ТРИ ЖИЗНИ ОДНОЙ ЯХТЫ
Не ушедшему, не уходящему, а грядущему поколению яхтсменов посвящается
Герб яхты "Балтика” (RUS-824) отражает принадлежность экипажа яхты к Советскому и Российскому Военно - морскому флоту. Эта мысль символически изображена двумя военно - морскими флагами . Щит в центре изображает герб Балтийска, указывая на место базирования яхты . Золотой осетр и крепостные ворота вот уже более двух столетий являются символами города . Скрещенные палаш и подзорная труба над астролябией - символы профессионализма офицера и моряка, говорят об отваге , бдительности и выучке экипажа . Девиз экипажа " Прошлое - это пролог " Несколько десятилетий службы яхты дают основания утверждать об этом. |
Фрагменты 300-летней истории
Северная война. Молодой царь Петр, для того, чтобы стать Петром Великим, не на шутку бьётся с северным соседом. Сосед этот царствует на Балтийском море, а все ему мало. Не то, чтоб назойлив, но уж очень ему Кемскую волость хочется. Такая вот сложная международная обстановка.
И жил в то время на чухонском берегу некий Сепп. Занятие его было простое: рыбалка , да охота. Но была у него мечта: податься куда подальше, в жаркие страны, подальше от войны. И так вот, долгими зимними вечерами мастерил он лодки для этого путешествия. Сначала одну, потом другую, дальше больше, третью, четвертую… Не на продажу, для души. Уж больно ладно получалось.
В ту пору, по военным делам, мимо скакал царь Петр. Все знают его тягу к морскому. Как увидел чухонца с топором у лодки, так давай его расспрашивать, что де и по чём. Ну и на спор говорит: “ Построй мне фрегат”. А Сеппу что, хоть фрегат, хоть линкор, всё равно не знает что это такое. Взял да и построил. Академиев не заканчивал, а смышлёный был. Стройку затеял на льду. Лёд растаял, а корабль уже в воде, на плаву. И тут проблема , как же мачту воткнуть, тяжелая ведь. А ближайший кран только во враждебной Швеции. Нашел же выход, светлая голова. Жена с детишками помогла. Натаскали камней в трюм с одной стороны, судно накренилось сильно. Тут уж и лошадка пригодилась, поднатужилась, доволокла срубленную сосну. Воткнули её в палубу. Вот тебе и мачта. Ну затем , конечно , тюнинг провели. Что надо законопатили, где надо подкрасили. Фрегат не фрегат, но доброе судно получилось в подарок царю. Он оценил. Выдал заказ на строительство большого флота. И возили те суда яблоки в Европу, а оттуда гранит для строительства новой столицы – Санкт-Петербурга. 200 лет Сепп во славу Российской империи старался, а потом ещё 80 для Страны Советов. Не сам конечно, а многочисленная родня его: дети, внуки, правнуки и так до Хермана Сеппа. О нем отдельный рассказ.
ТРИ ЖИЗНИ ОДНОЙ ЯХТЫ
Жизнь первая (1965-1980)
К 1964 году многое в мире поменялось. И про Швецию – владычицу морей, мало кто уже знал. И фрегаты стали стальными, никакой конопаткой и краской уже не затюнингуешь. Да и понастроили их столько, что места в море хватать не стало. Везде Советский Союз впереди: и в космосе, и под водой, и урожаи и стройки и балет и идеология . И вот ужас! Узнали наверху, что в мире парусные гонки проводятся. А наши советские спортсмены в этих гонках не только не побеждают, но даже и не участвуют. Это ж какой удар по развитому социализму. Конечно, партия в стороне не осталась. Напряглась, усилилась, углубилась, мобилизовалась. Она это умеет. Инженер Куйвыйги создал проект, как всегда, лучший в мире -8 cR назывался. Конструктор Метсаар ему подсобил ( ленинскую премию им на двоих) Правда у наших соперников такие яхты как 8 mR числились, и к этому времени безнадёжно устарели. Но ведь у нас всегда свой путь. Проект утвержден. А строить то кому? Все верфи заказами на атомные подлодки и крейсера заняты. Вот тут и вспомнили о старике Сеппе.
Сепп уже не чухонец, а товарищ. Не знаю, был ли партийным, но сочувствующим это точно (других просто не осталось) И как в старые добрые времена. Не на коне , конечно, на автомобиле. Приехали: “ Товарищ Сепп! Стране нужна парусная яхта, победительница Фастнетских гонок. Проект готов. Срок один год.. До свидания !” И что делать? Тут не царь-батюшка, не откажешь. Сами понимаете, выбор то, был не велик. Либо лодку – победительницу гонок, либо в Сибирь, вместе с семьёй , убирать снег. И это еще не самое худшее…..
Надо отдать должное Сеппу. Лодка удалась. И красавица, и сделана на совесть. Сверху получили разрешение применить элементы чуждой нам роскоши. Остановились на красном дереве, как близкому нам по цвету с революционным духом. (эти вкрапления сохранились в некоторых местах до настоящего времени)
Спуск на воду состоялся летом 1965 года. Скрыто от прессы, как вывод из заводского дока стратегического подводного ракетоносца. Специалисты подгадали с погодой. Было пасмурно и вражеские космические разведывательные спутники ничего не видели. Предусмотрительно отказались от мощного японского автокрана. А вдруг он снабжен секретной видеокамерой. Крановщик в то утро был трезв, и наш “Ивановец” уверенно приподнял корпус от построечных кильблоков. С тех пор яхту любовно называют “ласточкой”. Уж больно хороша. Праздничного митинга не было. Но небольшую трехчасовую речь о международной обстановке и решительных победах социализма все же пришлось прослушать. Не знаю, кто была крестная мама яхты, но это была несомненно , очень красивая и стройная женщина. Свою работу она сделала четко и с душой. Традиционное шампанское брызгами омыло фальшкиль. Яхту нарекли “Балтика”. Видно за пределы Балтийского моря фантазии спортивных функционеров не распространялись. Приписали к военно-морскому флоту в составе 56 яхт-клуба Балтийского флота в Таллинне. С тех пор прошло уже 45 лет.
В воде лодка оказалась ни чуть не хуже чем в воздухе, на стропах крана. Посадка по расчетную ватерлинию. Изящные обводы, палуба, покрытая рейкой, удобная рубка. Даже некоторая сексуальность форм прослеживалась ( как у крестной мамы) Еще бы! Ленинские премии даром не даются!
Настало самое время сравнить конкурентов. Естественно, французские, немецкие и продчии лодки в расчет не шли. Разве могли быть конкурентами их конструкторы, которые не знали даже основ марксизма-ленинизма. А вот у нас на родине появился некий Кисилёв. Кто у кого подсмотрел, но смастерил он такую лодку, которую от нашей 8с R и не отличишь. Сделана она , конечно, попроще. Ни тебе вкраплений революционного дерева, набор пожиже, палуба и борта текут ( не было у Кисилева мастера Сеппа) Но первые же испытания на воде показали, что бегает то быстрее, потому как при равных размерениях, была почти на 3 тонны легче. Все планы нарушил этот Кисилев. Думать теперь надо, кто же красный флаг на Фастнетских гонках нести будет.
При одном воздержавшемся и десяти “за” партбюро решило так. Красный флаг очень гармонично смотрится с красным деревом. А недостаток скоростных качеств компенсируем опытным капитаном. И пусть попробует не выиграть гонок! Для избежания путаницы яхты 8с R сделали международным классом, а яхты конструктора Кисилева назвали “Л-6” ( “шестерками “ на жаргоне яхтсменов) А чтоб “шестёрки” не высовывались , классифицировали их как национальный класс, а значит лишили прав на участие в серьёзных международных регатах. “Шестёрки” , конечно обиделись , но ленинградская верфь спортивного судостроения настроила их такое количество, что они достаточно комфортно чувствовали себя на акватории Балтийского , Черного моря и залива Петра Великого, уверенно оставляя позади своих соперников. Некоторые из них даже отважились выходить в океан. Честь и хвала героям. Но наш рассказ не о них.
Остро встал вопрос о выборе капитана. Требования были жесткие , но ведь и выбор не мал.
Желательно член ВКПБ (более ранний год вступления пользуется безусловным преимуществом). Обязательно уплачены членские взносы, включая месяц подачи заявления.
Национальная принадлежность - не принципиально. Но кареглазым, картавящим, темноволосым (как курчавым, так и не очень), широкогубым, горбоносым, лысым, заросшим шерстью, обрезанным, широкоскулым и узкоглазым, просьба не обращаться.
Медицинское обследование в объёме подготовки к космическому полёту на Луну. Особое внимание на исправность печени. Тест на алкоголь. Два стакана водки без закуски, и попросить ещё ( кто смотрел фильм “Судьба человека” тот поймет)
Прохождение курса иностранных языков. Умение членораздельно сказать “Yes” и “nothing more”
Гордо нести государственный флаг на вытянутой руке в течении всей гонки
Яхтенный стаж не менее одного плавания с инструктором по Клязминскому водохранилищу и 400 километров по Москва-реке.
И такой человек нашелся! Чернов Аполлоний Фомич. Мастер спорта СССР, яхтсмен с огромным стажем. Мудрый наставник и прекрасный человек.
Начальный период подготовки был непрост. Одной из проблем было участие в таких регатах, где нет конкуренции яхт “Л-6”. Для чего была срочно построена яхта спаринг-партнер”Уку”. Соревнуясь с ней наша “Балтика” ни разу ниже второго места не опускалась. Экипаж во главе с капитаном осваивал новую лодку. Скоблил, долбил, сверлил свою красавицу. 1966 год ознаменовался установкой яхтенного туалета (это было эпохальное событие в истории советского яхтинга и небывалой роскошью). Изготовлен он был из латуни и меди и снят с трофейного тральщика времен 2й мировой войны. Поскольку унитаз был латунный, в соответствии с глубокими морскими традициями, его следовало ежедневно чистить до блеска пастой “ГОЯ” и категорически , под страхом отчисления из экипажа, запрещалось использовать по назначению. Надо отметить , что эта “глубокая морскаяя традиция” сохранилась до настоящего времени. И контроль за девственностью унитаза одна из основных, если не главная, обязанность старшего помощника капитана. Несколько лет назад латунного друга заменил пластиковый клон, освободив матросов от столь нелюбимого занятия. Латунного прародителя сдали на хранение в музей Балтийского флота, где его через месяц украли. Искусству пользования туалетом, без его использования, надо бы посвятить отдельную главу. Но это планы на будущее.
Несколько лет назад “Балтику” посетили яхтсмены, которые ходили на ней с капитаном Черновым. Как же трогательно было, когда они находили древние латунные шурупы, закрученные ими четыре десятка лет назад, и оставшиеся на том же месте. Это значит, что всё было сделано по-совести.
Ещё одно нововведение связано с мачтой. Родная была достойным экспонатом. Гладкая, из архангельской сосны, высокая и гибкая, обвитая многочисленными тросами и веревочками, ( по яхтенному –такелаж). Других в то время в СССР не знали. Но видно, где-то произошла утечка информации. Чего скрывать, и КГБ давал сбои. Сейчас трудно узнать, кто же рассказал капитану, что у соперников за границей мачты металлические, полые, все веревочки проведены внутри и не путаются. Вывод был один - хочу такую же! По дипломатическим каналам получили черно- белую фотографию чудо мачты.
Специалистов по её изготовлению, умеющих держать молоток и напильник, оказалось достаточно. Выбор материала тоже был широк: высококачественный череповецкий чугун, черный прокат, нержавейка, титан, алюминий. Поскольку, при тщательном изучении фотографии. даже под увеличительным стеклом, материал определить не получилось, пришлось собрать военный совет. Мнения разделились. Одни были за более традиционные и доступные материалы (чугун и черный прокат), дающие преимущества в прочности. Другие, наоборот, утверждали, что будущее за крылатым металлом- алюминием и титаном. Почти подрались. Выбрали по лучшему представителю от каждой группы. Чугун и титан соответственно. Когда дело дошло до практики, оказалось, что титан варить никто не умеет, а чугун вообще не варится. Между двумя оставшимися (худшими) материалами спор был тоже долгим, но противники черного проката умело аргументировали, что он ржавеет, и чистить мачту от ржавчины они категорически отказываются (сказался опыт общения с унитазом) На том и сошлись. Мачта будет алюминиевой, но для прочности трехслойной. Изготавливали её недолго и с соблюдением всех технологий – на глаз. Поэтому и получилась она кривая как сабля маршала Ворошилова, тяжелая, но крепкая. Наверное, это единственная мачта в мире, простоявшая на яхте без смены более 40 лет. Книга рекордов Гиннеса, где ты?
Переоборудование яхты и опыт экипажа не преминул сказаться на её ходовых качествах. Яхта пошла.
Ленинградская крейсерская регата 1967- первое место
Муху-Вяйнская регата 1967 – первое место
Балтийская регата 1969 – первое место
Наступил 1979 год. Можно рапортовать советскому правительству. Впервые советская яхта “Балтика” готова победить в парусной гонке заносчивых англичан и смертельных врагов американцев. Почему выбор пал на Фастнетские гонки довольно легко обьяснить. Можно, конечно, было бы отличиться и в “Кубке Америки”. Но, во-первых ждать 4 года, да и участвуют в них только 6-8 государств, среди них классово нечуждая нам Новая Зеландия. А вот победив в Фастнете, мы придушим сразу всех!
Настрой был на победу, и сомнений в общем – то не было. Сильно подняла боевой дух накладная на получение запасов водки и черной икры. Надо ведь достойно отметить выигрыш. Кроме этого с экипажа сняли мерки для пошива парадных смокингов, выдали комплект тренировочных костюмов с надписью СССР, и самое главное, чешские спортивные тапочки “BOTAS". Всё это богатство просили держать наготове и до времени награждения не носить.
Время шло. Яхта стояла у причала в полной готовности. Жены уже напекли пирожков в дорогу. Детишки заготовили красочные открытки. Пионеры провели две торжественные линейки, и готовились к третьей. Осталось только реализовать ту самую накладную и отдать швартовы. И вдруг, команда: “Сдать тапочки “BOTAS” Это было очень серьёзное предупреждение о чем-то плохом. К вечеру приехал человек в костюме с галстуком, подозвал капитана. Все видели, что после короткого разговора капитан запустил руку во внутренний карман пиджака. Именно там, рядом с партбилетом, лежала Накладная! Через минуту человек в костюме уехал. Без всяких слов стало понятно - это крах. Молча выпили, то что спрятали от таможни, закусили жениными пирожками. Знать не судьба.
Много позже стала известна причина столь неожиданной развязки. Фастнетские гонки 1979 были трагическими. Разыгравшийся ураган повредил и утопил много яхт, гораздо более крупных и надежных чем “Балтика”, погибли люди. Организаторы не были готовы к этому. Надо сказать, руководство не часто, но иногда, принимало правильные решения. К 1979 проект 8С R безнадежно устарел, никаких шансов у “Балтики”, конечно же, не было. Кроме этого, несмотря на весь запас прочности, это яхта не для океанских плаваний. Все что ни делается, всё к лучшему. Это понял и экипаж. Ушла тяжесть ответственности. А в период с 1965 по 1980 год было много походов, регат, много впечатлений, много друзей на борту.
“Балтика” на Балтике |
Кижи |
Лето на Рижском заливе |
На пути к Ладоге. Ленинград |
Вторая жизнь (1980-1995)
В 1980 году яхту принял новый капитан Сергей Матвеев.
Спустя 28 лет он побывал на борту “Балтики”. Встреча эта произошла в море, недалеко от п.Пионерский. На таллиннской яхте “Дива” он пришел на регату ”Балтика море Дружбы-2008” Экипаж “Дивы” опытные яхтсмены. Так в далеком 1980 году они составляли костяк “Балтики”. Каково же было их удивление увидеть в море знакомый силуэт яхты, которую они давно считали сданной в утиль. Спутать было трудно. Кривая “сабля маршала Ворошилова” по-прежнему торчала над палубой. Матвеев - капитан старой закалки, офицер запаса, требовательный к себе и экипажу, поддерживающий морские традиции на борту. Конечно, было необыкновенно приятно слышать от него добрые слова о “Балтике. За рюмочкой между заходами в парилку мы услышали о походах и регатах “Балтики” в застойные “восьмидесятые” и пожали руки этим замечательным людям. Дай им бог здоровья.
Оказалось, что наша “сабля Ворошилова” от рождения была гораздо стройнее. А согнула её не только долгая жизнь под парусом, а шквал в Рижском заливе.
Перегруженная парусами мачта не выдержала и сломалась в двух местах ( вот когда злорадствовали сторонники чугунной мачты) Вкупе: финансовые трудности, смекалка и умелые ручки подсказали решение - ремонтировать. Подварили, подстучали, подкрасили, воткнули в палубу. Стоит, радует глаз. Только швы и накладки от операции остались. Но, шрамы украшают не только настоящих мужчин.
Не менее удивительное знакомство произошло несколько лет назад. На запрос в ИНТЕРНЕТЕ о всех, имеющих какую-либо информацию о “Балтике” пришел ответ из Америки от Валентина Степанова. С 1991 года он живет в Нью-Йорке под фамилией Степп. А в далеком 1965 году был юнгой на “Балтике”, и помогал мастеру Сеппу в её постройке, а затем матросом у А.Чернова осваивал парусную науку. Первая яхта, как первая любовь. Часами Валентин по телефону мог рассказывать о ней и своём капитане.
В1993 “Балтика” базируется в Риге в 55 яхт-клубе Балтийского флота.
Причина перехода из таллиннского яхт-клуба не известна. Но тревожные события этого года застали её именно в Риге. Страны Балтии приобрели независимость, воинские части и корабли Балтийского флота выводились с их территории. Богатства много, а сроки ограничены, тут не до яхт. Время смутное. Есть возможность взять, что плохо лежит, тем более, спросить – то некому. Так и “Балтика” осталась у причала без экипажа и без присмотра. Проходил мимо нехороший человек, скрутил блок, другой – стопор, третий - талреп. Четвёртый приехал с краном, снял “саблю Ворошилова”. Яхту залило водой, она села на грунт, вытекло масло и солярка. Казалось всё-смерть. А рядом в таком же состоянии “Арктика”, “Крит”, “Ушкуйник», “Вест”, да кто их считал.
