Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Штурманская улыбка

НАВИГАЦИОННЫЙ СЕКСТАН – ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОТ КУРЕНИЯ

Штурманский секстан – прибор многофункциональный. Применение на корабле он находит в самых различных, порой неожиданных случаях. В этом я убедился в очередной раз во время похода кораблей Тихоокеанского флота.

Корабельный штурман свое штурманское дело любил, был бесконечно ему предан и не считался со временем, когда штурманская труба звала в поход. В тоже время, штурман на корабле курильщиком был заядлым и все время страдал от неуемного желания покурить. И курил он надо сказать не слабо. В течении суток он умудрялся приложиться к сигарете неисчислимое количество раз: сразу после того, как проснулся, перед завтраком и после него, перед заступлением на вахту и несколько раз во время штурманской вахты, перед сменой с вахты и сразу после смены, перед обедом и после. Также с ужином и вечерним чаем, перед закатом солнца и перед сном. Бывало, просыпался штурман даже ночью, чтобы покурить. Особо сильным желание покурить почему-то получалось утром на рассвете с первыми лучами солнца, в обед, когда солнце поднималось к зениту, а вечером на закате солнца желание покурить было настолько непреодолимо, что просто одолевало.

Штурман хотел бросить курить, искал для этого различные способы и средства. Как нельзя лучшим средством в борьбе с курением оказался … СЕКСТАН. Сразу же объясню почему:

Во-первых, использовать секстан по прямому предназначению (для измерения высот небесных светил и определения места корабля) штурману приходилось в силу профессиональной необходимости. Использовать его нужно было в те самые непреодолимые времена острых приступов желания покурить, т.е. в навигационные сумерки – утром перед восходом Солнца и вечером сразу после его захода. «Махая звезды» штурману было уж никак не до курения. Да и временной норматив этого штурманского священнодействия довольно значительный – определение места по звездам от начала измерений до окончания вычислений при достаточной подготовленности занимает почти полный астрономический час.

Во-вторых, обед на корабле и штурманские обеденные желания покурить приходились на дневные астрономические наблюдения, когда Солнце приближалось к своей кульминации. Штурманское желание покурить и солнечные кульминации были явлением одновременным, но Солнце есть Солнце и против него не попрешь … Кульминация и полуденные наблюдения, по времени проходили достаточно быстро, но времени на курение не оставляли и штурман успевал только пообедать и, отказавшись от сигареты, браться за секстан. Предусмотренный на корабле послеобеденный адмиральский час (его продолжительность на кораблях традиционно больше одного часа, как правило 2-3 часа, в зависимости от водоизмещения командира и старшего на борту) тоже проходил мимо штурмана. Астрономические наблюдения для второй солнечной линии положения приходились именно на адмиральский час, когда вместо сигареты опять в руки брался секстан.

Таким образом, основные штурманские перекуры с неуемным желанием покурить полностью совпадали с проведением астрономических наблюдений и штурман, как профессионал своего штурманского дела, выбор всегда делал в пользу … секстана! Были, конечно, у него попытки совмещать перекур с работой секстаном, но это оказалось неудобным. Качая светило над горизонтом, секстан все время задевал сигарету во рту и она падала. Днем было и того хуже – высоко задирая голову за полуденным Солнцем, рот у штурмана сам непроизвольно открывался и сигарета, нехотя вываливалась. Да и гордость штурманская не позволяла держать одновременно сигарету и секстан.

Ежедневные астронавигационные наблюдения в походе медленно, но уверенно погасили вначале острые и непреодолимые желания штурмана покурить, а затем свели на нет и остальные перекуры.

Польза секстана, как навигационного инструмента, для обеспечения безопасности плавания была неоценима, так же трудно оказалось переоценить пользу регулярной астрономической практики в борьбе с курением. Таким образом, одним приемом были удачно решены две на первый взгляд несвязанные задачи – точность плавания и здоровье штурмана.

Секстан, как средство борьбы с курением, оказался полезен не только штурману, но и другим офицерам корабля: артиллеристу, минеру, связисту и даже «замполиту» (заместителю командира корабля по воспитательной работе). Они, как вахтенные офицеры, вынуждены были тоже выполнять астронавигационные наблюдения и … реже курить. Командир, видя штурманский прогресс в борьбе с курением, проявлял завидную настойчивость в астрономической подготовке своих подчиненных.

Успешному применению секстана в борьбе с курением есть военно-научное объяснение. В основу борьбы с курением закладывается регулярность и настойчивость в процессе борьбы, т.е. требуется выработать у курильщика привычку определенным противодействием гасить желание курить. В штурманском деле, как нигде, это продумано. По астрономической подготовке предусмотрены специальные нормативы, выполняя их моряк может пропустить как регламентированные перекуры, так и возникающие внезапно желания в минуты задумчивости. Нетрудно произвести элементарный подсчет времени, отводимый на астрономическую подготовку, использование секстана и решение астронавигационных задач, т.е. когда моряку явно не до курения. Нормативы в борьбе с курением астрономическим способом получаются такие:

  • определение места по небесным светилам производится по звездам дважды в сутки, по Солнцу – не менее двух линий положения, т.е.е тоже дважды в сутки. В среднем на подготовку к измерениям у штурмана уходит от 30 до 50 минут, на измерения непосредственно от 20 до 30 минут, на астрономические вычисления после наблюдений от 45 до 60 минут.

Итого: на одно определение места - 1,5 – 2,5 час, в сутки, соответственно, 6 – 10 часов.

Время может быть увеличено за счет организации корабельной и штурманской службы. Так в астрономической подготовке предпочтение отдавать следует работе офицеров в составе астронавигационного расчета, что потребует дополнительного времени:

  • на построение и инструктаж 15 – 20 минут;
  • обработку полученных измерений каждого отдельного оператора АНР )астронавигационного расчета) и осреднение результатов всего АНР – до 30-ти минут;
  • разбор действий астрономического расчета и доведение полученных результатов – 20 - 30 минут.

Итого: на каждое определение места АНР – 1 – 1,5 часа, в сутки от 4 до 6 часов.

В сумме секстан успешно борется с курением 10 – 16 часов в сутки, а это уже астрономическая сумма. Учитывая, что в состав астрономических расчетов входят, как правило 3 – 4 человека, в том числе командир, старпом, штурман, вахтенные офицеры, то в борьбу с курением включается большая часть офицерского состава корабля. Личный пример положительной работы в составе астрономического расчета командного звена может стать заразительным и для других членов экипажа.

р.s. Командир, редко беря в руки секстан, так курить и не бросил. Для него написан этот трактат о борьбе с курением с помощью навигационного секстана.

Желтое море, август 2005г.
Сажаев М.И.
О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom