Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>

Штурманская улыбка

ДМБ "ШТУРМАНЁНКА"

Для непосвящённых поясняю:  аббревиатура ДМБ означает демобилизацию,  а  штурманёнком  на крейсерах в просторечии называли командира электро-навигационной  группы, т.е. младшего штурмана,подчинённого командиру штурманской боевой части.  
    Было это давным – давно  на одном из черноморских крейсеров,  базирующихся на Севастополь. Командиром  электро-навигационной группы, «штурманёнком» служил на нём призванный из запаса  лейтенант по фамилии Нетреба. В те времена существовал порядок, по которому выпускников ВУЗов, имеющих военные кафедры, получивших при выпуске воинское звание «лейтенант», призывали  в Вооружённые Силы. В армии они служили два года, а  на флоте – три.
     Нетреба  до призыва трудился штурманом в Черноморском Морском Пароходстве, так что специальность свою знал изрядно. С этой стороны к нему претензий не было. Было у Нетребы одно качество, омрачавшее его службу, бытие, отношение к нему командования – он был горьким пьяницей. Не запойным, но с берега всегда  возвращавшимся в различных стадиях опьянения, да и сидя на корабле часто попадался то командиру, то старшему помощнику Однажды на выходе в море командир поймал его на вахте «подшофе». Пьянство было образом жизни штурманёнка. С чьей-то лёгкой руки его все на корабле называли не иначе как «Непотреба».  Командир крейсера страдал от пьянства  Непотребы больше всех. Вести корабль, когда курс тебе прокладывает пьяный штурман – удовольствие не из приятных, да  и совсем не удовольствие. Боролись с пьянством Непотребы и командир,  и  командир штурманской боевой части, и старший помощник. Тщетно!
      Командир обивал пороги кадровиков: « Замените штурманца, Христа ради!». Те обещали сделать это, как только придут на флот молодые лейтенанты,  тем более, что служить Непотребе до увольнения в запас оставалось всего несколько недель.
    Наконец знаменательный день увольнения в запас штурманёнка наступил. Командир крейсера с нескрываемым наслаждением вручил ему документы и приказал дежурному по кораблю специальным рейсом баркаса отправить лейтенанта запаса Нетребу прямо на железнодорожный вокзал.Тот день для командира выдался напряжённым  -  назавтра  крейсер должен был выйти в море под флагом командующего флотом с официальным визитом в Болгарию. Последний день подготовки к визиту был суматошным, но командир не мог отказать себе в удовольствии лично проводить с корабля Нетребу.
    На следующий день утром приняли на борт командующего флотом со штабом, снялись с бочек и вышли в море. Заход в Варну был запланирован следующим утром. Вскоре после выхода из базы командующий спустился с ходового мостика вниз, а  командир корабля остался для несения командирской ходовой вахты.
    По корабельной трансляции прозвучала команда: «Чехлы снять!».Минут через пять после неё в небе послышался страшный рёв. Всем находившимся на верхней палубе показалось, что корабль штурмует вражеский самолёт. Но что это?  Рёв штурмовика превратился в предсмертный рык какого-то гигантского зверя. Наконец, с небес посыпался град отборной флотской матерщины, исполняемый знакомым голосом командира крейсера.
     Объяснялись эти акустические явления тем, что командир после команды «Чехлы  снять!»  с высоты мостика наблюдал за её выполнением. Видит: на катерную площадку прибыли команды плавсредств и начинают расчехлять два корабельных катера и два баркаса. Вдруг, по мере скатывания чехла с одного из них, в носовом отсеке открывается командирскому взору фигура... лейтенанта запаса Нетребы, Непотребы, тьфу, как там  этого гада зовут!
      Шатаясь на полусогнутых ногах командир добрёл до штурманской рубки и прохрипел в лицо командиру  БЧ-1: «Тебе, твоему уроду и старпому прибыть ко мне на ходовой с докладом»
      В результате доклада выяснилось: после того, как Непотреба высадился у железнодорожного вокзала, он, естественно, решил отметить ДМБ  тут-же, в
привокзальном ресторане.. В процессе торжества он забыл, каков повод для пьянки. Забыл, что служба кончилась и, что он  уже несколько часов – гражданский человек. На «авторулевом» он к положенному времени добрался к месту посадки в баркас и уснул на банке в его носовом отеке. У трапа крейсера, когда все прибывшие поднялись на корабль и баркасники убедились, что  Нетреба нетранспортабелен,  подняли баркас грузовой стрелой вместе с бренным телом штурманёнка на борт крейсера.
      Командир,  накачанный успокоительным и корвалолом, резюмировал  командиру  БЧ-1, старпому, собственно Нетребе, казалось,ещё кому-то  нематериализованному, невидимо стоящему поодаль. Имейте ввиду, если кто-нибудь, кроме вас, увидит в любом месте на корабле эту личность до постановки на бочки через шесть дней в Севастополе, то, как минимум, предупреждение о неполном служебном соответствии каждому из вас обеспечено!
       В каком узилище и в каких условиях содержался отставной штурманёнок, кто был его тюремщиком или их было несколько – никому неизвестно, но только в следующий раз его видели при посадке с юта в баркас в сопровождении старшего штурмана и мичмана, старшины команды рулевых. Командир корабля приказал сопровождающим довезти Нетребу до Симферополя, посадить его на поезд до Одессы. Им разрешалось покинуть перрон, когда последний вагон одесского поезда скроется за горизонтом.
       Приказ они выполнили добросовестно – больше штурманёнка в Севастополе никто не видел …

Ссылка: Станислав Змачинский

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2016 GodCom&shturman