Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

ТОВВМУ имени С.О.Макарова: выпуск штурманов 1953 года

Восхождение на командирский мостик

Борисенко Виталий Дмитриевич

Восхождение на командирский мостик подводного крейсера стратегического назначения Виталия Борисенко чем-то схоже с продвижением по карьерной военно-морской лестнице Александра Устьянцева. Как у того, так и у другого детские годы были омрачены последствиями предвоенной тотальной слежки. В 1939 году отцов Саши Устьянцева и Виталия Борисенко забрали. Как тот, так и другой преодолели значительный отсев и смогли поступить в 1946 г. в Владивостокское Военно-морское подготовительное училище (на жаргоне воспитанников училища - в «подготу» или «подготию»), а затем, в 1949 г. - в ТОВВМУ им. СО. Макарова. Как тот, так и другой прошли школу профессионального становления от командиров групп боевых частей подводных лодок до командиров подводных крейсеров стратегического назначения.

Виталий Дмитриевич Борисенко родился 13 января 1931 г. в селе Романовка Шкотовского района Приморского края. Вскоре семья Дмитрия Борисенко с четырьмя детьми, старшим из которых был Виталий, переехала на железнодорожную станцию Кангауз (ныне ст. Анисимовка) того же района, где проживала до 1939 года. В том году отца забрали, семью репрессировали и сослали на Урал. У отца не нашли особых прегрешений, и в августе 1941 г. его направили на фронт. Неоднократные обращения матери в адрес М.И. Калинина и К.Е. Ворошилова с просьбой вернуться на Дальний Восток увенчались успехом. В начале 1943 г. мать с детьми возвратилась в Приморье. Вскоре вернулся с фронта и отец инвалидом 2 группы. Вообще-то в детские годы Виталий увлекался чтением рассказов и повестей о советских героях воздушных боев с фашистскими стервятниками, мечтал стать летчиком. Но в летные училища подростков не брали, а тут прослышал, что во Владивостоке есть «подгота» или «подготия» - Подготовительное Военно-морское училище. «Все равно, - думал Виталий, - и на военных кораблях можно служить и защищать Родину!» Не долго думая, в 1946 году после окончания семилетки направляется во Владивосток и становится воспитанником Владивостокского ПВМУ. В 1949 году, завершив трехгодичный курс обучения, поступает в ТОВВМУ им. СО. Мака­рова на штурманский факультет. Примечательно, что даже учась уже на третьем курсе, не бросает свою мечту стать летчиком, подает рапорт командованию о переводе его в летное училище. Конечно, получил отказ. И тогда решил окончательно: «Если не в небе мне суждено летать, то во что бы то ни стало добьюсь стать подводником. Моей заветной мечтой с третьего курса стало восхождение на командирский мостик подводной лодки (или командирское кресло в центральном посту)». После училища (1953 г.) Виталий поступает на Курсы офицерского состава подводного плавания при 51 УОПП ТОФ, которые заканчивает в 1954 году. Заветная мечта стать профессиональным подводником обрела реальные очертания.

В мае 1954 г. Виталий назначается командиром штурманской боевой части и начальником связи и радиотехнической службы (БЧ-1-4-РТС) на ПЛ М-289 XV серии («Малютки») 171 ОБПЛ 19 ДиПЛ ТОФ (б. Находка), Пришлось осваивать не только штурманс­кое дело, но и все, что связано с радиотехнической службой корабля и связью. Виталию пришлось сразу же окунуться в круговерть повседневных забот подводника. Кто служил на «малютках», знает - каждый из офицеров должен освоить не только свою специальность, которую он изучал в училище, но и смежные специальности согласно штатному расписанию. Для штурмана такими смежными специ­альностями являлись связь и радиотехническая служба. Изучение корабля, сдача бесчисленных зачетов флагманским специалистам («флажкам») на самостоятельное управление штурманской боевой частью, боевой частью связи и РТС, ходовой и якорной вахты, несение гарнизонной и караульной службы и масса других повседневных забот и дел отнимали все личное время молодого офицера. Его просто не было, этого личного времени, пожалуй, более полугода, пока Виталий не сдал все положенные зачеты и стал полноправным членом слаженного экипажа «малютки». Усердие и рвение по службе честолюбивого молодого подводника не остались незамеченными командованием, в 1955 году ему присваивают очередное воинское звание «старший лейтенант» и назначают помощником командира этой же ПЛ. Виталий вспоминает: «Это была проверка на мотивацию выбранного мною профессионального пути подводника. Став помощником командира, я сразу прочувствовал - обязанностей, повседневной работы и ответственности у меня стало гораздо больше, чем прежде. Тем более, если учесть пристрастие нашего командира к «зеленому Змию». Это налагало на меня еще большую ответственность, особенно в случаях, когда мне приходилось принимать решения, являющиеся прерогативой командира. Все приходилось улаживать до поры, до времени. Однажды, буду­чи старшим на ПЛ, стоящей в доке, не «достучавшись» по известной причине до командира, принял решение самостоятельно выводить лодку из дока. Был вызван экипаж, выполнены все положенные таком случае мероприятия, лодка благополучно выведена из дока Но вместо поощрения за правильные и своевременные действия по выводу лодки из дока я все-таки схлопотал заслуженный «фитиль» от самого командира - трое суток ареста с содержанием на гарнизонной гауптвахте за превышение своих полномочий. Служба шла своим чередом, «фитиль» командиром был снят да и вообще, по правде говоря, этот фитиль был даже не записан в карточку поощрений и взысканий. Впрочем, по этому поводу я «не возникал», так как чувствовал слабину в доводах командира - при любой проверке штабом дисциплинарной практики на ПЛ могли поинтересоваться, что собой представляет превышение помощником своих полномочий и чем оно вызвано».

В 1957 г. как грамотного и перспективного подводника Виталия направляют на учебу на ВОЛСОК в Ленинград на отделение командиров подводных лодок. Примечательно, что Виталий был одним из первых наших однокашников, кто когда-либо учился на ВОЛСОКе. После классов начинается новый этап в деятельности Виталия Борисенко, связанный со службой на атомоходах. В 1958 г. он назначается помощником командира ракетной атомной ПЛ К-33, строящейся в Северодвинске Архангельской области. В 1959 г. после государственных испытаний и сдачи положенных задач боевой подготовки К-33 перебазируется в б. Большая лопатка губы Западная Лица.

В 1961 году Виталий принимает должность старшего помощника командира ПЛ К-181 (командир ПЛ - капитан 2 ранга Ю.А. Сысоев, впоследствии контр-адмирал). В 1963 году К-181 совершает поход на Северный полюс. 29 сентября 1963 г. всплывает в образовавшейся полынье в шестистах метрах от макушки Земли. Старшим на борту ПЛ в то время был Командующий Северным Флотом адмирал В. Касатонов. Этому легендарному походу предшествовала большая подготовка к плаванию в условиях подледного плавания. Был заменен навигационный комплекс «Плутон-2» на комплекс «Сигма», позволяющий плавание во всех широтах, кроме того был установлен эхоледомер, усилено ограждение мостика в районе выдвижных устройств, легкого корпуса. Был обобщен опыт плавания на Северный полюс атомохода К-3 под командованием капитана 2 ранга Л.М. Жильцова в 1962 году. За выдающиеся достижения по освоению Северного Ледовитого океана и техники командир ПЛ капитан 2 ранга Ю.А. Сысоев был удостоен звания Героя Советского Союза. Впоследствии, в 1966 г. были награждены все члены экипажа, в том числе Виталий Борисенко, удостоенный Ордена Ленина.

В 1966 году Виталий Борисенко становится командиром ПЛ К-52 Третьей ДиПЛ Первой Флотилии ПЛ СФ (командир ДиПЛ - Герой Советского Союза контр-адмирал Н.К. Игнатов, начальник штаба - капитан 1 ранга В.Н. Чернавин). В мае 1967 г. ПЛ участвует в съемке документального фильма «Народа, Родины верные сыны» о покорении атомоходом Северного полюса. Съемки проходили севернее острова Новая Земля. Старшим на борту лодки и главным консультантом фильма был В.Н. Чернавин, будущий Главнокомандующий адмирал, Герой Советского Союза. По возвращении со съемок кинофильма К-52 участвует в учении по преодолению Фарреро-Исландского противолодочного рубежа. После окончания учения ПЛ направляется в Средиземное море для усиления находящихся там кораблей, несущих боевую службу. После возвращения с боевой службы, проведения планово-предупредительного ремонта (ППР) и небольшого отдыха для личного состава К-52 вновь направляется в Среди­земное море на боевую службу (октябрь-декабрь 1967 г.). На этот раз, к сожалению, не обошлось без происшествий. При возвращении в базу в Тунисском проливе ПЛ в подводном положении столкнулась с Пларб ВМС США «Мэдисон». Серьезных повреждений не было, К-52 возвратилась в базу.

В августе-октябре 1968 г. К-52 вновь несет боевую службу в Средиземном море. В 1969-1972 гг. К-52 становится на капитальный ремонт в Северодвинске, по окончании которого в декабре 1972 г. ошвартовывается у пирса в Святоносском заливе Йоканьского рейда и входит в состав 17 ДиПЛ 11 Флотилии СФ. За период службы Виталия Борисенко на ПЛ К-52 он неоднократно отмечался командованием как грамотный опытный подводник, а его экипаж завоевывал призы в различных состязаниях атомоходов-субмарин. К примеру, ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) К-52 в 1968 г. завоевал первое место в состязаниях по выполнению задач разведки на Северном флоте.

Всему приходит в подлунном мире конец, Виталию пришлось расстаться с родной субмариной в 1973 году. Он становится слушателем Специальных курсов офицерского состава (СКОС) при Военно-Морской академии, после окончания которых приобретает специальность по командно-штабной и оперативно-тактической подготовке ВМФ и направляется в п. Гремиха (ныне п. Островной) заместителем начальника штаба по оперативной части и боевой подготовке 11 Флотилии ПЛ СФ.

В 1974 г. на 11 Флотилии ПЛ служили уже трое наших однокашников: начальник штаба Флотилии контр-адмирал Александр Устьянцев (впоследствии вице--адмирал), Виталий Борисенко и капитан 2 ранга Анатолий Скопинцев (последний - в должности оперативного дежурного флотилии). В 1977 г. Виталий Борисенко по результатам несения боевых дежурств и освоения новой боевой техники оружия на РПКСН награждается Орденом Красной Звезды. Новый этап в служебной деятельности опытного высококвалифицированного и отважного подводника Виталия Борисенко начинается с середины мая 1978 г., когда он назначается начальником Тихоокеанской группы Государственной приемки кораблей ВМФ. За время работы этой группы с 1978 по май 1988 г. председателем ко миссии Государственной приемки Тихоокеанской группы кораблей ВМФ В. Борисенко подписаны приемные акты семи атомных подводных лодок и одной - дизельной. В составе группы у Виталия Дмитриевича Борисенко работали высококвалифициро­ванные, грамотные, опытные офицеры, такие как капитаны 1 ранга - Г.И. Яковлев, Л.И. Михайлов, И.Е. Чорный, капитан 2 ранга В.К. Мешков и др. О деятельности группы, о деловых и морально-нравственных качествах ее членов можно рассказывать только в позитивном плане. Надеемся, что Виталий Дмитриевич когда-нибудь напишет об этом во флотской печати. Остается добавить, что за активную работу председателем Государственной приемки Тихоокеанской группы кораблей Виталий Борисенко был награжден третьим по счету орденом - Орденом Трудового Красного знамени.

В мае 1988 г. Виталий увольняется в запас по возрасту. На «гражданке» Борисенко сдает экзамены на должность капитана малого плавания, но от предложенного поста капитана вспомогательного судна ВМФ отказался. Не тот масштаб для просоленного всеми морскими ветрами и подводными течениями асса-подводника, не один десяток лет командовавшего «стратегами». Да и разница в порядке и дисциплине между военно-морскими и гражданскими службами его просто шокировала. В настоящее время Виталий Дмитриевич проживает во Владивостоке, занимается дачными делами. Вместе со своей супругой Надеждой вырастили дочь Елену и сына Игоря, пошли внуки.

Батаршев А.В. "Ходили мы походами"

(Очерки-воспоминания о выпускниках ТОВВМУ им.С.О.Макарова)

СПб.:Изд-во "Морская газета", 2007 г.

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom