Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы флота России

Освоение Тихого океана русскими мореплавателями в ХVII - ХIX  вв.

Освоение тихоокеанского бассейна русскими началось в 1639 г., когда казаки отряда Ивана Москвитина вышли на побережье Охотского моря. На небольших лодках они обследовали восточное побережье Охотского моря и, возможно, доходили до Шантарских островов. Поход Ивана Москвитина был первым выходом русских в " Восточный океан " и положил начало дальним морским путешествиям.

Первое плавание по Охотскому морю, на специально построенных в устье Амура кочах, совершили казаки Василия Пояркова в 1645 г. Отряд в составе 130 человек на судах прошел по Охотскому морю от устья Амура до устья реки Улья.

В первые годы XVII в. заметно возросло внимание центрального правительства к открытию новых земель на Тихом океане. В 1702 г. Сибирский приказ от царского имени повелел Якутской воеводской канцелярии вновь послать на Камчатку « охочих людей » для проведывания пути в Японию через Курильские острова.

В 1711 г. Д.Я. Анциферов и И.П. Козыревский открыли северные острова Курильской гряды. На основании наблюдений и расспросов у местных жителей Козыревский описал Курильские острова и сделал чертеж. По его сведениям, японцы не ходили на острова к северу от Матмая, а на Урупе и Утурупе люди «самовластно живут и не в подданстве». О жителях о-ва Кунашира Козыревский признавался в своем незнании. Жителей первых двух Курильских островов и Камчадальского Носа Козыревский "ласкою и приветом, а иных воинским порядком в ясачный платеж привел".

Плавания русских мореходов усиливали интерес к поискам морского пути из Охотска и Камчатки к берегам Америки и Японии.

В Россию давно проникали непроверенные сведения о том, что северо-восток Азии можно обойти морем и доплыть затем до Китая и далее. Подобные представления отражены на некоторых русских картах конца XVII в. Такие предположения часто распространялись на Запад из России. Известно, что еще в 1525 г. русский посол в Риме Дмитрий Герасимов рассказывал о возможности добраться до Китая Северным морским путем.

Уже в начале XVIII в. Петра I занимала мысль о возможности плавания через Северный Ледовитый океан в Китай и Индию. По распоряжению Петра I в 1710 г. в Охотск, заложенный еще в 1649 г., были посланы штурманы Кондратий Мошков , Никифор Треска , Иван Бутин и Яков Невейцин . Сподвижник его по заграничным путешествиям корабельный мастер Ф.С. Салтыков в 1713 г. предложил послать из Архангельска корабли на поиски северного морского пути и для плавания «по устье Амурское и вдоль между Епоном и Китаем.

Петр I еще в ходе войн на Западе и Юге России не забывал о Тихом океане, о чем ясно говорит экспедиция К. Соколова в Охотском море (1716-1717 гг.). Бот "Восток", спущенный в Охотске в 1716 г., мало чем отличался от обычных кочей. Длина его 8,5 сажени, ширина 3 сажени и осадка 3,5 фута. В том же году "Восток" под командой Козьмы Соколова вышел в море. Штурманом на нем был назначен Никифор Павлович Треска. Впервые морским путем было совершено плавание к Камчатке. Открытие морского пути на Камчатку резко сократило время для доставки людей и снаряжения на полуостров.

Известный исследователь русских географических открытий В.И. Греков справедливо отмечал, что, что открытие морского сообщения с Камчаткой через Охотск и выявление достоверных сведений о расположении этого полуострова подготовили возможность исследования еще не посещенных европейцами стран и морей в северной части Тихого океана, прилегавших к восточным границам России.

В 1719 г. Петр I, проверив знания геодезистов - навигаторов Ивана Михайловича Евреинова и Федора Федоровича Лужина, собственноручно вручил им исправленную и подписанную инструкцию: "Ехать вам до Тобольска, а от Тобольска взять провожатых, ехать до Камчатки и далее куды вам указано. И описать тамошние места, где сошлася ли Америка с Азией, надлежит зело тщательно сделать, не только зюйд и норд, но и ост, и вест, и все на карте исправно поставить".

В 1719-1722 гг. И.М. Евреинов и Ф.Ф. Лужин по указу Петра I совершили плавание к берегам Камчатки и Курилам, описали северные острова и по расспросам составили чертеж всей Курильской гряды. Но по велению Петра проверить, «сошлася ли Америка с Азией», морским геодезистам исполнить не удалось.

Ожесточенная борьба России за выход в Балтийское море и упрочение на его берегах долго отвлекала внимание правительства от Тихого океана, но положение стало меняться в начале XVIII веке, особенно после Полтавской битвы (1709 г.) и окончания Северной войны. С этого времени, а еще более после мира со Швецией (1721 г.) и персидского похода (1722-1723 гг.) морские пути на юг через Каспий и через Тихий океан в Америку и страны Юго-Восточной Азии стали все больше интересовать Петра I и его сподвижников. В это время речь уже шла не столько о том, чтобы обогнуть Азию вдоль берегов Северного Ледовитого океана, хотя и эта задача считалась важной, сколько о плаваниях из Охотска через Камчатку к северо-восточной оконечности Азии и в Америку, а также из Охотского моря к Японии.

Русские экспедиции в 1716-1719 гг. осваивали морской путь из Охотска на Камчатку, достоверных сведений о наличии пролива между Азией и Америкой не было ни в России, ни в Западной Европе. Голландские и другие западные картографы часто заполняли свои карты северной части Тихого океана вымышленными сведениями. Более того, вместо распространенного в XVI и XVII вв. правильного мнения, что северо-восточная Азия омывается морем, в начале XVIII в. часто выдвигалось предположение о наличии между обоими континентами некоего перешейка, расположенного с азиатской стороны где-то у Шелагского мыса – в высоких широтах, где мореплавателям не удавалось пройти через морские льды.

Распространение таких взглядов после плавания Ф. Алексеева и С. Дежнева (1648 г.) вокруг северо-восточного мыса Азии, носящего теперь имя Дежнева, сейчас может показаться странным, но в то время подвиг Дежнева был неизвестен ни в России, ни тем более на Западе. Устные предания об этом поистине историческом плавании сохранялись только в дальних местах Сибири. Экспедиция эта была частной – ее снарядили промысловые люди в низовьях р. Колымы. Хотя это плавание впервые на деле показало, что Азия и Америка разделены проливом, получившим позднее имя В. Беринга, но отписки организаторов экспедиции местным властям, если они вообще посылались, погибли или затерялись в архивах. В 1736 г. участник экспедиции В. Беринга Г.Ф. Миллер обнаружил в якутском архиве позднейшую отписку Дежнева с разными просьбами и упоминанием о том, как он обогнул морским путем восточную оконечность Азии и оказался в устье р. Анадырь. Рассказ об этом походе Миллер опубликовал еще позднее, в 1758 г., спустя много лет после того, как пролив между двумя материками был вторично открыт В. Берингом.

Ко второму и последующим десятилетиям XVIII в. относится много различных проектов тихоокеанских экспедиций, отличительной чертой которых является переход ведущей роли в их осуществлении от местных сибирских властей и отдельных промышленников к центральному правительству.

В сентябре 1720 г. на боте "Восток" экспедиция направилась на Камчатку. В ее состав были включены некоторые " из обретающихся в Охотске " штурманов. В их числе Кондратий Мошков и Андрей Буш . Высадившись через десять дней на Камчатке, Евреинов и Лужин пересекли полуостров. А Мошков и Буш на боте прибыли в Большерецк, где и зазимовали.

На Камчатке Евреинов и Лужин определили с помощью квадрантов астрономические пункты в нескольких местах и прибыли в Большерецк к началу навигации следующего года.

22 мая 1721 г. бот взял курс к островам Курильской гряды. Плавание было очень сложным. Бот дошел до острова Симушир, где попал в шторм. Потеряв якорь, с изорванными парусами судно носилось по морю, подобно щепке. После шторма путешественники оказались у острова Парамушир на Курильской гряде, откуда благополучно добрались до Большерецка, а затем до Охотска. Карта представленная Евреиновым Петру I, имела сетку меридианов и параллелей и выполнена была с высокой штурманской культурой по " регуле навигацкой ". Карта эта явилась первым опытом изображения на инструментальной основе огромных территорий восточной части России и Курильских островов.

Инструментальная съемка, отличается от глазомерной, опирается на сеть вычисленных с помощью инструментов географических пунктов. Участки побережья (или местности вообще) наносятся на карту по направлениям и расстояниям от близлежащего точно определенного места, которое у геодезистов и штурманов принято называть "астрономическим пунктом". Преимущества такой съемки заключается в том, что при составлении карт обширных территорий не искажается общий вид побережий, островов и полуостровов.

Одной из важнейших экспедиций, организованных по личному указанию Петра Великого, была Первая Камчатская экспедиция 1728 г.

В знаменитой инструкции Петра I от 6 января 1725 г. было сказано: "Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте зделать один или два бота с палубами. На оных ботах возле земли, которая идет на норд , и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется, что та земля - часть Америки. И для того изкать, иде оная сошлась с Америкою и чтоб доехать до какого города Европских владений…и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость, и поставя на карту приезжать сюды…" .

Начальником экспедиции был назначен капитан-командор Витус Йонассен Беринг , его помощником Мартын Петрович Шпанберг и 22-летний лейтенант Алексей Ильич Чириков , исполнявший роль старшего штурмана.

Подбору штурманов для экспедиции уделял внимание Петр I, который на докладе о командном составе экспедиции, представленном вице-адмиралом П.И. Сиверсом, написал: "…зело нужно штурмана и подштурмана, которые бывали в Нордной Америке…".

В штурманской команде у Чирикова состояли штурман гардемарин Петр Авраамович Чаплин и геодезист Федор Федорович Лужин. Участвовали в экспедиции геодезист Михаил Гвоздев и штурман Кондратий Мошков.

Первая Камчатская экспедиция выехала из Петербурга в январе 1725 г.

В 1727 г. было принято решение об организации экспедиции под руководством якутского казачьего головы А.Ф. Шестакова для описи побережья Чукотки и привода чукчей «под высокую государеву руку». Весной 1727 г. участники экспедиции отправились на двух судах из Охотска в Большерецк, расположенный на западном побережье Камчатки. Много времени занял пеший переход через полуостров и постройка судна в Нижне-Камчатске. Там был заложен бот «Св. Гавриил» и 14 июля 1728 г. на "боте с палубами" "Святой Гавриил" вышли в море, держа курс к проливу между Азией и Америкой. Экипаж бота состоял из 44 человек. По пути описывали берега, открыли залив Креста и остров Св. Лаврентия. Идя вдоль берега, судно вошло в пролив, который теперь называется Беринговым. План экспедиции обсуждался "на консилии", созванной Берингом 13 августа, когда бот находился на широте 65° 31 N . М.П. Шпанберг предложил продолжать плавание лишь до широты 66°, а затем повернуть назад. Чириков, напротив, считал, что нельзя достоверно "знать о разделении морем Азии с Америкой, ежели не дойдем до устья реки Колымы или до льдов". И предлагал в случае "препятствия ото льдов" стать на зимовку против "Чукотского Носу".

Учитывая позднее время года, Беринг счел более осмотрительным мнение Шпанберга, и «Св. Гавриил» по достижении 67° 19 N, находясь в Чукотском море, 16 августа лег на обратный курс. Гардемарин Чаплин отметил в своем журнале, что сделал он это, не посоветовавшись с офицерами корабля. Все, кроме Беринга и Шпанберга , высказывались за продолжение плавания. И хотя пролив, разделявший два континента, был пройден, мореплаватели не увидели берегов ни на западе, ни на востоке. Уверенности в том, что континенты разделены, не было и после экспедиции. Уже повернув назад, мореплаватели открыли остров Ратманова, являющийся ныне самым восточным пунктом России. Из-за туманов русские моряки так и не увидели берегов Америки.

В устье реки Камчатки – Нижне-Камчатский острог - бот прибыл 2 сентября 1728 г., а в Охотск отправился летом следующего 1729 г., сделав попытку пойти на восток в поисках земли, о которой слышал от местных жителей, но никакой земли там не оказалось, Сильные ветры и туманы снова заставили «Св. Гавриил» вернуться. По результатам плавания П.А. Чаплин составил карту. Беринг с небольшой группой участников экспедиции 3 марта 1730 г. прибыл в Санкт-Петербург. Как и следовало ожидать, Адмиралтейств-коллегия отказалась признать за Берингом открытие пролива.

В 1732 г. участники экспедиции Шестакова - Я. Генс и И. Федоров получили от своего нового начальника Д.И. Павлуцкого приказание идти на боте «Св. Гавриил» к Анадырскому устью «для проведывания морских островов» согласно ордера капитана Д.И. Павлуцкого штурману Я. Генсу и подштурману И. Федорову о деформировании команды и прибытии на боте «Св. Гавриил» к устью р. Анадырь от 9 октября 1730 г.: “Ордер посланной партии штурману Якову Генсу да потштурману Ивану Федорову. Сего 1730 г. его императорского величества указу и по определению посланной партии велено вам, к штурману и потштурману, послать ордер, в котором написать: Ежели имеетесь вы на Камчатке, собрать всех матросов при себе и итить с ними и с обретающимися при вас служилыми людьми обще с дворянином Иваном Шестаковым и при нем имеющимися служилыми с Камчатки на морском судне-боте, которое построено морского флоту капитаном г-ом Берингом, к нам к анадырьскому устью, в самой скорости, без опущения удобного времени, для проведывания морских островов. Да вам же, штурману и потштурмну, взять с Камчатки обще с показанным Шестаковым посланного от нас морехода Прокопья Нагибина и при нем служилого Никиту Шевырина и прежних мореходов, которые были на море с капитаном г-ом Берингом. Да вам же, штурману и потштурману, взять с собою подмастерья Спешнева и геодиста Гвоздева такожде взять с собою ж. И ежели ты, штурман и потштурман, за получением сего ордера с означенными матросами и мореходами, и с прочими служителями обще с дворянином Шестаковым и при нем со служилыми на означенном судне-боте к нам к анадырьскому устью, в удобное время не прибудете и в том посланной партии в проведовывании морских островов учинится какая остановка и помешательство, и то взыскано будет на вас, а за противность указа судить будет по указу его императорского величества по военному артикулу ".

23 июля 1732 г. бот «Св. Гавриил» вышел из Нижне-Камчатского острога, а 13 августа встал на якорь у восточного мыса Азии (теперь мыс Дежнева), и там на берег вышел участник плавания геодист М.С. Гвоздев. 17 августа осматривали остров в Беринговом проливе, получивший впоследствии название о-в Ратманова, и М.С. Гвоздев снова выходил на берег. Затем ветром бот носило к мысу Дежнева и обратно к тому же острову. Только 20 августа удалось продолжить путь на восток. Подойдя к острову, носящему теперь имя Крузенштерна, моряки увидели берега Америки. Это произошло 18 августа 1732 г. Бот направился туда и вскоре подошел к американской земле в районе мыса, известного теперь как мыс Принца Уэльского. Велико было желание экипажа высадиться на неизвестный берег, но мешала плохая погода. Бот повернул на юг и на следующий день подошел к острову, с которого на байдаре подъехал чукча. От него И. Федоров и М.С. Гвоздев узнали о "Большой земле", но продолжать плавание было нельзя (кончилась провизия и свежая вода, в судне появилась течь). Матросы просили "возвратитца на Камчатку, понеже де кормов у них малое число, також де и не могут из судна воды увивать". 27 сентября бот едва добрался до реки Камчатки.

Так уже в августе 1732 г. русские люди впервые подошли к американскому побережью, пересекли Берингов пролив по всей его ширине и побывали на о-вах Гвоздева. И. Федоров и М.С. Гвоздев нанесли на карту северо-западную оконечность Америки и задолго до мореплавателей других стран открыли западное побережье Аляски. На основании судового журнала была составлена карта пути судна, где были указаны три острова в проливе и "Большая земля". Но, к сожалению, успех этого плавания остался неизвестным. О нем сохранились лишь более поздние документы 1740-х годов, написанные по памяти или с черновиков, а на карте, составленной М.П. Шпанбергом в 1743 г., у берегов Северной Америки осталась надпись: «Здесь был геодезист М.С. Гвоздев 1732 г.». Легенда к этой карте, долго остававшейся вне внимания исследователей, гласила "Карта мелкоторская от Охоцка до Лопатки и до Чукоцкого Носу, положением прежним описаниям 1728 г., на боту «Гаврииле» под командою бывшего г-на капитана-командора В. Беринга, а приобщенные острова и часть земли против того Носу – по журналу бывшего потштурмана Ивана Федорова в 1732 г. на том же боту, а между рекой Камчаткой и Лопаткой к востоку до длины 35 ° 00' приобщенное с карты, сочиненной на пакетботе «Св. Петр» под командою помянутого г-на капитана, видимы места 1741 г. Подлинной за рукою капитана Шпанберга".

Итак, хотя журнал И. Федорова и карта М. Гвоздева не найдены, их содержание нашло отражение на известных нам картах. О том, что существовала карта плавания И. Федорова и М. Гвоздева, говорит и подпись к карте Чирикова, где сказано: "а земля, положенная против Чюкоцкого восточного угла, к востоку лежащая от 65 до 68 градусов N ширины, положена с карты геодезиста М. Гвоздева".

Тем не менее достижения Первой Камчатской экспедиции имеют выдающееся значение. Она обогатила науку ценнейшими сведениями о Сибири и ее восточном побережье, новыми картами и весьма точными для своего времени определениями координат азиатского берега пролива и многих пунктов на протяжении пройденного пути. Карта открытий В. Беринга стала известна в Западной Европе и сразу вошла в новейшие географические атласы.

Однако русское правительство не было тогда удовлетворено итогами первой Камчатской экспедиции. Сенат приказал В. Берингу подать предложения об организации новых, гораздо более обширных исследований на Тихом океане. Разработкой задач Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции занялись Адмиралтейств-коллегия и Сенат, особенно его обер-секретарь И.К. Кирилов.

В инструкциях Сената и Адмиралтейств-коллегии Второй Камчатской экспедиции ясно обозначены задачи по исследованию новых морских путей и земель в Америке, поиску новых мест, богатых пушниной и другими ресурсами, приведению местных жителей в подданство России. Задачи экспедиции были огромны. Они включали изучение природы необъятной, мало освоенной Сибири, обследование северо-восточных берегов Азиатского материка, плавание к берегам северо-западной Америки и Японии.

Предлагалось произвести описание побережья Охотского моря до устья р. Амур. Предусматривалось отыскание Северного морского пути из Европы вокруг Азии и установление через Тихий океан контактов России с владениями европейских государств, заведение торговых связей с Японией и исследование Курил и Сахалина.

В 1731 г. Охотск был объявлен военным портом русское правительство решило создать Охотскую военную флотилию. Первым командиром Охотского порта и флотилии был назначен видный деятель петровских времен Г.Г. Скорняков –Писарев. В Охотск стали прибывать моряки, кораблестроители. Развернулось строительство кораблей и судов. Таким образом дату подписания Высочайшего указа - 10 (21) мая 1731 г. об учреждении Охотского порта и последующего создания первого постоянно действующего военно-морского подразделения России на Тихом океане можно считать датой образования Тихоокеанского флота. Вскоре Охотскому порту пришлось сыграть выдающую роль в подготовке грандиозной по тем временам Второй Камчатской экспедиции.

Указ об организации Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции под начальством Беринга был издан 17 апреля 1732 г. Он же возглавил отряд, направлявшийся к берегам Америки. Другим отрядом, на который возлагалось плавание вдоль Курильских островов к берегам Японии и описание побережья Охотского моря вплоть до устья Амура, командовал М.П. Шпанберг . В Охотске были построены корабли для плавания к берегам Америки – пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел».

В 1738 г. Елагин сделал опись восточного берега Камчатки от Авачинской губы до мыса Лопатка, западного берега – от мыса Лопатка до селения Большерецка, а также северное побережье Охотского моря от устья р. Урак до устья р. Охота.

Начальником экспедиции капитан-командор Витус Беринг шел на "Святом Петре", а его помощник капитан полковничьего ранга Алексей Ильич Чириков – на "Святом Павле". 8 сентября 1740 г. оба судна вышли из Охотска и направились в Авачинскую губу, где уже ранее производились промеры глубин и выстроены были первые помещения. 6 октября пакетботы вошли в необжитую Авачинскую бухту, где был впоследствии основан порт и город, названный по имени обоих судов – Петропавловском.

Позднее, 22 апреля 1741 г. в рапорте в Сенат В.Й. Беринг докладывал об описании берегов Камчатки штурманами И. Елагиным и В. Хметевским и начале строительства Петропавловского порта в Авачинской губе: «и для того в прошлом 739 г. сентября 29 числа отправлен был на Камчатку штюрман Иван Елагин на боту и велено ему по прибытию в Большую реку, ежели свободного к тому времяни ему не останетца, отправить штюрмана Василия Хметевского в Нижний Камчатский острог для вымеривания по вскрытии льда устья реки Камчатки, а ему Елагину в зимнее время по берегу от Большой реки до Авачинской губы берег описать, и ежели явятца против берегу лежащие острова, те положить на карту. А в 740 г. весною велено ему ж, Елагину, следовать на Камчатку на боту от Большой реки круг южного Камчатского Угла до Авачинской губы и ту губу вымереть, в какой глубине состоит, чтоб при той губе построены были для житья служителями жилые покои и для клажи провианта и материалов анбары….О том же прошлого ж 740 г. вторым репортом от него ж, Елагина, сентября 20 числа объявлено: При губе построено камчатскими служилыми и ясачными ноземцами жилых покоев в одной связи пять, да казарм три ж ангара в два апартамента. Також и в означенной губе глубину воды вымерил и при том репорте приложил карту.

А вышереченная гавань к отстою в зимнее время морских судов весьма способна, и для того и прибыли во оную гавань в двух пакетботах со всею командою того ж 740 г. октября 6 дня благополучно, где и зимовали. И оная гавань названа нами Святых апостол Петра и Павла».

4 июня 1741 г. пакетботы покинули гавань и взяли курс на юго-восток. На «Св. Петре», которым командовал В. Беринг, было 77 человек личного состава, на «Св. Павле», командиром которого был А.И. Чириков – 75. Вначале корабли шли вместе в поисках мифической земли Жоао да Гама, безосновательно нанесенной на карту профессором Петербургской Академии наук И.Н. Делилем по западным источникам. 20 июня в тумане корабли потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали порознь.

С Берингом шли старший штурман мастер Софрон Федорович Хитрово, штурман Андреас Эйзельберг (Эзельберх), помощник капитана Свен Ваксель, подштурман Х. Юшин, штурман В.А. Хметевский, И. Верещагин и разжалованный в матросы бывший командир Обско-Енисейского отряда Д. Овцын. Исключительные знания Овцына были по достоинству оценены Берингом, который взял его к себе в адъютанты. Высокую штурманскую эрудицию показал Овцын в плавании, на протяжении всего похода он тщательно вел астрономические наблюдения и навигационные расчеты. На "Святом Павле", кроме А.И. Чирикова, были лейтенанты И.Л. Чихачев и М.Г. Плаутин, старший штурман мастер А.М. Дементьев, штурман И.Ф. Елагин. Кроме того, в подготовке экспедиции, особенно в доставке грузов на небольших ботах из Охотска на Камчатку, участвовали штурманы и мореходы Никифор Треска , Иван Бутин , Яков Генс , Матвей Петров и Лев Казимиров.

Основным прибором - курсоуказателем в то время являлся магнитный компас. Его поправка определялась ежедневно путем сравнения направления на восходящее или заходящее Солнце с азимутом светила в этот момент, рассчитанным по специальным таблицам. При определении мест по береговым ориентирам ошибка в пеленге составляла 1–1,5 румба. Точность "лежания" на назначенном курсе была в пределах одного румба (11? градуса). Однако действительный путь в большей степени зависел от сноса под действием ветра - дрейфа. Точно определить дрейф очень важно. Обычно его измеряли "на глаз", а чаще с помощью градштока, как угол между диаметральной плоскостью судна и видимым следом его на воде - кильватерной струе. В штормовую погоду величина дрейфа достигала нередко 45 0 . Штурманы, нанеся на карту путь, откладывали на нем пройденное расстояние. Скорость судна в узлах измеряли каждый час с помощью лага. Из-за ошибок в расчете курса, определении скорости, а главное из-за неучтенного течения, ошибка в плавании за сутки достигала 10-30 миль. Вот почему определению мест придавалось такое большое значение, и астрономическими наблюдениями, кроме штурманов, занимался, как правило, весь командный состав судна. Для определения высоты светила (измерялась меридианальная высота Солнца) использовался градшток, реже квадрант. Измеренная высота переводилась в "комплемент" (дополнение до 900). К нему прибавлялись некоторые поправки и склонение светила в день наблюдений. Полученная таким образом широта имела ошибку не более 5–10 минут. Вот запись об определении широты места и поправки компаса в судовом журнале пакетбота "Святой Павел": "12 июня 1741 года. В полдень взята обсервация и усмотрен комплемент высоты солнца 26 градусов. Семидиаметр (полудиаметр) 16 минут приложен к комплименту высоты, за высоту глаза над горизонтом 4 минуты из оного вычтено. Склонение солнца 23 градуса 24 минуты. За разность длины (долготы) из склонения вычтена 1 минута, и потому будет широта места 49 градусов 35 минут… Северо-полярная звезда усмотрена по компасу на NW, и потому склонение компаса 1 румб остовое".

При встрече с неизвестными землями или островами их местоположение определяли от места судна, пеленгуя приметные места на берегу и "прикидывая" расстояние "на глаз". Значительно повышалась точность съемки берегов при описании их на суше.

Глубины измеряли с помощью лотов, имевших разбивку в саженях и футах. Время на судне определяли по 4-часовым, 2-часовым, 1-часовым склянкам. У командиров судов, как правило, были механические часы.

А.И. Чириков на пакетботе «Св. Павел», разлучившись с В. Берингом , шел на восток и северо-восток, 15 июля моряки заметили землю. Об этом знаменательном событии в судовом журнале пакетбота "Святой Павел" записано: "15 июля 1741 года. … В 2 часа пополудни впереди себя увидели землю, на которой горы высокие… В 3-м часу стало быть землю свободнее видеть… и оную признаваем мы подлинною Америкою по месту, по положению ее, по длине и ширине".

Это была южная часть острова Бейкер, находившегося всего в 15 милях от американского материка. Пакетбот находился вблизи нынешнего мыса Бартоломе о-ва Бейкер на широте 55 ° 20 N. Чириков 17 июля послал к берегу шлюпку со штурманом А.М. Дементьевым и 10 членами команды. Ее возвращения ждали в течение недели, затем послали на берег небольшую шлюпку узнать, что случилось, но гибель посланных навсегда осталась загадкой.

Чириков еще долго оставался у берегов Америки, но продовольствие кончилось, и 6 августа пакетбот пошел к Камчатке.

На обратном пути шли вдоль гряды Алеутских островов, были открыты еще Умнак, Уналашка и некоторые другие острова. Из 60 оставшихся на борту людей все офицеры и часть матросов лежали при смерти от жестокой цинги, голода и жажды. Сам Чириков , приготовленный, по обычаю, к смерти, вел журнал и давал указания штурману Елагину , который управлял судном. 11 октября "Святой Павел" вошел в Авачинскую бухту, потеряв за 128 суток плавания 24 человека. Капитана Чирикова на шлюпке "в жестокой цинготной болезни" свезли на берег. За командира остался Елагин . Дела по завершению экспедиции задержали Чирикова на Дальнем Востоке и в Сибири до 1745 года. По возвращении в Санкт-Петербург он был произведен в капитан-командоры, а спустя три года, в возрасте 45 лет, умер. 20 лет из своей недолгой жизни провел Чириков в плаваниях и походах, из них 17 лет на Востоке, где замечательными открытиями прославил свое имя.

Не менее трагично, проходило плавание пакетбота "Святой Петр". Убедившись, что земли Жоао де Гама не существует, В. Беринг 25 июня взял курс на северо-восток и наконец 16 июля на широте 58° 14' N русские моряки увидели Америку (в районе острова Каяк), а 27 июля подошли к материковому побережью в широте 56° 54?. На обратном пути Беринг близко подходил к островам Алеутской гряды: Кадьяку и Укамоку. Русские моряки высаживались на островах, где похоронили матроса Никиту Шумагина, и назвали их тогда же Шумагинскими. Погода стояла неблагоприятная – штормы перемежались туманами, продукты и свежая вода кончились, люди заболели цингой и многие умерли, в судне открылась течь. Только 5 ноября 1741 г. "Святой Петр" пристал к неизвестному острову, принятому за Камчатку. На совете офицеров, куда был приглашен и Овцын , многие считали, и в их числе Свен Ваксель – помощник Беринга, что корабль находится примерно у берегов Камчатки. Штурман Андреас Эйзельберг (Эзельберх) возражал против высадки на берег, предполагая, что "Святой Петр" еще не достиг Камчатки, так как его расчетная широта на 2 0 отличалась от широты Авачинской губы. Его поддерживал Овцын , который считал, что остров этот мореплавателям неизвестен и до Камчатки еще далеко. 5 ноября пакетбот выбросило на берег острова, который потом назвали о-вом Беринга, экипаж "Святого Петра" зазимовал. Всего 80 верст отделяло его от Авачинской губы. Это были Командорские острова. Они стали последним пристанищем капитан-командора В.Й. Беринга, Андреаса Эйзельберга и еще 11 их соплавателям 8 декабря 1941 г. Позднее из обломков пакетбота и из плавника оставшаяся в живых часть команды выстроила новое судно, и на нем 26 августа 1742 г. 46 человек экипажа «Св. Петр» возвратились в Петропавловск.

Карты с маршрутами плаваний "Святого Петра" и "Святого Павла" составили в 1742-1744 гг. штурманы экспедиции Иван Елагин , Харлам Юшин , Софрон Хитрово и Свен Ваксель под руководством А.И. Чирикова .

Героическое плавание русских моряков завершилось открытием Северной Америки и Алеутских островов. По праву первооткрытия новые земли и острова становились владениями Российского государства. Так было положено начало Русской Америке.

Одной из задач Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции было плавание к берегам Японии и Китая. Это было поручено отряду М.П. Шпанберга , который в 1738 г. на бригантине «Архангел Михаил» прошел из Большерецка вдоль Курильских островов до о-ва Урупа и обратно. В 1739 г. М.П. Шпанберг и В. Вальтон на «Архангеле Михаиле» и «Св. Гаврииле» совершили плавание из Большерецка к берегам Японии и обратно. Во время этого плавания русские люди впервые побывали на острове Хоккайдо. В 1738-1742 гг. отряд М.П. Шпанберга нанес на карту острова Курильской гряды, собрал первые сведения о Японии, осмотрел часть восточного берега Сахалина и побережье Охотского моря.

Итоги Камчатских экспедиций оказались поистине огромными. Был открыт американский берег и пролив между двумя материками. Далеко вперед продвинулись исследования и освоение Курил, Алеутских и других островов и побережья Северной Америки. Они были включены в состав России. Были развеяны мифы о мнимых землях на Тихом океане к югу и юго-востоку от Камчатки, уточнены представления о камчатском побережье, Охотском море и Японии. Полученные результаты нашли отражение в академическом «Атласе Российском», вышедшем в 1745 г.

Громадная работа была проделана по изучению и освоению естественных богатств Сибири, что способствовало ее дальнейшему заселению, развитию здесь промыслов, ремесел, горного дела, судоходств и земледелия.

Экспедиция Беринга–Чирикова явилась толчком для развития зверобойного промысла. Владельцы судов – купцы и промышленники – создавали компании и для управления судами нанимали кормщиков из числа штурманов или опытных мореходов, которые в плавании бывали "и многие на море приключения имели и компас знали". В помощь кормщику назначался "товарищ" (помощник). По положению кормщик (кормчий) был "управителем" на судне и полноправным начальником.

Камчатские экспедиции совершались при активном участии только что основанной Петербургской Академии наук, что было новым выдающимся явлением в истории русских географических открытий. Г.Ф. Миллер, Г.В. Стеллер, С.П. Крашенников, И.Г. Гмелин и другие ученые Академии внесли огромный вклад в освоение Сибири и Тихого океана.

Однако на картах, которыми в Академии снабдил В. Беринга профессор И.Н. Делиль, по домыслам западных картографов были нанесены несуществующие земли «Компании», «Штатов», «Жоао де Гама». В других географических наставлениях, составленных для экспедиции, также оказалось немало не подтвердившихся, вымышленных сведений, полученных из голландских и китайских источников. Неверные данные только неоднократно отвлекали суда экспедиции от скорейшего достижения поставленных целей, в значительной степени сыграли трагическую роль в судьбе многих участников экспедиции.

Плавание к Командорским островам и к Америке было совершено сержантом Нижне-Колымской команды Басовым. Он посетил в 1743–1745 гг. острова Беринга и Медный. В 1745–1747 гг. к Алеутским островам плавал штурман Михаил Васильевич Неводчиков. Он посетил острова Агатту, Атту и некоторые другие и составил карту. Петр Башмаков в 1756–1788 гг. несколько раз плавал к Алеутским островам. Крупных успехов в мореплавании достиг селенгинский купец Андреян Толстых . С 1748 по 1766 г. он совершил ряд плаваний в северной части Тихого океана, составил несколько карт и описаний. Часть островов Алеутского архипелага названа в его честь Андреяновскими.

Мещанин Степан Гаврилович Глотов был выдающимся мореплавателем. В 1758–1764 гг. он, плавая вдоль Алеутской гряды, составил общую карту этого архипелага. В 1762–1775 гг. у побережья Аляски плавали мореходы И. Коровин , И. Соловьев, В. Шилов и многие другие. Заметный след в исследовании "Русской Америки" оставили штурманы Дмитрий Полутов (1772–1776 гг.) и Гавриил Прибылов (1781–1789 гг.). В 1786 г. штурман Г. Прибылов открыл группу островов в Алеутской гряде. Впоследствии она была названа его именем.

В 1770 г. штурман Афанасий Очередин составил новую карту Алеутских островов. Наибольшей точностью и обстоятельностью отличались карты, составленные штурманом Потапом Кузьмичем Зайковым, который плавал на судах торговых компаний в 1772–1779 гг. Вернувшись из плавания к Алеутским островам в 1779 г., он составил их первую достоверную карту.

Таким образом, с середины 60-х годов ХVIII в. значительно улучшилась техника плавания и оснащение судов. Известны своей подробностью описания плаваний, совершенных штурманами Г.А. Измайловым и Д.И. Бочаровым. В 1788-1791 гг. они сделали опись северного берега Аляски от Чугацкого залива до бухты Льтуаи, составили подробные карты на этот район. Их описания были переведены на немецкий и английский языки и использовались вплоть до ХХ в.

Вторая половина ХVIII в. характерна не только плаваниями промышленников и купцов. Частые плавания иностранных судов, особенно с 70-х годов, привели к грабежу морских богатств в открытых русскими северных землях. Царское правительство вынуждено было снарядить ряд исследовательских экспедиций в северную часть Тихого океана.

В 1764–1771 гг. работала правительственная экспедиция по изучению и описанию Алеутских островов под руководством Креницына Петра Кузьмича и Левашова Михаила Дмитриевича, направленная на новооткрытые острова "единственно только для счисления пути и описания виденного". Экспедиция побывала у Алеутских островов. Трагическая гибель Креницына в 1770 г. (утонул в реке на Камчатке) сорвала дальнейшие исследования, и экспедиция прекратила свою работу.

В 1766 году начался поход поручика Ивана Борисовича Синдта на галиоте "Святая Екатерина". С командой из 11 человек он совершил плавание в Берингов пролив и к берегам Аляски. Карта Берингова пролива, составленная И. Синдтом и В. Ловцовым, намного точнее карты последнего плавания прославленного капитана Джеймса Кука, которую он создал двенадцать лет спустя, пользуясь более совершенными приборами.

В 1792-1793 гг. штурман Василий Михайлович Ловцов исследовал Охотское море и Курильские острова.

Последней экспедицией, организованной в ХVIII в., была Северо-восточная географическая и астрономическая экспедиция (1785–1795 гг.). Общий состав ее, включая штурманов и их помощников, доходил до 140 человек. Руководителем экспедиции был назначен капитан 2 ранга И.И. Биллингс. Экспедицию щедро снабдили математическими, астрономическими и другими инструментами, а также картами "прежних мореходцев и сухопутных в тамошних местах путешествий". Летом 1789 г. на корабле "Слава России" вместе со штурманами, набранными в Иркутской навигацкой школе, Биллингс отправился морем в район Курильских островов. Одним из штурманов в этой экспедиции был Р.Р. Галл, впоследствии адмирал. В следующем году "Слава России" побывала у американских берегов, в том числе на острове Кадьяк, где находилось поселение русских. В навигацию 1791 г. Биллингс прошел вдоль Алеутских островов, затем к Берингову проливу и провел судно в залив Лаврентия на Чукотском побережье. Отсюда судно в Авачинскую бухту провел один из руководителей экспедиции капитан-лейтенант Г.А. Сарычев, а Биллингс отправился в сухопутное путешествие по Чукотке. С ним были штурман А.М. Батаков, геодезист А.М. Гилев, а также первый штурман чукча Тангитан (Николай Дауркин), который был направлен к штурману Татаринову "к знанию компаса и положению по оному на румбы мест обучить". Впоследствии Н.И. Дауркин совершил несколько длительных путешествий, составил ряд карт и описаний, внес значительный вклад в картирование северо-восточных районов России. На карте, представленной Академии наук полковником Ф.Х. Плениснером в 1777 г., большая часть сведений взята из отчетов Дауркина по Чукотскому полуострову. За заслуги в изучении Чукотского края Н. Дауркину было присвоено звание сибирского дворянина.

По материалам экспедиции были составлены более совершенные карты Алеутских островов и побережья Северо-западной Америки, положены на карту острова Гвоздева и Чукотский полуостров от залива Святого Лаврентия до Колючинской губы. Кроме того, Биллингс, используя хронометр, заново вычислил долготы многих пунктов, определенных до него с большими ошибками. Участник экспедиции Ефим Кожевин составил карты устьев некоторых рек (Лена, Яна) с поразительной точностью, которой восхищались впоследствии исследователи.

В период 1743-1785 гг. русские «служилые люди», мореходы и купечество проложили и освоили путь к берегам Америки и Алеутским островам, основав там свои поселения, исследуя и нанося на карты незнакомые берега.

В 1785-1795 гг. северные моря Тихого океана изучала экспедиция И.И. Биллингса – Г.А. Сарычева. С начала XIX в. большую роль в исследовании Охотского и Берингова морей сыграли русские морские офицеры, состоявшие на службе в Российско-американской компании, и экипажи кораблей, совершавших кругосветные плавания с заходом в Русскую Америку и на Камчатку. Начало этим исследованиям положили лейтенанты Н.А. Хвостов и Г.И. Давыдов .

В 1829 г. П.Т. Козьмин произвел опись юго-западного побережья Охотского моря и Шантарских островов. В 1838 г. подпоручик Корпуса флотских штурманов А.Ф. Кашеваров руководил байдарочной экспедицией по обследованию северо-западного поборежья Америки. . В 1845-1846 гг. штурман А.М. Гаврилов описал залив Аян и входил в Амурский лиман с севера. В 1849 г. Г.И. Невельской при плавании на транспорте «Байкал» развеял заблуждение о полуостровном положении Сахалина. В августе 1850 г. по собственной инициативе поднял русский флаг в устье р. Амур, основал там Николаевский пост, положив начало освоению Амурской и Приморской областей, включая остров Сахалин. В 1851-1855 гг. Амурская экспедиция, руководимая Г.И. Невельским, сделала опись западного побережья Сахалина, Амурского лимана, составила первые карты этого района.

Во второй половине XIX в. основные исследования переместились в Японское море. Здесь в 1860-1863 гг. работала экспедиция под руководством подполковника Корпуса флотских штурманов В.М. Бабкина, которая изучала материковое побережье Татарского пролива и залив Петра Великого.

В 1859 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев -Амурский обратил особое внимание на хорошо укрытую бухту Золотой Рог в заливе Петра Великого и приказал основать здесь военный пост Владивосток. 20 июня 1860 г. в бухту Золотой рог вошел транспорт «Маньчжур» (командир кап.-лейт. А.К. Шефнер ). С него на западный берег высадились 40 солдат третьей роты 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона во главе с прапорщиком Н.В. Комаровым. К осени в бухту прибыл на зимовку корвет «Гридень» под командованием лейт. Г.Х. Егершельда.

В 1862 г. военный пост был переименован в порт. После основания Владивостока значение Николаевска-на-Амуре снизилось, т.к. этот порт не имел глубоководных подходов. Сказывались также длительность зимнего ледостава в Амурском лимане и значительное удаление порта от южных районов русского Дальнего Востока. Поэтому 25 февраля 1871 г. русское правительство приняло решение перенести главный порт Сибирской флотилии из Николаевска-на-Амуре во Владивосток. В следующем году Владивосток стал основным пунктом базирования флотилии, в составе которой уже насчитывалось около 20 кораблей.

16 июня 1875 г. Владивосток официально был объявлен городом. Как и каждому городу России, ему был присвоен герб: выгравированный на серебряном щите уссурийский тигр держал за рымы два скрещенных золотых якоря. Герб символизировал неразрывную связь Владивостока с флотом, с мореплаванием. Тогда же началось планомерное гидрографическое изучение дальневосточных морей.

В 1865-1877 гг. большие работы в морях Тихого океана произвели К.С. Старицкий , Л.П. Елагин и М.Л. Онацевич. В 1880 г. приступила к систематическим гидрографическим работам в дальневосточных морях Отдельная съемка Восточного океана, которая под руководством подполковника Корпуса флотских штурманов А.С. Стенина , а затем А.П. Андреева и Э.В. Майделя к 1897 г. завершила картографирование залива Петра Великого. Значительный вклад в изучение побережья Дальнего Востока внесли офицеры кораблей Сибирской флотилии и Тихоокеанской эскадры под руководством выдающихся русских моряков-флотоводцев.

Необходимо также отметить, что работы, выполняемые в то время штурманами и гидрографами, часто удивляют той высокой точностью, с которой они производились, несмотря на примитивность используемых приборов и инструментов. Именно поэтому имена штурманов-исследователей наиболее широко представлены на морской карте Дальнего Востока.

История Штурманской службы флота России, М., БРЭ, 2003

- Зарождение штурманской службы на российском флоте при Петре I

- Мореходные инструменты, морские карты и пособия, способы кораблевождения, применявшиеся в первой половине ХVIII века

- Порядок прохождения службы штурманскими чинами в период с 1725 по 1797 гг.

- Деятельность штурманов - участников Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции 1733-1743 гг.

- Освоение Тихого океана русскими мореплавателями в ХVII - ХIX  вв.

- Изучение Севера и поиск "северо-восточного прохода" во второй половине ХVIII века

- Организация и структура штурманской службы на флоте в период правления императора Павла I

- Кризис штурманского дела. Реформы 1802-1804 гг. Изменения в прохождении службы штурманскими чинами в первой половине ХIХ века

- Участие русских штурманов в описи морей Северного Ледовитого океана в ХI X в. Карты и руководства для кораблевождения.

- Развитие штурманской службы во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

В начало раздела "История Штурманской службы"

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom