ЛИИ
Сегодня государственная функция привела меня в ЛИИ имени М.М.Громова в городе Жуковском.
ЛИИ – уникальная организация, не имеющая аналогов в мировой практике. В настоящее время ее функции, в основном, сводятся к сертификационным испытаниям – без заключения института невозможно получить сертификат летной годности от МАК. Принятие на вооружение новых образцов авиационной техники тоже невозможно без заключения этого института, основанного легендарным летчиком и инженером М.М.Громовым. Его фотографии – на стенах, календарях, уличных стендах, - везде на территории института.
Сейчас ЛИИ на подъеме, но разруха «благословенных» 90-х годов не прошла стороной – с 11-12 тысяч работников коллектив сократился до примерно 3-х. Хозяйство института грандиозное – знаменитое аэродромное поле, та часть, где проводится МАКС, только малая его толика, огромное количество ангаров и других зданий разного назначения. Люди здесь работают хорошие, знаменитый летчик-испытатель летчик-космонавт Герой Советского Союза Волк, учивший здесь летать «Буран», для многих просто Игорь. Некоторые деды помнят Гагарина, который тоже соприкоснулся довольно плотно с ЛИИ, был здесь частым гостем – и по службе, и так, к друзьям приезжал. Летчик испытатель института Гарнаев, летавший на турболете, освоивший более 120 типов летательных аппаратов, был его другом.
Забавное - при мне группа ветеранов звонила Магомеду Толбоеву, чтобы поздравить его с успешным дебютом на телевидении в качестве доверенного лица всенародно любимого главного кандидата))
Для снижения уровня административного волнения, связанного с нашим приездом )))), я попросил показать нам музей, но поступило предложение посмотреть Сухой-СуперДжет – О-О-О! Конечно! – и мы поехали к «сухим».
На территории ЛИИ в отремонтированном по высшему классу старом здании разместился центр подготовки пилотов и обслуживания тех нескольких экземпляров СуперДжетов, которые выпущены в эксплуатацию. Сухой СуперДжет очень неоднозначная машина. Но те специалисты, которые сегодня общались со мной, отзываются о нем как о прорывной машине, работы над ним определят весь облик нашей гражданской авиации в будущем. Такая подробность – это первый в нашем авиастроении самолет, который не имеет бумажных чертежей – он полностью сконструирован с помощью методов компьютерного проектирования и вся информация хранится в виде цифровых файлов. На самолете полностью отсутствуют механические привода – и это тоже впервые, многократное дублирование различных схем и систем должно гарантировать безаварийную эксплуатацию.
В ангаре стоят три машины, проходящие различные регламенты. Вот вид в кабине одного из них.
Крупным планом – дорогой сердцу магнитный компас.
Самый первый полетевший СуперДжет.
Тренажер, на котором отрабатываются различные варианты спасения и оказания помощи.
Уникальный французский тренажер с шестью ногами гидроэлектроприводов, позволяющих сымитировать даже ускорения. Фирма разрабатывает и поставляет тренажеры самого различного назначения, включая морские.
Вид сверху.
Вход в кабину тренажера. Перед началом тренировки сходня поднимается вертикально.
Вид в кабине – ВПП аэропорта Цюриха.
Другой тренажер – отечественный. За 15 минут перелетели из Шереметьева во Внуково над Москвой.
Я снял несколько видеофайлов и соединил их в некое подобие видеоклипа.