Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Персональные штурманские странички

На крейсере «Учебная» и «Боевая! Тревога!»

( истинная штурманская правда, в том числе как подвела девиация магнитного компаса)

 

Двадцатые числа августа 1958 года. Воскресенье. Судовое время около 20 часов. Ясный солнечный день. Крейсер «Октябрьская революция» стоит на бочке в губе Ваенга. Автор сих строк на юте при кортике с нарукавной повязкой вахтенного офицера. Настроение бодрое. Принял доклад от вахтенного сигнальщика: «Катер под флагом командующего флотом движется в нашем направлении!» С помощью колоколов громкого боя подаю три звонка, что означает вызов командира крейсера на ют для встречи командующего флотом. По трансляции подаю команду: «Боцманской команде принять катер к правому трапу!» С приближением катера к крейсеру подаю команду: «Встать к борту!» Приказываю горнисту: «Играть захождение!» В это время командир крейсера капитан 1 ранга А.Г.Палехин бегом движется к рубке дежурного по кораблю. Ритуал встречи командующего флотом выполнен четко в соответствии с Корабельным уставом. Адмирал А.Т.Чабаненко в хорошем настроении принял соответствующие доклад командира и представление вахтенного офицера. Андрей Трофимович Чабаненко прибыл для того, чтобы посмотреть своими глазами на корабль и побеседовать с командиром перед отходом в заграничное плавание - дружественный поход в Норвегию (порт Берген) и Швецию (Стокгольм). Командующий флотом в сопровождении командира крейсера прошел в салон флагмана. Минут через сорок для меня стало неожиданным услышать продолжительный сигнал колоколов громкого боя. Чтобы это значило? Вбегаю в рубку дежурного по кораблю, смотрю растерянно на горниста матроса Агалакова, и он удивленно смотрит на меня. Бессознательно нажимаю на тумблер звонка. Сигнал прекращается. Что делать? Сообразил: по общекорабельной трансляции объявляю: «Учебная боевая тревога!» Докладываю командиру о непонятном мне сигнале. Командир приказал мне принимать доклады и через 5 минут дать отбой учебной боевой тревоги. Что мною было и выполнено. Через некоторое время появились на верхней палубе командующий, командир и дежурный по кораблю. У командующего флотом, как мне показалось, на устах была улыбка. Ритуал провода высокого должностного лица был выполнен также четко, как и встреча, в соответствии с Корабельным уставом.

После провода командующего флотом командир корабля в сопровождении дежурного по кораблю и вахтенного офицера (автора) поднялись к ходовой рубке, боевой рубке и ЗКП (запасной командный пост) - все двери были опечатаны. Как могло случиться с подачей сигнала тревоги? На этот вопрос ответить никто не мог…

…Авторитет крейсера «Октябрьская революция» на Северном флоте был достаточно высоким. На корабле был поднят флаг командующего эскадрой контр-адмирала С.М.Лобова. На прошедших флотских учениях на корабль прибывал командующий флотом адмирал А.Т.Чабаненко со своим походным штабом, естественно, поднимался его флаг. Командующего флотом всегда сопровождал флагманский штурман флота капитан 1 ранга Н.И.Шаповалов.

Дружественный визит крейсера «Октябрьская революция» и эскадренного миноносца «Отчаянный» в Норвегию и Швецию прошел успешно. Моряки-североморцы продемонстрировали высокий уровень морской выучки и культуры, иностранные газеты помещали интересные статьи и фотографии о наших моряках, подчеркивая какие все красивые, здоровые и культурные. Возвратившись из заграничного похода в конце сентября 1958г., авторитет крейсера поднялся еще выше. Флотские газеты «Советский флот» (Москва) и «На страже Заполярья» (Североморск) почти ежедневно печатали статьи о нашем корабле. Действительно, на корабле была высокая организация службы, благополучно с воинской дисциплиной, высокий уровень боевой подготовки. Призовые артиллерийские стрельбы выполнялись на отлично (командир БЧ-2 капитан 2 ранга В.И.Леонов, затем его сменил капитан 3 ранга А.И.Благодеров), в кают-компании стояли кубки за 1-е места на флоте по БЧ-1, БЧ-2, БЧ-4, БЧ-5, РТС. В конце 1958г. вышло Информационное сообщение Центрального Комитета «О созыве внеочередного 21 съезда КПСС». В свете предстоящего события крейсер взял на себя инициативу быть отличным под лозунгом: «От отличных боевых постов к отличному кораблю». Вот тут-то и началось: проверяющие с проверками по всем боевым частям. Один из них, представитель Гидрографической службы Северного флота, узрел, что срок уничтожения и определения остаточной девиации магнитных компасов истекает (в те времена один раз в полгода). Автор оставался за старшего штурмана (В.М.Колтун находился в отпуске). Командир крейсера капитан 1 ранга А.Г.Палехин задает мне вопрос: «Что делать?» В декабре началось парение залива, выходить в море без штатных старпома, командиров БЧ-1 и БЧ-5 (находились в отпуске) ему никак не хотелось. У меня родилась идея: запланировать в плане БП буксир к крейсеру для обеспечения девиационных работ. С помощью буксира разворачивать крейсер, стоящий на штатной бочке в губе Ваенга. На каждом магнитном компасе будут работать подготовленные мною и соображающие в магнитно-компасном деле офицеры. На себя автор взял работу на главном магнитном компасе и подачу команд по корабельной трансляции для других операторов (на корабле 5 магнитных компасов). Моя задача в подготовительный период: подготовить весь расчет девиационных работ и доложить о готовности командиру крейсера. В назначенный день к назначенному часу подошел буксир РЧБ-62. Действиями буксира руководил командир крейсера. С буксира заведен трос, который закреплен за стоп-анкер, и буксир начал медленно разворачивать крейсер, девиационные работы начались. Командир крейсера нескрываемо был доволен ходом моей работы. Все проходило хорошо, буксир заканчивал свою работу и готов был принять трос. Вдруг слышу прозвучал сигнал: «Боевая тревога! Корабль экстренно к бою и походу приготовить! Боезапас к орудиям не подавать!» Оказалось, что усилиями буксира при развороте крейсера оборвался бридель бочки, и теперь крейсер под действием ветра и течения дрейфует к мысу Шавор вместе с бочкой. Буксир не справляется, чтобы приостановить движение крейсера. На рейде Ваенга два других крейсера заметили нашу тревогу, кто-то доложил ОД флота. Понеслись вызовы по семафору. Не позавидуешь нашему командиру. Наконец, личный состав БЧ-5, побив все нормативы о приготовлении материальной части, и дивизион движения готов дать ход! Все 110 тысяч лошадиных сил впряглись и вывели крейсер из беды. Александр Григорьевич Палехин меня не ругал, а мысленно, я так думал, ругал себя, что поддался на мое предложение...

…Прошло ещё полгода. В июне 1959г. по плану предстоящего флотского учения крейсер встал на якорь в точке рассредоточения в губе Питькова, что в Кольском заливе. Находясь на якоре, крейсер под действием приливо-отливных течений и ветра изменяет курс на все 360 градусов. Мне пришла новая мысль: в предстоящее воскресенье, никто мне мешать не будет, проведу-ка девиационные работы по сличению с гирокомпасом, помогать мне будет командир отделения рулевых старшина 2 статьи Глушков. Свой план доложил командиру крейсера капитану 1 ранга А.Г.Палехину, а также командиру БЧ-5 капитану 2 ранга Е.К.Шейдакову, так как от последнего требуется по моей команде включать-выключать соответствующие обмотки размагничивающего устройства корабля. Командир крейсера мой план утвердил. Ведь какая огромная экономия топлива, моторесурса в целом! Кораблю не нужно крутиться в полигоне БП по уничтожению и определению остаточной девиации магнитных компасов, да еще с выключенными и включенными обмотками размагничивающего устройства! Одним словом, в назначенные день (воскресенье) и время работы по моему плану начались на главном магнитном компасе. Корабль очень медленно под действием ветра и течения изменяет курс. Ничего не поделаешь, не ускоришь процесс. Поднимается на сигнальный мостик и приближается ко мне командир корабля. Он нескрываемо доволен моей работой, так как не расходуется моторесурс для выполнения девиационных работ в полигоне БП. Через некоторое время к месту моей работы, где стоит рядом командир крейсера решительно подходит главный боцман мичман Иван Лукич Окунев и докладывает: «Товарищ командир! Мы потеряли правый якорь, он отсоединился от якорь-цепи. Оттдан левый якорь, на клюзе 100 метров». Командир посмотрел на меня с суровой ненавистью и произнес: «Опять ваши девиационные работы! Заканчивайте!» Он вместе с мичманом Окуневым удалился на бак.

Опять подвела меня девиация магнитного компаса! Но колокола громкого боя на этот раз молчали.

 

 

 

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom