Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Персональные штурманские странички

Маяк Териберский то потухнет, то погаснет

Описывается как в зимнее время в условиях плохой видимости на подводной лодке с навигационным комплексом «Тобол-М2» выполнены радиодевиационные работы. Впоследствии алгоритм действий ГКП и личного состава БЧ-1 при радиодевиационных работах получил название "Курсовой способ определения радиодевиации на кораблях с навигационным комплексом", за что получено Авторское свидетельство.

Радиодевиация как навигационный параметр есть разница между одновременно измеренными истинным курсовым углом (КУ) и радиокурсовым углом (РКУ), измеренным с помощью радиопеленгатора на радиомаяк.

f = КУ-РКУ (1)

Для определения радиодевиации по формуле (1) необходима визуальная видимость радиомаяка. Однако…

Подводная лодка «К-180» проекта 667БДР (командир – Коваленко А.Ф., старший на борту – командир 13 дивизии Федоров Ю.А., флагманский штурман - Иванов В.К., командир БЧ-1 Курдин А.А., командир ЭНГ Бородин Ю., инженер ЭНГ Медведев О. и автор сих строк в роли стажёра флагманского штурмана) в зимнее время в условиях снежных зарядов вошла в полигон для выполнения радиодевиационных работ по радиомаяку Териберский. Радиодевиационные работы затянулись по времени, так как видимость радиомаяка временами исчезала из-за снежных зарядов, в результате чего были пропуски в замерах КУ. Необходимо было освобождать полигон БП, не выполнив плановые радиодевиационные работы. У автора сих строк родилась идея: КУ на радиомаяк не измерять визуально, а вычислять косвенно по формуле (2)

КУ = КП – КК (2)

где КП - компасный пеленг на радиомаяк;

КК - компасный курс.

При этом, величина поправки компаса влияния не оказывает.

Ввели свои счислимые координаты и координаты радиомаяка в МВУ «Алмаз» для решения обратной геодезической задачи и получения ортодромического пеленга Орт.П, после чего перешли к решению формулы (2). Необходимое условие: хотя бы 2 раза за время работы измерить КП (в начале работы и в конце) и каждый раз производить сличение (Сл) КП с Орт.П, рассчитать

Сл = Орт.П – КП (3) КП = Орт.П –Сл (4) КУ= (Орт.П-Сл)-КК (5),

таким образом, решая уравнение (5), вычисляли, но не измеряли с помощью пеленгаторного репитера или перископа КУ на радиомаяк.

f = [(Орт.П-Сл)-КК] – РКУ (6)

Если сличение первое и сличение второе не изменились, то формула (6) будет справедлива для всех отсчетов и замеров. Если же сличение второе отличается от сличения первого, тогда необходимо рассчитать скорость изменения сличения после чего для каждого замера и отсчета рассчитывать соответствующее времени сличение. В окончательном виде

f i = [( Орт . П i – Сл i - КК i ] – РКУ i (7)

где i - число замеров РКУ и отсчетов КК (одновременных).

По формуле (7) была рассчитана остаточная радиодевиация с высокой точностью.

Радиодевиационные работы успешно выполнены! Флагманский штурман В.К.Иванов подпрыгивал до подволока в штурманской рубке.

Данная работа была опубликована в журналах Морской сборник №8 1982г. и Записки по Гидрографии № 212 1985 г. На подводных лодках в Гаджиево Курсовой способ внедрен как основной. Командующий флотилией вице-адмирал Л.А.Матушкин в знак благодарности приказал автора способа поощрить, что было выполнено: на штабной «Волге» был доставлен в аэропорт в день возвращения в город-герой Ленинград.

 

 

 

 

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom