Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

ШТУРМАНСКИЙ ОФИЦЕРСКИЙ КЛАСС ВМФ РОССИИ

2.2. Штурманский офицерский класс в составе Специальных курсов командного состава флота

В октябре 1923 г. Реввоенсоветом Республики было принято решение о возобновлении деятельности Высших специальных курсов командного состава флота (ВСККСФ), в состав которых вошли артиллерийский, минный, штурманский и подводный классы. Приказом Реввоенсовета № 2702 от 15 декабря 1923 г. было объявлено Положение о ВСККСФ, по которому курсы были отнесены к разряду высших учебных заведений.

К преподаванию в Штурманском классе были привлечены известные педагоги и ученые Военно-морской академии и Военно-морского училища, а также специалисты Гидрографической службы, многие из которых читали ранее ту или иную дисциплину в Соединенных классах. По мореходной астрономии - Н.Н. Матусевич и А.П. Белобров; по навигации, лоции и мореходным инструментам - Н.Ф. Ваганов, Н.А. Сакеллари и Н.Ф. Рыбаков; по тактической навигации - Н.Н. Зубов и П.А. Домогаров; по навигационным приборам - Д.С. Михайлов и Б.И. Кудревич; по девиации - Б.П. Хлюстин и С.И. Фролов; по морской описи - П.В. Мессер и П.А. Бровцын; по организации штурманской службы и службы связи - Е.Е. Шведе и В.К. Казанский; по метеорологии и океанографии - Ю.М. Шокальский и М.В. Никитин; по тактике - Н.Н. Струйский.

Заведующим Штурманским классом был назначен известный штурман, преподаватель Военно-Морской академии Н.А. Сакеллари (с 1924 по 1932 г. - начальник гидрографического факультета Военно-Морской академии, флагман 2 ранга, доктор военно-морских наук, профессор).

В конце декабря 1923 г. в Штурманский класс были зачислены 15 слушателей. В марте 1924 г. Штурманскому классу были переданы из Военно-Морской академии приборы и мореходные инструменты для оборудования лабораторий, книги и пособия.

В целях совершенствования учебных планов и согласования вопросов преподавания отдельных дисциплин в марте 1924 г. на ВСККСФ были созданы предметно-методические комиссии. В состав комиссии по кораблевождению вошли: Н.Н. Матусевич, Н.А. Сакеллари, Б.П. Хлюстин, К.С. Ухов, Н.Н. Зубов, Н.Ф. Рыбаков, Н.Н. Струйский, Е.Е. Шведе, Б.И. Кудревич и М.В. Никитин. Председателем комиссии был избран Н.Н. Матусевич.

В 1926–1930 гг. для преподавания в Штурманском классе курса маневрирования и тактических игр привлекается старший штурман линкора «Марат» В.Ф. Чернышев, хорошо зарекомендовавший себя во время учебы на классах в 1925/26 гг.

В октябре 1927 г. заведующим Штурманским офицерским классом был назначен преподаватель ВМУ им. М.В. Фрунзе А.П. Гедримович (в 1921 – 1925 гг. – флагманский штурман и начальник Гидрографической службы Черноморского флота).

В 1929 г. для ведения курсов «маневрирование», «электронавигационные приборы», «морская тактика и организация штурманской службы» в качестве приватных педагогов Штурманского класса приглашаются Н.М. Аранов, Б.П. Новицкий и Д.П. Малинин. Продолжают успешно проводить занятия Н.А. Сакеллари, Н.Н. Матусевич, Б.И. Кудревич, Б.П. Хлюстин, С.И. Фролов, М.В. Никитин, А.П. Белобров, Н.А. Бровцын.

Учебная практика во второй половине 20-х годов проводилась в июне – августе. Сначала слушатели направлялись на 3-4 недели в Кронштадт или Петергоф. Здесь одна неделя отводилась на практические девиационные работы, сначала на берегу, а затем на вспомогательных судах – в море. Вторая неделя – на ознакомление с морской обсерваторией, службой времени и гидрографической службой флота. Затем в течение двух недель проводились береговые астрономические наблюдения и занятия по гидрографической съемке и промеру акватории порта и береговой черты.

После этого слушатели направлялись в 1,5 – 2-х месячное заграничное плавание, в основном, на пароходах Совторгфлота под руководством преподавателей класса.

В 1924 г. учебная практика проводилась на посыльном судне «Воровский». Это был первый дальний поход корабля возрождаемого Российского Флота по маршруту Архангельск – Владивосток через Суэцкий канал с заходами в Плимут, Неаполь, Порт-Саид, Аден, Коломбо, Сингапур, Гонконг и Кантон. Руководителем учебной практики и старшим штурманом перехода был назначен Н.А. Сакеллари. Им и его помощником Н.Ф. Рыбаковым были оборудованы два штурманских поста, обеспечивших благоприятные условия для несения штурманской вахты 15 слушателей. Кроме этого, слушатели исполняли обязанности вахтенных начальников. С 12 июля по 19 ноября 1924 г. корабль прошел 13 927 миль.

Анализируя результаты этого похода, Н.Ф. Рыбаков писал: «Только дальние заграничные плавания вырабатывают настоящего моряка. Если для всего личного состава нужны дальние плавания, то для подготовки таких специалистов, как штурмана, большие походы, безусловно, необходимы: без них нет возможности выработать хорошего штурмана, который должен получить большую практику и в астрономических и в навигационных определениях места корабля в море и в изучении морской лоции».

В 1925 г. слушатели Штурманского класса участвовали в заграничном походе крейсера «Аврора» и учебного судна «Комсомолец» по маршруту Ленинград – Архангельск – Мурманск - Ленинград с заходами в порты Норвегии. В 1927 г. - в учебном плавании на пароходе «Декабрист» по маршруту Ленинград – Квебек (Канада) – Ленинград. В 1928 г. учебная практика была проведена на пароходе «Котовский» по маршруту Ленинград – Одесса. В 1929 г. - на пароходе «Роза Люксембург» по маршруту Новороссийск – Ленинград.

В 1930 г. слушатели сначала участвовали в плавании на посыльном судне «Дозорный» по Онежскому и Ладожскому озерам, а с 1 июля по 15 сентября на транспорте «Волховстрой» по маршруту Ленинград – Поти с заходами в Копенгаген, Ньюкасл-апон-Тайн и Лондон.

Переход пскр «Воровский» из Архангельска во Владивосток 12.7 – 20.11.1924 г.
Практическое занятие по девиации магнитных компасов со слушателями СККС проводит А.П. Гедримович (в центре) Кронштадт, 1928 г.
Заграничное плавание на пароходе «Котовский», 1928 г. Слева-направо: П.И. Смирнов, Б.П. Хлюстин, А.П. Гедримович, А.П. Белобров, Н.А. Сакеллари и Н.Ф. Рыбаков

По воспоминаниям слушателя выпуска 1930 г. М.Д. Куликова (флагманского штурмана Тихоокеанского флота в 1939 – 1940 гг. и ВМФ в 1947 г.,): «…летняя практика слушателей штурманских классов в 1930 г. была очень продуманной. Помимо традиционных работ по девиации, астрономии и упражнений по маневрированию, было организовано плавание в шхерах Онежского озера. В это плавание был приглашен, наверное, единственный в своем роде специалист по морскому рисованию, В.И. Лепко, командовавший миноносцем «Расторопный» еще при обороне Порт-Артура. Его работы – виды берега со стороны моря с указанием направления и расстояния – имелись в некоторых лоциях, изданных ГУ ВМФ».

Среди выпускников Штурманского класса 1925–1930 гг. были: И.С. Юмашев (военно-морской министр СССР в 1950–1951 гг., герой Советского Союза), Ю.А. Пантелеев (командующий ТОФ в 1950–1956 гг.), В.А. Фокин (1-й зам. ГК ВМФ в 1962 - 1964 гг.), В.А. Андреев (командующий ТОФ, начальник тыла ВМФ в 1961 – 1968 гг.) В.А. Алафузов (начальник ГМШ в 1944 – 1945 гг.), А.Н. Петров (начальник штаба БФ и 8 ВМФ в 1943 – 1951 гг.), В.А. Петровский (начальник ГС ВМФ в 1944 – 1947 гг.); флагманские штурмана флотов Я.Я. Лапушкин, Ю.В. Ладинский, К.В. Никонов, А.Е. Пастухов, П.П. Глазков, И.К. Палилов, М.Д. Куликов, известные педагоги и ученые Н.И. Сигачев (доктор тех. наук, профессор), Н.М. Аранов, В.Ф. Чернышев; командиры соединений, адмиралы В.Г. Фадеев, П.И. Болтунов, М.Г. Соловьев, А.И. Заяц, Н.Ф. Заяц.

Оценка качества подготовки офицеров-штурманов в эти годы свидетельствует о том, что прекрасно подобранный педагогический состав Штурманского класса успешно готовил высококвалифицированных специалистов. В начале 30-х годов в соответствии с количественным ростом флота значительно увеличилось и число слушателей в штурманском классе - с 10…15 до 30…50 командиров.

В связи со строительством большого подводного флота в феврале 1932 г. из 29 слушателей штурманского класса были выделены 20 офицеров для обучения по подводному профилю. В июле этого года был произведен второй (летний) набор в класс штурманов-подводников на ускоренный курс обучения.

В мае 1930 г. заведующим Штурманским офицерским классом был назначен начальник штаба бригады эсминцев Морских Сил Балтийского моря И.А. Положинцев.

В 1931 г. существенно был изменен характер проведения учебной практики на флотах. Командующий ВМС приказал расписывать всех слушателей по Морским Силам, назначать исполняющими должности соответствующих корабельных специалистов. Подобное проведение практики со слушателями штурманского сектора в 1931–1932 гг. оказалось недостаточно эффективным. Поэтому уже с 1933 г. вернулись к практическому плаванию на учебных кораблях под руководством преподавателей.

Среди выпускников 1931 – 1932 гг. были такие известные в будущем штурмана и командиры соединений, как: В.Ф. Андреев (начальник оперативного отдела ГШ ВМФ в 1968-1972 гг.), И.Д. Елисеев (зам. начальника ГШ ВМФ в 1965-1975 гг.), В.И. Сурабеков (начальник штаба СФ в 50-е годы), Ф.Ф. Булыкин (флаг. штурман ВМФ в 1943 – 1947 гг.), Э.В. Вальтер (флаг. штурман СФ в 1936 г.), С.Ф. Белоусов (флаг. штурман БФ в 1936 - 1938 гг.), командиры кораблей и соединений А.А. Батырев, В.И. Котельников, В.Д. Нечкин, А.М. Богданович, Л.П. Хияйнен, Н.И. Морозов.

В июле 1932 г. отдельные классы СККС были переформированы в секторы (факультеты). Приказом начальника Курсов были утверждены кафедры при специальных секторах, в том числе кафедра штурманской службы.

Выпуск Штурманского офицерского класса 1932 г., Слева направо: первый ряд – Р. Кузнецов, И. Могила, Ф. Булыкин, заведующий Штурманским классом И.А. Положинцев, А. Загурьянов, П. Петунин, И. Александренко, К. Пречистенский второй ряд – Д. Нагорный, Е. Шевцов, П. Стасов, В. Петухов, Л. Бологов, Э. Вальтер, Л. Локотош, И. Елисеев, С. Палечек, Н. Завьялов третий ряд – Д. Павлуцкий, С. Алфеев, В. Махов, В. Сурабеков, В. Чуфистов, Л. Богданович, Д. Казанцев, М. Батов, Н. Володин

Командиром штурманского сектора и начальником кафедры штурманской службы был назначен преподаватель Штурманского класса, А.И. Хирвонен (Градов). В феврале 1933 г., после назначения А.И. Хирвонена заместителем начальника учебно-технического отдела СККС, командиром штурманского сектора становится старший штурман линкора «Октябрьская Революция» А.Ф. Янсон, один из легендарных комиссаров Гражданской войны.

Учебная практика в 1933 г. проводилась с мая по сентябрь месяц. Сначала на Каспийской флотилии, на канонерской лодке «Альтфатер», а затем на Балтийском флоте, на учебном судне «Ленинградсовет».

В конце 1932 г. при СККС были организованы параллельно основным курсантские секторы из краснофлотцев (в том числе штурманский из 11 моряков). Для обучения в курсантских секторах направлялись моряки, пользовавшиеся правами двухгодичного срока службы и прошедшие на флоте годичный курс ускоренной командирской подготовки. Срок обучения был установлен в 12 месяцев, из них – 2 месяца практического плавания. В основной штурманский класс прием производился два раза. В первую группу были приняты 16 офицеров-штурманов, во вторую - 11.

Очередной набор в штурманский сектор (декабрь 1933 г.), учитывая большой некомплект штурманов на флоте, оказался незначительным. На учебу были направлены только 6 командиров. Поэтому для пополнения флота специалистами-штурманами в декабре 1933 г. был произведен специальный дополнительный набор из командного состава Совторгфлота и студентов морских техникумов Ленинграда, Одессы, Ростова и Херсона (44 слушателя), а в ноябре 1934 г. - из студентов Ленинградского морского техникума (36 слушателей).

Значительная нагрузка в этот период легла на плечи преподавательского состава. Знания многих слушателей, особенно студентов морского техникума, оказались весьма слабыми. Поэтому в первые месяцы обучения приходилось, как в начале 20-х годов, большое внимание уделять основам математики, электротехники и навигации. Особенно сложные задачи приходилось решать при обеспечении учебной практики.

Практическое плавание слушателей спецнабора проводилось в августе-ноябре 1934 г. и в апреле-сентябре 1935 г. на кораблях Балтийского и Черноморского флотов: крейсере «Коминтерн», учебных судах «Ленинградсовет», «Комсомолец», «Свирь», канонерских лодках Каспийской флотилии и на бригаде эсминцев Балтийского флота.

В числе выпускников 1933/35 гг. были: И.Г. Иванов, В.Ф. Яросевич (главные штурмана ВМФ в 1949 - 1956 гг. и в 1958 - 1960 гг.), Г.М. Горбачев, Б.И. Цезаревич, Ю.П. Ковель, Б.Н. Иосифов, Е.М. Симонов, А.В. Забелло, Б.Н. Леднев, В.М. Климов (флагманские штурмана флотов), В.Н. Алексеев (1-й зам. начальника ГШ ВМФ в 1965 - 1975 гг.), В.А. Ерещенко (начальник оперативного управления ЧФ); командиры кораблей и соединений Л.И. Городничий, Г.В. Катунцевский, П.А. Сидоренко, А.И. Маринеско, В.Н. Ерошенко, П.А. Мельников, В.Д. Афонин, Е.Н. Алексеев, А.Н. Гордеев.

В эти годы преподавателями кафедры штурманской службы становятся флагманский штурман штаба Черноморского флота П.П. Глазков, флагманские штурмана соединений Балтийского флота Ю.В. Ладинский и С.Н. Тархов, старший штурман линкора «Марат» А.А. Романовский.

Опыт учебно-методической работы на СККС за прошедшие 15 лет был реализован в изданных в 1933 г. «Указаниях по вопросам методики и организации учебного процесса на СККС». Основными видами учебного процесса при прохождении учебной дисциплины считались: курсы лекций; самостоятельная работа слушателей; групповые и индивидуальные занятия в специальных кабинетах, лабораториях, на кораблях и в частях; зачеты; летняя стажировка и практика на Морских силах.

Содержание и методика чтения лекций в штурманском секторе предварительно обсуждались на заседании кафедры штурманской службы. Чтение лекций поручалось начальнику кафедры, а также старшим руководителям по поручению командира сектора. Курс лекций вел один педагог, а его смена категорически запрещалась. В начале учебного года командир сектора устанавливал перечни лекций, подлежащих стенографированию. Стенограммы лекций и краткие тезисы раздавались слушателям с таким расчетом, чтобы они могли их использовать как самостоятельный материал при проработке данной темы. Перед зачетной сессией проводились обзорные лекции по наиболее трудным разделам курса, с выделением важных узловых вопросов.

В начале января 1934 г. приказом начальника СККС был утвержден новый состав самостоятельных и отдельных кафедр. Кафедры штурманской и гидрографической служб были объединены в самостоятельную кафедру кораблевождения.

Руководителем кафедры кораблевождения был назначен флагманский штурман штаба Балтийского флота Б.П. Новицкий, штатными преподавателями - Д.П. Малинин, И.А. Положинцев и три специалиста-гидрографа – Г. Матвеев, А. Клочков и Минин.

По воспоминаниям слушателей Б.П. Новицкий обладал исключительным педагогическим талантом излагать сложные вопросы простым и доступным языком. Кроме этого, он умел прекрасно использовать пространство классной доски для отображения чертежей, рисунков, формул и записей. Причем, делал это необыкновенно четко и аккуратно. По окончании лекции на доске оставался ее краткий конспект.

В ноябре 1935 г. кафедра кораблевождения переименовывается в кафедру кораблевождения и обеспечения мореплавания. На нее возлагается ведение таких дисциплин, как: навигация, лоция, мореходная астрономия, девиация, мореходные инструменты, электронавигационные приборы, гидрография, геодезия, гидрология, ограждение морей, служба погоды, организация и боевая подготовка БЧ-1, организация гидрографической службы.

В феврале 1936 г., после перевода А.Ф. Янсона в штаб Балтийского флота, командиром штурманского сектора был назначен начальник учебно-технического отдела Курсов Н.Н. Сясин.

В 1936 – 1937 гг. учебная практика слушателей штурманского сектора проводилась на Балтийском и Северном флотах. В 1936 г. - на учебном судне «Свирь» по Балтийскому морю. В 1937 г. - поход на «Свири» по маршруту Мурманск – Кронштадт.

В числе выпускников 1936 и 1937 гг. были: В.Г. Паршин (флагманский штурман Черноморского флота в 1941 - 1942 гг.), А.Н. Калитенко (флагманский штурман эскадры надводных кораблей Черноморского форта в 1941-1942 гг.), В.Д. Шандабылов (зам. начальника ГУ ВМФ в 1956–1973 гг.).

В октябре 1937 г. курсы перебазировались в специально выстроенный комплекс зданий на Малой Охте. При штурманском секторе были созданы кабинеты навигации, мореходных инструментов, девиации и лаборатория электронавигационных приборов. В 1938 г., после перевода к новому месту службы Б.П. Новицкого, начальником кафедры кораблевождения был назначен флагманский штурман Черноморского флота П.П. Глазков.

К лету 1938 г., с учетом предложений Государственных экзаменационных комиссий 1936 и 1937 гг., учебные суда были оснащены новыми отечественными ЭНП, а практическое плавание спланировано на кораблях, совершавших межфлотские переходы.

Так, с 27 июля по 17 октября 1938 г. 20 слушателей Штурманского класса участвовали в переходе гидрографических судов «Полярный» и «Партизан» по маршруту Ленинград – Плимут – Бостон – Колон (Панамский канал) – Сан-Франциско – Датч Харбор (Алеутские острова) – Петропавловск-Камчатский - Владивосток. За 112-е суток плавания было пройдено 15328 миль. Остальные слушатели участвовали в нескольких походах учебного судна «Свирь» по Балтийскому морю, а затем в переходе из Кронштадта в Мурманск.

В 1938/39 учебном году для прохождения учебной практики 10 слушателей–штурманов в середине мая 1939 г. были назначены на должности штурманов дивизиона базовых тральщиков. С 14 июня по 24 августа они приняли участие в переходе 4-х тральных кораблей по маршруту Кронштадт – Плимут – Норфолк (США) – Колон (Панамский канал) – Сан Франциско – Датч Харбор (Алеутские острова) - Владивосток. Штурманское обеспечение похода длиной 15336 миль было успешно выполнено.

В августе 1939 г. приказом народного комиссара ВМФ курсы переименовываются в Высшие специальные курсы командного состава РК ВМФ (ВСК). В конце 1939 г. старшими преподавателями кафедры кораблевождения назначаются известные штурмана и командиры контр-адмирал Ю.В. Шельтинга и капитан 2 ранга Н.Ф. Пароменский, в апреле 1940 г. – капитан 1 ранга А.А. Паскин.

В качестве приватных педагогов для проведения занятий по отдельным дисциплинам приглашаются опытные специалисты. По службе погоды - военный инженер 1 ранга В.А. Снежинский, по электронавигационным приборам – Б.И. Кудревич и Д.К. Михайлов.

В 1940 г. практическое плавание слушателей штурманского отдела проводилось на учебных кораблях «Свирь» и «Ленинградсовет». На них слушатели совершили несколько походов по Балтийскому морю с заходами в порты прибалтийских республик, вошедших в состав СССР, – в Таллин, Ригу, Либаву и Вентспилс.

В октябре 1940 г. Ученым Советом ВВМКУ им. М.В. Фрунзе было присвоено ученое звание «ассистент» преподавателям Штурманского офицерского класса Ю.В. Шельтинге и Н.Ф. Пароменскому.

Опыт советско-финской войны широко использовался в обучении и воспитании слушателей. На кафедре кораблевождения особое внимание уделялось разработке вопросов навигационного обеспечения артиллерийских стрельб по берегу, минных постановок, высадки десантов, проводки кораблей за тралами. Свои первые исследования по решению задач маневрирования на маневренном планшете с учетом циркуляции корабля выполнил П. Глазков. Совместно с К. Никоновым и А. Загурьяновым им были разработаны Правила совместного плавания. И.А. Положинцев предложил новые способы выполнения девиационных работ, которые нашли широкое применение в годы Великой Отечественной войны.

В предвоенные годы набор в штурманский класс ВСК был существенно увеличен. В последнем предвоенном году в штурманский отдел были приняты 55 офицеров. С началом войны в короткий срок был произведен досрочный выпуск 45 слушателей-штурманов.

Выпускники штурманского офицерского класса трех предвоенных лет приняли активное участие в морских и сухопутных сражениях Великой Отечественной войны. В их числе были В.И. Дмитриев (флагманский штурман Тихоокеанского флота в 1953 - 1966 гг.), А.С. Алексеев (флагманский штурман Северного флота в 1953 – 1956 гг.), В.Н. Дукальский (флагманский штурман Черноморского и Балтийского флотов в 1947 - 1956 гг.), В.Ф. Паластров (флагманский штурман Северного флота в 1952 - 1953 гг.), Е.П. Соломатин (помощник флагманского штурмана Черноморского флота в 1944 – 1947 гг., начальник кафедры кораблевождения ВСОК ВМФ в 1952 – 1970 гг.).

Всего с 1918 по 1941 г. штурманский офицерский класс окончили около 580 штурманов.


см. далее

Глава 3. Штурманский офицерский класс в годы Великой отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
3.1. Подготовка штурманов на ВСК в первые годы войны
3.2. Штурманский офицерский класс на заключительном этапе войны

Глава 4. Штурманский офицерский класс в период создания океан ского ракетно-ядерного флота (1945 – 991 гг.)
4.1. Первое десятилетие после войны
4.2. Штурманский офицерский класс на первом этапе создания океанского ракетно-ядерного флота (1955 – 1970 гг.)
4.3. Подготовка слушателей штурманского офицерского класса в период максимального развития ВМФ СССР (1970 – 1991 гг.)

Глава 5. Штурманский офицерский класс на современном этапе развития ВМФ России (1991 – 2004 гг.)

Преподаватели-ученые Штурманского офицерского класса и кафедры кораблевождения
Дальние походы слушателей Штурманского офицерского класса в период учебной практики
Литература

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom