Основы ориентирования на земной поверхности: |
|
- Форма Земли, Географические координаты, Локсодромия и ортодромия, Направления в море. - Определение направлений в море, Определение скорости корабля, Лоция - составная часть навигации. |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ В МОРЕ |
|
---|---|
Чтоб курс узнать или иное направление,На корабле имеется гироскопический компасИль комплекс их - рук современное творениеМагнитный тоже есть, но это про запас.Компасы норд фиксируют надежно,И, значит, нам известен наш меридиан,По ним измерить направление можно,Коль нуль отсчета стал известен нам.Компасы, к сожалению, погрешности имеют,Систематическая - главная беда,Но штурмана бороться с ней умеют,Поправку вводят в направление всегда.Для этого компасный курс и эталон сличают,Который истинным считается при том,Компасную поправку вычисляют,Курс истинный выводится потом.За эталон берется створа* направление,Он также может вычисляться,И точным будет без сомнения,Теодолит, коль, будет применяться.Ввести в компасный курс необходимо правкуПри этом схему исправления нам узнать пора:Значение верное равно неверному и плюс поправка*,А правило о знаках, как в алгебре всегда.Чтобы исправить магнитного компаса направление,Ввести необходимо две величины:Одна из них - магнитное склонение*,Другая - девиация*- железом показания смещены.Поправка древнего магнитного компаса,Есть сумма этих величин,Ее учитывать вовсе не напрасно,Остаться без компаса не останется причин.Магнитное склонение - на карте мы читаем,А девиацию, сравнением познаемМы из магнитного - компасное значение вычтем,Тем самым девиацию мы запросто найдем.Чтоб знать прибавить что, а что отнять.Когда мы направления сличаем,Нам надо твердо правило то знать,Которое курсивом выше отмечаем.Когда в высоких плаваем широтах,Любое направление надо сохранить,При навигацких всех других заботах,Нам гироазимут положено включить.Его работа в комплексе с компасом,Поможет нам ошибки исключить,Курс будем знать по точности с запасом,И при маневре сможем направление получить.На корабле еще системы существуют,Которые решают множество задач,Координаты, курс и скорость штурману даруют,Они основа - подводной навигации удач.И называют их инерциальные системы,В пространстве измеряют ускорения корабля,И интегральные затем используются схемы,Параметры движения - у штурмана всегда. |
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ КОРАБЛЯ |
|
Чтобы измерить в море расстояние,Необходимо единицу меры его знать,Морская миля* - ее всеобщее признаниеТак эту единицу - стали в мире называть.Она - одна минута дуги меридиана,Что в средней широте измерена была,Для нас стандартной она стала,Такой и в мореплавание вошла.Чтоб корабля учесть перемещение,Необходимо скорость его знать,В узлах мы мерим быстроту движения,А узел - миля в час - решили моряки принять.А есть поменьше единица расстояния,Зовется кабельтов она,Совсем проста для понимания:В одну десятую от мили принята.Тогда размерность скорости другой считаем:Она - сколь за минуту кабельтов прошли.Узлы в нее легко мы обращаем,Разделим на шесть их - ответ нашли!Два вида скорости обычно отмечается:Одна, что относительно морского дна,Другая - относительно воды считается,Они равны, когда не движется течением вода.Первую из них мы абсолютной называемОна работы движителей, течения результат,Ее фактической иль путевой по праву мы считаем,Вторая - относительная и в этом ее суть и постулат.Длина пути и скорость лагом измеряютсяДва типа применяется в морях:Лаг абсолютный - на лодках только применяется,Лаг относительный - на всех военных кораблях.На каждом лаге счетчик миль имеетсяТех, что остались за кормой,Когда два их отсчета разностью заменятсяПолучим расстояние за интервал любой.А скорость прямо по шкале снимается,Она, как и отсчетов разность - РОЛ*,Поправкою прибора исправляется,Без этого, считай, пути счисления запорол.Поправку лага узнаем на полигоне мерном,Где измеряются режимы скоростей,Их сравнивая с эталоном достоверным,И в результате лаг используем точней.Методики расчета, обработки измерений,Для лагов разных типов - все это у нас есть,Других не может быть решений -Их каждый должен тщательно прочесть.
|
|
ЛОЦИЯ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАВИГАЦИИ |
|
Чтоб в море плавать безопасно,Чтобы задачи навигации решать,Потратим время не напрасно.Чтоб суть лоцийную узнать.Все надо знать про все опасности,Что будут в море нам мешать,Чем больше в этом будет ясности,Тем легче происшествие в море избежать.Вода сплошная в море только с взгляду,Оно имеет дно и иногда – неглубоко,Там много скал подводных кряду,Пройти их безопасно бывает нелегко.Опасны также мели, рифы, подводная коса,Искусственные сваи и ряжи,Стремятся обойти их и это не спроста,Последствия аварий на памяти свежи.Чтоб не столкнуться с этим моря злом,Чтоб исключить навалы и посадки,Не меньше шести футов должно быть под килем,Следи за корабельною осадкой.Но главное надежно место надо знать,И вероятный круг его расположения,Тогда легко курс безопасный рассчитать,Чтоб в плавании свободном не было сомнения.На всякий случай все опасные места,Буями, вешками надежно ограждают,Система ограждения проста,Их назначение по окраске различают.А для того, чтоб место в море точно знать,Система СНО на флоте существует,Ее как средства навигации надо понимать,Которые извне – счисление штурмана страхует.На берегах приморских регионов,Маяки, знаки, створы разные стоят,Радионавигационные системы в отдельных районах,Космические средства за координатами следят.Чтоб корабль шел по назначению,Морские карты штурману нужны,Меркатора неоценимое значение,Его проекции для моряков важны.Меридианы, параллели здесь прямые,Удобно транспортиром курсы проложить,Углы на карте в точности такие,Какие на Земле – нам удалось определить.А неизменный курс – кривая на Земле,Как знаем, локсодромией зовется,На карте же – прямая, подобная стреле,Недаром много лет – хвала сей карте воздается.Другие есть удобства у проекции Меркатора,По рамке можно расстояние измерять,А искажения небольшие, особенно вблизи экватора,Планшеты этой карты не трудно составлять.Масштаб растет с увеличением широты,Но это неудобство картографы обходят,И мы не видим в том беды,Масштаб коль частный с легкостью находим.На карте все опасные для плавания предметы,Глубины моря, изобаты и характер дна,Маяки и объекты, что с корабля приметны,Другая информация, которая судоводителю нужна.Теперь все чаще применяются,Морские карты с электронною начинкой,Но и бумажные пока не отменяются,Хотя удобнее дисплей с цветной морской картинкой.У штурманов есть правило такое,Знать обстановку, в море выходя,Помимо карт, иметь он должен многое другое:Пособия, штудировать которые надо загодя.Одно из главных - "Лоция" морская,Там описание берега, приметных знаков,"Огни и знаки" - книга штурманов другая,Там вид, характеристика огней маяков.Других пособий нам не перечесть,Описано в них все, что нужно штурманам,И масса руководств - попробуй ими пренебречь,Режим там плавания, так важный морякам. |
|
Комментарии: - Створ - линия на Земле, проходящая через два береговых знака. Является линией безопасного движения в узкости. - Верное - наиболее верное из двух рассматриваемых направлений, неверное - менее точное из двух рассматриваемых направлений. - Магнитное склонение - угол в данной точке земной поверхности между направлениями магнитных силовых линий и географическим меридианом. - Девиация - угол отклонения магнитной стрелки магнитного компаса от магнитного меридиана, обусловленный влиянием корабельного железа. - Морская миля - длина стандартной морской мили, равная 1852 метра. |
|