Плавание в особых условиях: |
|
- Особенности плавания в узкостях, Плавание во льдах, Особенности кораблевождения подводных лодок |
ОСОБЕННОСТИ ПЛАВАНИЯ В УЗКОСТЯХ |
|
Морской простор - лишь в океане,У берегов сужается район свободный,Он узкостью зовется в навигационном плане,Для плавания он очень неудобный.Там много банок, скал, подводных косФарватер среди них проложен для судов,А к точности пути - особо строгий спрос,И штурман к этому должен быть готов.Извилист путь - там много разных курсов,И все короткие, едва успеешь место нанести -Как тут же новый поворот, нет времени ресурса,Чтобы нормальную прокладку там вести.Поэтому заранее карты надо подготовить,Опасные параметры для ориентиров рассчитать,Разумными пределами скорость обусловить,Чтоб контрольные места успеть определять.Идти всегда по створам, где установлены они,Следить за циркуляцией во время поворота,Чтоб оказаться точно на створной линии путиСтараться, чтоб не смыкать доворотом.Курс должен быть в участке безопасном,Его граница - параметром запретным названа,Рулем пост управления дублируется запасным,И группа измерителей должна быть создана.Пост РЛС* навигационной,Экран и карту должен взором сочленять,И пеленг непрерывно измерять локационный,И информацию для штурмана давать.В особых случаях проводку корабля - заранее,Береговому БИПу поручить,При этом проявить серьезное внимание,Чтоб информацию от них надежно получить.Когда идете в точку якорной стоянки,Курс и дистанцию надо рассчитать,Следить чтоб не было по курсу банки,На ГКП* должны доклады ваши поступать. |
|
ПЛАВАНИЕ ВО ЛЬДАХ |
|
При плавании во льдах прямого курса быть не может,Корабль бьют осколки льда,И скорость лаг нам "не доложит",Приемные устройства льдом забиваются всегда.Счисление приблизительно ведется,Лишь обсервации покажут место корабля,Почаще находить его придется,За дрейфом и глубинам следя.При следовании в кильватер ледоколу,Или другому кораблю,Поддерживать с ним связь согласно протоколу,Дистанцию удерживать, чтоб не закрыло полынью.При этом важно, чтобы не столкнуться,Дистанцию короткую блюдя,Успеть от льдины увернуться,И из проложенной дорожки не сойдя.Полезно знать прогноз ледовый,Хоть иногда он сильно врет,Во всех он случаях толковый,Когда его доставил самолет.Нельзя идти меж льдом и глубиной опасной,При ветре с моря - лед полынью сожмет,Корабль в западне, уйти - усилия напрасны.Раздавит корпус сверхтяжелый лед. |
|
ОСОБЕННОСТИ КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК |
|
Когда ПЛ* на глубине, то риск особенно большой,Там курс всегда вблизи опасности идет:До грунта часто только метры под водой,К тому-ж один лишь ГАК* обзор во мгле ведет.Там важно знать не только глубину,Но и изрезанность рельефа дна морского:Его характер, площадь, высоту,Умение плавать в глубине - стоит дорогого.Определение места под водой,Для штурманов - особая задача,Береговой там нет зацепки ни одной,И лишь счисление может привести к удаче.И только в районах важных иль опасных,Подводные маяки ГМО* - обеспечение,Но в океанах их немного, их поиски напрасны,И лишь подвсплытие - момент для места уточнения.Нам плавание теперь и подо льдом доступно,Подлодки атомные так в Арктику идут,Им повезло, наверно, крупно,С СФ на ТОФ* чрез полюс северный плывут.Конечно, повезло, но подо льдом ходить, не просто,Среди глубин на карте много белых пятен,Да и другую обстановку знаем только сносно,Рельеф там дна - во многом непонятен.
А полынью найти и всплыть - проблема,Тут опыт должен быть у моряков,Как совершить маневр - и это подготовки тема,Как правило, там нет подводных маяков.Недаром же поход такой наградам отмечают,И штурманов заслуга в этом есть,Они за безопасность отвечают,Хвала за это им - и честь!Масштаб у полюса до бесконечности растет,Поэтому и карт морских там быть не может,Но если полюс на экватор-квази* "перейдет","Меркатор поперечный"* там плавать нам поможет.В систему "квази" и направления переводят,При этом угол перехода надо вычислять,По долготе его воспроизводят,Поэтому координаты в "квази" легко пересчитать. |
|
Комментарии: - РЛС - радиолокационная станция. ГКП - главный командный пункт корабля. - ПЛ - подводная лодка. - ГАК - гидроакустический комплекс корабля. Для обнаружения подводных объектов. - ГМО - гидроакустические маяки-ответчики, устанавливаемые под водой. - СФ, ТОФ - Северный и Тихоокеанский флоты ВМФ. - Экватор-квази - "квази" от латинского "как бы" - в данном случае "как бы экватор". Для приполюсных районов навигационные карты строятся в квазигеографической системе координат. На них северный географический полюс находится на квазиэкваторе. - "Меркатор поперечный" - карта, составленная в поперечной меркаторской проекции (для плавания в приполюсных районах). |
|