![]() |
Преподаватели и служащие кафедры кораблевождения, 1972 г.
слева-направо: первый ряд – А.Д. Марченко, О.Л. Куфарев, Б.И. Яцук, А.Р. Фогельгезанг
второй ряд – В.А. Осипов, Г.С. Чернухо, Т.Н. Подворная, Н.Г. Романов, Д.И. Кравчук,
Т.И. Карагодин, Б.А. Кулешов; третий ряд: Г.Г. Фадеев, М.Т. Якушик, А.В. Кукушкин,
П.Г. Коробочкин, А.П. Ковалев, К.И. Саввин
|
ШТУРМАНСКИЙ ОФИЦЕРСКИЙ КЛАСС ВМФ РОССИИ
4.3. Подготовка слушателей штурманского офицерского класса в период максимального развития ВМФ СССР (1970 – 1991 гг.)
В условиях качественного изменения вооружения и оснащения флота повысились требования к профессиональной подготовке корабельных штурманов. Понадобилась разработка новых способов и форм их обучения и систематической переподготовки, позволяющих формировать подлинных мастеров своего дела, искусных мореплавателей и специалистов военного дела.
В 1970 г. профили подготовки слушателей штурманских классов были изменены на «флагманский штурман соединения – командир БЧ-1 надводного корабля (подводной лодки) 1 ранга». В 1970 г. Главнокомандующий ВМФ утвердил воссоздание на Классах при кафедре кораблевождения класса специалистов-гидрографов в количестве 12 офицеров. На должности преподавателей были назначены Г.С. Чернухо и Н.П. Егоров. Через два года Егорова сменил П.Г. Коробочкин. Наиболее тяжелая ноша досталась Г.С. Чернухе. Именно ему пришлось создавать и новые учебные программы, и в исключительно сжатые сроки разрабатывать курсы лекций и практических занятий по большинству дисциплин.
Начальником кафедры кораблевождения в 1971 г. был назначен флагманский штурман Балтийского флота О.Л. Куфарев.
Олег Леонидович горячо взялся за новую работу, хорошо зарекомендовал себя в преподавательской деятельности. Глубокие научные познания и огромный опыт службы в штурманских должностях позволили ему в короткий срок обработать собранные в период флотской службы материалы и взяться за подготовку к защите кандидатской диссертации.
В первой половине 70-х годов преподавательский состав кафедры кораблевождения значительно изменяется. На кафедру приходят хорошо подготовленные специалисты, флагманские штурмана, в основном, с академическим образованием и значительным опытом плавания на кораблях ракетно-ядерного флота: Г.Г. Фадеев, Б.А. Кулешов, В.А. Власов, М.П. Лузин, В.П. Илларионов, В.А. Михальский.
В 1973 г. после внезапной смерти О.Л. Куфарева начальником кафедры кораблевождения назначается флагманский штурман 5-й эскадры ВМФ Г.Д. Валюнин.
В 1976 – 1980 гг. были разработаны и введены в действие новые учебные программы и дисциплины. Вместо традиционных дисциплин (навигация, маневрирование, технические средства кораблевождения, мореходная астрономия) вводятся новые – «Кораблевождение при ведении боевых действий», «Средства и методы коррекции кораблевождения», «Боевое использование автономных технических средств кораблевождения», а также курс «Математических основ кораблевождения». Важную роль в их формировании сыграли В.А. Власов, В.П. Илларионов, В.А. Михальский, Г.Г. Фадеев и М.П. Лузин.
Особое внимание было уделено созданию новой для ВМФ дисциплины – «Штурманская служба соединения и корабля». Эта работа была поручена Б.А. Кулешову, имевшему большой опыт службы в должности флагманского штурмана дивизии подводных лодок и отличавшегося исключительной штурманской культурой и огромной ответственностью за порученное дело.
Все преподаватели принимали активное участие в научно-исследовательской работе, создании новых руководящих документов ВМФ, учебников и учебных пособий.
В этот период вышли в свет такие известные учебники и учебные пособия, как: «Кораблевождение. Практическое пособие для штурманов» (Г.П. Попеко, Е.П. Соломатин, Б.И. Яцук, Л.П. Новоселов и др. –1972 г.); «Гироскопические указатели» (Власов В.А. – 1979 г.); «Основы методов исследования операций», «Определение места корабля с помощью РНС» (Михальский В.А. 1980 г.); «Определение места корабля с использованием физических полей океана» (Б.А. Кулешов – 1980 г.). Важнейшим достижением преподавателей кафедры было создание специально для слушателей факультета командиров кораблей учебного пособия «Кораблевождение» части 1 и 2 (А.П. Ковалев, Т.И. Карагодин, Б.И. Яцук, В.А. Власов, Г.Г. Фадеев – 1975 г.).
С участием ведущих педагогов кафедры были разработаны Тактическое руководство ВМФ, тактические руководства по видам боевой деятельности надводных кораблей, вышедшие в свет в 1979 – 1981 гг.
В.П. Илларионовым были подготовлены материалы по главе 5 ТР ВМФ, обоснована методика выбора оптимального способа поворота в строях и ордерах, созданы алгоритмы автоматизированного решения задач маневрирования на зигзаге. Для тактического руководства противолодочных кораблей он предложил новые способы маневрирования кораблей в поисковых строях и при слежении за подводной целью группой надводных кораблей.
Учебная практика слушателей-штурманов с 1970 г. проводилась в течение 1 месяца на учебных кораблях в дальних штурманских походах, в основном, по маршруту Кронштадт – Севастополь и Севастополь – Кронштадт.
С начала 70-х годов на флот начинают поступать новые учебные корабли, сначала переоборудованные из плавбаз подводных лодок – типа «Бородино» (1972 г.), а затем - корабли специальной постройки типа «Смольный» (1977 г.). Это позволило обеспечить проведение учебной практики слушателей Штурманского офицерского класса в наиболее оптимальных условиях.
В период учебной практики отрабатывались навыки в решении практических задач навигации, морской астронавигации, тактического маневрирования, использовании корабельных приемоиндикаторов РНС. Производилось изучение района плавания в навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом отношениях, анализировался международно-правовой режим прибрежных государств и режим прохода проливных зон.
В начале, середине и в конце практики снимались контрольные нормативы по оценке случайных и систематических погрешностей выполняемых измерений, точности астронавигационных обсерваций и анализировались достигнутые результаты.
В качестве эксперимента в 1979 и 1980 гг. учебную практику провели на кораблях и соединениях Северного флота. Низкая эффективность полученных результатов заставила в последующие годы вернуться к проведению штурманских походов.
В период проведения практики все чаще практикуются заходы учебных кораблей в порты иностранных государств. В 1975 г. слушатели штурманского класса побывали в городе Касабланка (королевство Марокко), в 1977 и в 1978 гг. – в порту Аннаба (Алжир).
В 1969 – 1973 гг. при кафедре кораблевождения несколько раз организовывалась подготовка офицеров-штурманов для назначения на должности преподавателей ВМУЗ, учебных центров и военных кафедр гражданских ВУЗов.
С 1970 по 1980 г. Штурманский офицерский класс успешно окончили 209 штурманов-надводников и 148 штурманов-подводников. Класс офицеров- гидрографов за 10 лет выпустил 93 слушателя.
В 1976 г. начальником факультета оружия и ПЛО был назначен флагманский штурман ТОФ контр-адмирал Э.С. Бородин.
Вступив в должность начальника факультета, он всесторонне вникал в жизнь кафедр, в особенности преподавательской работы и педагогической деятельности. Часто посещал занятия, сравнивал методы чтения лекций и проведения практических занятий, анализировал соответствие учебных программ требованиям, предъявляемым к выпускникам Классов на флоте. Особенно существенной была его поддержка преподавателей в вопросах принципиальной оценки знаний слушателей. Значительное внимание он уделял научно-исследовательской работе, непосредственно руководил некоторыми из исследований, выполнявшимися на кафедре кораблевождения.
В 1981 г. на вновь введенную должность преподавателя кафедры назначается А.В. Галичский (после окончания ВМорА). Вместо уволенного в запас Г.С. Чернухо преподавателем гидрографического класса становится В.В. Бутов.
В 80-е годы происходит значительное обновление лабораторной базы кафедры. В кабинетах навигационной прокладки и радионавигации устанавливаются новые приемоиндикаторы спутниковых и радионавигационных систем типа Шлюз, Челн-1, КПФ-3к, КПФ-5, КПФ-6, КПФ-7, КПИ-6ф, имитатор радионавигационных сигналов РВ-1, преобразователи гиперболических координат, специализированная управляющая ЭВМ МВУ-2а. На вооружение кабинета электронавигационных приборов поступают новые средства курсоуказания, измерения скорости, глубины и ведения автоматической прокладки: : гирокомпас «Курс-10», гирокурсоуказатели ГКУ-1 и ГКУ-2, лаг ИЭЛ-1, эхолоты типа НЭЛ-М «Молога», автопрокладчик АП-5, навигационные гидроакустические системы типа СНП.
Активное участие в работе по их получению и монтажу принимают начальники лаборатории Л.Е. Краснов (1970-1984), Г.Н. Бережной (1984-1987), В.Н. Спецов (1987-1995), инженеры и техники кафедры П.А. Соколов, Е.М. Губенко, К.И. Саввин, Л.И. Якушик, Н.Г. Романов, А.В. Кукушкин, А.А. Щетинин, В.А. Кудринецкий, В.П. Зыбин, В.Н. Золотарев.
Значительную помощь в подготовке кабинетов и необходимых учебных материалов и пособий к лекционным и практическим занятиям выполняют лаборанты кафедры В.С. Петрова, Л.П. Фомина, Т.И. Соколова, Н.А. Козлова, Л.Н. Филиппова.
Все слушатели штурманских классов и класса гидрографов с 1980 г. обеспечиваются программируемыми микрокалькуляторами, а с 1989 г. - штурманскими вычислительными комплексами МК-52 «Астро». На кафедру поступает более 50 специализированных навигационных ЭКВМ типа «Клейстер-2н». Преподаватели с 1986 г. начинают использовать в учебной работе первые образцы персональных ЭВМ типа МК-85, ДВК-2, Д3-28, «Спектрум», МК-95.
Использование ЭКВМ и программируемых микрокалькуляторов для выполнения навигационно-тактических расчетов позволило избавиться от трудоемких вычислений с использованием таблиц логарифмов, логарифмических линеек, уменьшить количество допускаемых ошибок при решении задач, представило возможность не только значительно интенсифицировать практическое обучение слушателей, но и привлечь их к разработке программ решения навигационных задач.
В проведении практических занятий по дисциплине «Кораблевождение при ведении боевых действий» стали широко использоваться такие виды занятий, как групповые упражнения и военные игры. При отработке таких разделов, как маневрирование при проводке за тралами ближнего противоминного охранения, выходе в атаку с применением артиллерийского и торпедного оружия по надводным и подводным целям, поиске и слежении за подводными лодками стал широко применяться тактико-специальный тренажер «Солартрон». Особое значение он приобрел, когда с 1986 г. в сочетании с ним стали использоваться первые персональные ЭВМ. Разработанное программное обеспечение пересчета прямоугольных координат «Солартрона» в географические позволило создавать навигационно-тактическую обстановку, соответствующую реальной. Особенно при проведении групповых упражнений по таким темам, как нанесение артиллерийских ударов по береговым целям, постановка минных заграждений, ведение противоминных действий.
Учебная практика слушателей-штурманов в 80-е годы проводилась на учебных кораблях ВМФ в дальних штурманских походах. Ее направленность ее была существенно изменена. По инициативе А.В. Галичского, кроме традиционных, стали отрабатываться такие вопросы, как практическое освоение обязанностей флагманского штурмана по обеспечению заданной точности и навигационной безопасности плавания соединения кораблей, оценка точностных характеристик различных РНС и возможностей их использования по маршруту перехода, использование для решения задач кораблевождения программируемых микрокалькуляторов и поступившей на вооружение ЭКВМ «Клейстер-2н».
Вопросы навигации отрабатывались несением штурманских вахт, в том числе в должности флагманского штурмана, выполнением индивидуальных заданий и исследовательской работы, связанной с набором экспериментальных данных для проверки и освоения перспективных моделей оценки точности счисления.
Исходя из района плавания, на каждую штурманскую вахту выдавалось задание с перечнем обязательных вопросов, подлежащих отработке.
![]() |
Слушатели подводники и преподаватели Штурманского офицерского класса
на учебном корабле «Гангут», апрель 1984 г.
|
После окончания вахты слушатель, выполнявший обязанности флагманского штурмана, составлял отчет по результатам работы всей смены с анализом достигнутых результатов. В нем отражались особенности плавания; возможность определения места в конкретных гидрометеорологических условиях; соответствие поправок радионавигационных параметров, выявленным в течение вахты, табличным; соответствие фактического течения указанному в атласах и на картах; достигнутая точность плавания каждого штурмана. Отчеты ежедневно заслушивались на собрании офицеров с проведением разбора и выставлением оценок каждому слушателю за выполнение задания.
Для коррекции координат места использовались все действующие отечественные и иностранные радионавигационные и спутниковые системы. Применялись как имеемые на учебных кораблях КПИ типа КПИ-5ф, Пирс-1м, АДК-3м, КПФ-7, так и взятые с собой КПФ-6, КПФ-7, КПФ-5, Челн-1, КПИ СНС США и Японии, новые образцы секстанов. Новейшие и перспективные приемоиндикаторы РНС и СНС, электронно-картографические навигационные системы предоставлялись на период практики для исследования их возможностей и практического освоения Главным управлением навигации и океанографии.
При решении задач астронавигации значительно шире стали использоваться средства автоматизации. Больше внимания стало уделяться отработке навыков слушателей по определениям места в экстремальных условиях, комбинированным способам обсерваций, резервным вариантам измерений высот, анализу допускаемых ошибок.
Ежедневно дежурным слушателем выполнялся анализ и прогноз гидрометеорологических условий по маршруту перехода, оценивалось их влияние на решаемые задачи практики. Составленный прогноз докладывался по установленной форме на заслушивании. Оправдываемость и качество прогнозирования проверялись следующим дежурным.
В 80-е годы в период проведения учебной практики слушатели штурманского офицерского класса участвовали в деловых заходах учебных кораблей в порты Варна (Болгария, 1981, 1983, 1986), Росток (ГДР, 1982), Оран (Алжир, 1986, 1987, 1989), Свиноуйсце (Польша, 1988), Бизерта (Тунис, 1990), Тулон (Франция, 1991).
Достигнутый к началу 80-х годов уровень развития военной техники и необходимость обоснованного и своевременного решения штурманами сложных боевых задач потребовали изменения и активизации форм и методов обучения слушателей Штурманского офицерского класса. Это вызвало необходимость дальнейшего внедрения новых прогрессивных методов обучения. Так, в традиционные информационно-иллюстративные методы преподавателями кафедры кораблевождения начал широко внедряться методы "опорных конспектов" и "смысловых структур", "структурно-функциональный метод". Важное значение получили так называемые "проблемный" и "комбинированный" методы.
В середине 80-х годов начинается очередное изменение преподавательского состава кафедры. Преподавателями кафедры становятся опытные флагманские штурмана Ю.М. Гребнев, Н.И. Неупокоев, В.И. Чернов, А.Г. Кушнарев, С.Ю. Зиновьев, В.И. Комченко. Преподавателем гидрографического класса назначается С.Ф. Черный.
Начальником кафедры кораблевождения в 1985 г. становится известный педагог и ученый, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, капитан 1 ранга Н.М. Груздев.
В 1985 г. под руководством Н.М. Груздева были внесены существенные изменения в программы обучения штурманов и командиров. Особое внимание было обращено на приведение содержания обучения в соответствие с предназначением выпускников и на преемственность в содержании подготовки офицеров-штурманов в ВВМУ, ВСОК ВМФ и ВМорА. Подготовка командиров кораблей была направлена на решение двух главных задач – обеспечение навигационной безопасности плавания и руководство штурманской службой при ведении боевых действий. Для этого программа кораблевождения была увеличена в среднем на 10 – 20 часов. В соответствии с ней был разработан учебник по кораблевождению, предназначенный только для классов командиров кораблей.
Подготовка штурманов была сконцентрирована на вопросах практического выполнения обязанностей флагманского штурмана в боевых и повседневных условиях. Существенно возросло значение текущих методов контроля успеваемости слушателей. По каждой дисциплине наиболее опытными педагогами были разработаны частные методики преподавания и методики подготовки слушателей по обеспечению навигационной безопасности плавания. Была выполнена значительная работа по наглядному оформлению аудиторий и лабораторий кафедры.
Работа Н.М. Груздева по совершенствованию подготовки слушателей была продолжена флагманским штурманом 2 флотилии атомных ракетных подводных лодок ТОФ В.А. Рябоконем, назначенным в 1988 г. начальником кафедры кораблевождения.
Огромный опыт службы в должностях флагманского штурмана соединения и объединения ракетных подводных лодок стратегического назначения позволил ему сконцентрировать работу преподавателей на исследовании новых направлений подготовки будущих командиров и флагманских штурманов, особенно по вопросам управления штурманской службой корабля и соединения в различных условиях обстановки. Виктор Александрович поддержал инициативу ведущих педагогов кафедры о необходимости тщательного отбора преподавателей из числа опытных флотских специалистов и подготовки педагогов через целевую адъюнктуру. Уже в 1989 г. в целевую адъюнктуру при ВМорА был направлен А.В. Ванин.
Учитывая значительное обновление состава кафедры, он обратил самое серьезное внимание на работу по совершенствованию педагогического мастерства «молодых» преподавателей, и, в первую очередь, на свою личную подготовку. Для этого постоянно проводились показные и открытые занятия опытных педагогов с тщательным разбором методики выполнения каждого отдельного эпизода лекции и практического занятия, с подробным объяснением любого педагогического приема, его достоинств и преимуществ в конкретном месте.
В повседневную практику работы кафедры входят постоянный обмен опытом преподавания конкретных тем и разделов программ обучения, обсуждение приемов и методов преподавания, выбор и освоение на основе коллективного опыта лучших из них.
Исключительно ответственным подходом к любому занятию отличался старший преподаватель кафедры В.П. Илларионов. Проводимые им занятия по боевому и тактическому маневрированию отличались особой четкостью, продуманностью и доходчивостью. Строгая последовательность и доказательность каждого способа и варианта действий обосновывались требованиями тактики ведения морского боя и применения конкретного вида оружия. Поучительные примеры из опыта боевых действий и боевой подготовки хорошо оттеняли и подчеркивали необходимость применения предлагаемого метода выполнения расчетов. Прекрасно продуманные и четко исполненные рисунки, простота и доказательность вывода формульных зависимостей оставались в памяти слушателей на долгие годы последующей службы. Строжайшая принципиальность в оценке знаний слушателей в сочетании с исключительно бережным отношением к личности каждого из них оставляли неизгладимое впечатление у сотен офицеров, учившихся у Вадима Петровича.
Преподаватели кафедры принимали активное участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах.
В 1980 – 1985 гг. В.А. Власов возглавил опытно-конструкторскую работу по совершенствованию и автоматизации методов диагностики и поиска неисправностей технических средств кораблевождения. Под руководством А.В. Галичского в 1985 - 1990 гг. выполнялась общефлотская научно-исследовательская работа по анализу и оценке существующих и разработке новых автоматизированных средств решения задач боевой прокладки и ведения обстановки. Полученные в работе результаты позволили принять важные решения по развитию средств автоматизации управления силами флота и разработать проект Руководства по ведению обстановки и боевой прокладки.
В 70 – 90 годах значительная работа по исследованию способов автоматизации решения задач маневрирования кораблей и соединений и выработки оптимальных параметров управления ими, по созданию специального математического обеспечения решения этих задач была проделана В.П. Илларионовым и А.В. Галичским. При непосредственном участии В.П. Илларионова целый ряд полученных результатов был внедрен в автоматизированные системы управления надводных кораблей.
Активное участие в научно-исследовательской и методической работе позволило педагогам кафедры значительно повысить свой научный и педагогический потенциал. Успешно защитили диссертации и стали кандидатами военных наук Г.Д. Валюнин (1982), В.П. Илларионов (1985), кандидатом технических наук – В.А. Власов (1985), кандидатом педагогических наук - Бегун В.И. (1989).
В 80-е годы преподавателями кафедры кораблевождения были разработаны и вышли в свет такие известные учебники и учебные пособия, как: «Штурманская служба на соединении кораблей», (Б.А. Кулешов - 1984), «Тактическое и боевое маневрирование кораблей» (Г.Д. Валюнин, В.П. Илларионов, В.А. Михальский и др. - 1981), «Практическое кораблевождение, книги 1 и 2» (Груздев Н.М., Илларионов В.П. и др. - 1989), «Кораблевождение ч.1 и 2» (Н.М. Груздев, Г.Г. Фадеев, В.П. Илларионов, В.М. Анфимов, Ю.М. Гребнев - 1990), «Автоматизированная навигация» (1982), «Оптимальное использование средств определения места и вычислительной техники» (1985), «Оптимальные методы и способы морской навигации» (1991) – В.А. Михальский, «Применение ЭКВМ для обработки навигационной информации при определении места корабля» (А.В. Галичский, Г.Г. Фадеев, Н.М. Груздев - 1987), «Применение ЭКВМ для расчета маневра корабля и соединения кораблей» (В.П. Илларионов - 1988), «Оценка точности морского судовождения» (Н.М. Груздев - 1989).
В 1961 – 1991 гг. штурманский офицерский класс окончили такие известные в будущем флагманские штурмана флотов и объединений, как Б.В. Беляков, С.И. Гарматенко, О.И. Мокрозуб, Ю.С. Гилев, В.А. Кондратьев, В.С. Макода, Н.С. Торопов, О.А. Евдокимов, В.В. Фиошкин, В.С. Мальцев, В.М. Попов, А.Е. Солдатов, М.И. Сажаев, В.И. Цымбал, Г.А. Сорокин.
Глава 5. Штурманский офицерский класс на современном этапе развития ВМФ России (1991 – 2004 гг.)
Преподаватели-ученые Штурманского офицерского класса и кафедры кораблевождения
Дальние походы слушателей Штурманского офицерского класса в период учебной практики
Литература