Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Персональные штурманские странички

ДВЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ INS ЧАКРА И МНОГОЕ ДРУГОЕ – ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. КНИГА КАПИТАНА ТЕРЕНОВА РАССКАЖЕТ ОБО ВСЕМ.

Коммодор (в отставке) Р.Б. Раи

Увлекательная и развернутая история, рассказанная капитаном Тереновым Александром Ивановичем, в его захватывающей книге “Хождение за три моря. Лебединая песня крейсерской подводной лодки "К-43" "Чакра” – о взлетах и падениях, об ужасной аварии и пожаре в 1989 г., умело устраненным на борту русской АПЛ проекта 670, “K-43”, класса "Чарли", взятой в аренду на три года (1988 по 1991), и названой Индийским флотом INS “Чакра”. Книга искусно переведена с русского языка вице адмиралом в отставке Р.Н. Ганешем – первым капитаном “Чакры”.

Молодой капитан 3-го ранга, Теренов был назначен командиром “K-43” в 1983 году, для осуществления секретного проекта по обучению индийских подводников. Его с экипажем направили в учебный центр Обнинска на курсы переподготовки, затем на Камчатку, чтобы засвидетельствовать приемку следующей подводной лодки класса "Чарли", и подготовить “K-43” к осуществлению двухлетней программы обучения индийского экипажа во Владивостоке. Специально для индийских семей, российской стороной было возведено жилье и созданы благоприятные условия на Второй речке – в пригороде, и, неподалеку – в бухте Уллис, для личного состава. Командиром учебного центра был назначен капитан 1-го ранга Каспер Юст Дмитрий Сергеевич. Заинтересованность обоих государств в контракте на обучение, который, в итоге, был заключен ГКЭС (Государственный комитет по внешнеэкономическим связям), под руководством вице-адмирала В.А. Власова, это то, о чем говорит капитан Теренов в своем произведении, добавляя, что: “Хороший контракт, это тот контракт, в котором обе стороны не удовлетворены полностью”, оглянувшись назад, можно сказать, что это и стало причиной его успешности.

Книга представляет собой правдивый отчет о том, как развивался проект, когда, контр-адмирал В.П.С. Шекхават, подводник-первопроходец, проходивший обучение в Великобритании, позднее, начальник штаба ВМС, осмотрев “K-43”, в 1982 г. в Мурманске порекомендовал взять ее в аренду, для контроля проекта он же был назначен DSST. Книга повествует о том, как тщательно проходило переоборудование лодки, на заводе “Звезда” для эксплуатации в тропических условиях. Рассказ описывает, как три назначенных капитана – Р.Н. Ганеш, С.Ч. Ананд и Р.К. Шарма, со своими экипажами, самостоятельно управляли АПЛ, в течение трех лет аренды, тем самым, продемонстрировав способность индийского флота, еще тогда, двадцать лет назад, справляться с самой сложной атомной техникой. Но даже для опытных индийских подводников, отслуживших на нескольких дизельных субмаринах и командовавших ими, программа обучения 1985 года была изнуряющей. Как капитаны, так и назначенный экипаж, в составе старших офицеров – командиров М.П. Бопайя, Р.К. Шарма и А.К. Сингх, выходили в моря по очереди, в итоге, более, чем на 100 дней, для того, чтобы по самостоятельно управлять ПЛ, ее реакторами, отрабатывать многочисленные ситуации по борьбе за живучесть судна. Они совершили полдюжины ракетных атак, выпустили множество торпед в бухтах Владивостока, с экзотическими названиями, например в бухте Петра Великого. Часто, ПЛ вставала на бочку ночью, для отдыха, ведь, порой, состав экипажа достигал 200 человек, при этом коек на “K-43” было всего 70. В одном из походов, лодка непрерывно находилась в море 13 дней. Это адреналин, нарастающий в профессиональных подводниках, именно он помогает им двигаться вперед в очень ограниченных пространствах.

По окончании тренировок в море, испытаний и проверки, проведенных адмиралом А.А. Белоусовым, в апреле 1986 года, члены индийского экипажа показали блестящий результат и стали негласными героями ВМС. Тогда, капитан Теренов допустил индийских офицеров, профессионалов своего дела, которые были старше и опытнее него, к самостоятельному управлению кораблем. Они были обязаны пройти это испытания, чтобы ощутить быстроту реакции, требуемую на АПЛ, а также прочувствовать мощность и скорость, которую может развивать лодка при погружении и движении под водой. Всего одна ошибка может означать катастрофу. В истории российского флота было много аварий, но, как правильно говорят, российские подводные лодки могут быть менее комфортными, чем аналоги США, но они очень мощные и полностью безопасные, при условии их правильной эксплуатации.

