наук Борис Петрович Полевой, виднейший знаток истории освоения Камчатки и северной части Тихого океана.
Сам А.К. Станюкович не историк, не археолог, не имеющий отношение к флоту человек, он умел пользоваться металлоискателем. Ровно 10 лет назад в роли умельца вести поиск крупных масс железа, а нужно было найти сложенные в одну кучку 14 пушек пакетбота «Св. Петр», выброшенного штормом 28 ноября 1741 года на песчаную лайду бухты Командор острова Беринга. В тот год он, действительно, помог экспедиции В. Ленькова выявить место пушек, но заодно и присмотрел кое – что себе на будущее… Главная задача Андрея Кирилловича была одна - подготовить, обосновать точно – конкретное место - где могила капитан - командора В.Й. Беринга и предъявить это место приглашенным датским археологам.
Мы все участники экспедиции «Беринг – 91» с удивлением смотрели, как изумительно просто велся поиск «могилы командора» обыкновенным прощупыванием щупом только в одном, четко очерченном участочке земли 3 Х 2 метра у берега речки Командор, «где нашли старые колья, следы прежней разметки. Есть и пробные шурфы. Кто – то тут уже был - пишет участник экспедиции журналист из Днепропетровска Юрий Гаев в статье «Визит к командору» в журнале «Вокруг света», август 1992 года - своего рода конкретный, родной «загончик Станюковича». И, когда Шумилов привез, действительно, археологов из Дании во главе с Олле Шёрринг, директором Музея из Хорсенса, родины Витуса Йонассена Беринга, то буквально на следующее утро, после их приезда, менее, чем через час с закладки шурфа в этой «загородочке Станюковича» обнаружили часть ноги, которую Виктор Николаевич Звягин тут же определил, что ей 65 лет, ну почти год в год с Витусом Йонассном Берингом. Далее Гаев пишет: «Спросил Станюковича, как удалось ему с такой точностью и с первого попадания выйти на захоронение?
- Интуиция, - ответил Андрей. – Поверишь ли, чистая интуиция».
Один из участников экспедиции наткнулся на кузницу. Раскопали. Гаев пишет: «Меня смутило наличие кирпичей, откуда они? Ответ мгновенно подсказал Станюкович: « Из корабельных каминов». Как говорится: «В карман за ответом не лезет». Никаких, естественно, каминов на этом деревянном, в общем- то небольшом суденышке, пакетботе в 200 тонн водоизмещения, однопалубном, на 76 человек, была одна кирпичная печь с плитой, которая топилась дровами, и на ней все и варили свой скромный, если не сказать скудный обед: матросы организовывались в товарищеские артели и на артель варили в своей посуде, каждому офицеру варил его слуга, в своей посуде. У Беринга было два слуги, слуга был даже у матроса Овцына: Дмитрий Леонтьевич хоть и шел в плавание разжалованным матросом, но как дворянин имел собственного слугу. Камин – это только у князя Меньшикова, во дворце! Кстати, кирпич был качественный, собственной замеси, так же музейная ценность!
Через несколько дней в «загородочке Станюковича» докопались до полиэтилена, которым кто - то заботливо, и не так давно, прикрыл «застолбленное место захоронения». Затем появилось аж три скелета, похороненных совершенно раздетыми, так как ни единой тряпочки или пуговицы не обнаружили. Затем главное: один скелет оказался в деревянном сооружении, который датские ученые рассмотрели, нарисовали и определили, что эта коробка - обрешетник для перевозки кур на судне, чтобы иметь немного свежего мяса, а Беринг, согласно документов, был похоронен «привязанным к доске», но Станюковича и Звягина это не смутило. Они вырыли неизвестно чьи и неизвестно когда захороненные останки, бездоказательно объявили одни из них принадлежащими Витусу Йонассену Берингу, не имея авторитетных заключений Академии Наук СССР, Военно-медицинской Академии, Центрального Военно-Морского музея, науки и общественности города Петропавловска-Камчатского, пишут статьи, книги, что это останки великого мореплавателя. В. Н. Звягин создал бюст, тиражирует и рассылает его всюду. В 1952 году было устроено повторное захоронение этих останков в бухте Командор, при этом даже воинское звание Витуса Йонассена Беринга написали неправильно: на кресте надпись «Капитан бригадирского ранга». Неправильно. Воинское звание Витуса Беринга – капитан-командор. Воинского звания в период службы Беринга «Капитан бригадирского ранга» не существовало.
Уровень команды Станюковича, при всех громких званиях, научность и гражданская ответственность хорошо видны в газетных откровениях Андрея Белковского «Череп Командора»: «17 августа 1991 года я затолкал под шконку одной из кают сторожевого корабля «70 лет ВЧК – ОГПУ – КГБ» картонную коробку с полуистлевшим черепом человека, который, вероятнее всего, и был капитан – командором»… Я моряк, корабельный офицер, но не знаю, что такое «шконка», куда воровски прятал А. Белковский им лично открученный от неизвестного скелета череп, который затем и разыгрывался как череп Витуса Йонассена Беринга. Я свидетельствую, что ни от каких официальных лиц, ни от какой организации разрешения на откручивание черепа и вообще всей этой юридически и человечески и научной незаконности разрешения никто не давал.
8 – 12 ноября 1996 года в городе Галле, в Германии, состоялась Международная научная конференция, посвященная участнику плавания на пакетботе «Св. Петр» к берегам С.-З. Америки ученого – естествоиспытателя Г.В. Стеллера. На ней был д.и.н. Борис Петрович Полевой, который от имени Академии наук курировал экспедицию «Беринг - 91» и давно пришел к выводу о том, что ее научный результат оспорим! Присутствовал В.Н. Звягин. На конференции выступил Олле Шёрринг и заявил, что портрет поэта Витуса Педерсена Беринга датскими учеными найден. Б. П. Полевой рекомендовал, подошедшему к нему В.Н. Звягину, заявить, что их «научная посылка о портрете капитан - командора ошибка», но, ни Станюкович, ни Звягин этого не сделали.
В результате, так как историки и общественность не знакомы с заявлением Олле Шёрринга, Борис Петрович Полевой ушел из жизни, П. Ю. Черносвитов, заявивший мне лично, что да, в науке бывают ошибки, и А. В. Шумилов отошли, открестились от Станюковича, то по страницам СМИ, историческим книгам идет сплошной поток разнообразнейших вариантов лица Великого мореплавателя, число которых доходит до полутора сотен, по подсчетам Краевой научной библиотеки им. С.П. Крашенинникова города Петропавловска - Камчатского.
По закону, это размыв подвига русских мореплавателей, свершивших Великое Географическое открытие Северо - Западной Америки, начальника экспедиции капитан - командора Витуса Йонассена Беринга, отдавшего жизнь свою служению Российскому Императорскому флоту, славе России!
Берингов крест
Фактически в нравственно - непонятном для человека, в одном и том же месте бухты Командор острова Беринга, в небольшом расстоянии друг от друга, на всеобщем обозрении находятся две могилы знаменитого офицера Российского Императорского Флота, начальника Второй Камчатской экспедиции, командира пакетбота «Св. Петр» капитан-командора Витуса Йонассена Беринга, свершившего вместе с экипажем Великое географическое открытие Северо - Западной Америки. Измученные тяжелым плаванием они были выброшенные 5 ноября 1741 года на необитаемый остров и на нем 8 декабря 1741 года капитан - командор В. Й. Беринг умер… Первая могила Великого мореплавателя была означена деревянным крестом, который поставили оставшиеся в живых 46 членов экипажа пакетбота «Св. Петр» перед отплытием 13 августа 1742 года к Камчатке, начав от установленного креста счисление пути гукора «Св. Петр» и дав на прощание острову имя Беринга.
В 1874 году Российско - Американская компания после всестороннего изучения поставила на избранном месте погребения капитан - командора В. Й. Беринга простой деревянный крест с надписью "Памяти Беринга. 1741 г." 25 августа 1944 года по заданию Военного Совета Тихоокеанского флота экспедиция установила на могиле Великого мореплавателя железный крест с надписью: «Могила Витуса Беринга, умершего в декабре 1741 года».
11 июля 1966 года по инициативе Географического общества СССР в связи с 225 - летием открытия Командорских островов и смерти капитан – командора Витуса Йонассена Беринга в бухте Командор открыт памятник на могиле Великого мореплавателя. Он представляет собой два положенных друг на друга каменных прямоугольника. Сверху располагается чугунная плита с текстом.
1681 – 1741
великому
мореплавателю
капитану –
командору
ВИТУСУ
БЕРИНГУ
от жителей
камчатки
июнь 1966
Железный крест высотой 3,5 метра венчает надгробие. Памятник величествен, строг и прост. Авторская группа - архитектор Г. Васильев, художник Л. Бибиков, скульптор А. Соловьев. Вторая могила Великого мореплавателя – невдалеке, там, где без документальных доказательств установлен в 1992 году, на захороненных останках человека, чьи они так научно и не доказали члены экспедиции «Беринг – 91» А.К. Станюкович и В.Н. Звягин со странной надписью:
БЕРИНГ
Витус
капитан бригадирского ранга
8.XII. 1741
В период службы В. Й. Беринга такого звания не существовало. Витусу Йонассену Берингу 14 августа 1730 года присвоено воинское звание капитан-командор. В честь капитан - командора и названы: Командорские острова, бухта Командор, мыс Командор, речка Командор! Считаю, что это унижение и издевательство над офицером Флота Российского, Великим русским мореплавателем, капитан - командором Витусом Йонассеном Беринг, оскорбление нашей истории, оскорбление всего офицерского корпуса Российского флота.
А бухта Командор острова Беринга, где в единственной в мире сохранились следы экспедиции, свершившей Великое Географическое открытие - святыня Российского Флота.
Старший научный сотрудник Музея истории подводных сил России им. А. И. Маринеско, Президент Санкт - Петербургской общественной организации «Память Балтики», начальник, научный руководитель и руководитель водолазных работ подводно–археологической экспедиции «Память Балтики», международный инструктор CMAS по подводной археологии, член координационного совета Конфедерации подводной деятельности России, эксперт Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по социально-экономическому развитию Камчатского края, член Русского Географического общества, лауреат национальной премии России «За многолетний вклад в подводную деятельность», Почетного знака «За заслуги перед Выборгским районом» и лауреат Национальной литературной премии «Золотое Перо Руси», член Союза писателей России, кандидат исторических наук, академик Академии военно – исторических наук контр – адмирал К.А. Шопотов-
Константин Антонович Шопотов
shopotov.baltika@mail.ru