Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

Профессия "штурман"

Введение
1. Развития штурманской профессии
1.1 Создание основ (1696 – 1752)
1.1.1 Навигацкая школа
1.1.2 Морская академия
1.1.3 Штурманская рота
1.2 Кризисный период
1.3 Корпус флотских штурманов

Начало царствования императора Павла Петровича ознаменовано многими реформами по флоту, к числу которых относилась и штурманская служба.

В 1796 году при установлении новой формы одежды для всех чинов флота введена форма одежды и для штурманов. С 1798 года введены штаты штурманов майорского ранга.

Самым существенным и благоприятным для штурманов было основание двух штурманских училищ. Для Балтийского флота - в Кронштадте, для Черноморского флота - в Николаеве. Положение и штаты этих училищ утверждены 20 августа 1798 года. В кронштадтском училище обучалось учеников 1 класса (старшего) - 295, 2 - 300, 3 - 300. В число учеников 1 класса поступили все подштурмана, а в остальные классы - все штурманские ученики. Для пополнения училища до комплекта в младшие классы принимались дети всех сословий от 9 летнего возраста.

Училище расположилось в доме, который прежде назывался итальянским дворцом и до этого здесь помещался Морской кадетский корпус.

Управление училищем поручалось директору из флагманов, по выбору адмиралтейств-коллегии, и помощнику из старослужащих капитанов 1 ранга. Для обучения учеников назначался профессор математики, 12 учителей из штурманов, учителя английского языка и рисования. Изучались следующие предметы: правописание, арифметика, геометрия, рисование и черчение планов, тригонометрия плоская и сферическая, навигация плоская и меркаторская, астрономия, английский язык, эволюция, геодезия и порядок использования карт и инструментов. По окончании обучения выпускников производили в штурмана унтер-офицерского ранга, а лучших - в штурмана офицерского ранга.

Летом ученики обоих училищ расписывались на суда флота, старшие в должность подштурманов, а младшие в должность штурманских учеников.

В начале 19 столетия по воле императора Александра I для преобразования флота была назначена комиссия "Комитет для образования флота". В решениях этой комиссии много уделено вопросу улучшения устройства штурманской части. Государственный совет согласился только с частью предложенных улучшений: введены новые штаты с увеличением денежного содержания, все штурмана во время нахождения на берегу подчинены начальнику штурманского училища.

Главным характером реформ в царствование императора Николая Павловича было следующее: в июне 1827 года штурманское училище преобразовано в 1-й штурманский полуэкипаж (училище из гражданского учебного заведения стало чисто военным), а из штурманских чинов образован корпус флотских штурманов.

Штурманский полуэкипаж предназначался для подготовки штурманских кондукторов, заменявших прежних подштурманов (штурманских помощников), и состоял из 300 кадетов, разделенных на 3 роты. Изучались следующие предметы: русский, английский, французский и немецкий языки, история, география, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, морская практика, навигация, геодезия, сочинение карт, лоция, астрономия, механика, теория кораблестроения, черчение планов, карт и рисование. Практическое обучение летом на судах.

По окончании обучения несколько лучших выпускников производились в прапорщики корпуса флотских штурманов, а остальные в кондукторы.

13 апреля 1827 года утвержден штатный состав корпуса флотских штурманов:

генералов - 1; полковников - 4; подполковников - 6; капитанов - 25; штабс-капитанов - 25; поручиков - 50; подпоручиков - 50; прапорщиков - 50; кондукторов - 186.

Главное начальство над корпусом штурманов предоставлено генерал-гидрографу, в помощь которому назначено два инспектора, один на Балтийский флот, другой на Черноморский. Они же - командиры штурманских полуэкипажей. Порядок производства в чины: до капитана - по экзамену, а в капитаны и выше - по баллотированию (голосованию).

С 1837 года для практики назначалось особое судно, на котором в течение лета воспитанники плавали по всем портам Финского залива. Знакомились на деле с лоцией, видами берегов, приметными местами и знаками при входах на рейды. Занимались практической навигацией, астрономией и морской съемкой под руководством учителей и офицеров, назначаемых с ними из полуэкипажа, а также командира и судовых офицеров, назначаемых из корпуса штурманов.

Начиная с 1841 года, офицерам корпуса штурманов был открыт доступ к слушанию курса в офицерских классах при Морском кадетском корпусе; при удовлетворительном окончании курса слушатели, подобно флотским офицерам, награждались следующим чином.

В начале царствования императора Александра II подвергся пересмотру вопрос о морских учебных заведениях. Итогом обсуждения стало решение о преобразовании Морского кадетского корпуса в Морское училище в 1864 году, а в 1872 году Инженерно-артиллерийское и Штурманское объединены в одно - Техническое училище морского ведомства.

От поступающих в Техническое училище требовались знания в объеме пяти классов гимназии. Курс в училище четырехлетний. Предметы преподавания разделяются на общие, обязательные для всех воспитанников, и специальные по отделениям: кораблестроительному, штурманскому, механическому и артиллерийскому.

В специальном курсе штурманского отделения изучали: навигацию, девиацию компасов и магнитные наблюдения, астрономию, морскую съемку, физическую географию и лоцию, морскую практику, военно-морскую историю, тактику, эволюцию и элементарный курс кораблестроения.

По мере улучшения подготовки выпускников штурманского отделения, ненормальность служебного положения штурманов чувствовалась все сильнее. Назревала необходимость коренного преобразования штурманской части на флоте. Существовало два мнения: поправить положение уничтожением отличия штурманов от флотских офицеров, другое - упразднить корпус штурманов. Главным доводом за второе предложение было то, что существование отдельного корпуса штурманов вредно влияет на флотских офицеров, устраняя их от занятий кораблевождением, составляющих неотъемлемую часть знаний истинного моряка.

Вопрос о реформе штурманской части, по инициативе морского начальства, неоднократно обсуждался в комиссиях, и когда большинство мнений склонилось к необходимости уничтожения отдельного корпуса, начали принимать меры к осуществлению реформы.

С этой целью в Морском училище усилено преподавание наук по кораблевождению; младших флотских офицеров стали назначать к исполнению обязанностей младших штурманов; с 1883 года прекращен прием в Техническое училище на штурманское отделение. 12 июля 1885 года императором приняты правила об упразднении корпуса флотских штурманов.

2. Организация штурманской работы на корабле (до конца XXYIII века)
3. Основные мореходные инструменты
4. Методы кораблевождения штурманов XVIII века

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom