ПРИХОДЬКО Б.Ф. Автографические этюды (штурмансие страницы).
ШТУРМАНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Подводные
лодки бригады имели торпедное вооружение
для борьбы
с надводным и подводным противником. В том числе и торпеды с ядерным
боезапасом. Поэтому кроме навигации штурмана постоянно совершенствовались в
определении элементов движения целей (ЭДЦ),
расчетов маневрирования по выходу в торпедные атаки и преодоления
противодействия противолодочных сил. Приборное обеспечение на ПЛ пр “613” также было “времен царя Гороха”:
торпедный автомат стрельбы “ТАС- Л“, на котором работал торпедный электрик, но
его основным назначением была выработка элементов стрельбы для ввода данных в
торпеды. Задачу по определению ЭДЦ и маневрированию в позицию атаки решали
штурмана, основными “приборами” которых были транспортир, параллельная
линейка, измеритель и “выпуклый глаз”.
Вот эту выпуклость мы и развивали.
Основой была, конечно, базовая
подготовка в кабинете торпедной стрельбы (КТС). Старшим инструктором электриком
торпедным штаба 19 бригады был мичман
Иванов Анатолий Николаевич – энергичный, грамотный специалист, фанат своего
дела, прошедший большую школу подводной службы. График тренировок корабельных
боевых расчетов (КБР-Т) был напряженным, кабинет никогда не пустовал. Зачастую
еще шел разбор результатов последней атаки, а в коридоре уже суетился и торопил
КБР-Т другого экипажа.
Стараниями Иванова А.Н.
соревновательность в торпедной подготовке была возведена в степень, стены
увешаны плакатами с фамилиями, временными, точностными и прочими качественными
показателями успешности атак. Соревновались все со всеми: с Ивановым А.Н.,
который стремился запутать нас внезапными поворотами целей, с КБР-ами соседних
ПЛ, сами с собой… Шел активный поиск новых способов и методов, позволявших
улучшить конечный результат: победить врага в учебном бою.
На флоте, эскадре и бригаде была
развернута в полную силу рационализаторская работа. Придумывались линейки,
маневренные планшеты, новые таблично-приборные методы. С помощью “Морского
сборника” опыт активно распространялся между флотами. Помню, что для реализации
своего рацпредложения мне (тогда - старшему лейтенанту) оказывал помощь в
расчетах информационно-вычислительный центр штаба флота. Это направление работы
всячески стимулировалось командованием и политорганами и, конечно, результаты
были..
Подводные лодки 19 бригады успешно
боролись за призы Главнокомандующего ВМФ по торпедной подготовке, по поиску ПЛ.
(см. грамоту). Кстати, значительную роль в организации боевой подготовки
экипажей ПЛ на бригаде играли и другие инструкторы – мичманы: старший
инструктор гидроакустик мичман Соболев Петр Васильевич (затем получивший
офицерское звание) – мастер военного дела, старший инструктор штурманский
электрик торпедный мичман Бабич Петр Андреевич.
Знания
и морской опыт, полученный за годы службы в 19 бригаде оказали неоценимую
помощь в дальнейшей моей службе.
Продолжение ...
УЧИЛИЩЕ. КУРСАНТСКИЕ ГОДЫ.
КАМЧАТКА.
БУХТА МАЛЫЙ УЛИСС.
ШТУРМАНСКАЯ СЛУЖБА ФЛОТА.