Рассказ приближается к подписанию контракта об аренде, в июле 1987 г., определению даты ввода корабля в строй, в декабре того же года, во Владивостоке, когда были розданы приглашения на церемонию, и составлены планы по отправлению, то, чего с нетерпением ожидал индийский экипаж. Именно тогда у русских возникли внезапные перемены, и доступ иностранцам на борт был запрещен – приказ шел из Москвы. Индийский экипаж был раздавлен. Капитан Теренов предположил, что такой поворот событий, стал результатом давления США, в период руководства президента Горбачева, когда Советы сблизилась с Америкой. Через десять дней ожидания, поникший духом капитан Р.Н. Ганеш, взяв бутылку виски, пришел к капитану Теренову, который был на много лет младше, за советом. Русский капитан, зная, как вращаются механизмы в СССР, предположил, что выход из тупика будет найден, только если премьер-министр Индии лично побеседует с президентом Горбачевым. Так и получилось. Через две недели премьер-министр Раджив Ганди запланировал визит в Москву и встречу с Горбачевым, после которой все встало на свои места.

Двадцатилетняя лодка “K-43” вступила в строй как INS “Чакра S-71” 5-го января 1988 г., при -25°С, в обстановке минимальной торжественности. Вечером индийский посол г-н Кауль пригласил участников церемонии на ужин, а командующий ТОФ адмирал Г. А. Хватов – на обед следующего дня. Вскоре “Чакра” отбыла в Визакхапатнам, как и потом, в марте 2012 г, отбыла новая лодка “Нерпа”  INS “Чакра”. Экипаж “S-71” умело очистил замерзшие рули ото льда и для того, чтобы развить высокую скорость, переход был совершен, главным образом, под водой. Сопровождение флота ВМС Индии встретило лодку у берегов Южно-китайского моря, информация по переходу отслеживалась при всплытии в Сингапурском проливе, велась съемка и отчетность в журнале “Джейнс Дифенс Уикли”.

“Чакра” несла вахту на обоих побережьях Индии в течение трех лет, за это время, совершив несколько выстрелов ракетами “Аметист”, радиусом действия 63 км (по классификации НАТО SS-N-7 Starbright), проведя совместные учения с участием надводных кораблей, авиации и ПЛ (так называемые CASEX), а также осуществив торпедные стрельбы, совместно с флотом, как описано в книге и запечатлено на фотографиях. Теренов рассказывает, как командир INS “Вираат”,  капитан В. Пасрича приземлился на вертолете на подводную лодку, чтобы понаблюдать за пуском ракеты. Тем не менее, посещение подводной лодки персоналом ВМС Индии, было ограничено. Автор данной статьи был директором военно-морской разведки, задействованным в переходе и прибытии “Чакры”, но ничего не знал о многих славных операциях, о людях, которые работали на субмарине и обслуживали ее, об их достижениях, о которых повествует капитан Теренов. Все это описывается в книге с яркими подробностями и одобрительными комментариями о качестве подготовки индийских подводников, об их семьях и индийском флоте, которых капитан Теренов и его команда научились любить и уважать. Это взгляд на нас со стороны,  он увлекает и открывает глаза, особенно, с общественной точки зрения на Индию и индийцев.

Если бы книгу с такими подробностями об эксплуатации ПЛ написал индийский автор, он бы подлежал уголовному преследованию, в соответствие с суровым законом о неразглашении государственной тайны, от 1923 г, законом, оставшимся со времен Британской колонизации. В огромной статье закона четко прописано, что любое действие, помогающее государству враждебному Индии, наказуемо. Ни один гражданин Индии не имеет отношения к эксплуатации, авариям, задачам и достижениям INS “Чакра”, как и ко многим кораблям, качеству стапелей Судостроительного завода в Визакхапатнаме, где построена INS “Арихант” и введена в строй INS “Чакра”. Там возведен высокий забор для охраны, мастерская навигационного оборудования, трехэтажное здание службы радиационной безопасности и обеззараживания, а также сооружения для выработки электроэнергии, подачи воздуха высокого давления и охлажденной воды на установки кондиционирования, жилые помещения и многое другое – для обслуживания атомных подводных лодок. Описывая базу с ограниченным доступом, в Визакхапатнаме, Теренов отмечает, что, она ни чуть не хуже, чем любая в России. Индийский закон о неразглашении государственной тайны гласит, что никто не может приближаться, осматривать и даже пересекать запретный государственный участок. База, описанная в этой книге, при возможностях спутников, в настоящее время, находится в свободном доступе, вряд ли это влияет на суверенитет и целостность Индии, ее безопасность или дружеские отношения с иностранными государствами, что является наказуемым по данному закону. Чтение данной книги может побудить правительство принять поправку к закону, что и пытался сделать генерал К. Сундарджи в 1987 г. во время военных учений “Брасстакс”, но его движение встретило оппозицию со стороны влиятельных покровителей спецслужб Индии.

