Протекторная защита
...Еще петух не успеет прокричать трижды,
как вы от Меня отречетесь...
Евангелие
Отдавая интернациональный долг, атомная подводная лодка ртм-проекта дотащилась до губернаторства Дохлак и, обессилев окончательно, встала надежно, как вкопанная, в межпоходовый ремонт.
Есть в Красном море такой архипелаг Дохлак, принадлежащий борющейся Эфиопии. Дословный перевод - "гиблое место". Знаменито тем, что итальянские фашисты содержали там тюрьму без охраны. Сидел там и советский разведчик Маневич. А наши "умники" соорудили там военно-морскую базу с двойной охраной: ближняя - советский морпех, и дальняя - эфиопская народно-освободительная армия.
Видать, среднего не дано. Или бухта Провидения на Чукотке с минус шестьдесят в полдень полярной ночи, или Дохлак с плюс шестьдесят на солнце(тени там вообще нет). Если надо устроить ад на поверхности Земли, то лучшего места не найти! Небольшой остров с бухтой и узким мелким входом, открытым на два часа во время самого высокого прилива (так повелось с Порт-Артура). Справа - великая Аравийская пустыня, слева - еще более великая Сахара. В искусственной тени круглосуточно плюс сорок пять, прикосновение к железяке на солнце вызывает ожог, а бумага в консервной банке самовозгорается. Вода в бухте - плюс тридцать восемь, кишит акулами, муренами, скатами; все это в прозрачной пучине шевелится и жрет друг друга. Тюрьма - яма с навесом, и там хорошо. На берегу сидят облезлые грифы и ждут падаль. Из растительности - только колючка, это что-то вроде колючей проволоки, но поострей.
Но если уж в этом аду срочно нужно создать зону строгого режима - пожалуйста, тащи туда РТМ и загоняй народ в прочный корпус. Пароэжекторные холодильные машины рассчитаны на двадцать восемь градусов забортной воды, а при 36 снижают температуру рабочей воды минимум до тридцати. Этого, конечно, крайне мало, вот тебе котел в аду и приготовлен. Кто нам эту базу подсунул и за сколько?
Но интернациональный долг выполнять надо? Надо. Нас сюда партия послала, все вокруг коммунисты и комсомольцы, и значит, от ремонта нам не отвертеться. Мы еще в долгу перед освободившимися и освобождающимися народами Азии и Африки. В конце концов, ведь и домой на Камчатку как-то возвращаться надо, а лодке нужен ремонт.
Вот и дали нам на него тридцать суток - этакий межпоходовый отдых, совмещенный с работой. Щедрость, конечно, неслыханная, но солнце она не затмила.
Пока Родина-мать с трудом собирала по Союзу нужные запчасти да детали и загружала их в Грозном на борт Ту-154, начали с малого, что имелось на базе - с протекторной защиты.
Протекторная защита оберегает стальной корпус лодки от коррозии. За время длительных скитаний по подводным орбитам в чуждой агрессивной среде наши протекторы - а это такие цинковые болванки размером чуть меньше булки хлеба - в надстройке стали похожи на сопли малыша из ясельной группы.
Механик, сорокалетний латыш, вызывает технического обеспечителя, КГА ГЭУ, в центральный и с прибалтийским акцентом вежливо начинает инструктаж. Вежливо не потому, что латыш, а потому что слаб в специальности. И вообще, протекторная защита корпуса относится к дивизиону живучести, а не движения. Обеспечитель сразу смекнул - что-то не так.
- А где заявка, накладная, доверенность?
- Ну, идите, там сделаете как-нибудь... Вы же капитан-лейтенант, все знаете, все умеете...
Комплимент начальства немного снял агрессивность с технического обеспечителя.
- Сколько выписывать?
- Ну... возьмите... сколько получится. Главное - чтобы получилось. Понимаете? Мало будет - еще возьмем, много - за борт...
Что ж, в логике папаше (так за глаза называли нашего механика) не откажешь.
- Последний вопрос - марка протекторов?
Папашка опускает глаза и нервно пытается ухватить и выдернуть щетинку из бороды. Во где собака зарыта!
- Ну... сходите, где они там... посмотрите. Я, честно говоря, не помню.
- Ха! Так там не то что марки, там протекторов нету! Надо спросить третий дивизион. Или поискать описание в секретке.
- Секретчик занят - печатает отчет замполиту. Третий дивизион не знает, я спрашивал. А я... не могу я все упомнить!
Во истерику закатил. Ладно, черт с тобой, прихвостень замполитовский. Можно подумать, ты ее знал когда-нибудь.
Папашка хорошо разбирался только в коэффициентах полярных надбавок, пенсиях, льготах, всевозможных благах и мечтал их делить среди своих подчиненных. "За благами будете в последнюю очередь!" - безжалостно произносил механик, когда все меры убеждения заканчивались. Кто был первым в этой очереди, можно только догадываться, но последнего знали всегда. Этим бравировали и даже гордились, потому что благ особых не было, получку тогда платили день в день, а папашку считали малость... того... Он это знал, но не шибко печалился, был преданным слугой партии - ходил под замом несмотря на равенство в окладах. Должность и звание при нем, а остальное... Остальное уже и ни к чему перед пенсией. Эта мудрость приходит с годами.
- Что ж, возьму какие будут.
- Нет, вы ничего не поняли! Я узнавал (по телефону, конечно), там есть двух типов - большие и маленькие, ну поменьше такие. Поняли?
Ну дает! Обеспечитель начал заводиться.
- Так какие - маленькие, большие или поменьше? - цирк так цирк.
"Люксы" повысовывались из своих рубок посмотреть на коронный номер механика "за благами в последнюю очередь". Но папашка решил обойтись без цирка, видать, и впрямь поджимало. Заговорщицки:
- Знаете, а возьмите и тех, и других. - Инструктаж затянулся, прибалтийское терпение кончилось.
- Сколько?
- Ну посмотрите на месте! Вы же умеете соображать, когда захочете! (Намек?) Сварщики уже начали срезать старые, а у нас еще конь не валялся! Идите, и как доставите, мне доложите, мы тут вам не на курорт приехали!
Ну, твою мать, еще и доставить. Тут же на все губернаторство - два осла. Ладно.
- Ну, есть, понял! Принесу по куску: большой и маленький.
- Нет! Приваривать надо уже! Понимаете?! Сварщики уже работают! Доставите для сварки. Пусть приваривают, что хотят. Не срывайте нам план ремонта и дальнейшей боевой службы!
Во куда хватил, малохольный! Секретчик заму отчет о походе печатает, ты "поди туда, не знамо куда, принеси то, не знамо что"? И пошел он, солнцем палимый.
У нас в Союзе, чтобы на руки накладную получить, надо обойти всю канцелярию: начальника техотдела, инженеров-техобеспечителей, начальника канцелярии... Здесь всех сразу сочетал в себе старшина 2 статьи срочной службы, который даже привстал при входе капитан-лейтенанта. Это понравилось и вселило надежды.
- Сидите, сидите. Я техобеспечитель с такого-то заказа. Курите?
- Так точно...
- У меня "Ту-134", угощайтесь.
Покурили в канцелярской прохладе. Попил холодной воды из-под кондиционера. Накладные готовы: на большие - за воротами в ящиках налево, на маленькие - тоже налево, но дальше, вглубь двора.
- Хорошо, я пошел.
- Тащ, а как будете доставлять?
Интересный вопрос. По уставу - положено машинами базы. Но это заявку за сутки, и чего-то там еще, и в результате - хрен на выходе.
- Да тут недалеко, метров триста. Наверное, цепочкой-конвейером...
- Тащ, а вы сходите в автороту, машину возьмите там.
Во чудеса! А что, схожу и возьму! Вот папашка очумеет! С провизионки деликатесов затребую - даром, что ли, машины достаются?
В автороте вел себя уже поуверенней, затребовал ни много, ни мало - грузовик с автокраном. Вопросов - никаких. Земля вздрогнула, и два КрАЗа - длинномер и автокран - двинулись вслед за сияющим капитан-лейтенантом. Через пять минут два ящика килограмм по триста ехали на пирс в громадном кузове дальномера, следом ревел автокран.
Плавпирс, где стояли атомоход с плавбазой, покачнулся от тяжести автоколонны. Еще через пять минут ящики стояли на пирсе и... счастье кончилось. Какой-то поджарый, загорелый капитан 2 ранга в хорошо подогнанной "тропичке" метнулся с трапа плавбазы к протекторам. Пригляделся к ним, чуть не понюхал и начал дико озираться по сторонам.
- Кто и куда ЭТО привез?!
Ну вот, принесла тебя нелегкая... Наверно, "флажок" какой-нибудь. Ну, понятно: или большие, или маленькие - не те.
- Техобеспечитель с такого-то заказа, капитан-лейтенант такой-то.
- Кто по специальности?
Он, наверное, надводник? Написано ведь вот, на кармане - КГА ГЭУ.
- Командир группы автоматики главной энергетической установки дивизиона движения боевой части пять.
И пальцем - на боевой номер: мол, читай, дятел!
- Уже капитан-лейтенант, а комдивом что, становиться не собираетесь?
- Собираюсь... Уже все еще собираюсь. Сдал на боевой службе на комдива-раз...
Вот привязался, сукин сын!
- Кто посылал?
- Механик.
- Инструктировал?
- Вроде бы... - пожал плечами.
- Зовите механика.
- А вы, простите, кем будете?
- Флагманский по живучести сводной эскадры капитан второго ранга такой-то.
Понятно... Отыгрывается, зараза. Это весь штаб примчался - задачи подтверждать (читай: за продуктами), а мы им тревогу сыграли и вентиляцию остановили, как положено. Выскочили изнутри ни с чем, как ошпаренные.
Ну, пошел к механику. Время - к обеду.
- Ну что, получилось?
- Еще как! Привез два ящика по триста кэгэ...
- Вот хорошо! А то меня тут "флажок" по живучести достал, все задрать пытался, мол, нет протекторов - сварка стоит...
- Так он и меня пытался задрать. Ясно, что одни из них не те, а хрен знает - какие. Принесла нелегкая!..
- Ничего не сказал?
- Нет, вас вызывает.
- Так-так... Ну, ничего, пойдем, разберемся. Прикрою.
И топ-топ к "флажку". С прибалтийским акцентом:
- Командир БЧ-5 капитан второго ранга Пурнис Ивар Хугович. В чем дело?
- А-а, это вы инструктировали техобеспечителя?
- Так точно, с полчаса растолковывал!..
- Ну и посмотрите, что он вам привез!
Механик к злополучным протекторам нарочно не поворачивается. Сперва преданно смотрит на "флажка", потом (обреченно разведя руки) - на обеспечителя.
- Ну, что я могу с ним поделать...
- Большие - это АМГ к ракетным катерам! А маленькие - ПКО, к бронекатерам...
Вот те раз... Небеса разверзлись, и гром грянул среди пустыни, и ливень с градом обрушился. То-то они не похожи.
- ...это последние ящики, а направо - целая груда лодочных протекторов!
Гром грянул во второй раз. Наверное, лицо у обеспечителя было не очень умное после услышанного, но это еще не предел. Папашка же, сохранив маску обреченности и дар речи, "прикрыл":
- Да я от него плачу! Ну как так можно, ведь я вам полчаса втолковывал!.. - и ручонки опустив, бессильно хлопнул по тропическим шортам ниже колен (папашка ростом был, как Венера Милосская - метр шестьдесят три).
От такого "прикрытия" лицо техобеспечителя на несколько секунд вовсе потеряло отпечаток всякого интеллекта. А механик пригласил "флажка" отобедать, заверив, что он разберется, хотя - видит Бог, как ему нелегко. "Флажок", естественно, отказался - кому охота обедать в парилке. Подошел к постепенно приходящему в себя обеспечителю, бережно прикоснулся к плечу и сказал:
- Пойдем, покажу где.
Тот улыбнулся виновато, надвинул пилотку тропическую на глаза, чтобы сдержаться от истерического хохота (а то ведь точно за безнадежного идиота примет) и выдавил из себя:
- Да понял я, что такое протекторная защита, сейчас машины догоню и все исправлю...
- Нет-нет, пойдемте, - "флажок" был непоколебим.
Через полчаса все было в норме. Обеспечитель на всю жизнь запомнил злосчастную марку протекторной защиты, а заодно и урок "протекции" непосредственного начальника.