Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

 

Основы ориентирования на земной поверхности:

- Форма Земли, Географические координаты, Локсодромия и ортодромия, Направления в море.

- Определение направлений в море, Определение скорости корабля, Лоция - составная часть навигации.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ В МОРЕ
 

Чтоб курс узнать или иное направление,

На корабле имеется гироскопический компас

Иль комплекс их - рук современное творение

Магнитный тоже есть, но это про запас.

 

Компасы норд фиксируют надежно,

И, значит, нам известен наш меридиан,

По ним измерить направление можно,

Коль нуль отсчета стал известен нам.

 

Компасы, к сожалению, погрешности имеют,

Систематическая - главная беда,

Но штурмана бороться с ней умеют,

Поправку вводят в направление всегда.

 

Для этого компасный курс и эталон сличают,

Который истинным считается при том,

Компасную поправку вычисляют,

Курс истинный выводится потом.

 

За эталон берется створа* направление,

Он также может вычисляться,

И точным будет без сомнения,

Теодолит, коль, будет применяться.

 

Ввести в компасный курс необходимо правку

При этом схему исправления нам узнать пора:

Значение верное равно неверному и плюс поправка*,

А правило о знаках, как в алгебре всегда.

 

Чтобы исправить магнитного компаса направление,

Ввести необходимо две величины:

Одна из них - магнитное склонение*,

Другая - девиация*- железом показания смещены.

 

Поправка древнего магнитного компаса,

Есть сумма этих величин,

Ее учитывать вовсе не напрасно,

Остаться без компаса не останется причин.

 

Магнитное склонение - на карте мы читаем,

А девиацию, сравнением познаем

Мы из магнитного - компасное значение вычтем,

Тем самым девиацию мы запросто найдем.

 

Чтоб знать прибавить что, а что отнять.

Когда мы направления сличаем,

Нам надо твердо правило то знать,

Которое курсивом выше отмечаем.

 

Когда в высоких плаваем широтах,

Любое направление надо сохранить,

При навигацких всех других заботах,

Нам гироазимут положено включить.

 

Его работа в комплексе с компасом,

Поможет нам ошибки исключить,

Курс будем знать по точности с запасом,

И при маневре сможем направление получить.

 

На корабле еще системы существуют,

Которые решают множество задач,

Координаты, курс и скорость штурману даруют,

Они основа - подводной навигации удач.

 

И называют их инерциальные системы,

В пространстве измеряют ускорения корабля,

И интегральные затем используются схемы,

Параметры движения - у штурмана всегда.

 

 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ КОРАБЛЯ
 

Чтобы измерить в море расстояние,

Необходимо единицу меры его знать,

Морская миля* - ее всеобщее признание

Так эту единицу - стали в мире называть.

 

Она - одна минута дуги меридиана,

Что в средней широте измерена была,

Для нас стандартной она стала,

Такой и в мореплавание вошла.

 

Чтоб корабля учесть перемещение,

Необходимо скорость его знать,

В узлах мы мерим быстроту движения,

А узел - миля в час - решили моряки принять.

 

А есть поменьше единица расстояния,

Зовется кабельтов она,

Совсем проста для понимания:

В одну десятую от мили принята.

 

Тогда размерность скорости другой считаем:

Она - сколь за минуту кабельтов прошли.

Узлы в нее легко мы обращаем,

Разделим на шесть их - ответ нашли!

 

Два вида скорости обычно отмечается:

Одна, что относительно морского дна,

Другая - относительно воды считается,

Они равны, когда не движется течением вода.

 

Первую из них мы абсолютной называем

Она работы движителей, течения результат,

Ее фактической иль путевой по праву мы считаем,

Вторая - относительная и в этом ее суть и постулат.

 

Длина пути и скорость лагом измеряются

Два типа применяется в морях:

Лаг абсолютный - на лодках только применяется,

Лаг относительный - на всех военных кораблях.

 

На каждом лаге счетчик миль имеется

Тех, что остались за кормой,

Когда два их отсчета разностью заменятся

Получим расстояние за интервал любой.

 

А скорость прямо по шкале снимается,

Она, как и отсчетов разность - РОЛ*,

Поправкою прибора исправляется,

Без этого, считай, пути счисления запорол.

 

Поправку лага узнаем на полигоне мерном,

Где измеряются режимы скоростей,

Их сравнивая с эталоном достоверным,

И в результате лаг используем точней.

 

Методики расчета, обработки измерений,

Для лагов разных типов - все это у нас есть,

Других не может быть решений -

Их каждый должен тщательно прочесть.

 

 
ЛОЦИЯ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАВИГАЦИИ
 

Чтоб в море плавать безопасно,

Чтобы задачи навигации решать,

Потратим время не напрасно.

Чтоб суть лоцийную узнать.

 

Все надо знать про все опасности,

Что будут в море нам мешать,

Чем больше в этом будет ясности,

Тем легче происшествие в море избежать.

 

Вода сплошная в море только с взгляду,

Оно имеет дно и иногда – неглубоко,

Там много скал подводных кряду,

Пройти их безопасно бывает нелегко.

 

Опасны также мели, рифы, подводная коса,

Искусственные сваи и ряжи,

Стремятся обойти их и это не спроста,

Последствия аварий на памяти свежи.

 

Чтоб не столкнуться с этим моря злом,

Чтоб исключить навалы и посадки,

Не меньше шести футов должно быть под килем,

Следи за корабельною осадкой.

 

Но главное надежно место надо знать,

И вероятный круг его расположения,

Тогда легко курс безопасный рассчитать,

Чтоб в плавании свободном не было сомнения.

 

На всякий случай все опасные места,

Буями, вешками надежно ограждают,

Система ограждения проста,

Их назначение по окраске различают.

 

А для того, чтоб место в море точно знать,

Система СНО на флоте существует,

Ее как средства навигации надо понимать,

Которые извне – счисление штурмана страхует.

 

На берегах приморских регионов,

Маяки, знаки, створы разные стоят,

Радионавигационные системы в отдельных районах,

Космические средства за координатами следят.

 

Чтоб корабль шел по назначению,

Морские карты штурману нужны,

Меркатора неоценимое значение,

Его проекции для моряков важны.

 

Меридианы, параллели здесь прямые,

Удобно транспортиром курсы проложить,

Углы на карте в точности такие,

Какие на Земле – нам удалось определить.

 

А неизменный курс – кривая на Земле,

Как знаем, локсодромией зовется,

На карте же – прямая, подобная стреле,

Недаром много лет – хвала сей карте воздается.

 

Другие есть удобства у проекции Меркатора,

По рамке можно расстояние измерять,

А искажения небольшие, особенно вблизи экватора,

Планшеты этой карты не трудно составлять.

 

Масштаб растет с увеличением широты,

Но это неудобство картографы обходят,

И мы не видим в том беды,

Масштаб коль частный с легкостью находим.

 

На карте все опасные для плавания предметы,

Глубины моря, изобаты и характер дна,

Маяки и объекты, что с корабля приметны,

Другая информация, которая судоводителю нужна.

 

Теперь все чаще применяются,

Морские карты с электронною начинкой,

Но и бумажные пока не отменяются,

Хотя удобнее дисплей с цветной морской картинкой.

 

У штурманов есть правило такое,

Знать обстановку, в море выходя,

Помимо карт, иметь он должен многое другое:

Пособия, штудировать которые надо загодя.

 

Одно из главных - "Лоция" морская,

Там описание берега, приметных знаков,

"Огни и знаки" - книга штурманов другая,

Там вид, характеристика огней маяков.

 

Других пособий нам не перечесть,

Описано в них все, что нужно штурманам,

И масса руководств - попробуй ими пренебречь,

Режим там плавания, так важный морякам.

 

 

Комментарии:

- Створ - линия на Земле, проходящая через два береговых знака. Является линией безопасного движения в узкости.

- Верное - наиболее верное из двух рассматриваемых направлений, неверное - менее точное из двух рассматриваемых направлений.

- Магнитное склонение - угол в данной точке земной поверхности между направлениями магнитных силовых линий и географическим меридианом.

- Девиация - угол отклонения магнитной стрелки магнитного компаса от магнитного меридиана, обусловленный влиянием корабельного железа.

- Морская миля - длина стандартной морской мили, равная 1852 метра.

 

 

 

 

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom