Профессия "штурман"
Введение
1. Развития штурманской профессии
1.1 Создание основ (1696 – 1752)
1.1.1 Навигацкая школа
1.1.2 Морская академия
1.1.3 Штурманская рота
1.2 Кризисный период
1.3 Корпус флотских штурманов
2. Организация штурманской работы на корабле (до конца XXYIII века)
3. Основные мореходные инструменты
4. Методы кораблевождения штурманов XVIII века
Морские традиции Руси очень древни. Активное мореплавание осуществлялось русскими судами Киевского государства на Азовском, Черном и Каспийском морях, прекратить которое смогло только разорительное Батыево нашествие, надолго отрезавшее Русь от южных морей.
На севере и северо-западе Руси начинателем и хранителем мореходных традиций являлся Господин Великий Новгород.
В руках Новгорода был весь северный отрезок водного пути "из варяг в греки", шедший по рекам и озерам русской земли, а также весь путь по Балтийскому морю. От новгородских пристаней русские суда спускались вниз по течению Волхова до Ладоги (ныне Старая Ладога)- древний русский город на севере, важнейший пункт пути "из варяг в греки" и центр политической жизни "Славии". Далее плыли бурным Ладожским озером до истоков Невы, а затем по Неве, выходили в Финский залив до острова Котлин, где была стоянка русских лоцманов. От Котлина корабли ходили в Данию, Готланд, Швецию, Финляндию - по всему Балтийскому морю.
Такие плавания совершались до 13 века, который характеризуется феодальной раздробленностью Руси. Раздробленность ослабила Русь, как политический организм, и сделала ее врагов более дерзкими и настойчивыми.
В начале 12 века шведы вступают на территорию финского племени еми (тавстов), данника Новгорода, находившегося под сильным политическим и культурным влиянием Руси, стремясь проникнуть и дальше на восток, в земли карел и русских. Начался "крестовый поход" шведов на Русь и к концу 13 века шведы закрепились на этих землях, "отрезав" выход к Балтийскому морю.
Возрождение активного мореплавания и создание регулярного военно-морского флота связано с именем Петра I.
Начав борьбу за преобразование экономически отсталой России в централизованное государство, могущее решить экономические задачи внутри страны и добиться внешнеполитических успехов, Петр I одним из условий дальнейшего оживления экономической жизни страны и ликвидации отсталости видел в необходимости развития хозяйственных и культурных связей с западными государствами. Этому, прежде всего, мешала оторванность России от берегов Балтийского и Черного морей, ибо свободное для плавания в течение четырех-пяти месяцев в году Белое море не позволяло решить задачу регулярных экономических связей со странами Западной Европы.
В 1695 г. Петр I организует поход на Азов, однако обе попытки взять Азов одними лишь сухопутными войсками закончились неудачно. Турки беспрепятственно подвозили морем подкрепление, продовольствие и боеприпасы. Петр I снял осаду Азова, поняв, что без флота крепость не взять.
Как посчитала созванная Петром I "консилия генералов", главными причинами неудач первого Азовского похода явилось отсутствие, во-первых, единоначалия и знающих военно-инженерное дело специалистов и, во-вторых, военного флота, без которого невозможно было замкнуть кольцо блокады крепости.
Главные усилия при подготовке нового похода были направлены на создание флота. Работы велись энергично, после зимы 1695 -1696 гг. Азовский флот, называемый еще и "морским караваном", состоял из 22 галер, галеаса "Святой Апостол Петр" и 4 брандеров. Весной 1696 г. этот флот с армией начал спускаться вниз по Дону. 19 июля 1696 г. после 35-дневной осады Азов сдался.
Для продолжения борьбы за берега Черного моря нужен был более сильный флот. Строительство регулярного флота требует значительных средств, а следовательно, и введение новых повинностей, Петр I решал проблему не единоличным царским указом, а боярским. Состоялось два заседания Боярской думы 20 октября и 4 ноября, где и было принято решение "морским судам быть". С "консилии генералов", "морского каравана" и подписанного Петром I на галере "Принципиум" прообраза первого морского устава - "Указа по галерам", с решения Боярской думы ведет свое счисление регулярный Российский флот.
Весной 1699 г. на Азовском море уже крейсирует русская эскадра из 10 кораблей, имеющих от 22 до 62 пушек. В августе 1700 г. с Турцией был заключен мир.
В конце 17 века обстоятельства сложились таким образом, что у России появилась реальная возможность отвоевать свои владения у шведов на побережье Финского залива и через Балтийское море получить желаемое сообщение с Европой.
19 августа Петр I объявил войну Швеции. Одним из важнейших мероприятий Петра I, направленных на обеспечение победы в Северной войне со Швецией, было создание военно-морского флота на Балтийском море.
Свое отношение к флоту Петр I наиболее ярко выразил в указе по случаю издания Морского устава 13 января 1720 г., где он пишет: "Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет". В результате военных действий 11 октября 1702 года был возвращен Орешек (на третий день после взятия переименованный в Шлиссельбург) - каменная крепость, почти три столетия являвшаяся стражем балтийского побережья России. Последней преградой для выхода на Балтику была шведская крепость Ниеншанц, расположенная в нижнем течении Невы на мысу при впадении в нее реки Охты.
1 мая 1703 года после 10-часовой бомбардировки русские овладели Ниеншанцем, больше никаких преград для выхода к Балтике не было. Ниеншанц получил новое имя - Шлотбург. 7 мая в устье Невы произошел ночной бой, в результате которого были захвачены два шведских судна. На Балтийском море появились первые русские боевые корабли: шнява "Астрид" и бот "Гедан". С этой даты ведет свое исчисление Балтийский флот России.
Осознавая неудобное местоположение Ниеншанца (Шлотбурга) 16 мая в устье Невы был основан город Санкт-Петербург - будущая столица Российской империи и база Балтийского флота. В эти же времена утверждается большая кораблестроительная программа: "12 кораблей; 10 шнав; 3 флейта, 6 буеров, 1 буерс, 6 шмаков, 10 шкутов, 10 галер".
Строительство и развитие флота требовало подготовки специалистов-моряков, среди этого контингента важную роль играли штурмана.
Какова же была организация их подготовки и деятельности?