Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Штурманская улыбка

МОРСКИЕ СВИНКИ
(о применении поросят и свиней в морском и штурманском деле)

Среди животных, пользующихся заслуженным признанием и авторитетом у моряков с самых древних времен, центральное место занимает СВИНЬЯ . Нет, никакая-то там морская свинка , а самая обыкновенная свинья иди поросенок, если кому-то слово СВИНЬЯ не нравится!

Пищевое предназначение поросенка общеизвестно и понятно без особых комментариев. Отбивные, рулька, котлетки, холодец, окорочек, шпик и карбонат … - кто не знает этих вкусностей? А САЛО ?! Этот наиглавнейший свиной деликатес в особой чести у моряков. Тем более, что среди моряков достаточно много и хохлов, истинных знатоков и любителей сала.

Но рассказ сегодня не о сале и хохлах, а о том, как свиньи помогали морякам в их нелегком морском деле. Вот некоторые примеры использования морских способностей поросят.

Еще в древние времена мореплаватели заметили, что если бросить поросенка за борт корабля, то он всегда плывет в сторону ближайшего берега. Как поросенок определяет, в какой стороне находится берег неизвестно до сих пор. Да и исследований таких, по всей видимости, не проводилось. Но это их природная способность поросят найти берег сослужила добрую службу не одному кораблю. При современном развитии средств навигации морякам поросячья помощь, как правило, не требуется. Но кто знает, какая ситуация может произойти на корабле в море вдали от берегов и не понадобится ли какому-нибудь штурману поросячья помощь при определении курса корабля. Корабль может потерять ход, приборы могут обесточиться и оказаться бесполезными, у джи-пи-эски сядут батарейки, а магнитный компас, как назло, будет показывать погоду… Вот тогда-то и пригодится поросенок, побыстрее его за борт и потихоньку за ним к берегу… Штурман, проявивший предусмотрительность и взявший с собой в море поросенка, стойко перенесший с ним шторма и насмешки товарищей, будет в час испытаний на вершине своей профессиональной славы и приведет корабль вслед за поросенком к берегу.

Плавание в тумане для корабля всегда было сложным, даже в современный век радиолокации и АИСоф . С незапамятных времен при плавании в тумане корабли подают специальные «туманные» сигналы для обозначения своего местоположения и предупреждения кораблей, находящихся рядом, о своем присутствии. Корабельные звукосигнальные установки (тифон , сирена, гонг, колокол, рында , наутофон и др.) подают сигнал на несколько миль. Нетрудно догадаться, что в качестве звукосигнального устройства моряки использовали и свиней. В тумане визг поросенка слышно далеко и этим поросячьим качеством пользовались для обеспечения безопасности плавания. Сложность была одна – туманные сигналы необходимо подавать через равные промежутки времени. И поэтому поросенка нужно было научить или заставить визжать с установленной периодичностью. В этом деле наиболее подходящим оказался штурман с секундомером. Штурман запускал секундомер и регулярно крутил поросенку хвост, глядя на бегущую секундную стрелку. Визг на корабле был подходяще-регулярным, тем самым обеспечивалась подача предусмотренных правилами № 34-37 МППСС туманных сигналов (способы и порядок подачи сигналов в данной работе не раскрываются). Поросячий способ подачи туманных сигналов может быть применим и сегодня, только пользоваться им следует весьма осторожно. О возможности подачи судами поросячих туманных сигналов целесообразно заблаговременно известить мореплавателей, передав заблаговременно эту информацию через «Извещения мореплавателям» или ПРИПом . В противном случае, нормальный человек, услышав поросячий визг, будет уверен, что визг этот может быть только с берега. А близость берега, которого не должно быть рядом, может смутить капитана и привести в панику штурмана.

Судоводительские способности свиней, безусловно, должны стать предметом исследователей ученых. Практическим результатом научных работ может стать выведение породы штурманских поросят, способных безопасно водить корабли в морях и океанах в любых погодных условиях.

Сажаев М.И.
01.01.2007г.
г. Владивосток


Свинья – 1) Парнокопытное нежвачное животное с крупным телом и короткими ногами. Семейство свиней. 2) Домашнее дворовое животное Sus scrofa, разводимое для получения мяса, сала, щетины. (Толковый словарь русского языка). Другие названия по В.Далю: рыушка, рюха, рюшка, чушка, хавронья, (вят.) дочка, (костр.) сика (офен. с чухонск.); самец: кабан, пороз(с), килун, клыкач, (вят.) вепрь, (ряз.) парсук, (вор.) нерезь, (церк.) кнороз: кладеный: боров, нохрок, хохряк, (зап.) кнур, (тул.) хряк, (тамб.) хрёк, (перм.) казак, (твер.) кладенец, кладыш; дикий: кабан, вепрь, (астрх.) самур; свиной детеныш: свинка, (кур.) подсвинок; порося, поросенок; чухренок (пск.) юс? (пск.) скоголь (зап. смол.) дюжка, зюшка, зишка, жижка (твер.); сосунец, а 12-ти дневный: рученец.

Морская свинка - небольшой южноамериканский грызун. По В.Далю: Delphinus phocaena, живородное животное с дыхалами.

Шпиг - или шпик (с немецк. Speck), свиное сало, для кухни. Солёное подкожное свиное сало.

Сало – 1) Жировое отложение в теле животного. Продукт из этого вещества. 2) Мелкий лёд или пропитанный водой снег на поверхности воды перед ледоставом (морской термин). (Толковый словарь русского языка). По В.Далю: тук, волога, животное вещество, которое образуется в теле от избытка пищи. Пласт подкожного жира зовут салом, также нутреной жир, почечный, черевный (сальник), и вытопленный из всех частей; жир мышечный называют пророст отцеженное или жидкое сало, а также рыбье (жидкое), ворвань. В арх. чистые вытопки морских зверей, сало; второй разбор, отстой, барда; третий, подонки, мазь; а в остатке шквара: самое чистое ворванное сало: сыроток. Говяжье и овечье сало наливается в кутыри, требуху. Сало зорное, кислое, прогорклое, идущее более на сыромять; квашенинное, снятое со студня, для смазки машин, сырцовое, сырец, всплывающее, при топке, наверх, самое чистое; осадок зовут сморчек; из сморчка вываривают вонючее таляжное сало; остается негодная шквара.

GPS(джи-пи-эска) – портативный прибор спутниковой навигации, позволяющий определить с высокой точностью место корабля.

АИС – автоматическая индификационная система. АИС автоматически передают информацию о своем судне и навигационную информацию на другие суда, оборудованные аналогичными системами. Эта информация используется для обеспечения безопасности плавания.

Тифон (тайфон) – звукосигнальное средство навигационного оборудования пневматического типа с вибратором в виде наборной мембраны и с резонансной камерой, излучающей акустические сигналы, образующиеся от колебаний мембраны под воздействием сжатого воздуха. (Военно-морской словарь, М., Военное издательство, 1990). По В.Далю: (греч.) вихрь, круговоротный, жестокий ветер, столбовая буря, ветроворот; вздымая пыль, землю, воду столбом, он обращается в смерч и разрушает на пути своем все.

Рында – три троекратных удара в корабельный (судовой) колокол в момент полудня (12.00) по судовому времени. Традиция отбивать склянки зародилась в эпоху парусного флота, когда время вахты измерялось стеклянными песочными часами. (Военно-морской словарь, М., Военное издательство, 1990). По В.Далю: нескладный верзила, долгая, сухопарая баба; исхудалая кляча. Рында (стар.) телохранитель, оруженосец. Морск. колокольный звон, означающий полдень: по три удара сряду. Бей рынду!

Наутофон (от греч. Nautes – мореплаватель и phone – звук) – звукосигнальное средство навигационного оборудования электромагнитного типа со стальной мембраной, излучающее акустические сигналы в результате колебания мембраны под воздействием переменного магнитного поля. Применяется для обеспечения безопасности плавания близ берега при ограниченной видимости (тумане). (Военно-морской энциклопедический словарь, М., Военное издательство, 2003).

МППСС – международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72). Часть D. «Звуковые и световые сигналы». Правила 34 – Сигналы маневроуказания и предупреждения, правило 35- Звуковые сигналы при ограниченной видимости, правило 36 – Сигналы для привлечения внимания, правило 37 – Сигналы бедствия).

«Извещения мореплавателям» (ИМ) – специальный бюллетень для мореплавателей, содержащий сведения о происшедших в океанах и морях изменениях в навигационной обстановке и режиме плавания, от которых зависит безопасность мореплавания. В России извещения мореплавателям издаются Главным управлением навигации и океанографии (ГУНиО). Выход кораблей и судов в море с морскими навигационными картами и пособиями для плавании, не откорректированными по ИМ ГУНиО, запрещен.

ПРИП – прибрежные предупреждения на определенный район плавания, передаются на суда по радио.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom