Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>

Персональные штурманские странички

          

СТРАНУ УМЕЛИ ЗАЩИЩАТЬ

 

К ЧИТАТЕЛЯМ

Я с большим интересом прочитал книгу К. Я. Богомазова ещё в рукописи. На её страницах встретил немало своих знакомых и друзей, с кем служил на кораблях и в научно-исследовательских институтах ВМФ СССР. Но эта книга не столько воспоминания Константина Яковлевича, сколько своеобразное исследование роли личности в истории. Автор рассказывает о людях, офицерах и адмиралах, с которыми встречался по службе, которые стали для него наставниками и учителями, которые оказали огромное влияние на его становление, как морского офицера. И что особенно подчеркивается Богомазовым – все они прошли академию войны. Они имели колоссальный боевой  и жизненный опыт, который незримо, ненавязчиво передавали молодежи, своим личным примером воспитывали в молодых офицерах любовь к Родине, к военной службе. В годы Великой Отечественной войны они, двадцатилетние, защитили страну, а после Победы все свои силы и способности направили на подготовку новых поколений офицеров с тем, чтобы те, как и они, умели защищать страну.
Особо хочу подчеркнуть: книга К. Я. Богомазова в основном о людях Северного флота. И не только потому, что военная служба автора началась и в основном прошла на кораблях и подводных лодках Краснознаменного Северного флота. Это был самый молодой флот Советского Союза, война застала его в процессе формирования, но и самый боевой. Основной задачей флота была защита морских сообщений между Англией и Советским Союзом, а также внутренних сообщений между Кольским заливом и Белым морем и Северного морского пути в западном секторе Арктики. Да, молодой флот не имел достаточных сил, не хватало эсминцев, тральщиков, сторожевиков, подводных лодок, самолетов для решения боевых задач, в частности, обеспечения безопасной проводки союзных конвоев. Но флот тем не менее активно действовал на морских коммуникациях противника вдоль берегов Северной Норвегии, срывал его перевозки, топил его корабли, транспорты, сбивал самолеты. В экстремальных условиях североморцы проявляли чудеса мужества, стойкости и героизма.
О деятельности Северного флота написано немало книг. Есть хорошая военная мемуарная литература. Изданы воспоминания знаменитых на Северном флоте командиров Г. М. Егорова, Я. К.  Иосселиани, И. А. Колышкина, И. И. Фисановича, Г. И. Щедрина и многих других. Но, к сожалению, многие и многие участники войны – командиры, которые водили в боевые походы подводные лодки и надводные корабли, ушли из жизни, не оставив после себя воспоминаний. О многих отважных моряках Северного флота ещё не сказано ничего. А ведь каждый из них достоин звания Героя Великой Отечественной войны (правда, такого звания нет, но возможно когда-нибудь все-таки – будет).
Автор книги «Страну умели защищать» написал о своих командирах – участниках Великой Отечественной войны. Со многими из них мне также довелось вместе служить. К примеру, мне хорошо известен как подводник кавалер одиннадцати орденов (в том числе пяти – Красного Знамени), вице-адмирал Я. Н. Глоба Он не оставил мемуаров в силу своей чрезмерной скромности, а может быть занятости по службе, да и не каждому дано писать. К. Я. Богомазов устранил это упущение и рассказал о жизни и боевом пути Якова Николаевича Глобы.
С удовлетворением прочитал я о своем первом командире Н. Т. Зиновьеве. Я после окончания училища в 1949 году пришел на подводную лодку, командиром которой был капитан 3-го ранга Н. Т. Зиновьев – участник боевых походов на Северном флоте. Многому я у него научился. Он умел сплотить экипаж в дружную семью, одним из первых он освоил атомные подводные лодки и со знанием дела принимал их от промышленности и вводил в состав Северного и Тихоокеанского флотов.
Был в числе близких мне людей Герой Советского Союза контр-адмирал Л. Г. Осипенко. Он был для меня и другом, и учителем. Его заслуги перед Родиной велики и как участника боевых действий на Черноморском флоте, и как первого командира первой советской атомной подводной лодки «К-3» («Ленинский комсомол»). Как не вспомнить здесь слова академика А. П.  Алексадрова, приведенные автором в своей книге: «…Как Гагарин будто специально родился для первого космического корабля, так и Осипенко для корабля, открывшего новую эпоху подводного плавания».
Старший лейтенант В. В. Михайлин, впоследствии адмирал, флотоводец, в годы войны был командиром тральщика «Т-110», участвовал в проводке почти всех союзных конвоев, вытралил более 110 мин (донных, акустических, контактных). Его корабль стал Краснознаменным. Он выступал со своими воспоминаниями в газетах и журналах, где ярко освещал события своей службы, но, конечно, адмирал был занят служебными делами. Флотским историкам есть, что описывать в целях патриотического воспитания молодого поколения. К. Я. Богомазов, на мой взгляд, только коснулся его биографии
Целая глава в книге посвящена капитану 1-го ранга В. П. Морозову, с которым автору довелось близко общаться в период его учебы на Высших ордена Ленина специальных офицерских классах в Ленинграде. Во время войны Василий Петрович командовал дивизионом тральщиков – «амиков», полученных Северным флотом из США по ленд-лизу, дивизионом, который стал Краснознаменным. О Морозове надо писать романы, а о нём практически мало что известно. И рассказ о Морозове в книге Богомазова является по сути дела пусть и запоздалой для флота, но заслуженной данью памяти этого героического человека.
В борьбе на море североморцы проявляли беззаветный героизм и мужество. 85 матросов, старшин, сержантов и офицеров были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, трое из них стали дважды Героями.
Подвиг командира тральщика «Т-120» капитан-лейтенанта Д. А. Лысова и его боевых товарищей (4 офицера и 34 краснофлотца и старшины) сравним с подвигом крейсера «Варяг» в 1904 году. Лейтенант В. С. Бабий и старший лейтенант О. М. Мачинский победили смерть, проявив мужество в студеных водах Баренцева моря, они впоследствии стали известными адмиралами. К ним можно отнести слова, помещенные на памятнике командиру брига «Меркурий» А. И. Казарскому: «Потомству в пример».
Отгремела Великая Отечественная война, и многие офицеры, участники войны, стали командирами надводных кораблей и подводных лодок, продолжили военно-морскую службу, многие стали адмиралами. Краснофлотец, затем лейтенант А. Г. Палехин стал капитаном 1-го ранга и командиром отличного крейсера «Октябрьская революция», авиамеханик старшина Б. А. Караваев и кавалерист А. А. Шейченко стали командирами крейсерских подводных лодок с баллистическими ракетами; фронтовой разведчик кавалер двух орденов Красной Звезды и ордена Славы III степени А. Д. Мосичев стал командиром подводной лодки.
В книге описаны близкие мне как командиру-подводнику командующие Северным флотом, в прошлом подводники А. Т. Чабаненко, Г. М. Егоров, А. И. Петелин. Они обладали высокими волевыми качествами и не только – это грамотные, умные и мудрые адмиралы, люди с высокими нравственными качествами. Потомству в пример!
Под их флагом автор книги прошел тысячи миль и пишет о своих командирах с душевной теплотой. И я хочу пожелать его книге заслуженного внимания читателей!

В. П. Рыков,
капитан 1-го ранга в отставке, Герой Социалистического Труда,
участник Великой Отечественной войны

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2016 GodCom&shturman