Но служил на флоте тогда замечательный яхтсмен - капитан 1 ранга Горшков В.С. Узнал об этой беде. Собрал группу единомышленников. Добился приёма у командующего флотом адмирала Егорова В.Г. Нашел время Владимир Григорьевич, выслушал и приказал: “Бери Вадим друзей-яхтсменов. Езжайте в Латвию. Действуйте быстро и скрытно. Перегоните яхты в Калининград. Но я тебе об этом не говорил!”
Сказано, сделано. Сборы недолги. Загранпаспортов нет, виз нет, жить негде, а кругом уже не друзья а враги. Ночью работали, днем прятались. К консервам не привыкать. На фронте, наверное , было хуже. Разделили силы. “Балтика” досталась Сергею Короготскому, тоже капитану 1 ранга. Воду откачали, что могли восстановили. Больше проблем было с “саблей”. Уж больно тяжелая. Прикрутили её стальной проволокой, где талрепов не хватило, и затаились ждать благоприятной погоды. Благоприятная – это туман, дождь, снег, землетрясение, попутный ветер, и желательно всё одновременно, чтобы враг не заметил отхода. И надо же - дождались. Видимость – ноль. Крадучись отошли от причала, прошли входные молы. Тихо. Далее в Рижский залив. Как не сели на мель и не разбились о камни молов сейчас не объяснить. GPS, как понимаете, в те времена не было. Из навигации только магнитный компас, ровесник адмирала Колчака и штурманское чутьё. Но ведь не подвело же. Потому как – профессионалы. Уже на выходе из Рижского залива яхты заметили латвийские пограничники. То ли им было лень, то ли они не были информированы, но пропустили без досмотра. И тут новое испытание- шторм. Задуло не на шутку. а всё вооружение держится на честном слове, паруса старые и дырявые, о двигателе только мечтать. Тут самое время запеть “Варяга”. Но только смелым покоряются моря. Дошли. Встретили как героев. Хотя без помпы. Понимали, что лучше поосторожничать.
Зимний ремонт 1994 года и летом восстановленная “Балтика” в походе на остров Борнхольм и шведский порт Карлскруне. Капитан – Сергей Короготский, а матросы- школьница, дочь Марина, и два флотских офицера. Конечно, не обошлось без штормов, порванных парусов, протекающего кубрика. Но без этого плавание под парусом трудно представить.
Конец навигации “Балтика” встретила в Балтийске, у причала местной гидрографии , готовясь к подъёму на берег. Многотонный плавучий кран, подходя к ней, по – флотски, так, с ветерком, умело сманеврировал. Даже дикий мат не смог заглушить треск от пробитого борта и сломанных шпангоутов. Казалось всё, это уж точно приговор. Год простояла яхта на берегу. Сил и средств у экипажа на ремонт уже не хватало. Тогда в 1995 году Сергей Короготский согласился передать яхту другому капитану. Спасибо ему за это. Началась третья жизнь одной яхты.
Третья жизнь (с 1995)
Нельзя сказать, что ремонт яхты очень увлекательное занятие. Во всяком случае, на любителя. Зимний ремонт добавляет к этому изюминку. Ну а ремонт деревянной яхты особенно приятен, поскольку его надо делать ежегодно. Недаром деревянную яхту называют “черной дырой в океане”. Потому как поглощает она средств как настоящая черная дыра. Если об этом ещё не упоминалось, “Балтика”- деревянная яхта. Причем сравнение с “черной дырой” для неё уж очень актуально. Возраст такой.
Не нам судить, но досталась она в надёжные руки. Капитаном стал Сергей Евченко- флагманский штурман соединения надводных кораблей, а его помошниками : Тарасенко Геннадий, Бухалин Игорь, Андреев Владислав, Зубарев Алексей, Бутко Борис, Жинжиков Игорь. Все флотские офицеры, энтузиасты и умельцы. Кто по снабжению, кто “самоделкин”, но делали общее дело. К весне 1996 “Балтика” на воде под флагом ВМФ. А в 1997 году дальний поход с визитом на о.Борнхольм.
Поход на остров Борнхольм
Кто читал о приключениях яхтсменов «Гоу ту Хайфа» или «Русские идут» может не читать этот текст. Надо только поменять название яхты …….. на « Балтика».
Главная трудность в подготовке это был срок. Готовность к 1 Мая. Потому, как поход был групповой, с идеологическими целями, да еще под руководством командования флота. А это много стоит. Отряду яхт Балтийского флота надлежало выйти из Балтийска, пересечь Балтийское море, зайти в несколько портов на острове Борнхольм и принять участие в возложении венков на братской могиле советских воинов.
План похода |
“Человек-лягушка” |
Попутно ставились задачи по изучению будущего театра военных действий. И уж совсем щепетильное задание по обследованию острова Кристиансе, где по данным военной разведки сосредоточена крупнейшая и секретнейшая ракетная база. Для чего в состав экипажа «Балтики» был внедрен «человек-лягушка» или «морской котик», как кому нравится.
Все отлично понимали, что сроки не реальные, но даже подумать об их переносе страшно. Тут вопрос политический. Кроме этого, другого шанса пойти в дальний поход у военных яхт просто не было. Надо отдать должное командованию флота, что за суетой дел, в процесс подготовки яхт к плаванию оно почти не вмешивалось. За что огромное спасибо.
Правда, не обошлось без курьезов. За несколько дней до отхода нагрянула комиссия с проверкой готовности к выходу. Это были достойнейшие специалисты: механики, связисты, навигаторы, химики – дозиметристы и даже представители ракетного и минно-торпедного отдела. Свое дело они знали крепко и отталкиваясь от постулата: « никто и никогда не готов к выходу в море, необходима повторная проверка» приступили к работе. Кто не в теме, объясню. Смысл такой работы прост и особого творчества не требует. Собирается комиссия из тех, чье отсутствие в течении рабочего для , не отразится на обороноспособности страны. При себе они имеют записную книжку, авторучку и заранее разработанный стандартный «Контрольный лист проверки готовности надводного корабля (подводной лодки) к выходу в море» Далее в нем напротив необходимой строки ставится крестик или минус. Такая вот творческая работа.
Доклад по результатам работы комиссии был разгромный. На яхтах отсутствовали тяжелые водонепроницаемые двери, были проблемы с маркировкой пожарного и кухонного оборудования, наличием бирок замера сопротивления изоляции. Плохо обстояло дело и со свежестью боевых листков. Экипажи слабо знали действия при радиационной и химической опасности, не выполнили норматив по приему азбуки Морзе и одеванию противогаза, а на отдельных яхтах даже не представляли политической системы датского королевства и степень участия в ней коммунистов ( видно у политработника был контрольный лист еще из тех времен). Особенно умилил ракетчик и минер. По их мнению никто не знал правильное название запчастей пистолета – ракетницы, и совсем не помнил ТТХ якорных мин вероятного противника, возможно установленных вокруг секретного острова Кристиансе.
Устройство ракетницы |
Секретная ракетная база Кристиансе |
К чести командования весь этот бред остался без внимания. Яхты были допущены. А между тем на «Балтике» не работал двигатель, самому молодому, штопанному-перештопанному парусу исполнилось 30 лет. Даже африканские рыбаки постеснялись бы поднять его на своих пирогах. Вдобавок яхта нещадно текла, а кормовой люк вообще не закрывался.
Желание участвовать в плавании было столь велико, что мы серьезно уговаривали технического яхтенного инспектора допустить нас к переходу без установки мачты. Пообещав ему обязательно прикрутить ее до отхода . Он, конечно, покрутил пальце м у виска и дал нам сутки на устранение. В ночь 30 апреля мачта была отремонтирована и под проливным дождем подтащена к борту. Договорились с командиром ближайшего эсминца поднять ее для установки. Но, о ужас, оказалось, пока мачту (300 килограмм) волоком тащили к месту установки, из неё посыпались все оковки и крепежные пальцы. Два часа ночью с фонариком мы обследовали ближайшие лужи (достаточно глубокие), искали эти злосщастные пальцы. Но к утру, мачта была на месте. Проверку мы прошли.
Чудны балтийские лужи в майскую ночь |
Особо трогательно проходила церемония погрузки имущества перед отходом. В плавание готовилось пойти 9 человек, вместо 6 по штату, на которых хватало места. Оставшиеся трое заверили, что спать они вообще не будут никогда. Им поверили.
Каждый старался взять в плавание дорогие его сердцу вещи: всю теплую одежду из гардероба, всевозможные плащи, куртки и штаны. Танковый шлем, чтоб не биться головой, фотографию любимой собачки, чтоб не скучать по дому. Конечно несколько пар обуви: для торжественного приема у королевы (а вдруг), для похода в город, игры в футбол, естественно болотные резиновые сапоги. Плюс обязательный комплект парадной офицерской формы. А это брюки, пиджак, ботинки, фуражка, кортик и медали. Отличился «человек-лягушка-котик» Он подъехал на армейском грузовике и притащил, кроме всего перечисленного, два акваланга с комплектами запасных баллонов, гидрокостюм, маску, ласты, ящики всевозможной пиротехники и трубу для запуска противотанковых ракет ( на всякий случай) Что он хранил за пазухой, мы уже не интересовались.
Также было погружено немереное количество продовольствия, что поесть и чем закусить. Мамины огородные заготовки, малосольные и соленые грибочки, помидоры, огурцы, зелень, сладкое к чаю и острое к борщу. Особо бережно разместили стеклотару. Яхта погрузилась почти до борта.
На церемонию напутствия перед стартом, несмотря на некоторую неоднородность, экипаж выстроился как положено. Капитан на правом фланге, далее по росту. Еле уговорили «человека-лягушку» не одевать ласты. Он заявил, что без них чувствует себя некомфортно, но ради торжества момента готов их на полчаса снять. Сам этот момент был не очень торжественен. Начальство сказало, что завидует нам, отправляющимся в развлекательное плавание, оставляя их здесь работать в душных кабинетах. И чтобы мы не расслаблялись, по приходу жестко потребует отчета обо всем. Забегая вперед, отмечу, что слово свое оно сдержало. На удивление, не была затронута тема про облико-морале и известную тягу русского человека. Видно времена и впрямь меняются.
прощание “славянки” |
Еще менее торжественен был отход от причала. После команды «по яхтам» эти самые яхты долго болтались хлопая парусами в безветренной зоне внутри гавани. Моторов у «Аскольда» и «Каравеллы» не было, а на «Балтике» был, но не работал. Лишь флагманская моторно-парусная яхта «Святой Петр» монотонно урча двигателем, к удовольствию ее капитана и флагмана похода, по плану вышла за молы. Естественно, они раньше других приступили к ритуалу встречи с морем. Разлили по первой….
С берега вразнобой, негромко и не долго кричали «счастливого плавания», плакали чьи-то женщины и смеялись дети.
С выходом из входных молов Балтийска задул уверенный попутный ветерок и вся экспедиция быстро нагнала флагмана. Пока шли вместе радостно приветствовали друг друга. Естественно на всех яхтах повторили действия флагмана и тоже разлили по первой.
Вскоре ветер посвежел и яхты едва наблюдали друг друга. Флагман приказал всем держаться кучнее и поддерживать радиосвязь. Но с дисциплиной оказались проблемы, да и возможности радиостанций им были явно завышены. Все стремились первыми подойти к Борнхольму. Через два часа экспедицию раскидало по всему морю, началось автономное плавание.
Совместное плавание |
Ночью задуло еще сильнее, шквал сменялся шквалом. Взяли рифы на гроте. «Балтика» чувствовала себя уверенно, но внутри ничего общего с флотским порядком не было. Нещадно текла палуба. Те , кто обещал не спать вообще, естественно первыми завалились на койки. Остальным досталось менее комфортное место на палубе. «Человек-лягушка» одел водолазный костюм и сказал: «что ему комфортно как никогда, просьба не тревожить и будить только когда нужно будет совершить подвиг». Трюм потихоньку стал наполняться водой, в которой либо плавали, либо тонули запасы продовольствия. Подвахтенные периодически эту воду откачивали ручной помпой. В общем, все как у людей, в развлекательном плавании.
Глубоко за полночь, при очередном шквале, лопнула оковка бакштага. Пришлось делать поворот оверштаг. Теперь новый курс вел уже не к желанной цели, а в сторону берега. Это довольно серьезная авария. Нужен был «герой», для ее устранения. Разбудили «человека-лягушку». Его ужасно разозлило, что снова придется снимать ласты. Чертыхаясь он вылез на палубу. Задача была довольно проста. Снять и заменить сломанную оковку, либо просверлить отверстие для новой. Старая оковка не снималась и решено остановиться на втором варианте. Несколько затрудняло его реализацию отсутствие дрели и сверла. Но к утру, наш «Ихтиандр» перочинным ножичком расковырял необходимую дырочку в бакелитовой палубе и пятисантиметровой дубовой вставке. Туда вставили новую эрзац оковку, завели бакштаг. Это избавило яхту от кораблекрушения или захода в порт Владыславо для укрытия.
Другие яхты тоже имели незначительные повреждения, а на «Каравелле» при замене стакселя он улетел за борт.
После восхода Солнца ветер стих. Подняли спинакер и бодро побежали вперед. Настроение было прекрасное.
прекрасное настроение |
Вдобавок к обеду догнали «Каравеллу» и некоторое время шли вместе. К этому времени определились с вахтами. Все держались бодро, только молодой юнга не вставал с койки. Ему прощалось и отсутствие на вахте и «воровство» конфет. Провели ревизию спиртного. Оказалось, что осталось еще много. Чудесная видимость позволяла наблюдать маяк Розеве. Жизнь налаживалась.
налаженная жизнь |
По вахте было приказано каждые четыре часа определять место яхты и записывать его в вахтенный журнал. В течении двух суток в журнале была одна запись «Находимся около маяка Розеве». Объяснялось все просто, уж очень далеко его видно.
Прошло двое суток плавания, а мы еще на пол пути до Борнхольма. Ветер стих, лодка тяжелая, а парусов маловато. Наши друзья уже на подходе к порту. А тут еще встречный ветер задул и усиливается. Зарываемся в волну и медленно движемся вперед. К обеду задуло серьезно. Волна до трех метров. Стоим на месте. Яхту сильно заливает и бьет носом. Внутри полный ад. Укачиваются и самые выносливые. Вдобавок ужасно холодно, вся одежда мокрая насквозь, ни рыбацкие “чудо-плащи”, ни резиновые химические комплекты не спасают. Капитана одели во все, что сохранило остатки тепла и сухости и на руль. Рядом «человек-лягушка» Ему в кайф. Остальные внизу в полуобморочном состоянии, некоторые уже умерли. Их не хоронили. Часа через три стало невыносимо. Капитан решил лечь по волне, вооружить плавучий якорь и спустить паруса. С трудом, из под завалов продуктов, откопали плавучий якорь. Завели его с кормы. Это позволило держать яхту по волне и уменьшить скорость дрейфа. Получилось на удивление удачно. Но при спуске переднего паруса запутался фал. Парус все-таки спустили, а вот поднять его уже не получится. Всю ночь дрейфовали по волне. Но этот курс вел от намеченной цели, не столь близкой , сколь желанной.
плавучий якорь |
Только на следующее утро стало стихать. Выбрали плавучий якорь. Надо бы поднять паруса, а для этого лезть на мачту и распутать фал. Все посмотрели на «человека-лягушку» Он сказал, что одного подвига в сутки с него достаточно, и перевернулся на другой бок. Долго пытались задобрить его, пообещав даже разрешить стрельнуть из гранатомета. Без результата. Капитан назвал его просто лягушкой, но он даже не обиделся.
Да не пошли бы вы все, со своей, к ……матери |
После нескольких минут отчаяния штурман Гена взялся обреченно дергать за фал. И примерно через час, о чудо, фал распутался. Подняли паруса и очень бодро побежали уже в нужном направлении. Гене выдали жетон за доблесть. По этому поводу накатили.
Осталось как-то информировать флагмана, что мы еще не утонули. Связь не отвечала, потому как далеко. Все яхты уже зашли в порт. Флагман пил пиво, оттягивая до последнего доклад на КП флота о нашей гибели. Выручил датский военный патрульный корабль “Самсё , который вовремя, как рояль в кустах, оказался на нашем пути. Через него и передами сообщение в порт , а там и до флагмана похода.
Яркое солнце, водяные брызги и адреналин от скорости. Это запомнилось надолго. Уже на виду острова сцепились с датской яхтой, долго шли рядом и перед входом в порт наконец обогнали ее Мы же российские моряки-герои. Очень расстроились позже узнав, что на той яхте просто совершала морскую прогулку датская семья. Он, она и их двухлетняя дочка.
В порт зашли без особых трудностей, и в лавировку под парусами (в нарушении портовых правил) эффектно ошвартовались у причала торговой гавани Ренне, рядом с флагманской яхтой. Нас даже не ругали. Было понятно, спасибо хоть не утонули. Этот шторм был поворотным событием. Капитан и экипаж поверили в «Балтику». Уже у причала удалось завести двигатель. Что вызвало небольшой инцидент. При запуске двигатель так громко «кашлянул» и выпустил такое черное облако, паровой броненосец – покурит. Героем стал Леша и опять Гена. Им по жетону за трудолюбие.
жетоны даром не даются |
Было утро 6 Мая. А в обед по плану мероприятий товарищеский матч по футболу между русскими яхтсменами и командой острова Борнхольм. Флагман сказал, что явка первых обязательно. Возражать было неловко. Хотелось выпить и лечь спать, но пришлось мобилизоваться. Напялив поверх шерстяных кальсон и свитеров спортивные трусы, поехали в автобусе на стадион. Было жутко холодно, шел мокрый снег. Даже экипажи наших яхт, зашедших в порт два дня назад, выглядели блекло, не говоря о нас. Особенно, когда на футбольном поле нас встретили местные игроки. Огромные молодые парни, в одних трусах и майках, да еще и улыбаются. Им было хорошо.
К середине первого периода счет был 10 : 0 . Главная надежда нашей команды «человек-лягушка» опять подкачал. Он, конечно, неудержимо носился из конца в конец поля, метко и много бил по ногам, громко кричал матом, чтобы ему дали пас. Но датчане его не понимали, наши мячом не владели вообще, поэтому пас ему так и не дали. К концу первого периода, когда он травмировал половину игроков обоих команд, судья с позором удалил его с поля.
лидер нашей команды |
сами понимаете- главное участие! |
Во втором тайме команды поменялись воротами. Нам заколотили еще столько же мячей. В результате в каждые ворота было забито по пятнадцать мячей, и была признана ничья 15:15 Всех это устроило. Мы выпили за дружбу, датчане от рюмки вежливо отказались, сославшись на усталость.
Вернувшись на яхту все завалились спать. Помните, шесть коек девять претендентов, но как-то разместились. На следующий день был небольшой переход в порт Алинге, куда пришли глубокой ночью. Почти не отдохнув, с утра переоделись в парадную форму, мятую, мокрую, вонючую, но блестящую. По пути на кладбище немного просохли и вроде выглядели ничего. Процедура возложения венков была скромна, но торжественна. Русских погибших чудо-богатырей датчане искренне уважают и ухаживают за их могилой.
вечная память русским чудо-богатырям |
К обеду встретили на борту российского посла в Дании и главу православной церкви в западной Европе. Капитану вручили в подарок часы за 2 доллара. Очень трогательно. Остальным пожали руки. Мы же со своей стороны проявили подлинное гостеприимство. Расстелили перед входом на трап ковер, прикрыв причальную лужу. До этого ковер украшал капитанскую койку. Нарядили Гену в дубленку, вывернув ее наизнанку. Привязали к нему поводок и приказали не выставляя головы на показ периодически грозно рычать. Получилось очень похоже на русского медведя. Поводырю вручили банку соленых огурцов с чесноком. Рядом построились капитан и экипаж в парадной форме, все обвешаны медалями и кортиками. Ждали посла у трапа.
Сначала охрана хотела убить медведя, связать поводыря и отнять огурцы. Но посол сообразил, что это не провокация, воспринял все как добрую шутку и принял банку с огурцами. Охранники тоже заулыбались. Гена в третий раз отличился и получил очередной жетон. Такова правда жизни, капитану – часы, послу - огурцы, Гене - жетон.
Встреча российского посла в Дании |
Потом пошли гости попроще. Представители мэрии, военные, главный пожарник и эколог. Выпили и закусили. Еще осталось. Уже глубоко за полночь, когда за пожарником и экологом пришли жены, организовали прием для жителей города. Гена, ссылаясь на разрешение “друга пожарника”, развел костер на причале, и в пожарном ведре сварил великолепные русские щи. «Человек-лягушка» при этом бегал по причалу, стучал себя кулаком в грудь и требовал женщину. Не получив взаимности, стал залезать на отвесную пятиметровую стену, спрыгивать вниз и залазить обратно. Потом с разбегу запрыгнул на мачту, и как был в тужурке с кортиком, забрался на самый верх. Эффект был ошеломительный. Он, гад, конечно, это понял и слезать вниз категорически отказывался, продолжая пожинать аплодисменты. В самый разгар веселья подошел капитан. «Человек-лягушка» сник, спустился вниз, получил очередную «черную метку» и обещание больше никогда на яхте в поход не брать. Это повлияло.
Потом были песни под гитару. Многие, неожиданно для себя, заговорили по-датски. Притихший «человек-лягушка» несмело затянул «батяню-комбата». Его поддержали и простили. Борщ закончился только к утру. Но народ не расходился, пели и танцевали. И было настоящее единение народов и душ.
батяня - комбат… |
К обеду подошел заметно помятый пожарник и забрал свое ведро, ворча что-то по-английски про костер на причале. За этот праздник весь экипаж был удостоин поощрения, включая «человека-лягушку»
Оставив гостеприимный Алинге, пошли на остров Кристиансе. А с берега нас провожали датчане, много людей и фольклерный ансамбль играл для нас «очи черные».
С попутным ветром через три часа уже стояли в гавани Кристиансе. При швартовке слегка ударили яхту «Нево». Разбили ей спасательный круг, но откупились бутылкой водки. Это омрачило не сильно, так как у нас с собой было.
Остров Кристиансе такой маленький и такой суровый для жизни, что хотелось даже пожалеть местных жителей и подарить им какие-нибудь подарки. Благо жителей этих было совсем немного. Женщинам – сувениры, детям-леденцы, мужчин не было - они все в море. На шум подошел губернатор этого клочка земли. Разогнал народ и все наше радушие перевел на себя. Он долго ругал правительство, которое отправило его, такого хорошего, сюда. Пароходную компанию, несвоевременно доставляющую снабжение. На острове нет ничего: ни земли, ни деревьев, ни воды, все привозное. Досталось даже местной рыбе, которая гадина, слишком хорошо ловится, девать ее некуда, и приходится выбрасывать в воду. Из-за чего все дно гавани засыпано многометровым слоем трески и камбалы. Говорил он по-датски, но через слово fa ск и sheet . Так что мы, в общем-то, суть схватывали. Минут через пять стало понятно, что нужно скрасить жизнь человеку. На предложение выпить он, кстати, не отказался…
После третьей, как ни парадоксально, возникла языковая проблема, так как fac к произносилось все реже, а других английских слов мы не знали. Красиво выйти из положения можно вручением подарка. А что дарить? Открытки и леденцы уже закончились, а дарить водку губернатору – дурной тон. Выручил, неожиданно, «человек-лягушка». Он залез в карман, вытащил оттуда кусок янтаря размером в хороший кулак, потер его как яблоко, и протянул. Типа: «Вот тебе и заткнись» Губер , казалось, прочитал эту мысль, взял янтарь и тут же удалился.
Поскольку остров имел размеры сто на триста метров, обойти его по периметру заняло не более одного часа. «Человек-лягушка», выполняя ответственное задание по поиску секретных ракетных батарей, облазил и переворотил все камни и валуны, но входа в военную базу так и не обнаружил. У него остался только один шанс - найти этот вход под водой.
Голод собрал весь экипаж на причале. Провели ревизию продуктов и неприятно удивились. Не так-то уж и густо в закромах. Что съели, что испортилось, что ушло на угощению «к борщу». Разложили остатки на причале и решали: « съесть оставшуюся банку тушенки сегодня или растянуть на неделю?» От грустных мыслей отвлек какой-то скрип. Смотрим, стуча по камням, к нам тащит груженую тележку знакомый губер. Широко улыбается, машет руками. Наверное, помощи просит. Русские моряки, конечно же, губера в беде не оставят. Помогли, подкатили тачку. Оказалось, что это подарок для нас. Глянули, а там!!! Тачка доверху набита продуктами. Два ящика свежей трески, ящик камбалы, несколько ящиков пива, водки и еще чего-то. Губер, как мог, обьяснил, что это для нас, от датской королевы, датского правительства и от него лично. Быстро разгрузили тачку. Кого на чистку картошки, кого на варку, кого на разлив. Угостили ребят с наших яхт. Друзей надо помнить. Начали гулять… Лучше острова Кристиансе пока не видел
подарок от “датской королевы” |
губернатор острова Борнео |
Столь щедрый подарок нашел объяснение позже. Оказывается, на этот кусок янтаря в Дании можно купить небольшой домик на берегу и бросить к черту нелегкую губернаторскую работу.
Утром, для оздоровления головы, пошел прогуляться по берегу. Глядь, за береговым валуном, сидит грустный, грустный Гена. « Гена, что случилось?» А он в ответ: « Знаешь, понял я смысл жизни. Хочу сюда, губернатором!» Так и стал он с тех пор « губернатором острова Борнео»
К полудню народ восстановился. Под остатки губернаторской ухи и «щучью голову» «человек-лягушка» вспомнил о своем воинском долге и поиске секретной базы. Безуспешно капитан и весь экипаж пытались убедить его отказаться от ныряния в гавани. Даже ссылки на международное морское право не помогли. Чтобы не было конфликта, решили так. Мы уроним в воду кастрюлю. Капитан попросит у губернатора разрешение всего разочек нырнуть и вытащить ее. А в это время «человек-лягушка» быстренько обнаружит и заминирует вход в секретную базу. Если, конечно, даст честное слово, сделать все быстро и незаметно. Складывалось все очень хорошо. «Человек-лягушка» не задумываясь дал честное слово, а губернатор, естественно, ( он пил с нами всю ночь) своему русскому другу отказать не мог.
Ну и друг нырнул… Из книжек мы знали что человеку под водой нужен воздух, без него, никак. Но наша «лягушка» это устоявшееся мнение опроверг…
Минут так через пятнадцать, мы обнаружили, что его нет за столом. Потом кто-то вспомнил, о пропавшей кастрюле, каких-то разговорах о международном праве. Были даже такие, которые пытались связать эти два события. Но логическая цепочка не складывалась. Кастрюли и «лягушки» не было, а акваланг был на месте. Сомнения зародились через полчаса, поскольку вместе с «лягушкой» исчезли горячо им любимые ласты и один из ящиков с пиротехникой. Отсутствие ласт и натолкнуло на страшный вывод: « Нырнул и утонул» Что делать? Стали ощупывать дно отпорным крюком, тралить якорем кошкой. Наверное, шуму было много, потому как через минуту на поверхность всплыли пузыри, а затем и весь «человек-лягушка». Он выдохнул остатки воздуха, и попросил шуметь не так сильно, а главное не бросать «кошку», а то можем оборвать очень ценные провода. Еще он сказал, что уже почти нашел кастрюлю, и обязательно поднимет ее. Но для этого ему нужно передать такой зеленый, деревянный ящичек, который лежит у него под койкой, а также проводки и маленькие часики. И чтобы его не выгнали из воды задобрил серебряной ложкой, поднятой со дна.
После этого, примерно через минут двадцать , он вынырнул еще раз. Передал фарфоровую тарелку, связку утопленных яхтенных дельных вещей и пожаловался, что здоровье уже не то, и все же придется надевать акваланг. Ну с аквалангом то любой дурак сумеет! Мы здраво рассудили, пусть ныряет и достает нам греческие амфоры, испанское золото и пополняет комплект яхтенной посуды.
Позже «человек-лягушка» признался, базы так и не нашел, но на всякий случай, потенциальный вход в нее надежно заминировал. А задержался, потому, что подпиливал сваи и перегрызал какой-то кабель. И главное сдержал слово данное капитану. Итак, кастрюля была спасена. А «человек-лягушка» выполнил свое задание, и вновь стал героем.
Стояночные дни на Кристиансе прошли и наше плавание продолжилось по плану. Но тут вмешался Генеральный штаб. Оказалось, наш флагман все же доложил на командный пункт флота, что яхты не смогли при переходе держаться друг друга, и это затрудняло управление ими. Поэтому мудрые адмиралы решили: « всем идти вместе, строем с песней и одной скоростью, равняясь на самую тихоходную» А для обеспечения связи и безопасности ради пустить рядом большое океанографическое судно «Адмирал Владимирский», возвращавшийся с боевой службы из Атлантики и на свою беду случайно оказавшееся в нашем районе. Вот им подарок. «Владимирский» после многомесячного плавания, вместо прихода домой, будет тащиться с нами скоростью два узла от Борнхольма до Балтийска.
Обратный двухдневный переход был приятным путешествием. С попутным слабым ветром, яхты, часто сближались, подходили друг к другу, обменивались остатками продуктов и спиртного. Почти как в первую мировую войну братание на российско-германском фронте. На общем фоне расслабления капитан сделал ошибку, о которой сильно потом пожалел. Он разрешил «человеку-лягушке» сделать небольшой праздничный салют. Сами догадались, что он этого часа ждал долго…
Нельзя сказать, что взрыв был уж очень мощным, во всяком случае не все мировые сейсмические станции его зафиксировали. Но визуальный эффект удался. Грибовидное облако медленно поднималось над «Балтикой» Ударная волна ударила в паруса и покатила рябь по морю. Звук раздался попозже. Тут и пришло осознание ужаса, что мерзкая «лягушка» всех подставил, и по ошибке (а может и нет) зарядил совсем не ту боеголовку. Сразу вспомнились Хиросима, «Кузькина мать» и первичные действия: - лечь за укрытие, ногами в сторону эпицентра взрыва, надеть противогаз и закрыть голову руками.
праздничный салют |
Увидев над морем «ядерный гриб» заметалось начальство на «Владимирском». Бросились передавать сообщение о ядерном нападении. Спасло то, о чем предупреждал химик на разборе подготовки к походу: « Экипажи слабо знают действия при угрозе радиационного заражения и сигналы химической тревоги» Сообщение о «ядерном нападении» так и не смогли передать, а к тому времени «ядерный гриб» растаял, и над Балтикой опять засветило солнце. И только багровое небо на горизонте и злорадный оскал «лягушки» напоминал о «праздничном салюте» Об инциденте никому не докладывали, так как у всех рыльце было в пушку.
В Балтийск заходили с утра при чудесной солнечной погоде. За время похода зацвели яблони, распустились листья на березах, и все благоухало. А ведь десять дней назад и намека на зелень не было.