В книге рассказано, как 3 февраля 1988 г. приняли на борт Раджива Ганди, и покинули Визакхапатнам. Выйдя в море, пока премьер-министр обедал с офицерами и усатым рулевым, подводная лодка погрузилась. Моряк высшего ранга получил одобрение за умелое управление кораблем и руководство командой. В водах Индии русская команда передала офицерам и морякам знания о ядерной безопасности и профессиональные знания, которые необходимы при службе на атомной субмарине, в результате, “Чакра” прошла 72000 морских миль (133000 км), реактор работал в течение 430 дней, произведено  5 ракетных и 42 торпедных выстрела под командованием индийских, и наблюдением российских  офицеров, находящихся на борту для обеспечения безопасности. Авария на борту в 1989 г, была устранена совместными героическими усилиями, пожар потушен, и утечка радиоактивных веществ предотвращена, в итоге, корабль вернулся на базу своим ходом. Ремонтные работы, при поддержке российского экипажа обеспечения безопасности и судоремонтной верфи, а также представителями конструкторского бюро Африкантова, заняли три месяца, что позволило продолжить славную историю о самоотверженности русских и индийских моряков. Усилия русских на борту “Чакры”, послужили развитию надводных военных кораблей и бомбардировщиков средней дальности, что в свою очередь, принесло плоды позже, во время операций индийского флота с атомными подводными лодками США и Франции, а также на судостроительном заводе, в г. Визакхапатнам, когда была построена INS “Арихант”, и передана под командование и контроль Индии INS “Чакра”, 4-го апреля 2012 г.

Индия обязана России многим, и, как заявил посол Александр Кадакин на церемонии принятия INS “Чакра” в состав индийских ВМС: “Ни одна страна не согласилась бы делиться атомной подводной лодкой, и это еще одно доказательство того, насколько особыми являются отношения между Индией и Россией”. Теренов, присутствовавший на церемонии со своей супругой, в качестве специальных приглашенных, сказал следующее: “Даже в то время мы поражались контрасту между дисциплиной и поведением индийских и русских подводников, особенно на берегу, в шестой эскадре ПЛ. На нас производила впечатление их безукоризненная форма, строевая подготовка, то, как они отдавали и выполняли приказы и их уважение к старшим по званию.

Во время третьего и последнего года аренды (1990 г) Индия сделала запрос на продление контракта, но Советское руководство отказало.  Субмарина вернулась во Владивосток в январе 1991 г под командованием капитана Р.К. Шармы, который, в настоящее время служит в Секретариате совета национальной безопасности, откуда он был призван на службу в Тихоокеанский флот перед списанием. Автор статьи сам наблюдал за переходом, так называемого, “черного зверя” через Сингапурский пролив, в сопровождении патрульного корабля прибрежного действия и спецслужб, включая журнал Джейнс, внимательно фотографирующим подводную лодку, как и тогда, в 1988 г.

Выражая благодарность Теренову, или Саше, вице-адмирал  А.К. Сингх, проходивший обучение под началом Теренова, сказал: «В течение многих недель в условиях тесноты подлодки я имел возможность наблюдать за тем, как Саша командует кораблем, и могу заявить, что это настоящий профессионал. Очень бы не хотелось быть на месте его противника, когда Саша выполняет торпедную или ракетную атаку!».

 

Данное произведение, действительно, является настольной книгой для всех профессиональных подводников и военных. Сопутствующие выписки кратко описывают ушедшую эпоху – фантастический период взаимодействия индийского и советского флотов, который продолжается вступлением в строй новой “Акулы” INS “Чакра”, в 2012 г, авианосца INS “Викрамадитья” с истребителями МиГ-29К и вертолетами дальнего радиолокационного обнаружения КА-31, в 2013 г., что сделает флот способным действовать на просторах мирового океана. “Чакра I” и “Чакра II” являются знаковыми для международного военно-морского взаимодействия, и представляют собой главную веху в развитии индийского флота. Успешная эксплуатация субмарины офицерами и моряками Индии продемонстрировала их профессиональные и технические навыки.

 

http://www.flot.com/news/navy/?ELEMENT_ID=109315

 

 

 

 

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom